СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Возрастные кризисы. Анализ, рекомендации

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал будет полезен студентам педагогических вузов. Содержит анализ возрастных кризисов и рекомендации родителям подростков.

Просмотр содержимого документа
«Возрастные кризисы. Анализ, рекомендации»



ТЕМА:

«Возрастные кризисы»



Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3

1. Определение понятия «возрастной кризис»………………………………...4

2. Сущность и содержание возрастных кризисов (рождения, 1 года, 3-х, 7-ми, подростковый и т.д)…………………………………………………………..….6

3. Значение возрастных кризисов для развития личности………………........13

4. Рекомендации для родителей по преодолению подросткового кризиса….14

Заключение……………………………………………………………………...16

Библиографический список…………………………………………………….17

Приложения



Введение

Тема является актуальной, так как стремительные изменения в обществе стимулируют ребенка или взрослого к непрерывному развитию.

Изучение системных закономерностей кризисов личности (причин, особенностей проживания, условий и ресурсов) позволит выработать общие принципы и разработать индивидуальные стратегии психологического сопровождения личности взрослого и ребенка в периоды кризисов. Это одна из существенных причин, которой вызвана необходимость разработки общепсихологической концепции кризиса развития личности.

Форма, длительность и острота протекания возрастных кризисов может заметно различаться в зависимости от индивидуально-типологических особенностей человека, социальных и микросоциальных условий, особенностей воспитания в семье, педагогической системы в целом. Каждый возрастной кризис это и изменение мировоззрения человека и перемена его статуса по отношению, как к обществу, так и к самому себе. Научится воспринимать себя, нового, с позитивной точки зрения — вот то, главное, что поможет преодолеть психологические трудности возрастных кризисов.

Проблема возрастных кризисов, проявляющейся у лиц разного возраста отражена в научных трудах таких отечественных и зарубежных ученых как Х. Ремшмидт, П.И. Буль, М.С. Лебединский, В.Е. Рожнов, Кон И.С. Слободчиков В., Выгодский Л.С., Фрейд З. ИЗеер Э.Ф. Сыманюк Э.Э Ахмеров Р.А., Ремшмидт X., Солдатова Г.У, Шайгерова Л.А, Маничев С.А., Герасимова В.С., Гамезо М.В., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. и др.



1. Определение понятия «возрастной кризис»

Возрастные кризисы [греч. krisis — решение, поворотный пункт] — особые, относительно непродолжительные по времени периоды перехода в возрастном развитии к новому качественно специфическому этапу, характеризующиеся психологическими изменениями. (Приложение 1)

 Понятие возрастных кризисов связано, как уже говорилось выше, с закономерностями психического развития человека. Процесс познания мира человеком, физическое, интеллектуальное, духовное и психическое развитие начинается с момента физического рождения, продолжается на протяжении всей жизни и заканчивается с его смертью.

Термин «кризисы возрастные» был введен Л.С. Выготским, который определял их как целостное изменение личности человека, регулярно возникающее при смене стабильных периодов и рассматривал это в качестве критериев возрастной периодизации, характерных для конкретного этапа развития. По Л.С. Выготскому, возрастной кризис обусловлен возникновением основных новообразований предшествующего стабильного периода, которые приводят к разрушению одной социальной ситуации развития и возникновению другой, адекватной новому психологическому облику человека. Сам механизм смены социальных ситуаций и есть психологическое содержание возрастного кризиса. При возникновении нового в развитии обязателен одновременно и распад старого. [5]

 В современных исследованиях принято опираться на следующую возрастную периодизацию или этапы развития: новорожденный (1-10 дней); грудной возраст (10 дней - 1 год); раннее детство (1-3 года); первое детство (4-7 лет); второе детство (8-12 лет); подростковый возраст (13-16 лет); юношеский возраст (17-21 год); зрелый возраст (первый период: 22-35 лет - мужчины, 21-35 лет - женщины; второй период: 36-60 лет - мужчины, 36-55 лет - женщины); пожилой возраст (61-74 года - мужчины, 56-74 года - женщины); старческий возраст (75-90 лет - мужчины и женщины); долгожители (90 лет и старше). [4]

