СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на конференции «Метод проектной деятельности учащихся как средство повышения мотивации обучения на уроках изобразительного искусства»

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на конференции «Метод проектной деятельности учащихся как средство повышения мотивации обучения на уроках изобразительного искусства»

Просмотр содержимого документа
«Выступление на конференции «Метод проектной деятельности учащихся как средство повышения мотивации обучения на уроках изобразительного искусства»»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №17 имени генерал-лейтенанта В.М. Баданова города Димитровграда Ульяновской области»


Сабанова Елена Михайловна

учитель изобразительного искусства


Выступление на конференции «Метод проектной деятельности учащихся как средство повышения мотивации обучения на уроках изобразительного искусства»


Повышение мотивации обучения на уроках изобразительного искусства возможно посредством применения исследовательских методов коллективного и индивидуального творчества проектной деятельности с использованием различных художественных технологий. Развитие личности учащихся возможно лишь в системе развивающего обучения, формирования умений учиться в процессе активной познавательной деятельности и учебной самостоятельности, что заставляет учителей искать методы активизации и управления учебнопознавательной деятельности.

Основополагающими требованиями также является соответствие требованиям стандартам образования нового поколения, изменение социального заказов со стороны, общества, родителей, направленного на: развитие личностных качеств в процессе обучения, формирование новых навыков умений и способностей, создающих условия развития компетентности личности ребенка, организации самостоятельной работы обучающихся, развитие критического и формирование инновационного мышления в процессе достижения личностно значимой цели.

Актуальность: 1. Реализация метода проекта в методику преподавания изо, для достижения нового результата образования. 2. Формирование информационной компетентности школьников на основе организации проектной и исследовательской деятельности учащихся послужила основанием для использования метода проекта в урочной системе и внеурочное время в работе с одарёнными детьми.

Ключевой задачей образования на современном этапе развития общества является обеспечение способности системы образования гибко реагировать на изменения потребностей экономики и нового, формировать способность действовать и быть успешным в условиях динамично развивающегося современного общества. Все это заставляет задуматься о том, как сделать процесс обучения результативным в соответствии с требованиями жизни.

Сегодняшний выпускник школы должен быть личностью, готовой жить в постоянно меняющемся мире, личностью творческой, жизнеспособной, саморазвивающейся. Ответом на социальный заказ в области образования, средством реализации стратегических задач образования может выступать развивающая система. Развивая творческие способности у учащегося, учитель формирует в личности способность к сотрудничеству, независимость, стремление к открытиям, находчивость, вдохновленность. Поэтому, повышение мотивации обучения изобразительному искусству путём применения исследовательских методов коллективного и индивидуального творчества в проектной деятельности с использованием различных художественных технологий, которая является актуальной и перспективной.

Современные подходы к преподаванию изобразительного искусства предполагает актуализацию, в числе следующих направлений деятельности учителя - творца. - организация проектной, художественно-творческой и исследовательской деятельности учащихся, с использованием различных художественных технологий; - использование информационно-коммуникативных средств в обучении и поисковой деятельности учащихся; - формирование информационной грамотности учащихся через активацию их языковой компетентности в области изобразительного творчества.

Грамотное использование возможностей современных информационных технологий на уроках изобразительного творчества способствует: - повышению качественной успеваемости школьников; - активизации познавательной деятельности; - достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках; - развитию навыков самообразования и самоконтроля; - повышению уровню комфортности обучения; - развитию творческо-информационного мышления.

Цель проектного метода: Развитие исследовательских умений и художественных способностей, способствующих воспитанию личности, подготовленной к жизни в современном обществе. Задачи проектного метода: - использование информационно-коммуникативных средств в обучении и поисковой деятельности учащихся; -формирование информационной грамотности учащихся через активизацию их языковой компетентности в области изобразительного искусства; - воспитание и развитие художественного вкуса учащегося, его интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала; - овладение практическими умениями и навыками в проектной художественно творческой деятельности ; -формирование устойчивого интереса к достижениям мировой культуры, к искусству народа России, к его художественным традициям; - воспитание духовности, нравственности, патриотизма и гражданственности

Ожидаемые результаты. 1. Самоопределение учащегося в различных видах и формах проектной деятельности. 2. Cамооценка и рефлексия процесса и результата собственной художественной деятельности. Цель урока по изобразительному искусству - выстроить внутренний диалог, «прожить» ситуацию, «прикоснуться к красоте», стать творцом. Добиться этих целей помогает творческая проектно-исследовательская работа.

Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач: - сделать урок современным (с точки зрения использования технических средств); - приблизить урок к мировосприятию современного ребенка, так как он больше смотрит и слушает, чем читает и говорит; предпочитает использовать информацию, добытую с помощью технических средств; - установить отношения взаимопонимания, взаимопомощи между учителем и учеником; - развитие мотивации учащихся и как следствие повышение качества знаний; - расширение возможности для самостоятельной творческой деятельности учащихся, особенно при исследовании и систематизации учебного материала; - формирование навыков самоконтроля и самостоятельного исправления собственных ошибок; - развитие творческих способностей учащихся;

Основные компоненты проектной деятельности учащихся - наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической (работа над проектом – это разрешение данной проблемы); - реализация первого этапа работы над проектом как планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – проектирования самого проекта; - обязательное присутствие деятельности по поиску информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы; - наличие значимого продукта (выхода проекта) как результата работы над проектом; - представление (презентация) продукта и его социальной значимости на последнем этапе работы над проектом.

Экология обучения: учет состояния здоровья детей, соблюдение технике безопасности, Сан Пина, эмоциональный настрой ребенка, создание ситуации успеха, организация учебного пространства, арт- терапия, психологические тесты, рисуночные тесты-разгрузки. Рассмотренные выше методы и приемы обучения позволяют поддерживать познавательный интерес учеников, формировать потребности и способности личности к саморазвитию, создавать максимальные условия к перерастанию потенциальной одаренности в развитие. Практически это реализуется через коллективную работу, мозговые штурмы, ролевые игры, творческие проекты, развивающие способности детей.

Формы подачи учебного материала: - традиционно сообщение о наиболее важном по данной теме, проблеме; - поиск информации в библиотеке и Интернете; - сообщение, викторина, конкурс; - создание презентаций, работа над проектом, исследовательская работа. Творчество – процесс, основанный не только на природных задатках, но и на труде. Проектируя уроки, мы косвенно проектируем развитие наших учеников, Поэтому важен смысловой центр, идея, положенная в основу взаимодействия педагога с детьми, вдохновляющая и направляющая его. Речь идет о художественно-педагогической сверхзадаче.

Вот четыре типа художественно-педагогических сверхзадач используемых на уроках искусства: 1. Погружение - внедряющей идеей урока становится эмоционально-образное проживание художественного шедевра, личностно-смысловое проникновение в его ауру, его глубинную суть, стиль. 2. Постижение – носит ярко познавательно-творческий характер, личностное переосмысление произведений искусства. 3. Сравнение – эмоциональное и аналитическое сопоставление художественных образов, их стабилизирующих черт, этапов развития видов искусства. 4. Обобщение – итоговые уроки Наиболее доступной для разрешения вопросов мотивации школьников к учению выступает исследовательская и проектная деятельность, основной функцией которых является инициирование учеников к познанию мира, себя и себя в мире. Под исследовательской деятельностью понимается творческий процесс совместной деятельности двух субъектов (учителя и ученика) по поиску решения поставленной проблемы, результатом которой является формирование исследовательского стиля мышления и мировоззрения в целом. Метод проектов заключается в создании условий для самостоятельного освоения школьниками учебного материала в процессе выполнения творческого проекта. Дети знакомятся с различными техниками исполнения и техническими приемами выполнения работы. Эффективны способы деятельности: коллективная, групповая и мини групповая работа учащихся. Данные формы организации деятельности формируют у школьников такие качества как деловитость, вдумчивость, находчивость, работоспособность, ответственность за результат общего дела, что позволяет реализовать воспитательные качества Цели творческой проектной деятельности - создание нового продукта, чаще всего субъективно нового, а цель исследования – создание модели самого процесса.

