СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Восстановление экономики СССР в 19451953 гг.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Восстановление экономики СССР в 19451953 гг.»

  1. Мусаткина Виктория Сергеевна

  2. Курс: История России

  3. Класс: 9

  4. Авторы: Данилов А. А., Косулина Л. Г., Брандт М. Ю.

История России, XX начало XXI века

  1. Тема урока: Восстановление экономики СССР в 19451953 гг.

  2. Тип урока: урок усвоения новых знаний

  3. Форма урока: традиционная, лабораторная работа

  4. Цель урока: способствование формированию знаний, умений и нравственных категорий по теме «Восстановление экономики в СССР в 19451953гг.»

  5. Задачи: 1) образовательные учащиеся должны знать:

факты:

  1. личности  И. В. Сталин, Н. А. Вознесенский, Г. С. Борткевич;

  2. хронологические 

1943г. постановление «О неотложных мерах по восстановлению хозяйств в районах, освобожденных от немецкой оккупации»

1945 1946 гг. экономические дискуссии

1946 г. проект новой Конституции СССР

1947 г. денежная реформа;

  1. картографические  карта «Перестройка народного хозяйства и развитие экономики в 19451953 гг.».

теорию:

  1. понятие  ВПК, национальное богатство, репарации, репатриации;

  2. псс охарактеризовать состояние советской экономики после войны, причины возврата сталинского руководства к довоенной модели экономического развития;

  3. выводы проанализировать альтернативы развития народного хозяйства в послевоенные годы, выяснить причины завершения восстановления к началу 50-х годов XX века.

2) развивающие школьники должны обладать умениями:

  1. хронологические (умение расставлять события, явления и темы, связанные с изучаемым материалом);

  2. картографические (умение читать легенду карты);

  3. логические (умение выявлять и объяснять причины возврата сталинского руководства к довоенной модели экономического развития);

  4. образные (умение называть основные факты и процессы, характеризующие послевоенную экономику, и персоналии, связанные с ней);

  5. оценочные (умение определять собственную позицию по отношению к различным аспектам темы и аргументированно обосновать ее в ходе дискуссии, умение оценивать итоги восстановления экономики 19451953 гг.).

3) воспитательные ученики должны понимать нравственные категории:

  1. интерес к предмету;

  2. чувства патриотизма и гордости за страну;

  3. трудолюбие;

  4. требовательное отношение к себе;

  5. доброжелательное отношение к другим.

  1. Оборудование: ИКТ, раздаточный материал, рабочие листы.





Этап урока


Деятельность учителя


Деятельность обучающихся

Метод, приемы (внутренние и внешние) и ФОПД


Умения, УУД и результаты

Организационный момент

(12 мин.)


УВЗ1:

  1. психологически подготовить учеников;

  2. обеспечить условия для работы

  1. Приветствие учителя.

  2. Определение отсутствующих.

  3. Проверка готовности к уроку конкретных учеников.

  4. Проверка и подготовка классной комнаты.

  5. Организация внимания.

  1. Приветствие учителя молча, встав из-за стола.

  2. Концентрация внимания, настраивание на работа.


Умения:

Логические (выявлять причины)

УУД:коммуникативные,

регулятивные

Результаты: предметные

Подготовка к усвоению нового материала

(4 мин.)

УВЗ2

  1. объяснить тему урока;

  2. постановка учебной задачи;

  3. вместе с учениками формулировать цели













Учитель проводит мотивационную беседу:

Победа! Вот то заветное, чем жила огромная страна долгих четыре года. Все в этой стране встретили Победу как самое радостное событие в своей жизни! Великая Отечественная война закончилась. И эйфория на какой-то миг затмила страшную реальность – последствия этой войны. Из жизни ушло почти 27 млн. человек. Почти в каждой семье есть герой погибшей на этой войне. Ю.В. Никулин писал в своих фронтовых письмах: «Победа! Война закончилась, а мы остались живы!!! Война позади, а мы живы! Теперь можно жить дальше приобрести профессию, жениться начать новую жизнь. После того, что пережили, всё сможем преодолеть».

А преодолеть предстояло не мало….

Давайте сформулируем тему сегодняшнего урока.

Учитель записывает на доске тему «Восстановление экономики СССР в 1945 – 1953гг».

Зная тему урока, предположите, пожалуйста, о чём будем сегодняшний урок.





План урока:

  1. Экономические последствия войны.

  2. Экономические дискуссии 1945 – 1953 гг.

  3. Восстановление и развитие промышленности.

