СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 10.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ВПР 2025 по русскому языку. Пробный вариант 2. 10 класс.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Источник: 100ballnik.com

Просмотр содержимого документа
«ВПР 2025 по русскому языку. Пробный вариант 2. 10 класс.»

Задание 1. Подберите и запишите на месте пропуска в предложении 5 синоним к слову «случай» из предложения 4.

(1)На расцвете жанра вестерна с лошадьми делали практически что угодно, ведь специально обученных животных и компьютерной графики тогда не было. (2)Многие лошади во время съемок получали увечья и погибали.

(3)После случая на съемках фильма «Атака легкой кавалерии» (1936), где пострадало 125 и погибло 25 животных, Конгресс США решил принять меры против ________ обращения с животными. (4)Но по-настоящему значимым стал случай на съемках «Джесси Джеймс. Герой вне времени» (1938), где двух лошадей буквально заставили спрыгнуть с обрыва. (5)Этот _______ всколыхнул общество  — в итоге появился свод правил по защите животных, в том числе и фраза «В ходе съемок ни одно животное не пострадало», которую стали добавлять в финальные титры.

 Ответ:

Задание 2. Подберите и запишите эпитет к слову «обращения» из предложения 3. Объясните свой выбор двумя-тремя предложениями.

(1)На расцвете жанра вестерна с лошадьми делали практически что угодно, ведь специально обученных животных и компьютерной графики тогда не было. (2)Многие лошади во время съемок получали увечья и погибали.

(3)После случая на съемках фильма «Атака легкой кавалерии» (1936), где пострадало 125 и погибло 25 животных, Конгресс США решил принять меры против ________ обращения с животными. (4)Но по-настоящему значимым стал случай на съемках «Джесси Джеймс. Герой вне времени» (1938), где двух лошадей буквально заставили спрыгнуть с обрыва. (5)Этот _______ всколыхнул общество  — в итоге появился свод правил по защите животных, в том числе и фраза «В ходе съемок ни одно животное не пострадало», которую стали добавлять в финальные титры.

Ответ:

Задание 3. Поставьте знак ударения в следующих словах.

Углубить, досуха, начавший, средства.

Задание 4. Установите соответствие между видами речевых ошибок и примерами, в которых допущены такие ошибки: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ВИДЫ РЕЧЕВЫХ ОШИБОК

ПРИМЕРЫ

А)  речевая избыточность


1)  До утра он не сомкнул взгляда, а утром узнал, что контора их разогнана.

Б)  неверное использование фразеологизма

2)  Он неожиданно вернулся с двумя слепцами в неимущей одежде.

В)  употребление слова в несвойственном ему значении

3)  Не только подвал дома и чердак, но и комнаты были забиты всякой рухлядью.


4)   Я искусственно заикался, оговаривался, жестикулировал.


5)   Подобное оружие делали и коренные аборигены Австралии.


Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

A

Б

В


Задание 5. Определите, какая(-ие) лексическая(-ие) единица(-ы) (синонимы, антонимы, паронимы, архаизмы, историзмы, неологизмы и т. п.) использована(-ы) в приведённом предложении.

 Чувство родины (обратите внимание на корни слов: род   — родник   — Родина) прорастает, как все большое, из малого зернышка.

 Ответ:

Задание 6. Укажите номера предложений, в которых выделенные слова образованы в соответствии с морфологическими нормами русского литературного языка.

 1)  Теперь этот автобус ходит по нужной дороге, едь на нём.

2)  Вещи в чемодан кладите аккуратно, чтобы не помялись.

3)  Самолёт с двести сорока пассажирами совершил вынужденную посадку.

4)  Первый способ решения уравнения немного проще, чем второй.

 Ответ:

Задание 7. Выпишите слова, в которых пропущена проверяемая безударная гласная в корне слова.

Прогл..тить язык, испыт..вать насл..ждение, раст..ржение д..говора, ед..ничный случай, закр..пление м..териала, увл..каться в..занием, уд..вительное пр..ключение, под..лить пор..вну.

Ответ:

Задание 8. Заполните таблицу: спишите предложения, раскрывая скобки в выделенных словах.

 1)  (На)бегу Казбич выхватил из чехла ружьё и выстрелил.

2)  Виднелись ещё (не)убранные поля ржи.

3)  (Ни)когда ещё он не врал так правдоподобно.

4)  На болотах дымились торфя(н,нн)ики.

5)  (Высоко)квалифицирова(н,нн)ых специалистов не хватает.

6)  Я так(же) прочла эту книгу.

7)  Дом он решил строить (на)подоби(е,и) замка.

8)  (В)следстви(е,и) наметился новый подозреваемый.