Задачи проектной деятельности: - помочь ребятам отойти от привычных стереотипов; - развить коммуникативную компетентность учащихся; - способствовать интеграции учебных предметов; - развивать навыки работы в группе; - уметь сотрудничать; - выявлять проблемы и самостоятельно искать пути поставленных задач; - критически осмысливать информацию; - принимать осознанные решения.

Проектная деятельность развивает творческий потенциал, исследовательские- умения и навыки формирует осознанность, гибкость мышления. Развивает такие качества личности как самостоятельность, инициативность, ответственность, взаимопонимание, умение отстаивать свою позицию, а также уверенность в себе. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов творческой деятельности (создание плана работы, организация деятельности по реализации проекта), включая его осмысление и рефлексию результатов.

Ценность метода творческого проекта в результате: Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат – опыт творческой деятельности – становится достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности. Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью и предполагает выражений учащимися своих собственных мнений, чувств, активное включение в реальную действительность, принятие личной ответственности за продвижение в обучении. Если говорить об интеграции уроков, можно проследить следующее, Например, на уроках истории при изучении некоторых тем ощущается острый дефицит информации, поэтому создаются определенные трудности в подготовке учащихся и даже педагогов к уроку.

Информацию приходиться собирать по крупицам по различным немногочисленным источникам, Вот здесь и приходит на помощь метод проектов, который позволяет вместе с ребятами создавать мультимедийные пособия. Необходимо учитывать при создании творческого проекта заинтересованность детей в работе – мотивацию, которая будет давать источник энергии для погружения в проект, увлекать проблемой, перспективой практической и социальной пользой. Темы и проблемы проектных работ подбираются в соответствии личностными предпочтениями каждого обучающегося и находятся в области их самоопределения, определяются задачи и намечаются пути их решения. При этом обязательно учитываются возрастные особенности – интерес к работе и посильность во многом определяет успех. В ходе работы над творческой деятельностью, предпочтение отдано таким формам работы, как индивидуальные и мини групповые. Инициативная группа определяет проблему проектного направления работы, тематику, сроки выполнения индивидуальных и групповых работ.

Очень важно перед началом работы над проектом познакомить учащихся с критериями оценки проекта. Нужно выбрать интересную, необычную технику исполнения творческого проекта (батик, а-ля прима, по - сырому, граттаж, монотипия, эстамп и т.д.) Оформление проекта ведется в соответствии с требованиями к самой работе (дизайн, грамотность, доступность, не перегруженность и т.д.). Защита проекта проходит в виде представления самого проекта, обсуждения результатов, анализ проделанной работы, вывод и рефлексия.

При оценке ученика необходимо не развить у школьника неуверенность в своих силах. Поэтому оценка учащегося должна служить средством поощрения. Ведь для искусства нет такой оценки «правильно» или «неправильно»- иначе не могло бы быть того разнообразия великих художников, которая есть в истории культуры. Алгоритм проектной деятельности: Определение потребности, исследование (анализ), обозначение требований к объекту проектирования, выработка первоначальных идей, анализ идей, выбор одной, планирование, изготовление, защита проекта, оценка (рефлексия). Проектная деятельность помогает творчески развиваться ребенку, и лучше, если начинать эту работу с младших школьников, ориентируясь на возрастные особенности учеников.

Использование метода проекта на уроках изобразительного искусства- одна из актуальных проблем школьного художественного образования. Использование метода проекта позволят сделать урок современным, более увлекательным и интересным для учащихся. Это позволяет перейти на новый, более высокий уровень обучения, направленный на творческую самореализацию развивающейся личности, развитие её интеллектуальных и художественнотворческих способностей.

Метод проектов повышает интерес к уроку, влияет на качество обучения, развивает познавательные навыки учащихся, помогает учащимся ориентироваться в информационном пространстве, дает возможность развития творческих способностей каждого ребенка, расширяет возможности учащихся в их исследовательской деятельности, повышает интерес к искусству, развивает творческое мышление, фантазию, практические умения и навыки.

Метод проекта применим на уроках изобразительного искусства общеобразовательной школы, вызывает интерес и живую реакцию детей. Особенностью системы выполнения творческого проекта является возможность совместной творческой и исследовательской работы учителя и учащихся. Метод проектов и использование информационных технологий способствует воспитанию личности, подготовленной к жизни в современном обществе.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!