  4. Восстановление и развитие сельского хозяйства.

  1. Осознают

  2. Запоминают

  3. Слушают

























Обучающиеся записывают тему в тетради.



Обучающиесясамостоятельно формулируют цель урока:

Восстановление промышленности, сельского хозяйства, какими методами происходило восстановление.



Обучающиеся анализируют, обсуждают и записывают вопросы плана урока.

Обучающиеся завершая вместе с учителем мотивационную беседу поставили перед собой учебную задачу, преобразовали ее и подготовились к предстоящей работе.


Метод: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный

ФОПД: фронтальная

Приемы:

внешние:словесный

печатно-словесный

внутренние:

описание

повествование


Умения:

Логические (выявлять причины)

УУД:познавательные коммуникативные

Результаты: предметные

Усвоения новых знаний(28 мин)

УВЗ3

  1. предъявить основные факты;

  2. способствовать осмыслению и запоминанию;

  3. формировать необходимые умения.

УВМ1экономика СССР после войны






















УВМ2

Экономические дискуссии 19451953 гг.


































УВМ3

Восстановление и развитие промышленности.














Учитель предлагает ученикам узнать, какие потери понёс ССР за время войны. На странице 239 учебника найдите и приведите факты подтверждающие крайне тяжелые потери СССР в Великой Отечественной войне и запишите их в рабочие листы в таблице «Последствия войны».













УВМ1

Учитель задает вопрос учащимся:«Когда же страна приступила к восстановлению народного хозяйства?»


УВМ2

Работа с понятиями: национальное богатство



Учитель объясняет принцип работыприанализе таблицы «Точки зрения на развитие послевоенной экономики СССР» и дополнительных документов.



УВМ3Учитель задает вопросы учащимся по таблице и документам:

  1. Какие варианты по развитию экономики страны выдвигало руководство?

  2. Какую программу предложил стране И.В. Сталин?

  3. Какие главные задачи нового пятилетнего плана сформулированы Н.А. Вознесенским?








УВМ4 Учитель предлагает ответить на вопрос после обсуждения:

«Подумайте, по какой модели развития стала восстанавливаться страна?»








Работа с понятиями: военно-промышленный комплекс (ВПК), репарации, репатриация















УВМ4Учитель объясняет работу по вариантам.

Самостоятельно изучить послевоенное развитие промышленности и сельского хозяйствана стр.249253 и на основании всего §35:

1 вариант заполняет таблицу «Восстановление и развитие промышленности».

2 вариант заполняет таблицу «Восстановление и развитие сельского хозяйства».

Координирует деятельность учащихся.

УВМ5Учитель по вариантам спрашивает, и вместе с учениками заслушивают результаты работыпо вариантам:

1 вариант«Восстановление и развитие промышленности».

  1. Назовите главные отрасли промышленности.



  1. Каковы главные источники подъема промышленного производства?





  1. Промышленность в годы 4-й пятилетки (1946-1950-х гг.)





А теперь послушаем о послевоенном развитии сельского хозяйства.

  1. Охарактеризуйте состояние сельского хозяйства после войны.



  1. От чего положение деревни ещё больше ухудшилось?








  1. Каков итог восстановления сельского хозяйства?














Учащиеся должны заполнить:

СССР потерял в войне 30% национального богатства (679 млрд. руб. в ценах 1941 г.). Невосполнимы были людские потери советского государства – 27 млн. человек, были огромные разрушения.

разрушено 1710 городов и поселков городского типа

уничтожено 70 тыс. сел и деревень

взорвано и выведено из строя 31850 заводов и фабрик

взорвано и выведено из строя 1135 шахт, 65 тыс. км железнодорожных путей

посевные площади сократились на 38,8 млн. га

Учащиеся должны ответить: сразу после освобождения регионов от фашистской оккупации


Учащиеся записывают понятие в рабочий лист:национальное богатствосовокупность материальных благ, которыми пользуется общества.

Учащиеся работают с §35 учебника и документами, анализируют информацию, сравнивают две точки зрения, готовят ответы.


Учащиеся должны ответить:

1.И.В. Сталин: продолжение предвоенного курса;

Н.А. Вознесенский: опыт НЭПа.

2. И.В. Сталин: продолжение предвоенного курса;

3. Н.А. Вознесенский:

  • А)Свободная торговля продукцией с/х

  • Б)Акционирование промышленного производства

  • В)Ликвидация колхозов

  • Г)Регионам больше прав



Учащиеся должны ответить:

Приходят к выводу, что в результате экономических дискуссий 19451946 гг. победила точка зрения Сталина – возврат к довоенной модели сверхцентрализации в планировании и управлении экономикой.



