-У вас на партах лежат листочки с заданиями. Решите примеры: 3·5 8·2 7 · 4 9 · 5 5 · 5 20 · 3 - Какое задание вы должны были выполнить? (Мы должны были найти произведение чисел.) - Кто не выполнил это задание? - Где возникло затруднение? Почему оно возникло? Варианты: 1. Если возникло: Что вы не смогли сделать? (Мы не смогли найти произведение чисел 20 и 3.) - Кто выполнил это задание? (Учащиеся поднимают руки. Ответы или ответ выписать на доску.) 2. Если затруднения не возникло: - Какое правило вы применяли? (Учащиеся в замешательстве, так как нет соответствующего правила.) - Что вы не можете сделать? (Мы не можем назвать правило, которым пользовались.) Необходимо предвидеть и такой случай, когда учащиеся предложат правильный ответ и назовут правило. Затруднение в таком случае фиксируется так: -Расскажите, как вы выполняли вычисление. 1 способ: 20 · 3 = 20 + 20 + 20 = 60 (по 20 взять 3 раза, значит 20 + 20 + 20) - Объясните, что вы сделали? (Заменили действие умножения сложением) -Кто рассуждал по - другому? 2 способ: 20 ·3 = 2дес. · 3 = 6дес.=60 (20 – это 2 дес.) -Как вы рассуждали? (Представили круглое число десятками и умножили его на однозначное). 3 способ (если дети не скажут, то помочь): - При умножении круглых чисел нужно выполнить умножение, не глядя на нули, а затем приписать справа нуль. -Давайте составим эталон. Как вы можете обозначить любое число? (Квадратом, …) Обозначьте каждое число, отличное от нуля квадратом. Как же умножить круглые числа? (Нужно сначала умножить, не глядя на нули.) Возьмите квадраты в скобки. Что нужно сделать после этого? (Нужно приписать нуль.) 0 · =( · )0 (Эталон на доску.) -Назовите способ, с помощью которого вычислять рациональнее. Если были ошибки, вернуться к примеру и решить его правильно. ВЫВОД: - Давайте проверим по учебнику, правильно ли мы открыли способы умножения круглых чисел (чтение информации в учебнике с. 17). Мы правильно открыли способы и ещё вывели правило самостоятельно. Применение нового знания в практической деятельности.Выполнение заданий учебника. № 1 с комментированием на доске. Упр. 3, с. 18 выполняется устно с объяснением. Упр. 4, с. 18. Под руководством учителя учащиеся решают письменно примеры двух первых столбиков на доске и в тетрадях рациональным способом. (Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.) Я подготовила для вас самостоятельную работу. Подчеркните только выражения на новое правило (табличное умножение и круглое число). 5 · 3= 40 ·2= 4·3= 20 · 5= 30 · 3= 3 · 3= 50 · 2= 5 · 2= Кто ошибся в выборе выражений? В чем ошибка? Исправьте ошибку. Найдите значение данных выражений самостоятельно. В каком случае? (...) Исправьте ошибку. Сделайте вывод. (Нужно еще потренироваться.) Кто не ошибся? Сделайте вывод. (Мы все хорошо усвоили.) Включение в систему знаний и повторение. Где вам может пригодиться новое знание? (При решении задач.) Я предлагаю вам потренироваться в решении задач. Упр. 6, с.18 (1 ученик работает на доске). Упр. 7, с. 18 учащиеся выполняют самостоятельно с последующей проверкой. Если останется время: Упр. 10, с. 18. Это упражнение служит проверкой оперативности знания табличных случаев сложения и вычитания. |