Дорогие пятиклассники! Поздравляю Вас с началом 4 четверти!
Внимательно изучите новый материал:
После того, как римляне подчинили Италию, они ставили готовиться к захвату плодородного острова Сицилия. Найдите его на карте.
Их попыткам захватить этот остров воспротивился город Карфаген.
- В начале нашей работы предлагаю рассмотреть карту и, проанализировав ее, ответь на вопросы:
Перед вами большое (внутренее) море.
-Как оно называется? Догадались?
-
Это море называется……
Страны, расположенные вокруг этого моря, называются средиземноморскими.
Всё, что расположено слева,
т.е. западная сторона называется
Западным Средиземноморьем
А то, что расположено справа,
т.е. восточная сторона –
Восточным Средиземноморьем.
Глядя на карту, можно определить явного лидера положения в Средиземноморье?
Это Карфаген и Рим – найдите их на карте.
Какой военный потенциал имели эти страны?
Карфаген – флот Рим – опыт ведения войны
Именно соперничество этих мощных держав становится темой нашего урока!
Откройте тетрадь и запишите тему:
Вторая война Рима с Карфагеном
Сделайте записи в тетради:
- Карфаген находится в Северной Африке - это могучая держава Западного Средиземноморья;
- Находится на пересечении главных морских путей;
- Являлся центром обмена ремесленных изделий:
вывозили для продажи | привозили |
пурпур, слоновую кость, рабов, страусовое перо, золотой песок | из Испании серебро и солёную рыбу, из Сардинии – хлеб, из Сицилии – оливковое масло, греческие художественные изделия, из Египта – керамику и ковры |
Молодцы!
- Карфаген имел большую армию и сильный военный флот,
в котором было много пентер– больших быстроходных кораблей с пятью рядами вёсел с каждой стороны. Их еще называли квинквирема (лат. quinquiremis, от quinque «пять» + remus «весло») или пентера (от греч. πέντε «пять») — боевой корабль, большего размера, чем триера.
Прочитаем документ, обратим внимание на новые слова:
«Начав первую войну с Карфагеном, римляне не имели боевых кораблей. Вскоре они поняли, что без военного флота им не победить. Тогда застучали топоры на верфях Италии. А на берегу установили скамьи с веслами, на них посадили будущих гребцов, из которых мало кто умел грести. Командиры с утра до ночи учили новичков одновременно поднимать и опускать весла. Ровно через год флот был спущен на воду. На носах кораблей установили «Вороны» - перекидные мостики с крючьями на концах.
Карфагенский флот смело двинулся навстречу неприятелю. Когда же суда сблизились, римляне зацепили «вороны» за борта вражеских кораблей. Вперед ринулась римская пехота, одержавшая победу. В Риме в честь победы воздвигли колонну, украшенную рострами – носами захваченных кораблей.»
Запишите в тетрадь:
Первая Пуническая война (264-241 гг. до н.э.)
Причина: желание Рима и Карфагена захватить остров Сицилию
Итоги:
1) Карфаген проиграл войну
2) Карфаген потерял свои владения в Сицилии и Сардинии
3) Карфаген должен выплачивать большую контрибуции.
Вторая Пуническая война (218—201 гг.до н. э)
Причины:
1) Карфаген хотел вернуть потерянные владения и былое морское могущество в Западном Средиземноморье
2) стремление к господству Рима в Западном Средиземноморье.
Итоги:
1) Карфаген лишился своих владений за пределами Африки;
2) лишился военного флота;
3) должен был выплачивать Риму большую сумму денег.
Молодцы!
А теперь отдохните и посмотрите видео:
https://www.youtube.com/watch?v=QI-j0gGiY1g
(Для этого нажмите на клавишу CTRL и щелкните ссылку, или скопируйте ее и вставьте в поисковую строку.)
Перед выполнением задания познакомьтесь
с §47 – «Вторая война Рима с Карфагеном».
Теперь вы готовы к выполнению заданий!
3