СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Возрастная психология лекция "Младенчество"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лекция по теме "Младенчество" по Возрастной психологии для группы 2 СОЦ специальности "Социальная работа"

Просмотр содержимого документа
«Возрастная психология лекция "Младенчество"»

Младенчество


Младенчество ~ особая пора в развитии ребенка.

Социальная ситуация развития в младенчестве, по мнению JI.C. Выготского, состоит в том, что вся жизнь и поведение младенца опосредуются взрослым либо реализуются в сотрудничестве с ним. Поэтому он назвал ее «Мы» (ребенок не может существовать без взрослого), что позволяет считать ребенка социальным существом, его отношение к действительности изначально социально.

Ведущая деятельность — эмоциональное общение ребенка со взрослым» которое проходит следующие стадии:

  • непосредственное общение (общение ради общения);

  • общение по поводу использования предметов;

  • общение -как совместная деятельность.

Общение (4-5 мес.) приобретает избирательный характер (знает своих, отличает их от чужих).. Средства общения — экспрессивные действия (улыбка, двигательные реакции).

При правильном развитии ребенка общение ради общения уступает место общению по поводу предметов, игрушек, перерастающему в совместную деятельность взрослого и ребенка.

Центральные новообразования — потребность в общении со взрослыми, а также потребность во впечатлениях (JIM. Божович).

Внимание

Первоначально внимание выступает как реакция сосредоточения.

Сосредоточение обеспечивает выделение из окружающего мира эмоций, движений, речи человека, как его отличительные признаки, а также предметы и действия с ними. Сосредоточение влечет за собой развитие познавательного отношения к окружающему.

Появление свойств внимания способствует зарождению более сложных форм поведения и деятельности.

Память

Функционирует «внутри» ощущений и восприятий. Проявляется в форме запечатления, узнавания. Сначала развивается двигательная, эмоциональная и образная память, а к концу года складываются предпосылки для развития словесной памяти.

Восприятие

Развивается зрительное сосредоточение, становится возможным прослеживание движущихся предметов.

Восприятие формы, света, предметов.

Развивается пространственное восприятие, восприятие глубины.

Воспринимаются не отдельные свойства объектов, а объекты в целом (ребенок создает образы предметов).

На развитие восприятия влияет разнообразие окружающей ребенка обстановки.

Восприятие и действие — основа, которая позволяет судить о первоначальных формах наглядно-действенного мышления в младенческом возрасте. Повышена чувстви­тельность сенсорного восприятия.

Движение и действие

Ползание — первый вид самостоятельного перемещения ребенка.

Движение рук направлены к предмету.

Наблюдается ощупывание предмета.

Подражание взрослым и проявление функциональных действий.

Хватание — первое целенаправленное действие ребенка. Наблюдается начало ходьбы.

Манипулирование

Как только ребенок оказывается в состоянии удержать в руке предмет, он начинает манипулировать им. Развитие манипулирования состоит в переходе от направлен­ности на предмет к направленности на результат действия и в дальнейшем усложнение достигаемых результатов.

Появляются первые социальные эмоции, направленные на взрослого.

Проявлением эмоциональности, направленным на взрослого, является «комплекс оживления». Он включает в себя улыбку, вокализации (доречевые), двигательную ак­тивность младенца навстречу взрослому.

Младенчество рассматривается как подготовительный этап в развитии речи (закладываются предпосылки понимания речи взрослых й активного употребления слов).

Особенности развития речи в младенческом возрасте

Развитие речи включено в общение со взрослым.

Возникает внимание к речи взрослого, а подража­ние ей превращается в самостоятельную деятельность ре­бенка.

Устанавливается связь между названием предмета и са­мим предметом (поиск и нахождение предмета по слову взрослого и в названии предметов и лиц).

Развивается инициативное употребление осмысленных слов.

В младенческом возрасте формируется речевой слух, ребенок издает звуки, называемые гулением, возникает лепет, сочетающийся со звуком и с действиями малыша. К концу 1 года ребенок понимает 10—20 слов, произноси­мыми взрослыми, и сам произносит одно или несколько пер­вых слов.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!