СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 08.04.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитательный час "Культура чувств"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рекомендовано учителям начальных классов для организации классного часа по здоровьесбережению

Просмотр содержимого документа
«Воспитательный час "Культура чувств"»

Классный час во 2 классе


Тема. Воспитание культуры чувств и способов их проявления

Цель: сформировать понятия «эмоции», «чувства», «ощущения», показать их взаимосвязь между собой и влияние на здоровье человека; развивать умение осознанно выражать свои эмоции и чувства, навыки эмоционального самоконтроля; воспитывать умение выстраивать доброжелательные взаимоотношения с окружающими.

Оборудование: презентационный материал, мультимедийное оборудование, карточки с заданими.

ХОД УРОКА

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Рада видеть, друзья, вас, в этот светлый, добрый час.

Поскорее соберитесь и друг другу улыбнитесь.

Классный час свой начинаем, всем вокруг добра желаем!

  1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

Блиц-опрос

  1. Когда о человеке говорят: дисциплинированный, трус, скромный, хвастливый, какие психологические особенности личности называют? (черты характера)

  2. Для того, чтобы быть успешным в жизни, нужно формировать положительные черты характера:

- По отношению к работе: дисциплинированность, организованность, аккуратность.

- По отношению к другим людям: справедливость, умение держать слово, доброжелательность.

- По отношению к природе: бережливость, заботливое отношение.

- По отношению к самому себе: ответственность, уверенность, скромность.

3. Все ли дети, которые обучаются в вашем классе, одинаковые? Почему?

4. Что такое способности?

5. Что такое талант? (индивидуальные способности в нескольких областях деятельности)

III. РАБОТА НАД ТЕМОЙ

1.Мотивация.

Работа над притчей «Тайна жизни» (слайд 1)

Давным-давно в незапамятные времена Бог спросил ангелов: "Где спрятать Тайну жизни?". Один ангел предложил спрятать Тайну в глубине морей. Бог сказал: "Это было бы слишком просто. Наступит день, когда они доберутся до самого глубокого океана и оплывут все моря". Тогда ангелы предложили спрятать Тайну жизни в Матери Земле. Бог сказал: "И это было бы слишком просто. Однажды они обойдут весь свет и перекопают всю Землю". После момента молчания ангелы предложили спрятать ее на вершине самой высокой горы. Бог сказал: "Наступит день, и они заберутся на все горы мира". Если Тайну жизни нельзя было спрятать ни в море, ни в Матери Земле, ни в горах, где же тогда можно ее спрятать? Может быть на звезде? После короткого молчания Бог сказал: "Люди доберутся до 4-х частей света, до самых глубоких морей и высочайших гор и даже до звезд раньше, чем познают самих себя, поэтому Тайна жизни должна быть спрятана в них самих".

- Правы ли оказались Боги? Почему вы так считаете?

Во многом боги оказались правы. Мы знаем о самих себе гораздо меньше, чем о Земле, океане, далёких светилах. Психология – наука о человеке как мыслящем и чувствующем существе – значительно моложе большинства других наук. И вместе с тем боги ошиблись. Чтобы ни изучал человек: моря, горы, звезды, за этим всегда стоит жгучее любопытство по отношению к самому себе.

Человек – самое неизведанное и самое интересное для него самого. И с каждым новым шагом в своем развитии человечество все смелее заглядывает в себя – в поисках Самой Главной Тайны.

(Слайды 2-3)

2.Ознакомление с темой и задачами классного часа.

Тема нашего сегодняшнего урока «Воспитание культуры чувств». Мы познакомимся с такими понятиями как «эмоции», «чувства», «ощущения», поговорим о культуре эмоций и чувств. А также будем учиться управлять своими эмоциями и чувствами, т.е. воспитывать в себе эмоциональную культуру.

3.Изучение нового

а) экскурс в понятия темы «культура» и «ощущения»

- Что такое культура?

Культура – это процесс раскрытия и развития способностей человека.

