«Утверждаю»
зам. директора по ВР
__________________О.А. Рыкова
«____»__________2020 г.
Воспитательная подпрограмма
«Адаптация обучающихся, проживающих в общежитии»
на 2020 - 2021 годы
Подпрограмму разработала:
Гармашова О.В.,
воспитатель I категории
Новосибирск 2020 г.
1 Паспорт подпрограммы
Разделы паспорта подпрограммы | Содержание разделов подпрограммы |
1. Название подпрограммы | Воспитательная подпрограмма «Адаптация обучающихся, проживающих в общежитии» на 2020 - 2021 годы |
2. Сроки реализации | I этап: проектный Цель: подготовка условий создания системы воспитания в адаптационный период. Задачи: изучить нормативную базу, подзаконные акты. разработать, обсудить и утвердить подпрограмму воспитания в адаптационный период. проанализировать материально-технические условия реализации подпрограммы. подобрать диагностические методики по основным направлениям подпрограммы. II этап: практический Цель: реализация подпрограммы воспитания в адаптационный период. Задачи: отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия; разработать методические рекомендации воспитания в адаптационный период; расширять и укреплять связи и отношения учреждений дополнительного образования и культуры; проводить мониторинг реализации подпрограммы. III этап: аналитический Цель: анализ итогов реализации подпрограммы; Задачи: обобщить результаты работы; провести коррекцию затруднений в реализации подпрограммы; спланировать работу на следующий период. |
3. Основание для создания подпрограммы | Конвенция о правах ребенка; Декларация прав ребенка; Конституция РФ; Закон РФ «Об образовании»; ГАПОУ НСО «НКАиДХ» «Устав» от 29.06.2018 г. ГАПОУ НСО «НКАиДХ» «Положение об общежитии» от 13.02.2019 г. ГАПОУ НСО «НКАиДХ» «Правила внутреннего распорядка общежитий» от 30.05.2016 г. |
4. Содержание подпрограммы | Паспорт подпрограммы. Пояснительная записка. Целевой блок. Механизм реализации подпрограммы. Диагностика эффективности содержания деятельности. Оценка эффективности реализации подпрограммы. Прогнозируемый результат. Список литературы. |
5. Аннотация подпрограммы | Воспитательная подпрограмма «Адаптация обучающихся, проживающих в общежитии» на 2020 - 2021 годы является частью Программы воспитание и социализация обучающихся, проживающих в общежитиях «Новосибирского колледжа автосервиса и дорожного хозяйства» на 2020-2024 годы. Воспитательная подпрограмма «Адаптация обучающихся, проживающих в общежитии» на 2020 - 2021 годы составлена с учетом конкретных условий общежития, особенностей коллектива проживающих, их возрастных и индивидуальных особенностей. Подпрограмма рассчитана на проживающих от 15до 23 лет. Подпрограмма дает возможность для создание в общежитии единого воспитательного пространства, главной ценностью которого является личность каждого проживающего, формирование духовно развитой, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, на самостоятельную выработку идей на современном уровне, умеющей ориентироваться в социокультурных условиях. Адаптация обучающихся категории «дети-сироты» в общежитии – это сложный многоуровневый процесс приспособления и утверждения личности в новых для нее условиях социальной среды на стадии самостоятельной жизнедеятельности. Процесс адаптации в этот период направлен на формирование позитивной жизненной установки сироты в социуме, связан с жилищно-бытовым устройством и сопровождается активным усвоением новой общественной среды, налаживанием социальных связей, усвоением новых социальных ролей, реализацией коммуникативного и интеллектуального потенциала, его профессиональным становлением. В подпрограмме созданы условия для развития творческих, индивидуальных способностей и роста личности проживающего. |
6. Предполагаемый результат | Реализуя данную подпрограмму, ожидается достижение следующих результатов: - обогащение индивидуального опыта в организации собственной жизнедеятельности; - приобретение позитивного опыта внутригруппового сотрудничества; - актуализация мотивации познавательной, творческой активности; - осознание необходимости включаться в общение с окружающими на основе взаимопонимания, миролюбия; - формирование навыков здорового образа жизни, понимание необходимости отрицания вредных привычек; - реальное достижение успеха в конкретных видах деятельности; - формирование у обучающихся правосознательного поведения; |
Пояснительная записка
В общежитии ГАПОУ НСО «Новосибирский колледж автосервиса и дорожного хозяйства» проживают обучающиеся из сел района и ближайших городов, ближнего зарубежья, так же обучающиеся имеющие статус сирота и оставшиеся без попечения родителей. Адаптация первокурсников стоит первоначальной задачей для воспитателей общежития. В период адаптации, обучающихся к условиям проживания в общежитии мы сталкиваемся с серьезными проблемами в личностном развитии и поведении обучающихся. Среди наиболее острых можно обозначить следующие: заниженная или завышенная самооценка, конфликты со сверстниками, не сформированность навыков самообслуживания, не умение находить компромиссное решение в конфликтных ситуациях. Многие обучающиеся не умеют организовать свой досуг.