 

Часть речи выделенного слова

Предложения (для каждой части речи может быть выбрано одно или два предложения)

Имя существительное /имя существительное с предлогом


Имя прилагательное


Наречие


Причастие


Предлог


Союз



Задание 9. Запишите не менее трёх ключевых слов и/или словосочетаний, раскрывающих тему текста.

(1)Однажды ко мне на вахту, октябрьскую, осеннюю, ненастную, прилетели скворцы. (2)Мы мчались в ночи от берегов Исландии к Норвегии. (3)На освещенном мощными огнями теплоходе. (4)И в этом туманном мире возникли усталые созвездия...

(5)Я вышел из рубки на крыло мостика. (6)Ветер, дождь и ночь сразу стали громкими. (7)Я поднял к глазам бинокль. (8)В стёклах заколыхались белые надстройки теплохода, спасательные вельботы, тёмные от дождя чехлы и птицы  — распушённые ветром мокрые комочки. (9)Они метались между антеннами и пытались спрятаться от ветра за трубой.

(10)Палубу нашего теплохода выбрали эти маленькие бесстрашные птицы в качестве временного пристанища в своём долгом пути на юг. (11)Конечно, вспомнился Саврасов: грачи, весна, ещё лежит снег, а деревья проснулись. (12)И всё вообще вспомнилось, что бывает вокруг нас и что бывает внутри наших душ, когда приходит русская весна и прилетают грачи и скворцы. (13)Это не опишешь. (14)Это возвращает в детство. (15)И это связано не только с радостью от пробуждения природы, но и с глубоким ощущением родины, России.

(16)И пускай ругают наших русских художников за старомодность и литературность сюжетов. (17)3а именами Саврасова, Левитана, Серова, Коровина, Кустодиева скрывается не только вечная в искусстве радость жизни. (18)Скрывается именно русская радость, со всей её нежностью, скромностью и глубиной. (19)И как проста русская песня, так проста живопись.

(20)И в наш сложный век, когда искусство мира мучительно ищет общие истины, когда запутанность жизни вызывает необходимость сложнейшего анализа психики отдельного человека и сложнейшего анализа жизни общества,  — в наш век художникам тем более не следует забывать об одной простой функции искусства  — будить и освещать в соплеменнике чувство родины.

(21)Пускай наших пейзажистов не знает заграница. (22)Чтобы не проходить мимо Серова, надо быть русским. (23)Искусство тогда искусство, когда оно вызывает в человеке ощущение пусть мимолётного, но счастья. (24)А мы устроены так, что самое пронзительное счастье возникает в нас тогда, когда мы ощущаем любовь к России. (25)Я не знаю, есть ли у других наций такая нерасторжимая связь между эстетическим ощущением и ощущением родины...

(По В. Конецкому)

Ответ:

Задание 10. Запишите номера ответов, в которых лексическое значение слова соответствует его значению в данном тексте.

 

1)  Мощный (предложение 3)  — Обладающий большими силами, средствами и возможностями для осуществления каких-л. действий, для выполнения своего назначения и т. п. М-ое государство. М-ая армия. М-ое производство. М-ая оборонительная линия.

2)  Крыло (предложение 5)  — Орган, служащий для летания у птиц, насекомых и некоторых млекопитающих.

3)  Глубина (предложение 18)  — Степень проникновения в сущность чего-л. (обычно высокая); значительность, основательность. Г. мысли, обобщения.

4)  Анализ (предложение 20)  — Детальное изучение, рассмотрение, разбор каких-л. фактов, явлений. Всесторонний а. Краткий, выборочный а.

5)  Освещать (предложение 20)  — Разъяснять, истолковывать что-либо, давать объяснение чему-либо.

 Ответ:

Задание 11. Определите логическую связь между предложениями 17/18.

 1)  доказательство / вывод

2)  общая мысль / её конкретизация

3)  тезис / аргумент

4)  общая мысль / причина

 Ответ:

Задание 12.

Сформулируйте основную проблему, поставленную автором текста.

Задание 13. Определите по лексическому значению, о каком средстве художественной выразительности идёт речь: «Изобразительно-выразительное средство лексики, предполагающее приписывание качеств, мыслей, эмоций, действий человека неодушевлённым и одушевлённым объектам.». Приведите три примера этого тропа: два примера из текста, а третий  — собственный. Запишите их.

Задание 14.

Напишите фрагмент сочинения (не более 5 предложений), подобрав из текста два примера-иллюстрации, подтверждающих следующий тезис: «Русская живопись  — особая, окрашенная чувством любви к Родине».


скачано с сайта https://100ballnik.com/



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя