СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Возрастные особенности энергетического обмена Регуляция обмена веществ. Обмен тепла и энергии в детском организме

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал к учебному занятию (1ч) .Возрастные особенности энергетического обмена Регуляция обмена веществ. Обмен тепла и энергии в детском организме

Просмотр содержимого документа
«Возрастные особенности энергетического обмена Регуляция обмена веществ. Обмен тепла и энергии в детском организме»

Учебная дисциплина: Анатомо-физиологические особенности развития детей дошкольного возраста.(1ч)


Тема урока: Возрастные особенности энергетического обмена Регуляция обмена веществ. Обмен тепла и энергии в детском организме

Тип урока: УФНЗ

Цель занятия: Сформировать представление об обмене веществ , энергии и тепла в детском организме; воспитывать бережное отношение к растущему детскому организму;формирование навыков коммуникативного общения и обмена информацией в процессе усвоения новых знаний;

Ход занятия

  1. Организационный момент

  2. Формулирование целей и задач урока

  3. Актуализация знаний

4. Объяснение нового материала с элементами закрепления.

5.Закрепление материала

6.Задание на дом[1],д стр.3-35,[4], стр.190-195

Плакаты: « Обмен углеводов». « Виды липидов»

3. Актуализация знаний

? Что мы знаем об обмене веществ и энергии.

? Чем обусловлена высокая скорость обмена веществ

4. Объяснение нового материала с элементами закрепления.

4.1. Особенности обмена веществ и энергии у детей

4.2. Обмен веществ и питание

4.3. Особенность обмена жиров

4.4. Обмен углеводов.

4.5 Обмен воды.

4.6. Источники энергии.

5. Закрепление материала

?Перечислить отделы рефлекторной дуги

?Что называют синапсом

?Рецепторы и их роль

?Привести примеры безусловных рефлексов

?Роль нервной системы

? Охарактеризуйте значение НС

?Этапы формирования психики ребенка

?Роль словесного контакта


5.1.Рефлексия.







Материал к занятию


Особенности обмена веществ и энергии у детей

Главной особенностью обмена веществ и энергии растущего организма является пре­обладание анаболизма над катаболизмом, что продолжается до 18—19 лет. Особенности об­мена веществ требуют соответствующего пи­тания. В раннем онтогенезе, в том числе и в антенатальном периоде развития, несбалан­сированное или недостаточное питание ведет к замедлению развития мозга и даже к умень­шению числа нейронов и клеток нейроглии, причем в последующем эти изменения не компенсируются: у этих лиц снижены память и способность ко всем видам обучения, в ре­зультате чего страдает интеллект в целом.

Обмен веществ и питание

Основными питательными веществами плода являются глюкоза, аминокислоты и жирные кислоты, поступающие из крови матери в кровь плода через плаценту. Во второй поло­вине внутриутробного развития некоторую роль в питании выполняют питательные ве­щества околоплодных вод, которые заглаты­ваются и расщепляются частично собствен­ными ферментами плода.К моменту рождения пе­чень плода содержит большое количество глюкозы (в 2—3 раза больше, чем печень взрослого, относительно ее массы). Этого хватает на 2—3 ч обеспечения энергией ре­бенка после рождения и прекращения по­ступления питательных веществ от матери.

У новорожденного и ребенка грудного воз­раста основным источником питательных ве­ществ является женское молоко, которое обеспечивает организм белками, жирами, уг­леводами, минеральными веществами, вита­минами, ферментами, а также повышает им­мунную защиту.

Таблица 7

Потребность детей в белках, жирах и углеводах (г в день)

Возраст, годы

Белки

Жиры

Углеводы

Энергетическая ценность, ккал

всего

Животного происхож-дения

На 1 кг массы тела

всего

Растите льные

1-1,5

48

36

4

48

3

160

1330

1,5-3

53

40

4

53

5

193

1480

3-4

63

44

4

63

8

233

1800

5-6

72

47

3

72

11

252

1990

Поступление белка в организм важно не только для физического, но и для умственно­го развития. Кроме того, в пищевом рационе растущего организма должно быть больше незаменимых аминокислот, источ­ником которых являются животные белки. Ежедневная прибавка в массе тела растущего организма на 1/5 происходит за счет белка. Женское молоко по составу аминокислот считается оптимальным, к нему приближа­ются белки куриного яйца. Особенностью обмена жиров у детей явля­ется их высокая степень окисления, поэтому жиры мало откладываются в депо, потреб­ность ребенка в жирах значительно выше, чем у взрослых. Обмен углеводов. Поскольку углеводы яв­ляются не только энергетическим, но и плас­тическим материалом (они участвуют в син­тезе гликопротеидов, мукополисахаридов), потребность растущего организма в углеводах на единицу массы тела также больше, нежели у взрослых (у грудных детей до 13 г/кг, у взрослых около 6 г/кг). У де­тей до 8—10 лет наблюдается более низкое содержание глюкозы в крови (физиологичес­кая гипогликемия), что объясняется в основ­ном повышенной утилизацией глюкозы клет­ками молодого растущего организма. В ре­зультате несовершенства регуляторных меха­низмов у детей наблюдаются значительные колебания уровня глюкозы в крови. Дети легче переносят сахарную нагрузку: меньше выражена гипергликемия на сахарную на­грузку

