Как возникла геометрия?
Геометрия возникла из практической деятельности людей: нужно было сооружать жилища, храмы, проводить дороги, оросительные каналы, устанавливать границы земельных участков и определять их размеры. В переводе с греческого слово «геометрия» означает «землемерие» («гео» - по-гречески земля, а «метрио» - мерить).
Важную роль играли и эстетические потребности людей: желание украсить свое жилище и одежду, рисовать картины окружающего мира.
За несколько столетий до нашей эры в Вавилоне, Китае, Египте, Греции уже существовали начальные геометрические знания, которые добывались в основном опытным путем, а затем систематизировались.
Что изучает геометрия?
Первым, кто начал получать новые геометрические факты при помощи рассуждений (доказательств) был древнегреческий математик Фалес (6 век до нашей эры), который в своих исследованиях применял перегибание чертежа, поворот части фигуры и т. д.
Постепенно геометрия становится наукой. Попытки греческих ученых привести геометрические факты в систему начинаются уже с 5 века до н. э.
Сочинение греческого ученого Евклида (жившего в Александрии в 3 веке до н.э.) «Начала» почти 2000 лет было основной книгой, по которой изучали геометрию. Поэтому и сама геометрия, изложенная в ней, стала называться евклидовой геометрией.
Геометрия изучает только форму, размеры, взаимное расположение предметов независимо от их массы, цвета и т. д.
Измерительные и чертежные инструменты: линейка, угольник, циркуль и транспортир. Основные понятия геометрии: точка, прямая, отрезок.
Просмотр содержимого документа
«Введение "Все вокруг - геометрия". Измерительные и чертежные инструменты: линейка, угольник, циркуль и транспортир. Основные понятия геометрии: точка, прямая, отрезок.»
Класс 5 Дата Предмет наглядная геометрия Подпись проверяющего - урок № 1
Тема урока: Введение "Все вокруг - геометрия". Измерительные и чертежные инструменты: линейка, угольник, циркуль и транспортир. Основные понятия геометрии: точка, прямая, отрезок.
Учебно-воспитательные задачи:
Цели урока:
Образовательная : привитие интереса к предмету, систематизировать начальные сведения по геометрии, полученные ранее.
Воспитательная: расширять кругозор, воспитывать сознательное отношение к учебе
Развивающая: развивать мышление, творческие способности учащихся, умение выделять главное
Тип урока: изучение и первичное запоминание новых знаний и способов деятельности
Методы обучения:
По источнику получения знаний: словесные, наглядные, практические.
По способу организации познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративные, репродуктивные.
Методы воспитания:
Организация деятельности, формирование мировоззрения, стимулирование деятельности, осуществление контроля, взаимоконтроля, самоконтроля.
Формы обучения: коллективные, индивидуальные, групповые
Оценочно-результативный компонент: ведение оперативного контроля, корректировка процесса обучения, совместная оценка достигнутых результатов.
Основные понятия темы: системы уравнений
Оборудование, наглядные пособия: карточки, доп. литература
Ход урока.
Организационный этап Задачи: обеспечить нормальную внешнюю обстановку на уроке, психологически подготовить детей к общению | Содержание этапа |
1.Приветствие 2.Проверка подготовленности к уроку 3.Организация внимания школьников 4.Раскрытие плана проведения урока « Вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии» А.С. Пушкин |
Этап проверки домашнего задания. Задачи: установить правильность, полноту и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания | 1. Выявление степени усвоения заданного учебного материала 2.Определение типичных недостатков в знаниях Повторить геометрические знания из начальной школы |
Этап актуализации субъектного опыта учащихся. Задачи: обеспечить включение школьников в совместную деятельность по определению целей учебного занятия | 1. Сообщение темы урока 2.Формулирование цели совместно с учениками 3.Показ значимости изучаемого материала 4. Постановка проблемы 5.Актуализация субъектного опыта учащимися Что вы знаете о геометрии? |
Этап изучения нового материала. Задачи: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала, осознание своих способов проработки учебной информации | 1.Организация внимания 2.Сообщение основного признака изучаемого материала 3.Обеспечить осмысление учащимися методов исследования изучаемых знаний Как возникла геометрия? Геометрия возникла из практической деятельности людей: нужно было сооружать жилища, храмы, проводить дороги, оросительные каналы, устанавливать границы земельных участков и определять их размеры. В переводе с греческого слово «геометрия» означает «землемерие» («гео» - по-гречески земля, а «метрио» - мерить). Важную роль играли и эстетические потребности людей: желание украсить свое жилище и одежду, рисовать картины окружающего мира. За несколько столетий до нашей эры в Вавилоне, Китае, Египте, Греции уже существовали начальные геометрические знания, которые добывались в основном опытным путем, а затем систематизировались. Что изучает геометрия? Первым, кто начал получать новые геометрические факты при помощи рассуждений (доказательств) был древнегреческий математик Фалес (6 век до нашей эры), который в своих исследованиях применял перегибание чертежа, поворот части фигуры и т. д. Постепенно геометрия становится наукой. Попытки греческих ученых привести геометрические факты в систему начинаются уже с 5 века до н. э. Сочинение греческого ученого Евклида (жившего в Александрии в 3 веке до н.э.) «Начала» почти 2000 лет было основной книгой, по которой изучали геометрию. Поэтому и сама геометрия, изложенная в ней, стала называться евклидовой геометрией. Геометрия изучает только форму, размеры, взаимное расположение предметов независимо от их массы, цвета и т. д. Измерительные и чертежные инструменты: линейка, угольник, циркуль и транспортир. Основные понятия геометрии: точка, прямая, отрезок. |
Этап первичной проверки новых знаний и способов деятельности. Задачи: установить правильность и осознанность учащимися изученного материала, выявить пробелы первичного осмысления | Начальные геометрические сведения. 1) Точка: •А(В, С, D, E, F,…) ( точка обозначается заглавной латинской буквой)
Я – невидимка. В этом вся суть моя, Что в представлении дана лишь я… Представишь ты себе меня – я вот!
И без меня ничто здесь не пройдет. Во всех вещах могу я воплотиться, И все, что есть, все для меня – граница.
Пусть точка не линия. Но, право, нужно быть невеждой, чтобы не знать, что линия состоит из точек…
2) Прямая: (прямая обозначается одной строчной латинской буквой) а) прямая безгранична, а на рисунке изображается, только часть прямой; б) через одну точку можно провести сколько угодно различных прямых; в) через любые две точки можно провести прямую, и притом только одну г) существуют точки принадлежащие прямой и не принадлежащие ей 3)Отрезок – часть прямой, ограниченная двумя точками. Эти точки называются концами отрезка (отрезок содержит все точки прямой, лежащие между его концами и концы отрезка). |
Этап закрепления новых знаний и способов деятельности. Задачи: обеспечить повышение уровня осмысления учащимися изученного материала, глубины его усвоения | Дать карточки Назвать точки, принадлежащие прямой и не принадлежащие ей. Ввести символ: Аа; D а. Задание для учащихся: Записать принадлежность точек прямой с помощью символов. д) две прямые либо имеют одну общую точку, либо не имеют общих точек. Пересекаются: а и b . Ввести символ: « ав» Параллельны: c и d. Ввести символ: «c║d». |
Этап подведения итогов урока: Задачи: дать качественную работу класса и всего коллектива | |
Этап рефлексии Задачи: инициировать рефлексию учащихся по поводу своего эмоционального состояния | Мобилизация учащихся на рефлексию |
.Учитель_____Шуринова Е.К.________________________