Тема: «Радио»
Цель: обобщить и расширить знания о средствах передачи информации на расстоянии, об изобретателях радио, радиоволнах и их практическом применении.
Образовательные
обобщить и расширить знания по теме радио;
показать историческую значимость личности А.С. Попова и его открытия для современной жизни;
Коррекционно-развивающие
развивать речь, умение представлять результаты своей работы перед слушателями и оценивать работу своих одноклассников;
Воспитательные
формировать научное мировоззрение;
воспитывать гражданско-патриотическое мышление.
Оборудование и материалы: персональный компьютер, мультимедиа-проектор, экран, мультимедиа-презентации.
Ход мероприятия:
Есть послушный коробок.
Удивительный дружок.
Включишь – громко говорит.
Тумблер повернешь – молчит. (Радио)
Кто знает, что такое радио?
У кого дома есть радио?
Кто знает и умеет его настраивать?
Радио – это средство передачи на расстояние сообщений, новостей, музыки, то, что многие слушают дома, в автомобиле или на работе. Невозможно представить нашу жизнь без такого привычного звукового вещания, как радиопередача. Но мало кто задумывался, как появилось это изобретение, и кто первый придумал радио.
Слайд 1. 18 апреля Всемирный День радиолюбителя. Об этом мы сегодня и поговорим. Дата для «Дня радиолюбителя» выбрана не случайно. Именно в этот день, 18 апреля, в 1925 г, в столице Франции городе Париже энтузиастами радиодела был создан «Международный радиолюбительский союз», призванный объединить всех людей, занимающихся радиолюбительской связью, которая в то время считалась чем-то фантастическим.
Слайд 2. Само радио было открыто 7 мая 1895 году. Александр Степанович Попов сделал научный доклад о новом методе беспроводной передаче электрических сигналов с использованием электромагнитных волн и провел первый публичный сеанс радиосвязи с помощью изобретенного им радиоприемника.
Слайд 3. Первые радиовещательные передачи в Советской России велись в 1919 году из Нижегородской радиолаборатории, с 1920 — из опытных радиовещательных станций в Москве, Казани и других городах. В 1921 году была принята программа по организации радиовещания в крупных городах и уездных центрах. В конце сентября в Москве начал работать первый радиоузел. Так внедрилось постоянное массовое вещание радиопередач по уличным громкоговорителям в СССР.
Слайд 5. В 1941-42 годах, в условиях ВОВ, всего за девять месяцев была построена самая мощная в мире Куйбышевская радиовещательная станция. Это был «Секретный объект №15», на строительство которого из лагерей доставили около двух десятков политзаключенных с техническим, инженерным образованием и связистов. Двухэтажный подземный бункер, где располагалось радиооборудование, до сих пор находится на глубине 22 метров под землей. Первая испытательная передача велась на средних волнах.
Слайд 6. Радиовещание стало широко внедряться в послевоенные годы. Начинается строительство областных телерадиоцентров, радиофикация колхозов, переход Всесоюзного радио на трехпрограммное вещание.
В 2012 году Государственной комиссией по радиочастотам (ГКРЧ) подписан протокол, согласно которому выделяется полоса радиочастот для создания на территории Российской Федерации сетей цифрового радиовещания.
Слайд 7. Стоит отдельно упомянуть и о том, что многие выдающиеся радио-инженеры и специалисты-электронщики начинали свой профессиональный путь в обществах радиолюбителей. Изобретения и технологии, получившие «путевку в жизнь» из рук радиолюбителей, по прошествии даже многих лет не потеряли свою актуальность — нашими надежными помощниками являются радио- и телевизионные приемники и передатчики, включая двухсторонние способы радиосвязи, адаптивные антенны и другие необходимые технологии.
Хочу вам предложить самим попробовать найти волну на радиоприемнике.
(Практика: ребята сами ищут волну)
Сейчас мы с вами выполним аппликацию, а перед работой разомнем наши пальчики.
Аппликация
Выставка работ
Рефлексия: Ребята предлагаю оценить сегодняшнее занятие. Я сейчас раздам Вам смайлики. Красный – вам не понравилось. Зеленый – вам понравилась.
Спасибо за внимание.