Учебная дисциплина: Анатомо-физиологические особенности развития детей дошкольного возраста.(1ч)
Тема урока: Возрастные особенности энергетического обмена Регуляция обмена веществ. Обмен тепла и энергии в детском организме
Тип урока: УФНЗ
Цель занятия: Сформировать представление об обмене веществ , энергии и тепла в детском организме; воспитывать бережное отношение к растущему детскому организму;формирование навыков коммуникативного общения и обмена информацией в процессе усвоения новых знаний;
Ход занятия
Организационный момент
Формулирование целей и задач урока
Актуализация знаний
4. Объяснение нового материала с элементами закрепления.
5.Закрепление материала
6.Задание на дом[1],д стр.3-35,[4], стр.190-195
Плакаты: « Обмен углеводов». « Виды липидов»
3. Актуализация знаний
? Что мы знаем об обмене веществ и энергии.
? Чем обусловлена высокая скорость обмена веществ
4. Объяснение нового материала с элементами закрепления.
4.1. Особенности обмена веществ и энергии у детей
4.2. Обмен веществ и питание
4.3. Особенность обмена жиров
4.4. Обмен углеводов.
4.5 Обмен воды.
4.6. Источники энергии.
5. Закрепление материала
?Перечислить отделы рефлекторной дуги
?Что называют синапсом
?Рецепторы и их роль
?Привести примеры безусловных рефлексов
?Роль нервной системы
? Охарактеризуйте значение НС
?Этапы формирования психики ребенка
?Роль словесного контакта
5.1.Рефлексия.
Материал к занятию
Особенности обмена веществ и энергии у детей
Главной особенностью обмена веществ и энергии растущего организма является преобладание анаболизма над катаболизмом, что продолжается до 18—19 лет. Особенности обмена веществ требуют соответствующего питания. В раннем онтогенезе, в том числе и в антенатальном периоде развития, несбалансированное или недостаточное питание ведет к замедлению развития мозга и даже к уменьшению числа нейронов и клеток нейроглии, причем в последующем эти изменения не компенсируются: у этих лиц снижены память и способность ко всем видам обучения, в результате чего страдает интеллект в целом.
Обмен веществ и питание
Основными питательными веществами плода являются глюкоза, аминокислоты и жирные кислоты, поступающие из крови матери в кровь плода через плаценту. Во второй половине внутриутробного развития некоторую роль в питании выполняют питательные вещества околоплодных вод, которые заглатываются и расщепляются частично собственными ферментами плода.К моменту рождения печень плода содержит большое количество глюкозы (в 2—3 раза больше, чем печень взрослого, относительно ее массы). Этого хватает на 2—3 ч обеспечения энергией ребенка после рождения и прекращения поступления питательных веществ от матери.
У новорожденного и ребенка грудного возраста основным источником питательных веществ является женское молоко, которое обеспечивает организм белками, жирами, углеводами, минеральными веществами, витаминами, ферментами, а также повышает иммунную защиту.
Таблица 7
Потребность детей в белках, жирах и углеводах (г в день)
Возраст, годы | Белки | Жиры | Углеводы | Энергетическая ценность, ккал |
всего | Животного происхож-дения | На 1 кг массы тела | всего | Растите льные |
1-1,5 | 48 | 36 | 4 | 48 | 3 | 160 | 1330 |
1,5-3 | 53 | 40 | 4 | 53 | 5 | 193 | 1480 |
3-4 | 63 | 44 | 4 | 63 | 8 | 233 | 1800 |
5-6 | 72 | 47 | 3 | 72 | 11 | 252 | 1990 |
Поступление белка в организм важно не только для физического, но и для умственного развития. Кроме того, в пищевом рационе растущего организма должно быть больше незаменимых аминокислот, источником которых являются животные белки. Ежедневная прибавка в массе тела растущего организма на 1/5 происходит за счет белка. Женское молоко по составу аминокислот считается оптимальным, к нему приближаются белки куриного яйца. Особенностью обмена жиров у детей является их высокая степень окисления, поэтому жиры мало откладываются в депо, потребность ребенка в жирах значительно выше, чем у взрослых. Обмен углеводов. Поскольку углеводы являются не только энергетическим, но и пластическим материалом (они участвуют в синтезе гликопротеидов, мукополисахаридов), потребность растущего организма в углеводах на единицу массы тела также больше, нежели у взрослых (у грудных детей до 13 г/кг, у взрослых около 6 г/кг). У детей до 8—10 лет наблюдается более низкое содержание глюкозы в крови (физиологическая гипогликемия), что объясняется в основном повышенной утилизацией глюкозы клетками молодого растущего организма. В результате несовершенства регуляторных механизмов у детей наблюдаются значительные колебания уровня глюкозы в крови. Дети легче переносят сахарную нагрузку: меньше выражена гипергликемия на сахарную нагрузку
Обмен воды. Для детей раннего возраста характерна неустойчивость водно-солевого обмена, что связано с незрелостью почек, нейроэндокринного регуляторного аппарата и строения тканей. У ребенка раннего возраста внеклеточная жидкость составляет около 45 % массы тела (у взрослого 18 %), что объясняется уменьшением с возрастом интерстициального пространства из-за увеличения объема клеток. Кроме того, у детей 1-го жизни высока активность альдостерона, что ведет к накоплению натрия в организме и, естественно, воды. В первые 5 лет жизни общее содержание воды составляет 70 % от массы тела ребенка (у взрослых около 60 %).