Обмен воды. Для детей раннего возраста характерна неустойчивость водно-солевого обмена, что связано с незрелостью почек, нейроэндокринного регуляторного аппарата и строения тканей. У ребенка раннего воз­раста внеклеточная жидкость составляет около 45 % массы тела (у взрослого 18 %), что объясняется уменьшением с возрастом интерстициального пространства из-за уве­личения объема клеток. Кроме того, у детей 1-го жизни высока активность альдостерона, что ведет к накоплению натрия в организме и, естественно, воды. В первые 5 лет жизни общее содержание воды составляет 70 % от массы тела ребенка (у взрослых около 60 %).

Потребность детей в воде значительно больше, нежели взрослых. Так, суточная потребность в воде ново­рожденного 130— 150 мл/кг массы тела, в возрасте 1—2 года — 120—130 мл/кг, а в 12— 13 лет — 60 мл/кг, у взрослых — около 25 мл/кг. У детей больше, чем у взрослых, выводится воды через кожу и легкие, равно как общее количество выводимой воды — 1,3 г/кг массы тела в 1 ч (у взрослых около 10,7 г/кг массы тела в 1 ч).

Так, суточная потребность в натрии у ре­бенка первого года жизни составляет 0,1 — 0,4 г; повышена потребность и в других минеральных веществах. Потребность детей до 5 мес. в кальции, фосфоре и натрии при грудном вскармливании полностью удовлетворяется женским молоком.

Основной обмен относительно массы тела или поверхности у новорожденного примерно в 2 раза больше (50 ккал/кг/сут), нежели у взрослого (24 ккал/кг/сут) и в течение первого года жизни продолжает расти до 56 ккал/кг/сут, затем начинает очень медленно уменьшаться. Так, в возрасте 1,5 лет он еще в 2 раза выше, чем у взрослых (48 ккал/кг/сут), в 5 лет — 45 ккал/кг/сут; до периода полового созревания все еще значительно больше, чем у взрослых (примерно в полтора раза). И только после полового созревания приближается к норме взрослого (рисунок ).

Высокий основной обмен у детей свя­зан с повышенным метаболизмом клеток мо­лодого организма, синтезом, обеспечиваю­щим рост детей, и большей отдачей тепла в окружающую среду вследствие большего от­ношения площади поверхности тела к массе тела.

Уровень гликолитических процессов у детей на 30—35 % выше, чем у взрослых, осо­бенно он высок в первые 3 мес. жизни. Затем уровень гликолиза постепенно падает, а уро­вень окислительных процессов нарастает.

Общий (рабочий) обмен — это совокуп­ность основного обмена и расхода энергии, обеспечивающего деятельность организма в различных условиях. Распределение общего обмена у детей в возрасте 1 года следующий: 70 % — основной обмен; 20 % — движение, поддержание мышечного тонуса; 10 % — спе­цифическое динамическое действие пищи; у взрослых — 50:40:10 соответственно. Особен­ностью общего обмена у детей является то, что на достижение одного и того же полезно­го результата ребенок затрачивает энергии больше, чем взрослый. Это связано с недо­статочной координацией движений у детей. Повышенный расход энергии у детей, осо­бенно первых лет жизни, связан также с не­зрелостью механизмов терморегуляции. Общий обмен у девочек и мальчиков до 8 лет одинаков. В 7 лет он равен 1800 ккал/сут (7536 кДж/сут), начиная с 8 лет — у мальчиков на 16 -18% больше. чем у девочек.

Таблица 8

Общий (рабочий) обмен у детей различного возраста

Возраст (годы)

Рабочий обмен, ккал (кДж)/сутки


девочки

мальчики

1-3

1000 (4187)

1000 (4187)

3-5

1500 (6280)

1500 (6280)

5-7

1800 (7536)

1800 (7536)

7-12

1800 (7536)

2200 (9211)

12-16

2650 (11095)

3170 (13 272)

Источники энергии. В первые 2—3 ч после рождения источником энергии у ребенка яв­ляется гликоген печени, а затем — в основ­ном жиры (80—90 %). У ребенка грудного возраста за счет жиров покрывается 50 % энерготрат, за счет углеводов — 40 %, за счет белков — 10 %. В последующие годы основ­ным источником энергии постепенно стано­вятся, как и у взрослых, углеводы.






























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!