Психическое развитие человека индивидуально, оно условно, и с трудом может укладываться в жесткие рамки периодизации, поэтому целесообразнее выделить несколько основных периодов психического развития и на основе их рассматривать такое понятие как возрастной кризис. (Приложение 2)

Основные возрастные кризисы происходят в период детства и подростковый период, это характеризуется тем, что именно на начальных годах жизни человек накапливает ведущие знания и восприятия самого себя, которые являются базисом для его дальнейшего позиционирования себя в системе социального и личностного общения. В первое десятилетие жизни психика ребенка проходит такое «расстояние», с которым не сравнится ни один последующий возраст. Именно в этот период организм ребенка интенсивно развивается и росту сопутствует созревание мозга и нервной системы, он развивается со стороны психических функций, общения, воли и чувств. Он начинает осознавать свою уникальность и проявлять себя как личность в ответственные моменты жизни. (Приложение 3)

Важнейшим фактором психического развития и становления как личности, восприятия себя и других, понятие добра и зла, лжи и искренности, в период детства, формируется в результате взаимодействия с родителями и учителями.






2. Сущность и содержание возрастных кризисов

Кризис новорожденности

Кризис новорожденности — промежуточный период между внутриутробным и внеутробным образом жизни. Если бы рядом с новорожденным не было взрослого человека, то через несколько часов это существо должно было бы погибнуть. Переход к новому типу функционирования обеспечивается только взрослым.

В возрасте примерно двух с половиной месяцев возникает важное новообразование периода новорожденности — комплекс оживления. Комплекс оживления — это эмоционально-положительная реакция, которая сопровождается движениями и звуками. Комплекс оживления — основное новообразование критического периода. Оно знаменует собой конец новорожденности и начало новой стадии развития — стадии младенчества. Кризис первого года жизни 

К 9 месяцам — началу кризиса первого года — ребенок становится на ножки, начинает ходить. Впервые происходит раздробление единой социальной ситуации «мы»: теперь не мама ведет ребенка, а он ведет маму куда хочет. Ходьба — первое основное новообразование младенческого возраста, знаменующее собой разрыв старой ситуации развития.

Второе основное новообразование этого возраста — появление первого слова. Особенность первых слов в том, что они носят характер указательных жестов. Это речь, специфическая по своей структуре, состоящая из обрывков слов, понятная только близким.

Третье основное новообразование младенческого возраста возникновение манипулятивных действий с предметами. Манипулируя с ними, ребенок еще ориентируется на их физические свойства.

Выход из старой социальной ситуации развития сопровождается негативными эмоциональными проявлениями ребенка, возникающими в ответ на стеснение его физической самостоятельности, когда ребенка кормят, не считаясь с его желанием, одевают против его воли. [1]

Кризис трех лет 

Выделяют несколько важных симптомов этого кризиса.

Негативизм. Это отрицательная реакция, связанная с отношением одного человека к другому человеку. Ребенок отказывается вообще подчиняться определенным требованиям взрослых.

Упрямство. Ребенок настаивает на своем требовании, своем решении. Здесь происходит выделение личности, и выдвигается требование, чтобы с этой личностью считались другие люди.

Строптивость. Это протест против порядков, которые существуют дома.

Своеволие. Стремление к эмансипации от взрослого. Ребенок сам хочет что-то делать. Здесь речь идет о более глубоких вещах — о самостоятельности намерения, замысла.

Обесценивание взрослых. Протест-бунт, который проявляется в частых ссорах с родителями.

Деспотизм. Ребенок проявляет деспотическую власть по отношению ко всему окружающему и изыскивает для этого множество способов.

Кризис трех лет представляет собой ломку взаимоотношений, которые существовали до сих пор между ребенком и взрослым. [1]

Кризис семи лет

Кризис требует перехода к новой социальной ситуации, требует нового содержания отношений. Ребенок должен вступить в отношения с обществом как с совокупностью людей, осуществляющих обязательную, общественно необходимую и общественно полезную деятельность. В наших условиях тенденция к ней выражается в стремлении скорее пойти в школу. Нередко более высокую ступень развития, которой ребенок достигает к семи годам, смешивают с проблемой готовности ребенка к школьному обучению. Наблюдения в первые дни пребывания ребенка в школе показывают, что готовности к обучению в школе у многих детей еще нет.



Кризис подросткового возраста 

Процесс формирования новообразований, отличающих подростка от взрослого, растянут во времени и может происходить неравномерно, из-за чего в подростке одновременно существуют и "детское", и "взрослое".

Пубертатное развитие (охватывает временной промежуток от 9-11 до 18 лет). В течение относительно короткого периода, занимающего в среднем 4 года, тело ребенка претерпевает значительные изменения. Это влечет за собой две основные задачи:

1) необходимость реконструкции телесного образа "Я" и построение мужской или женской "родовой" идентичности;

2) постепенный переход к взрослой генитальной сексуальности, характеризующейся совместным с партнером эротизмом и соединением двух взаимодополняющих влечений.

Открывается подростковый возраст кризисом, по которому часто и весь период именуют "критическим", "переломным".

Для подростков нетипичны ни личностные кризисы, ни крах "Я"-концепции, ни тенденции к отказу от ранее приобретенных ценностей и привязанностей. Им свойственно стремление к консолидации своей идентичности, характеризующейся сосредоточенностью на своем "Я. Они сохраняют также сильную привязанность к родителям и не стремятся к излишней самостоятельности в мировоззрении, социальных и политических установках.

Превращение подростка в юношу проявляется в изменении основной установки по отношению к окружающему миру: за негативной фазой жизнеотрицания, присущей пубертатной стадии, следует фаза жизнеутверждения, характерная для юношества. [2]

Основные черты негативной фазы: повышенная чувствительность и раздражительность, беспокойство, легкая возбудимость, а также "физическое и душевное недомогание", которые находят свое выражение в драчливости и капризности. Подростки неудовлетворены собой, и эта неудовлетворенность переносится на окружающий мир, иногда приводя их к мысли о самоубийстве. Подросток чувствует себя одиноким, чужим и непонятым в окружающей его жизни взрослых и сверстников. К этому присоединяются разочарования. Обычные способы поведения - "пассивная меланхолия" и "агрессивная самозащита". Следствие всех этих явлений - общее снижение работоспособности, изоляция от окружающих или активно враждебное отношение к ним и различного рода асоциальные поступки.

Кризис юношеского возраста 

Связан с установлением внутренних норм поведения, и нарушением собственных норм. В юности заметно расширяется сфера эстетических чувств, юмора, иронии, сарказма, странных ассоциаций. Развитие эмоциональности в юности тесно связано с индивидуально-личностными свойствами человека, его самосознанием, самооценкой.

Центральное психологическое новообразование юношеского возраста - становление устойчивого самосознания и стабильного образа "Я". Это связано с усилением личностного контроля, самоуправления, новой стадией развития интеллекта. Главное приобретение ранней юности - открытие своего внутреннего мира, его эмансипация от взрослых

В это время отмечается тенденция подчеркнуть собственную индивидуальность, непохожесть на других.

 Юношеский возраст - наиболее важный период развития, на который приходится основной кризис идентичности. В крайних случаях начинается поиск негативной идентичности, стремление "стать ничем" как единственный способ самоутверждения, иногда принимающий характер суицидальных тенденций.

Юношеский возраст традиционно считается возрастом разворачивания проблемы отцов и детей.

Юноши стремятся быть со взрослыми на равных и хотели бы видеть в них друзей и советчиков, а не наставников.