Потребность детей в воде значительно больше, нежели взрослых. Так, суточная потребность в воде новорожденного 130— 150 мл/кг массы тела, в возрасте 1—2 года — 120—130 мл/кг, а в 12— 13 лет — 60 мл/кг, у взрослых — около 25 мл/кг. У детей больше, чем у взрослых, выводится воды через кожу и легкие, равно как общее количество выводимой воды — 1,3 г/кг массы тела в 1 ч (у взрослых около 10,7 г/кг массы тела в 1 ч).
Так, суточная потребность в натрии у ребенка первого года жизни составляет 0,1 — 0,4 г; повышена потребность и в других минеральных веществах. Потребность детей до 5 мес. в кальции, фосфоре и натрии при грудном вскармливании полностью удовлетворяется женским молоком.
Основной обмен относительно массы тела или поверхности у новорожденного примерно в 2 раза больше (50 ккал/кг/сут), нежели у взрослого (24 ккал/кг/сут) и в течение первого года жизни продолжает расти до 56 ккал/кг/сут, затем начинает очень медленно уменьшаться. Так, в возрасте 1,5 лет он еще в 2 раза выше, чем у взрослых (48 ккал/кг/сут), в 5 лет — 45 ккал/кг/сут; до периода полового созревания все еще значительно больше, чем у взрослых (примерно в полтора раза). И только после полового созревания приближается к норме взрослого (рисунок ).
Высокий основной обмен у детей связан с повышенным метаболизмом клеток молодого организма, синтезом, обеспечивающим рост детей, и большей отдачей тепла в окружающую среду вследствие большего отношения площади поверхности тела к массе тела.
Уровень гликолитических процессов у детей на 30—35 % выше, чем у взрослых, особенно он высок в первые 3 мес. жизни. Затем уровень гликолиза постепенно падает, а уровень окислительных процессов нарастает.
Общий (рабочий) обмен — это совокупность основного обмена и расхода энергии, обеспечивающего деятельность организма в различных условиях. Распределение общего обмена у детей в возрасте 1 года следующий: 70 % — основной обмен; 20 % — движение, поддержание мышечного тонуса; 10 % — специфическое динамическое действие пищи; у взрослых — 50:40:10 соответственно. Особенностью общего обмена у детей является то, что на достижение одного и того же полезного результата ребенок затрачивает энергии больше, чем взрослый. Это связано с недостаточной координацией движений у детей. Повышенный расход энергии у детей, особенно первых лет жизни, связан также с незрелостью механизмов терморегуляции. Общий обмен у девочек и мальчиков до 8 лет одинаков. В 7 лет он равен 1800 ккал/сут (7536 кДж/сут), начиная с 8 лет — у мальчиков на 16 -18% больше. чем у девочек.
Таблица 8
Общий (рабочий) обмен у детей различного возраста
Возраст (годы) | Рабочий обмен, ккал (кДж)/сутки |
| девочки | мальчики |
1-3 | 1000 (4187) | 1000 (4187) |
3-5 | 1500 (6280) | 1500 (6280) |
5-7 | 1800 (7536) | 1800 (7536) |
7-12 | 1800 (7536) | 2200 (9211) |
12-16 | 2650 (11095) | 3170 (13 272) |
Источники энергии. В первые 2—3 ч после рождения источником энергии у ребенка является гликоген печени, а затем — в основном жиры (80—90 %). У ребенка грудного возраста за счет жиров покрывается 50 % энерготрат, за счет углеводов — 40 %, за счет белков — 10 %. В последующие годы основным источником энергии постепенно становятся, как и у взрослых, углеводы.