Воспитательная программа
«Формирование общей культуры гимназиста»
Пояснительная записка
Одной из приоритетных задач современной общеобразовательной школы следует признать формирование творчески, смело и свободно мыслящего человека, обладающего высокой культурой, широкими и глубокими, постоянно обновляющимися и развивающимися знаниями. Основное противоречие, выявленное в процессе воспитательной работы, состоит в том, что очевидна необходимость возрождения и создания духовно-нравственной основы воспитательного процесса, который мог бы эффективно противостоять негативному влиянию улицы, СМИ и другим асоциальным явлениям современной жизни.
Программа «Формирование общей культуры гимнаиста» предназначена для воспитательной работы в 5-11 классах. Программа помогает классным руководителям профессионально и грамотно организовать внеурочную работу учащихся. Материал программы направлен на то, чтобы школьники создать условия для гармоничного развития личности. З
Занятия, разработанные в соответствии с данной программой, предполагают привлечение родителей к совместной работе с детьми, что, несомненно, сплачивает семьи, помогает в решении вечной проблемы «отцов и детей». Программа помогает ученику сформировать новое отношение к себе, своему характеру, способностям.
Классный руководитель создает коллектив с благоприятной нравственной и эмоционально-психологической средой, способствующей разностороннему развитию учащихся, формированию у них потребности в самообразовании и самовоспитании, становлению и проявлению индивидуальности каждого ребенка.
Цель программы заключается в создании условий для формирования культуры личности школьника, воспитание Человека и Гражданина, умеющего адаптироваться в современном мире, способного найти место в нем, самостоятельно принимать решения, выражать свое мнение, творчески мыслить.
Задачи воспитательной работы:
Развитие социальных умений и навыков функционирования коллектива в обществе (взаимодействие с педагогическим коллективом, классом, родителями и т.д.).
Совершенствование условий для развития потребностей в самопознание, саморазвитии и самоопределении на основе нравственных ценностей и ведущих жизненных ориентиров.
Создание условий для сохранений и укрепления здоровья воспитанников. Пропаганда здорового образа жизни.
Формирование морально- этических жизненных принципов у учащихся, патриотическое воспитание, эстетическое развитие.
Приобретение учащимися навыков ориентирования в мировом информационном пространстве (поиск информации on-line и off-line, работа с удаленными базами данных и знакомство с законами об авторском праве и интеллектуальной собственности)
Основные направления работы:
Культура здорового образа жизни.
Духовно-нравственная культура.
Эстетическая культура
Социальная культура.
Психологическая культура.
Информационная культура.
Данная программа апробирована в течение 7 лет.
Результаты апробирования показали, что возрос уровень воспитанности классного коллектива. Сформировались коммуникативные навыки учащихся. Привиты нормы поведения в общественных местах. Значительно расширился кругозор учащихся в области искусства, здорового образа жизни, культуры человеческих взаимоотношений, сформирована система специальных знаний и умений в области детско-юношеского туризма. Сформированы психологические качества высоконравственной личности, привиты навыки ценностных ориентаций. Освоены приемы информационного поиска с использованием современных компьютерных технологий.
Содержание
Культура ЗОЖ – здоровьесберегающая и здоровьеукрепляющая функции. Эта грань культуры личности имеет своей целью сохранение и укрепление здоровья детей как условия существования и развития других сторон образа жизни.
Мероприятия: Тематические классные часы, подвижные игры на свежем воздухе, беседы со специалистами (медицинскими работниками, психологами), КТД по пропаганде здорового образа жизни, спортивные соревнования, экскурсии и турпоходы.
Критерий | Показатели | Диагностические средства | Результат |
Физическая развитость | Состояние здоровья учащихся, сознательное отношение к своему здоровью. | Статистический анализ количества пропусков учащихся по состоянию здоровья. Анкетирование. | Составление карты здоровья учащихся |
Духовно-нравственная культура. Целью данного направления является формирование основных духовных ценностей культурной личности. В этом направлении выделяются нравственная культура, эстетическая культура, этическая культура и др.
Мероприятия: Тематические классные часы, литературные гостиные, КТД, встречи с интересными людьми (поэтами, работниками музеев, участниками Великой Отечественной войны), участие в благотворительных акциях, посещение театра.
Критерий | Показатели | Диагностические средства | Результат |
Нравственная развитость учащихся | Сформированность основных нравственных качеств личности | Уровень воспитанности. Методика С.М. Петровой «Пословицы», «Диагностика нравственной самооценки», «Диагностика этики поведения», «Диагностика отношения к жизненным ценностям», «Диагностика нравственной мотивации» | Проведение акциях «Милосердие », «Забота. День пожилого человека», «Красный тюльпан надежды», участие в проекте «Помоги детям -сиротам» |
Социальная культура включает в себя культуру общения, взаимодействия, культуру поведения, культуру коммуникативной толерантности и др. Главная цель данного направления воспитания заключается в формировании человека, готового к выполнению общественных функций труженика и гражданина.
Мероприятия: Классные часы, Ситуативный практикум по культуре общения, родительско-ученическая конференция (профилактика межличностных конфликтов).