Учащиеся записывают понятие в рабочий лист:

военно-промышленный комплекс (ВПК)союз системы национального военного производства и политических сил, заинтересованных в его постепенном развитии.

репарациивозмещение побежденным государством ущерба государству-победителю.

Репатриациявозращение на родину военнопленных, беженцев, эмигрантов, перемещенных лиц.

















Учащиеся должны ответить и заполнить:

  1. ВПК, машиностроение, металлургия, топливная и энергетическая промышленности.

  2. Народ, возможности сверхцентрализованной экономической модели, традиционная политика, репарации от Германии, военнопленные.

  3. Были восстановлены и вновь построены 6200 крупных предприятий, довоенные показатели промышленности превысило на 73%.



1.Продукция не превышала 60% от довоенного уровня; ухудшение положения из-за засухи.

2. В 19461949гг. в пользу колхозов прирезали 10,6 млн га изкрестьянских приусадебных участков; значительно повышены налоги с доходов от продаж на рынке; денежная реформа; ограничение свободы передвижения; введение бригадной формы работы.

3. В начале 50-х гг. удалось добиться выведения сельского хозяйства страны на довоенный уровень. Однако лишение стимула к труду подвело с/х страны к кризису и заставило правительство принять чрезвычайные меры для снабжения продовольствием городов и армии.











Метод:

Репродуктивный

ФОПД:

индивидуальная

Приемы:

  1. устные/словесные

  2. причинноследственные связи













































Метод:

частично-поисковый

ФОПД:

Групповая

индивидуальная

Приемы:

  1. устные/словесные

  2. причинноследственные связи


Умения:

Логические (выявлять причины)

УУД:

личностные

познавательные коммуникативные

Результаты: предметные






Закрепление нового материала(10 мин)

УВЗ4

1.закрепить в памяти полученные знания;

2. расширить кругозор;



УВМ6Итак, ребята, мы сегодня с вами изучили восстановление экономики нашей страны после Великой Отечественной войны. Каковы главные итоги экономического развития СССР в это время?










УВМ7Благодаря чему Советский Союз смог в кратчайший срок преодолеть экономические последствия войны?





УВМ8Каковы были источники восстановления хозяйства в советском государстве в послевоенный период?






УВМ9Вывод:

Таким образом, можно сказать, что развитие экономики нашей полностью возвращалось к довоенной модели, которая впоследствии приведёт к господству дефицитной экономики: недостаток продовольствия, жилья, тяжёлое положение крестьянской жизни. Но в то же время в этот период страна добивается огромных побед в промышленности.

Благодаря самоотверженному труду миллионов простых советских людей СССР сделал огромный рывок в развитии науки и техники.

УВМ10Учитель предлагает закрепить материал, решив проверочную работу, расположенную на рабочем листе.

УВМ11 Учитель предлагает заполнить лист самооценки.


Учащиеся должны ответить и запомнить:

Восстановление произошло за 5 лет, всего восстановлено и построено заново 6200 крупных предприятий, экономика переведена на мирный лад, наметился подъем военной и тяжелой промышленности, хотя отставали легкая и пищевая промышленности, сельское хозяйство переживало небывалый кризис.


Трудовой энтузиазм советских людей, неустанный и самоотверженный труд миллионов простых советских людей, жесткий сталинский режим.


Репарация от Германии, бесплатный труд заключенных и военнопленных, перекачивание денег из легкой и пищевой промышленности в тяжелую, а также перераспределение средств из деревни в город.


Делаю себе пометки в тетради, просматривают рабочий лист.












Выполняют проверочную работу в рабочем листе.


Отвечают на вопросы учителя, с каким настроением они работали на уроке, что нового узнали. Предлагают свои идеи по проведению последующих уроков.

Учащиеся заполняют лист самооценки.

Метод:

репродуктивный

ФОПД:

Фронтальная

индивидуальная

Приемы:

  1. устные/словесные

  2. причинноследственные связи


Умения:

Логические (выявлять причины)

УУД:познавательные коммуникативные

Результаты: предметные

Информация о д/з (3мин)

Учитель объясняет д/з:

  1. параг.35

  2. эссе на тему «Цена восстановления: подвиг народа»



Умения:

Логические (выявлять причины)

УУД:регулятивные

познавательные коммуникативные

Результаты: предметные



2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!