Первое время обучающиеся переживают определенный кризис. Этому способствует смена коллектива, встреча с новыми требованиями, потеря привычного статуса в группе сверстников.
Адаптация обучающихся к условиям проживания в общежитии - это сложный процесс приспособления к новым условиям, предпосылка активной деятельности и необходимое условие ее эффективности. В этом положительное значение адаптации для успешного функционирования индивида в той или иной социальной роли.
Период адаптации дает возможность осуществить проверку социальной зрелости обучающихся к вхождению в социум, а также спрогнозировать их дальнейшее продвижение и развитие.
Воспитание, как функция современного образования, представляет собой систему содействия процессу самостоятельного развития качеств личности, требуемых обществом, способностей и готовности к высокой культуре социальной самореализации личности специалиста.
В этом отношении для системы воспитания обучающихся, проживающих в общежитии, приобретают особое значение следующие моменты методического характера:
- умение опираться в воспитательном влиянии, как в учебном процессе, так и во внеурочное время на богатейшие возможности коллективной самоорганизации, спонтанной творческой активности обучающихся, направляя её в нужное русло с точки зрения конечных результатов и отдалённых последствий воспитательного воздействия, а не сиюминутного педагогического удовлетворения;
Общежитие колледжа – не только место проживания, но и новая социальная микросреда, определяющая перспективные направления профессионального и духовного развития личности, преодоление трудностей и противоречий процесса адаптации молодёжи к новым социально-бытовым условиям. Молодые люди приобретают опыт межличностных отношений, взаимодействия и общения. В общежитии в большой степени вырабатывается индивидуальный стиль жизни, деятельности и общения молодого человека.
Важнейшим фактором воспитательной работы в общежитии является создание благоприятной психологической атмосферы – педагогически воспитывающей среды. Эта среда может быть, сформирована путём массового, и самое главное, качественного участия обучающихся в культурно -досуговых и спортивно-оздоровительных мероприятиях, проводимых в общежитии.
Создание в общежитии единого воспитательного пространства, главной ценностью которого является личность каждого обучающегося, формирование духовно развитой, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, на самостоятельную выработку идей на современном уровне, умеющей ориентироваться в социокультурных условиях.
3 Целевой блок
Цель:
создание условий для успешной адаптации проживающих в общежитии и формирование у них готовности к личностному и мировоззренческому саморазвитию.
Задачи:
- Обеспечить предпосылки для успешной адаптации и психологического комфорта у обучающихся к условиям проживания в общежитии;
- Воспитать навыки культуры проживания в коллективе;
- Создать органы самоуправления в коллективе проживающих;
- Сократить случаи девиантного и делинквентного поведения;
-Привить трудовые навыки.
Принципы:
- Принцип Гуманизма - взаимодействие субъектов деятельности;
- Принцип Индивидуализации - учёт уровня развития способностей студентов, включение в план воспитательной работы мероприятий, направленных на индивидуальное развитие студентов;
- Принцип Дифференциации - предполагает создание целостной воспитательной и социально-психологической системы.