- Когда мы воспринимаем информацию об окружающем мире, какими органами чувств мы пользуемся? (Слайд 4)

Работа над понятием «ощущения» (Слайд 5)

Ощущения - процесс отражения отдельных свойств объектов окружающего мира. (Слайды 6-10)

Рассвет… Далеко за горизонтом торжественно всходит солнце- розовато –желтое, еще не ослепительное. Уже проснулись птички и запели, радостно встречая новый день. Из полей доносится приятный запах душистых трав. Холодная роса как будто обжигает босые ноги, бодрит… Только что сорванный молодой огурчик «наежился» своими пупырышками и колет пальцы. Он свежий, сладкий- лучше конфеты, а разве можно передать словами его запах?

В глубине души возникает чувство любви к природе за ее неповторимую красоту, ощущение молодости, желание сделать что- то хорошее…

На примере прослушанного текста можно сделать вывод, что ощущения бывают зрительные, обонятельные, температурные, слуховые.

- Можно ли сказать, что ощущения являются источником наших знаний об окружающем мире?

- Какие ощущения вызвала у вас первая встреча с морем? Прогулка в лесу зимой?

б)практическое задание « Угадай по своим ощущениям»

Все учащиеся в классе закрывают глаза. Учитель, двигаясь по классу, производит разные шумы: постукивает по разным поверхностям разными предметами, шуршит бумагой или клеенкой (или денежными купюрами), открывает-закрывает что-то, пишет по доске и прочее. После каждого звука ученики называют, что это было.

в) работа над понятиями «чувства», «эмоции»

Человек не только активно познает предметы и явления окружающнго мира, но и переживает определенное отношение к ним. Каждому из вас знакомо чувство любви к родным людям, животным, природе. К сожалению, человеку присущи не только положительные чувства, но и отрицательные. Какие? (Слайд 11)

Примеры чувств: любовь, дружба, отвращение, пренебрежение, сочувствие, злость, страх, радость, восхищение, уважение, равнодушие.

Чувства- длительные душевные переживания

Наверное, вы замечали, что одни события вас волнуют (ваш день рождения), к другим вы относитеь равнодушно (чей-то профессиональны празник), одни занятия вам по душе, другие- нет, одних людей вы любите, других не замечаете. То есть вы переживаете определенные эмоции. (Слайд 12)

Эмоции - короткие душевные переживания

Эмоции и чувства выражают отношение человека к другим людям или к самому себе.

- Какие вы знаете эмоции и чувства? (Радость, грусть, обида, удивление, вина, интерес, гнев, отвращение, страх, презрение, стыд)

IV. ФИЗКУЛЬМИНУТКА

(Веселый танец под музыку поднимет настроение всем без исключения)

V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

1. Обсуждение жизненных ситуаций.

Эмоции могут быть положительными и отрицательными. Примером положительных эмоций может быть такая ситуация (Слайд 12)

Вы долгое время мечтали иметь собаку и тут вам ее подарили. Расскажите, какие проявления эмоций возможны в данном случае? ( улучшение настроения, физического состояния, радость, восторг, аплодисменты)

Пример отрицательных эмоций (слайд 13). Заболел близкий вам человек. Расскажите, какие проявления эмоций возможны в данном случае? ( ухудшение настроения, физического состояния, грусть, страх)

Сильные отрицательные эмоции могут вызвать стресс-реакцию организма на неожиданную и напряженную ситуацию.

-На что способны люди в стрессовом состоянии ( поднятие тяжелых предметов. перескакивание высоких заборов)

Помните, что продолжительные стрессы истощают организм, человек может заболеть, потерять сон, аппетит.

- С помощью чего люди выражают свои эмоции и чувства? (Мимики, жестов, интонации)

2.Игра «Угадай эмоцию по интонации» (слайд 14)

На карточках написаны названия эмоций. Дети по одному, молча читают карточку с названием эмоции и произносят вслух фразу «Завтра каникулы» с эмоциональной окраской. Остальные должны угадать эмоцию.

3.Работа в группах. Самовыражение эмоций(технология «Аплодисменты»).

– Давайте сами попробуем выражать в разных ситуациях положительные и отрицательные эмоции. Посмотрите, на столе перед вами лежит задание, для каждой группы. Прочитайте внимательно ситуацию. Постарайтесь выразить состояние героев при помощи мимики и жестов. Определите, какие это эмоции? Положительные или отрицательные? Громко читаем ситуацию и изображаем эмоции. Другие группы аплодисментами оценивают, удалось или не удалось.

