" Воспитательная система класса и гражданско - патриотическое воспитание учащихся».
В статье идёт речь о роли гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания в формировании личности современного школьника.
Ключевые слова: гражданско-патриотическое воспитание, духовно-нравственное воспитание, патриотизм, гражданственность.
За последние годы в российском обществе и молодежной среде очень часто проявляются негативизм, демонстративное пренебрежительное отношение к стране, к взрослым, жестокость в крайних проявлениях..
Необходимо сказать, что Россия, столкнулось с проблемой – отсутствием патриотизма у молодого поколения.
Все это сопровождается такими разрушительными явлениями, как рост детской беспризорности, детской и подростковой преступности, наркомании, сектантства, особое значение имеет возвращение к традиционной для нашего Отечества системе нравственных ценностей.
Главной задачей частности воспитательной системы класса является формирование личности, проникнутой духом родной культуры, своей страны…
В обществе произошло снижение воспитательного воздействия национального фактора на формирование нравственности и патриотизма, необходимо возрождать патриотизм и нравственность в наших детях. Гражданско-патриотическое воспитание представляются неразрывно связанными между собой и одинаково важны для становления личности, связанной с родными корнями, лучшим в культуре своих предков, героическим прошлым России.
Под духовно-нравственным воспитанием понимается передача детям тех знаний, которые формируют их нравственность на основе традиционной для Отечества духовности. Духовно-нравственное воспитание, будучи стержнем формирования нравственной личности, гражданина и патриота России, является неотъемлемой частью общего учебно-воспитательного процесса, осуществляемого в системе отечественного образования.
Под гражданско-патриотическим воспитанием понимается формирование у детей и подростков высокого патриотического сознания, верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота Родины, способного успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.
Говоря о патриотическом воспитании необходимо определить, что такое патриотизм и кого мы можем назвать патриотом. Патриот — человек, тот, кто любит свое отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины.
В настоящее время от школы требуется создание целостной системы по формированию гражданско-патриотических ориентиров у учащихся.
Для достижения цели по гражданско-патриотическому воспитанию, считаю, что воспитательная система должна решать следующие основные задачи:
• изучение истории своего края;
• воспитание чувства любви, гордости за свою Родину, готовности её защищать;
•развитие у подростков уважения, милосердия и сочувствия к ветеранам войны и труда, семьям погибших защитников Отечества, престарелым людям;
• создание необходимых условий для воспитания патриотизма, как духовной составляющей личности гражданина.
Правильное определение цели и задач работы данных направлений помогает выбрать оптимальные методы и формы организации воспитательных мероприятий. На мой взгляд, наиболее приемлемыми и дающими качественный результат являются: беседы, экскурсии, акции милосердия, встречи с замечательными людьми, участие в совместных с родителями походах и праздниках, просмотры фильмов с последующим обсуждением, создание собственных проектов.
Патриотическое и духовно-нравственное воспитание начинается с познания ценности Родины. В процессе развития человек постепенно осознает свою принадлежность к коллективу, классу, школе, народу, Родине. Вершиной воспитания является осознание себя гражданином страны. Меня как классного руководителя волнуют вопросы, связанные с воспитанием патриотизма и формирование у учащихся гражданских позиций, считаю, что воспитание любви к Родине и формирование достойного гражданина должны стать основными составляющими в учебно-воспитательной работе школы. Здесь видны огромные возможности краеведческой деятельности в воспитательной системе школы и класса, которая позволяет воспитывать патриота и гражданина не на абстрактных идеалах, а на конкретных примерах, приобщать ребят к культурному наследию РФ и «малой родины».
В школьном возрасте наиболее целесообразно приобщение детей к патриотизму и гражданственности, а этому способствуют воспитательные мероприятия – День защитников Отечества, День Победы, встречи с ветеранами ВОВ, День народного единства, информационные часы на тему: «Моя малая Родина», «Они защищали нашу землю», акция «Ветеран живёт рядом», уроки мужества, уход за братскими могилами. Так как именно на основе патриотических и духовно-нравственных ценностей можно воспитать ответственную, мужественную, духовно-развитую личность. Участие в различных конкурсах, презентациях делает детей более раскованными и культурными в общении.
Посещение театров, выставок, музеев так же обогащают нравственный мир школьников, развивают их эстетический вкус. В процессе развития человек постепенно осознает свою принадлежность к коллективу, классу, школе, народу, Родине. Вершиной патриотического воспитания является осознание себя гражданином страны.
Воспитательная система должна – спланировать такие формы работы, которые вызовут интерес у школьников, и тогда вступление в ряды взрослых и отважных граждан, будет происходить по инициативе самих учеников. Именно в школьном возрасте надо приобщить детей к патриотизму и гражданственности, а этому способствуют воспитательные мероприятия – День защитников Отечества, День Победы… информационные часы на тему: «Моя малая Родина», «Они защищали нашу землю», уроки мужества, уход за братскими могилами. Так как именно на основе патриотических и духовно-нравственных ценностей можно воспитать ответственную, мужественную, духовно-развитую личность.
История страны складывается из истории отдельных регионов, поэтому привлечение краеведческого материала на уроках истории необходимо и педагогически оправдано. При изучении темы «Великая Отечественная война Советского Союза» ребята делают сообщения о солдатах – Ивановцах, которые участвовали во всех сражениях войны, работают над созданием виртуального музея 117-Иваново - Познаньской стрелковой дивизии».
Особый интерес у учащихся вызывают сообщения, подготовленные на основе рассказов родственников с подборкой фотографий из семейного архива. В ходе диалогового обсуждения на классных часах выявляется общее и единичное в культуре Ивановского края. Использование местного материала способствуют формированию активной гражданской позиции, толерантности, формированию у учащихся политико –правовой и духовной культуры.
Литература
1.Гражданское образование: ценности и приоритеты. Материалы Всероссийской научно – практической конференции. Брянск. БИПКРО. 2006.
2. Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи: проблемы и стратегия. // Преподавания истории и обществознания в школе// 2007. №7
3. Концепция гражданского образования в общеобразовательных учреждения // Преподавания истории и обществознания в школе// 2009. №7