В то же время в юношестве нарастает стремление эмансипироваться, обособиться от влияния семьи, освободиться от зависимости. Поэтому неумение или нежелание родителей принять автономию своих детей часто приводит к конфликтам.

"Значимость" родителей и сверстников принципиально неодинакова в разных сферах юношеской деятельности. Максимум автономии они требуют в сфере досуга, развлечений, свободного общения, внутренней жизни, потребительских ориентации.

Кризис молодости

В молодости стратегии жизни могут быть разнообразными. Один человек может сразу определить свою жизненную линию и профессиональную перспективу и упорно реализоваться в ней, другой предпочтет попробовать себя в разных качествах, намечая разные перспективы самореализации. В тех случаях, когда объективные условия жизни не дают возможности дотянуться до необходимых " высот"(материальная необеспеченность, низкий социальный и культурный уровень родителей, бытовое пьянство, семейная психопатизация.), молодой человек ищет любой способ вырваться из "неорганичной" среды, поскольку сам возраст предполагает осознание наличия разнообразнейших возможностей жизнеутверждения - "сделать жизнь самому", по собственному сценарию. Кризис молодости часто соотносят также и с кризисом семейных взаимоотношений. После первых лет брака у многих молодых людей исчезают иллюзии, романтический настрой, обнаруживается несходство взглядов, конфликтность позиций и ценностей, больше демонстрируются отрицательные эмоции, партнеры чаще прибегают к спекуляциям на взаимных чувствах и манипулированию друг другом.

Период молодости с рождением детей привносит в жизнь человека и новые социальные роли. Это не только уже освоенные роли мужа и жены, а еще и роли матери и отца. Освоение именно этих ролей во многом составляет специфику процесса взросления. [2]


Кризис среднего возраста 

Кризис среднего возраста – самая странная и страшная пора в психическом развитии человека. Многие люди (особенно творческие), не найдя в себе силы, и не обретя новый смысл жизни, просто уходят из нее. На этот период приходится наибольшее число суицидов.

Анализируя пройденный путь, свои достижения и провалы, человек обнаруживает, что при уже сложившейся и внешне благополучной жизни личность его несовершенна, что много времени и сил потрачено впустую, что он мало сделал по сравнению с тем, что мог бы сделать.

В это время характерны разводы, смена работы или изменение образа жизни, приобретение дорогих вещей, частая смена сексуальных партнеров.

Переживая этот кризисный момент своей жизни, человек ищет возможность укрепления своей ниши во взрослой жизни, подтверждения своего статуса взрослого: он стремится к стабильности. Человек еще уверен в том, что возможно полное воплощение надежд и чаяний, образующих «мечту», и усердно трудится для этого.

Середина жизни

В начале пятого десятилетия люди критически переоценивают свою жизнь, анализируют ее. Очень часто эта переоценка приводит к пониманию того, что «жизнь прошла бессмысленно и время уже потеряно».

Кризис среднего возраста связан со страхом старения и осознания того, что достигнутое иногда значительно меньше, чем предполагалось, и является недолгим пиковым периодом, за которым следует постепенное уменьшение физической силы и остроты ума. Те, кто сознательно проходят через этот кризис, ощущают, что их жизнь стала более значимой. Этот период открывает перспективу обретения нового взгляда на свое «я».

Супруги, терпевшие друг друга ради детей или не обращавшие внимания на серьезные проблемы во взаимоотношениях, зачастую больше не желают смягчать свои разногласия. Именно поэтому в среднем возрасте происходит, так называемая « третья волна» расторжения браков.

Кризис старости 

В преклонном возрасте человеку предстоит преодолеть три подкризиса. Первый из них заключается в переоценке собственного «Я» помимо его профессиональной роли, которая у многих людей вплоть до ухода на пенсию остается главной. Второй подкризис связан с осознанием факта ухудшения здоровья и старения тела, что дает человеку возможность выработать у себя в этом плане необходимое равнодушие. В результате третьего подкризиса у человека исчезает самоозабоченность, и теперь он без ужаса может принять мысль о смерти.