I ситуация: “Не досталось булочки в столовой, перед тобой продали последнюю булочку”.

– Какую эмоцию вы изобразили? (Досада.)

– К какой группе отнесём? (Отрицательная.)

II ситуация: “Не выучил уроки”. (Страх.)

III ситуация: “Получил долгожданный подарок”. (Ликование.)

IV ситуация: “ Получил сразу три десятки за один день. Изобрази эмоции членов твоей семьи”. (Восторг, ликование.)

V. ситуация: “К вам приехали долгожданные гости”. (Радость, веселье.)

4.Дружеские советы.

– Итак, ребята, в жизни нам случается выражать и положительные, и отрицательные эмоции. А как сделать, чтобы положительных эмоций стало больше? Дадим советы друг другу.

Примерные ответы детей:

1. Никогда не теряйтесь.

2. Будьте оптимистом.

3. Делайте друг другу больше приятного.

4. Сначала хорошо подумайте, а потом сделайте.

5. Психокорекция

История о мальчике (учитель читает вслух)

Однажды один мальчик шел по улице и ел мороженое. Мороженое было вкусное, сладкое, прохладное. Он только начал его есть. И вдруг мимо него на велосипеде проехал парень, толкнул мальчика, тот упал и уронил мороженое. У мальчика от огорчения даже слезы выступили на глазах. Но мороженое из лужи уже не вытащить. И отлупить парня нельзя, и обидных слов ему не сказать – не услышит он, уехал. И вдруг мальчику показалось, что обида и злость превратились в шарики прямо внутри него. Он выдохнул их, и они улетели. Они стали все меньше и меньше и исчезли совсем. Мальчик почувствовал, что злость пропала, обида ушла. Ну, упало мороженое и упало. «Повезло какой-нибудь собаке», - подумал мальчик и пошел дальше.

- Вспомните обидную ситуацию, которую когда-нибудь сами переживали? (Например, вас кто-нибудь обидел или расстроил: не брали играть в какую-нибудь игру, мама не давала смотреть телевизор, брат или сестра отнимали игрушку).

- Расскажите, как вы себя чувствовали в этой ситуации?

- Как вышли из этой ситуации?

Игра «У-у-у-х»

Ребята, вы хотите избавиться от своей обиды и злости? Давайте попробуем сделать так же, как этот мальчик. Представьте, как обида и злость превращаются в шарики внутри вас, и выдохните их. Ух-ух-ух.

- У всех получилось?

- Что вы сейчас чувствуете?

VI. ИТОГ

1.Упражнение «Микрофон»

- Можем ли мы сами управлять своими эмоциями?

- Что можно сделать, чтобы улучшить настроение? (Почитать, поиграть, оказать помощь, подарить комплимент и т. д.).

- От чего зависит наше настроение? (Оно зависит от того, как мы умеем управлять своими эмоциями и чувствами).

2.Работа с карточками «Ситуации» (слайд 15)

Учитель просит детей «прочитать» по лицам, что происходит с ребятами в каждой изображенной на карточке ситуации. Придумать и рассказать историю об этом.

- Почему у ребят такие выражения лиц?

- Что могло случиться?

- Что можно было сделать, чтобы ссоры не произошло?

- У кого из вас случались подобные ситуации в

жизни? Что вы при этом чувствовали? Как находили

выход?

VII. РЕФЛЕКСИЯ

1. Прием «Незаконченное предложение»

Закончите предложение:

- Мне сегодня на уроке …

- Я себя на уроке чувствовал …

2.Прием «Дерево настроения» (слайд 16)

Учитель просит детей сорвать с «Дерева настроения» яблоко, которое отражает их настроение в конце встречи.

Красное яблоко – очень хорошее настроение.

Желтое яблоко – хорошее настроение.

Зеленое яблоко – грустное настроение.

Я желаю вам всегда : не унывайте никогда!

Дружбой в классе дорожите, в мире, радости живите!

Не забывайте каждый раз: все зависит лишь от вас.

Чувствами своими управляйте, злобе места не давайте.

В сердце радость пусть живет, а в делах вам всем везет!

До новых встреч!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!