Диагностический инструментарий: социометрия Морено (взаимоотношения со сверстниками), анализ воспитательной работы (соблюдение правил проживания, количество обучающихся, посещающих кружки и секции), наблюдение (соблюдение санитарно-гигиенических навыков).
4. Механизм реализации подпрограммы
Реализуя данную Подпрограмму, воспитатели определяют содержание конкретных мероприятий, организуют их выполнение, обсуждают предложения, направленные на повышение эффективности в работе.
Поэтапное содержание реализации подпрограммы
Деятельность по созданию системы адаптационного воспитания | Участники деятельности | Сроки |
I этап (проектный) |
Обсуждение и утверждение подпрограммы | Замдиректора по ВР, воспитатели | Июнь 2020г. |
Изучение научно-методической литературы | воспитатели | Август 2020г. |
Организация адаптационной работы с проживающими | Психолог, воспитатели, соц. педагог | 2020-2021 г. |
II этап (практический) |
Создание мониторинга развития личности | Психолог, воспитатели, соц. педагог | 2020г. |
Ежегодное исследование эффективности подпрограммы | Замдиректора по ВР | 2020-2021 г. |
Обобщение педагогического опыта по адаптации подростков первого года проживания в общежитии | воспитатели | 2020-2021 г. |
Обсуждение на педсоветах проблем, связанных с совершенствованием содержания воспитания, проживающих в адаптационный период | Замдиректора по ВР воспитатели | 2020-2021 г. |
Внедрение воспитательной подпрограммы в воспитательную работу общежития | Психолог, воспитатели, соц. педагог | Сентябрь 2020г. |
Организация адаптации проживающих в коллективе общежития. Развитие коллектива и микро-коллектив в комнате. Подготовка к завершению учебного года. | Воспитатели, проживающие | 2020-2021 г. |
III этап (аналитический) |
Создание банка инновационных технологий адаптационного воспитания. | Воспитатели | Апрель 2021г. |
Обобщение опыта эффективных форм сотрудничества всех субъектов образовательного сообщества в рамках адаптационного воспитания. | Психолог, воспитатели, соц. педагог | Май 2021г. |
Подготовка диагностико-аналитических материалов об итогах реализации подпрограммы | Психолог, воспитатели, соц. педагог | Май 2021г. |
Проектирование перспективных путей и способов дальнейшего развития воспитательной подпрограммы «Адаптация обучающихся, проживающих в общежитии». | Психолог, воспитатели, соц. педагог | Июнь 2021г. |
Основные мероприятия Подпрограммы
№п/п | Содержание работы | Срок выполнения | Ответственные |
1 | Индивидуальные собеседования с обучающимися и их родителями. Сбор аналитических данных. Оформление индивидуальных карт. | Сентябрь | Воспитатели, соц. педагог, педагог-психолог |
2 | Составление психологического портрета. Анкетирование «Расскажи мне о себе». | Сентябрь | Воспитатели, педагог-психолог |
3 | Знакомство обучающихся и воспитателей, создание благоприятного психологического климата. | Сентябрь | Воспитатели, совет общежития |
4 | Ответственное отношение к имуществу, соблюдение распорядка дня. | По плану воспитательной работы | Зам.директора по ВР, воспитатели, соц. педагог, педагог-психолог |
5 | Выбор членов Совета общежития, старост этажа. Ответственное отношение к порядку в комнатах. | Сентябрь | Воспитатели, совет общежития |
6 | Планирование работы Совета общежития. Работа Совета общежития. Проведение заседание Совета. Подведение итогов работы за месяц, анализ и планирование работы на следующий месяц. | Сентябрь, ежемесячно | Воспитатели Члены совета общежития |
7 | Выявление группы риска, выявление увлечений, интересов и потребностей обучающихся, проживающих в общежитии. | В течение года | Воспитатели, педагог-психолог |
8 | Формирование благополучного психологического климата среди проживающих в одной комнате; Недопустимость возникновение конфликтов, отсутствие случаев давления и неуважительного отношения друг к другу. | В течение всего периода обучения | Воспитатели, совет общежития |