Проблема смерти является всевозрастной. Тем не менее, именно для пожилых и престарелых она не представляется надуманной. Наступает время, когда в пространстве индивидуального бытия начинает отчетливо звучать напряженный диалог между жизнью и смертью, осознается трагизм временности. Этот период также называют «узелковым», потому что, не желая обременять своей старостью и смертью, многое пожилые люди начинают готовиться к смерти, собирать сопутствующие обряду вещи, откладывать деньги на проведение похорон.

Кризис смерти

Смерть с точки зрения психологии - это кризис индивидуальной жизни, последнее критическое событие в жизни человека. Отношение к ней проявляется как к естественной неизбежности, обыденному явлению, к которому нужно относиться без страха и не воспринимать его как личную драму. Существует пять стадий изменения отношения человека к собственной смерти. Это стадии отрицания, гнева, торга, депрессии, принятия.

У людей, которым не грозит немедленная смерть, больше времени на то, чтобы свыкнуться с перспективой смерти.



3.  Значение возрастных кризисов для развития личности
По мере продвижения возрастной психологии в понимании механизмов развития личности были получены данные, позволяющие конкретизировать схему возрастных кризисов.
Возрастные кризисы относятся к нормативным процессам, необходимым для нормального поступательного хода личностного развития. Это значит, что возрастные кризисы закономерно возникают при переходе человека от одной возрастной ступени к другой и связаны с системными качественными преобразованиями в сфере его социальных отношений, деятельности и сознания. [2]

Впервые важнейшее значение возрастных кризисов было подчеркнуто Л.С. Выготским: «Самое существенное содержание развития в критические воз­расты заключается в возникновении новообразований, которые в высшей степени своеобразны и специфичны». Данные новообразования носят переходный характер, т.е. в последующем они не сохраняются в том виде, в каком возникают в критический период.
Для периодов возрастных кризисов характерны процессы перехода к качественно иному типу взаимоотношений детей со взрослыми, учитывающему их новые, возросшие возможности. Изменения в период возрастных кризисов охватывают три ключевых компонента психологического возраста человека: его «социальную ситуацию развития», ведущий тип деятельности, всю структуру сознания личности. Предпосылки для этих преобразований постепенно и чаще всего незаметно для окружающих формируются и накапливаются на протяжении периода, предшествующего кризису – так называемого стабильного возраста. [4]

Таким образом, главное значение кризисов – толчок к развитию новых психических функций, совершенствование или отмирание уже сложившихся. 

4. Рекомендации для родителей по преодолению подросткового кризиса

К сожалению, не существует единых алгоритмов поведения в кризисе, поэтому можно лишь предложить общие рекомендации по психокоррекции преодоления возрастных кризисов. Данные рекомендации помогут понять и построить более успешные взаимоотношения с подростками.

    Воспринимайте своего сына или дочь как взрослеющего человека. Ведь это уже не ребенок, полностью зависящий от вас, но еще и не взрослый, способный жить автономно. Поэтому и отношение к подростку должно быть соответствующее: необходимо найти золотую середину между тотальным контролем и вседозволенностью. 

Подросток нуждается именно в «контролируемой свободе», поскольку, как бы он ни кичился своей взрослостью, подсознательно он все еще находится в позиции воспитываемого ребенка.

Не делайте постоянных акцентов на недостатках внешности подростка! Подросток начинает постоянно обращать внимание на указанный недостаток, пытается его спрятать, кажется себе уродливым и недостойным любви. Это может приводить к таким ужасным последствиям, как, например, пищевые расстройства (анорексия и булемия), которыми последние несколько лет страдает такое количество девочек-подростков, что это превратилось в мировую проблему. [5]

    Старайтесь не отвергать друзей вашего ребенка, даже если вы считаете, что дружба с ними может ему навредить.  Подросток имеет право выбирать круг общения. Доверяйте своему ребенку и давайте ему право получать необходимый жизненный опыт. Бывают, конечно, и критические ситуации, когда люди, окружающие ребенка, могут принести ему непоправимый вред (например, пристрастить к наркотикам). Наберитесь терпения и дайте ему время самому понять, что за люди его окружают. Ведь, если вы попытаетесь директивно запретить контактировать с ними, это приведет лишь к вашему конфликту с ребенком, его страданиям и попыткам встречаться с друзьями за вашей спиной.