Критерий | Показатели | Диагностические средства | Результат |
Развитость социальной активности учащихся | Социальная активность | Методика Е.Н. Степанова для определения социальной активности школьников, Методика Л.В. Байбородовой «Акт добровольцев», методика В. Михала. Тест незаконченных предложений, для определения отношения ребенка к семье и школе | Организация ученического самоуправления в классе |
Психологическая культура. Целью данного аспекта воспитательной работы является гармонизация внутреннего мира ребёнка, создание целостной непротиворечивой «Я - концепции», состояния внутреннего благополучия. Данное направление предполагает активизацию процессов самообразования, самосовершенствования, самореализации, саморазвития.
Мероприятия: Индивидуальные беседы и консультации с психологом, тематические классные часы, КТД.
Критерий | Показатели | Диагностические средства | Результат |
Самоактуализирован-ность личности учащихся | Уровень сформирован-ности мотивации достижений | Методика Ю.М. Орлова «Шкала оценки потребности в достижении», тестирования по Казанцевой Г.Н. по изучению общей самооценки, оценка нервно-психического напряжения по Рогову Е.И., методика В.Смекала и М.Кучера на изучение направленности личности | Банк данных психологических портретов учащихся |
Эстетическая культура. Целю является формирование способности личности к полноценному восприятию, правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности, стремление и умение строить свою жизнь по законам красоты.
Мероприятия: посещение театра, выставок, туристические и экскурсионные поездки, организация концертов, классные часы «В мире прекрасного».
Критерий | Показатели | Диагностические средства | Результат |
Сформированность эстетической культуры | Сформированность способностей полноценному восприятию, правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности. | Творческие работы, отзывы, рецензии | интерес ребят к различным видам искусства |
Программа реализуется посредством ученического самоуправления в классе и системы работы с родителями.
Ученическое самоуправление в классе
Ученическое самоуправление в классе осуществляется через творческие группы (Центры), что является наиболее приемлемой формой, т.к. предполагает добровольное объединение учащихся в группы по интересам.
Каждая группа занимается планированием и организацией КТД, традиционных школьных дел по основным направлениям работы школы (интеллектуальному, патриотическому, духовно-нравственному, эстетическому, экологическому, трудовому развитию).
Содержание деятельности структурных компонентов ученического самоуправления
Общее Собрание класса Высший орган ученического самоуправления
Классная Дума планирует классные дела, готовит сценарии дел и мероприятий, заслушивает отчет Мэра города, руководителей Центров, оценивает результаты деятельности Центров, утверждает правила, памятки и другие документы, осуществляет выполнение решений .
Мэр класса– староста.
Центр Науки и знаний организует взаимопомощь в учении, планирует, организует и проводит познавательные дела в городе, проводит конференции, участвует в подготовке дней науки и творчества, ведет учет интеллектуальных достижений жителей города Друзей.
Пресс-центр собирает и обрабатывает информацию других Центров и служб, ведет работу по подготовке к публикации сообщений и новостей в общешкольной газете «Чертова дюжина»; информирует учащихся о событиях, происходящих в гимназии, проводимых в нём конкурсах, соревнованиях и сообщает об их результатах;
Центр труда и заботы планирует и организует работу добровольческого отряда (помощь школьной библиотеке, шефство над ветераном Великой Отечественной войны), контролирует деятельность дежурных по классу, вносит предложения по ее улучшению; организует учеников для помощи школе в различных хозяйственных работах (субботник, ремонт мебели, генеральная уборка и т.д.).
Центр культуры и отдыха организует проведение традиционных праздников («День именинника», «Новый год» и др.); планирует и организует досуг класса, занимается организация концертов, культурных программ, шоу-программ. Оказывает помощь в проведении КТД.
Центр здоровья и спорта проводит дни здоровья, организует работу по подготовке и формированию команды к различным соревнованиям, фиксирует спортивные достижения, организует просветительскую работу по здоровому образу жизни.
Вовлечение в работу с учащимися их родителей
Воспитательная система класса не может работать эффективно без тесного сотрудничества с родителями учащихся.
Хорошо организованное взаимодействие семьи и школы дает возможность осознать родителям, что для развития здоровой и полноценной личности необходимо их непосредственное активное участие в жизни класса и школы.
Совместная работа учащихся и родителей является многоплановой.
Родители класса должны активно участвовать во всех направлениях воспитательной работы в классе. Они должны иметь высокую заинтересованность не только в повышении успеваемости и качества обучения, но и в формировании духовно - нравственной культуры учащихся. Особое внимание в совместной с родителями деятельности уделяется культуре здорового образа жизни школьников. Важной частью воспитательного процесса является деятельность классного руководителя и родителей по формированию психологической культуры школьников. Родители должны понимать, что только личный пример взрослых способен воспитать личность, готовую к выполнению общественных функций труженика и гражданина, поэтому также активны и в формировании социальной культуры учащихся.
Критерий | Показатели | Диагностические средства | Результат |
Удовлетворённость учащихся и родителей жизнедеятельностью в классе и школе. | Комфортность, защищённость личности учащегося, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности в классе и школе. Удовлетворённость родителей результатами обучения и воспитания ребёнка, его положением в школьном коллективе. | Методика А.А. Андреева "Изучение удовлетворённости учащихся школьной жизнью". Методика Е.Н. Степанова "Изучение удовлетворённости родителей работой образовательного учреждения" | Активное участие в КТД, конференциях |