СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выявление и развитие творческого потенциала обучающихся и создание условий для реализации их социальной активности в различных формах студенческого самоуправления.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка раскрывает основные понятия, структуру, задачи и принципы деятельности студенческого самоуправления в СУЗе. Приводится алгоритм действий классного руководителя для организации самоуправления в студенческой группе.

Просмотр содержимого документа
«Выявление и развитие творческого потенциала обучающихся и создание условий для реализации их социальной активности в различных формах студенческого самоуправления.»

Рагозина Н.А.

Выявление и развитие творческого потенциала обучающихся и создание условий для реализации их социальной активности в различных формах студенческого самоуправления.


Хорошо отлаженная в советские времена система воспитательной работы с молодым подрастающим поколением в 90-е годы ХХ века была разрушена. Канули в лету пионерская организация и комсомол, в которых система самоуправления была четко выстроена, реально действовала и давала свои положительные результаты. В период перехода к рыночной экономике большая часть молодежи не видела необходимости в позитивной самореализации, направленной на духовно-нравственное развитие личности. Результатом явилось появление и укоренение потребительского отношения к жизни, нежелание вносить свой вклад в улучшение окружающей действительности, отсутствие карьерных устремлений в профессиональной деятельности.

На современном этапе развития общества неуклонно возрастает общественная активность студенческой молодежи. И, прежде всего, она выражается в развитии студенческого движения. Это происходит по той причине, что студенты все больше чувствуют необходимость объединения для реализации собственных интересов и потребностей, защиты своих прав.

Наиболее лучшим образом социальному развитию личности студента способствует коллективная самоорганизация студенческой среды, одним из наиболее ярких проявлений которой выступает студенческое самоуправление.


Современная литература дает нам следующее толкование этого понятия:

Студенческое самоуправление – форма управления, предполагающая активное участие студентов в подготовке, принятии и реализации управленческих решений, касающихся жизнедеятельности высшего учебного заведения или его отдельных подразделений, защите прав и интересов обучающихся, включение студентов в различные виды социально значимой деятельности.


Актуальность постановки проблемы развития студенческого самоуправления в ССУЗ обусловлена самой спецификой студенческой молодёжной среды, отличающейся всегда наибольшей целеустремлённостью, «продвинутостью» в любых начинаниях, активностью жизненной позиции. Таким образом, формирование положительной мотивации у студентов через вовлечение в деятельность органов студенческого самоуправления в учебном и внеучебном социумах является государственно важной задачей ещё и потому, что жажда переустройства, самоутверждения, свойственная этому возрасту (15 – 20 лет), должна быть не стихийной, не разрушающей, а созидающей.


В основу создания и развития студенческого самоуправления заложены следующие концептуальные идеи:

1) разностороннее сотрудничество поколений и общественных организаций;

2) формирование социальных и профессиональных компетенций как у студентов, так и у педагогических работников.


Организационная структура студенческого самоуправления базируется на следующих принципах:

  1. чёткая иерархия системы;

  2. выделение узловых органов координации, интеграции и управления на каждом уровне;

  3. оптимальное распределение задач, функций и ответственности внутри уровня.


Задачи органов студенческого самоуправления:

1) создать условия для всесторонней реализации потенциала студентов, направленной на профессиональное становление личности;

2) сформировать систему высокоэффективных механизмов раскрытия интеллектуального, творческого и духовного потенциала студентов;

3) разработать и внедрить систему активного взаимодействия органов студенческого самоуправления с администрацией и педагогическим коллективом техникума;

4) сформировать и обучить студенческий актив.

Деятельность органов студенческого самоуправления строится на основе принципов законности, гласности, самостоятельности, добровольности, коллегиальности.


Принципы деятельности органа студенческого самоуправления:

1. Добровольность. Деятельность общественной организации имеет смысл лишь тогда, когда молодой человек участвует в деятельности организации без принуждения. Добровольное участие предполагает, что человек более открыт перед ситуацией, перед собой и другими.

2. Выбор целей участия. Содержание любой деятельности в организации обсуждается со всеми участниками, максимально прислушиваясь к мнению каждого, ориентируясь на опыт и потребности.

3. Самостоятельность. Студенты сами выбирают цели деятельности, обсуждают тему, решают, как они будут добиваться этих целей, т.е. определяют формы деятельности, планируют конкретные действия, разделяют ответственность и оценивают результаты.

4. Ответственность. Студенты регулярно докладывают о проделанной работе и ее результатах.

5. Творчество, активность.

Воспитания по принуждению нет. У каждого участника воспитательного процесса, у преподавателей и студентов есть потребность и желание совершенствовать самих себя, строить свою жизнедеятельность на основе высоких нравственных ценностей, вырабатывать коллективно нормы, обычаи, т. е. вырабатывать основы поведения. Отсюда главная функция самоуправления — воспитывать у студентов уважительное отношение к членам коллектива и на этой основе укреплять сферу дружеских взаимоотношений.


Студенческое самоуправление в группе

Подробно расскажу о работе студенческого самоуправления в группе.

Классный руководитель может использовать следующий алгоритм действий, чтобы наладить студенческое самоуправление в группе:

  1. На первом курсе внимательно изучаются личные дела и школьные характеристики студентов. Предварительно составляется список кандидатов в органы самоуправления в группе.

  2. В начале учебного года на первом классном часе знакомим с нормативными документами нашего учебного заведения, правилах поведения, органами самоуправления.

  3. Далее предлагается игра «Расскажи мне о себе», где каждый студент за очень короткое время рассказывает о себе. В результате мы знакомимся друг с другом.

  4. После этого предлагается заполнить анкету, в которую включаю различные вопросы и обязательно такой «Какое поручение в группе ты хотел бы выполнять?» Далее предлагается список поручений: Староста, заместитель старосты, ответственный за культурно-массовые дела, ответственный за спортивные дела, ответственный за информационную работу, ответственный за трудовые дела, казначей. Студенты очень часто выбирают одинаковые поручения.

  5. Первые три месяца учёбы, мы меняем поручения и получается, что каждый, кто желал выполнять ту или иную роль, смог попробовать себя в различных видах деятельности с разной степенью ответственности, побыть ведущим или ведомым, организатором или исполнителем. 

  6. Далее в процессе учебной и воспитательной работы, появляются лидеры, которые формируют свою команду для выполнения различных дел.


Функции студенческого самоуправления в группе:

1. Выработка и принятие решения;

2. Доведение принятого решения до группы;

3. Организация выполнения принятого решения;

4. Получение информации о ходе выполнения принятого решения, её анализ, учёт, оценка деятельности, контроль.


Планируемые цели организации самоуправления в группе:

· учит студентов умению руководить и подчиняться;

· учит быть требовательными, объективными, самостоятельными;

· способствует воспитанию чувства ответственности и коллективизма;

· вырабатывает правильное отношение к критике;

· создаёт условия для проявления и развития способностей каждого студента;

· даёт возможность четко и качественно организовать работу в группе;

· позволяет построить отношения сотрудничества классного руководителя с группой.


 

Библиографический список

Аветисова, К. Г. Проблемы и перспективы организации воспитательной работы в техническом вузе [Текст] / К. Г. Аветисова // Роль студенческого самоуправления в подготовке конкурентоспособных специалистов: тезисы докладов Всероссийской конференции // Екатеринбургский гос. ун-т - УПИ. – Екатеринбург, 2005 г., 298с.

Манташян, В. Р. Орган студенческого самоуправления вуза: цели, задачи, принципы деятельности [Текст] / В. Р. Манташян // Роль студенческого самоуправления в подготовке конкурентоспособных специалистов: тезисы докладов Всероссийской конференции // Екатеринбургский гос. ун-т - УПИ. – Екатеринбург, 2005 г., 298с.

3 http://ru.wikipedia.org/Студенческое самоуправление




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!