     Интересуйтесь жизнью подростка.  Многие старшеклассники говорят о том, что их общение с родителями ограничивается лишь формальным ежевечерним вопросом «ну, как дела в школе?», на который они отвечают так же формально. За фразой «не лезьте в мою жизнь», на самом деле, скрывается огромная потребность подростка в понимании и интересе со стороны взрослых. Поэтому интересуйтесь жизнью ваших детей, их проблемами и переживаниями. Он нуждается в поддержке, мудром совете и понимании.

 Предоставляйте подростку место и время для уединения, т.к. он зачастую нуждается в том, чтобы побыть наедине с самим собой, разобраться в своих чувствах и переживаниях, подумать о себе, своих проблемах, пофилософствовать и просто насладиться одиночеством.

 Не вторгайтесь в личное пространство подростка против его воли.Не выкидывайте его вещей и не убирайтесь в его комнате без его ведома и согласия, т.к. в подростковом возрасте для ребенка огромное значение приобретает обстановка, в которой он живет. Она становится не просто выражением его внутреннего мира, а его частью. 

Не пытайтесь переубеждать подростка, ожидая мгновенного согласия. Вам стоит мягко показывать другие возможные точки зрения. И, поверьте, даже если ваш ребенок всем своим видом демонстрирует, что в корне с вами не согласен, он прекрасно вас слышит и в конечном итоге зачастую руководствуется вашим более мудрым мнением, хотя лишь в крайне редких случаях признается в этом. [6]

   Но бывают ситуации, в которых не помогает даже подобное мудрое и чуткое отношение. Тогда кризис подросткового возраста становится настоящей проблемой – подросток пускается во все тяжкие: перестает учиться, начинает употреблять алкоголь и наркотики, ворует и лжет, предпринимает попытки самоубийства и многое другое. В такой ситуации советами ограничиться не получится.

Заключение

Итак, в данной работе были представлены особенности и характеристики возрастных кризисов: их симптомы, психологическое содержание, динамика протекания. Для преодоления возрастных кризисов на разных возрастных этапах необходимо вести психокоррекционную работу среди детей и взрослых.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что кризисы возникают на каждом возрастном этапе и имеют в первую очередь позитивное значение. Кризис является необходимым условием дальнейшего развития, почвой для появления новообразований.

Самым уязвимым, трудным, взрывоопасным, переломным и даже судьбоносным считается кризис подросткового возраста. Возраст, когда совершается очень много ошибок. Первый сексуальный опыт часто приводит к беременности, абортам и дальнейшему бесплодию. Первая сигарета с травкой, первый бокал вина становятся красивым и романтичным началом наркомании и алкоголизма.

Изучив материал, я пришёл к выводу, что в настоящее время особую актуальность приобрела проблема подросткового кризиса.

Прилагаю к работе выполненный мною социальный ролик, который содержит рекомендации родителям подростков. (Приложение DVD)



Библиографический список


  1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте — М., 1968.

  2. Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2006.

  3. Фридман Л.М. Психология детей и подростков: Справочник для учителей и воспитателей. - М.: Изд-во Ин-та Психотерапии, 2004.

  4. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. – М.: Изд-во Моск.ун-та, 1981.

  5. https://www.vospitaj.com/blog/10-sovetov-roditelyam-podrostkov/

  6. https://www.ya-roditel.ru/parents/problems-of-teens/o-chem-molchat-podrostki-intervyu-s-psikhologom/






10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!