9 | Индивидуальные беседы воспитателей с обучающимися по их проблемам, консультации психолога. | В течение учебного года | Воспитатели, педагог-психолог |
10 | Исключение случаев потери контингента из-за неспособности адаптироваться к условиям проживания в общежитии. | В течение учебного года | Воспитатели, соц. педагог, педагог-психолог |
11 | Изучение межличностных отношений. Предупреждение конфликтных ситуаций. | В течение учебного года | Воспитатели |
12 | Проведение консультаций, бесед с родителями по вопросам профилактики вредных привычек, административной и уголовной ответственности молодежи. | В течение года | Воспитатели, соц. педагог, педагог-психолог |
13 | Регулярное проведение профилактических бесед с обучающимися, склонными к совершению правонарушений. Повышение уровня информированности. | В течение года | Воспитатели |
14 | Общие собрания студентов. Предупреждение нарушения правил проживания. | Ежемесячно | Воспитатели, члены совета общежития |
15 | Проведение рейдов с целью контроля санитарного состояния комнат и мест общего пользования. Соблюдение санитарного состояние комнат. | Ежедневно | Воспитатели, старосты |
16 | Оформление тематических уголков, пропагандирующих ЗОЖ. Повышение уровня информированности. | В течение учебного года | Воспитатели, совет общежития |
17 | Проведение диспутов на этические темы. Развитие коммуникативных способностей. | В течение учебного года | Воспитатели |
18 | Проведение деловых игр, викторин по этикету. Развитие коммуникативных способностей, воспитание культуры поведения. | В течение учебного года | Воспитатели |
19 | Работа с обучающимися по эстетическому оформлению комнат. Конкурсы «Самая уютная комната» и «Самая новогодняя комната» | Октябрь декабрь | Воспитатели, совет общежития |
6 Прогнозируемый результат
- успешная адаптация обучающихся к проживанию в новых условиях, сокращение случаев девиантного поведения;
- усвоение обучающимися норм и правил проживания в общежитии;
- усвоение обучающимися первичных навыков самообслуживания и самоконтроля;
- работа Совета общежития;
- сокращение случаев потери контингента за счет дезадаптации и девиантного поведения;
- сокращение количества проживающих, которые входят в «группу риска»;
- сокращение случаев нарушения правил внутреннего распорядка общежития;
- развитие работы групп по интересам, вовлечение большего числа проживающих в творческие дела общежития;
- достижение соответствия эстетическим требованиям в оформлении комнат проживающих и других помещений общежития.
7 Список литературы
1. Адаптация и управление свойствами организма. Под ред. Сорокина А.П. , Стельникова Г.В., Вазина А.Н.-М.: «Медицина» , 2005.
2. Дубровина И.В. Практическая психология образования. М.2007
3. Лукьянченко Т.И. Практикум по психодиагностике. Г.-А, 2006
4. Энциклопедия психологических тестов. Личность, мотивация, потребность. М.:ООО «издательство АСТ», 2008.
5. Александровский Ю.А. Состояние психической дезадаптации и их компенсация. М.. 2009
6. Алексеев С.А. Перевоспитание трудных подростков в условиях временного коллектива: Автореф. канд. дисс. - Л., 2005. - 18 с.
7. Башкатов И. П. Социально-психологические особенности развития криминогенных групп подростков // Психология и профилактика асоциального поведения несовершеннолетних / Под ред. С. А. Беличевой. - Тюмень: ТГУ, 2007. - С. 15-26.
8. Психология и профилактика асоциального поведения несовершеннолетних / Под ред. С.А. Беличевой. - Тюмень: ТГУ, 2003.
9. Психология современного подростка / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Педагогика, 2007.
10. Хвостов А. Онтогенез морального сознания: от подростка до студенческой молодежи // Развитие личности. - 2009. - N1.
11. Чернова О.Л. Субъективные предпосылки общения учителей и подростков: Автореф. дисс...канд.психол.наук. - М., 2005.
12. Шильштейн Е.С. Особенности презентации Я в подростковом возрасте // Вопросы психологии. - 2006. - N2.
13. Ярцев Д.В. Особенности социализации современного подростка // Вопросы психологии - 2009.- N6. - С. 54-58.