СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на конференции «Музыкальные средства воспитания экологических привычек у детей. Из опыта работы»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на конференции «Музыкальные средства воспитания экологических привычек у детей. Из опыта работы»

Просмотр содержимого документа
«Выступление на конференции «Музыкальные средства воспитания экологических привычек у детей. Из опыта работы»»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования и развития детей города Димитровграда Ульяновской области»



Герасимова Яна Константиновна,

Педагог дополнительного образования



Выступление на конференции «Музыкальные средства воспитания экологических привычек у детей. Из опыта работы»



Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас экологическая проблема стала особенно острой и приняла огромные масштабы. В современных условиях перехода общества к рыночной экономике назрел кризис нравственности. А ведь экология и нравственность взаимосвязаны, поэтому вопросы экологии рассматриваются во взаимосвязи с нравственным воспитанием.

В развитие теории нравственного воспитания в процессе общения с природой большую лепту внесли известные деятели науки и просвещения: К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, Я.А. Каменский, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко, С.Т. Щацкий. Они не мыслили организацию здорового и целесообразного педагогического процесса вне природы, вне нравственных, эстетических взаимосвязей с ней.

Через природу ребенок приобщается к широкому кругу общечеловеческих ценностей. Среди них – познавательная ценность: ребенок начинает чувствовать себя первооткрывателем, испытывает радость экспериментирования с объектами неживой природы, открывает новое в знакомом и знакомое в новом, вычисляет простейшие закономерности, осознает их непредложный характер.

Ценности преобразования: возникает стремление бережно относиться к природной среде, сохранять и умножать, по мере своих сил, богатство природы.

Ценности переживания: ребенка манит таинственность, загадочность явлений природы, он проникает ее красотою, близостью ко всему живому, чувствует свою общность с предметами и явлениями окружающего мира и одушевляет их. Условием для этого служит любознательность ребенка, которая направляется взрослым к объектам все более-более сложным и разнообразным. Взрослый вовлекает ребенка в область своих переживаний по поводу красоты, величия, многообразия природных явлений, создавая зону совместных эмоциональных переживаний. При этом взрослый дает каждому ребенку почувствовать себя “ответственным лицом”, причастным к происходящему.

В результате формируется начало экологического сознания.

Исследования психологов (в частности исследования А. Н. Леонтьева) показали, что дети дошкольного возраста могут правильно взаимодействовать с окружающей средой эмоционально и действенно. Это взаимодействие определяется экологическим сознанием. Однако, прежде чем остановиться на понятии экологического сознания, необходимо дать определение сознания в общем. Сознание является высшим уровнем отражения человеком действительности. Благодаря сознанию человек способен рассуждать и мыслить абстрактно, размышлять о своем прошлом, критически оценивать его и думать о будущем, разрабатывая планы, программы.

Экологическое сознание формируется на основе познания законов целостности природной среды и тех законов, которые должны обусловить человеческую деятельность в целях сохранения жизнепригодного состояния природы. Главная цель экологического воспитания – это формирование экологической культуры, в которую и входит экологическое сознание.

Воспитание чувств у детей является одной из наиболее важных педагогических задач, не менее важной, чем развитие умственных способностей. От чувст и эмоций зависит отношение ребенка к окружающему миру, а значит и формирование ЭС. “Годы детства – это прежде всего воспитание сердца” (В. Сухомлинский).

Экологическое воспитание дошкольников без “воспитания сердца” невозможно. На помощь здесь приходит музыка. Музыка способна зажечь в сердцах детей высшие человеческие чувства. Она помагает увидеть красоту природы, любить и оберегать ее. Дети должны слушать красивую музыку. Это породит красоту человеческого духа, человеческих чувств, мыслей. Да и сама музыка рождается благодаря великой природе. Доказательством этого может послужить высказывание великого немецкого композитора Бетховена: “Вы меня спросите, откуда я беру свои идеи?- Я улавливаю их на лоне природы, в лесу, на прогулках, в тиши ночи, ранним утром, возбужденный настроениями, которые у поэта выражаются словами, а у меня превращаются в звуки, звучат, бушуют, пока не встанут предо мной в виде нот”.

Чтобы более полно использовать музыку в экологическом воспитании, необходима продуманная система обученя и воспитания, а также создание условий, учитывающих возрастную психологию и педагогику.



В своей работе я использую разные виды музыкальных занятий: комплексные, тематические, интегрированные, доминатные, обычные. Занятия часто проводятся в виде путешествий, сказки.

При организации занятий важно учитывать следующие моменты:

  1. Познание объекта природы начинается с наблюдения, которое проводит воспитатель или эколог. Затем эти наблюдения дополняются прослушиванием музыки, художественным словом, картинами, образными движениями (“Падают снежинки”, “Ходит котик”). Таким образом, музыка выступает как эмоциональный помощник, дополняет, уточняет увиденное детьми.

  2. Необходимо обращаться к одной и той же теме несколько раз. Это способствует развитию детского внимания и сохранению устойчивого интереса к одной теме. Сформировать вниммательность у детей за один раз невозможно.

  3. Сезонные явления в природе ярче, образнее воспринимаются на музыкальных занятиях. Слушание музыки и стихов о природе – полезные элементы экологического воспитания ребенка. Дети более эмоциональны, чем рациональны, а музыка и поэтическое слово непосредственно воздействуют на их эмоции. Следовательно, при помощи музыки маленькому человечеку легче объяснить, что все растущее и движущееся вокруг нас – живое, требующее к себе бережное отношение.

  4. При выборе материала (как музыкального, так и экологического) для занятий я прежде всего исхожу из привлекательности этого материала для ребенка и только потом перехожу к его значимости, так как иначе привлечь внимание дошкольников практически невозможно. Весь материал должен быть доступен детскому пониманию и усложняться постепенно.

  5. Экологические музыкальные занятия представляют собой совместную деятельность воспитателя, эколога, методиста, преподавателя изо, физвоспитателя и музыкального руководителя.

  6. Музыкальное воспитание и развитие не являются самоцелью в детском саду.Это лишь средство развития потенциальных возможностей детей. Поэтому разные виды музыкальной деятельности следует вводить в интегрированной форме в другие занятия, другие виды детской познавательной деятельности, направленной на формирование ЭС (Концепция многоцелевого и многоаспектного воспитания)

В большинстве случаев музыка используется на других занятиях в виде слушания, поэтому рассмотрим данный вид музыкальной деятельности подробнее. У дошкольников преимущественно развито наглядно-образное мышление, непроизвольное по характеру и мало по объему запоминания с неустойчивым вниманием. Поэтому наряду со слушанием музыки нужно использовать другие виды деятельности, что составляет основу комплексных занятий по принципу тематизма.

Вариативность: слушание – движение

слушание – игра

слушание – пение

слушание – детский оркестр

слушание – рисование

слушание – рассказ

слушание – наблюдение

слушание – стихи

слушание – творчество детей

слушание – труд в природе



Создавая настрой на слушание, общение с детьми должно быть доброжелательным. Необходимо проявлять интерес и уделять внимание индивидуальной интерпретации музыки. “Слово о музыке” должно быть продумано, деликатно. Оно должно нести информацию, быть кратким, ярким, образным. Если глаза ребенка “потухли” следует завершить слушание музыки, перейти к другому виду деятельности, ведь только так можно поддерживать устойчивый интерес дошкольника. Эта особенность учитыается в “Методе проектов”, рассматриваемом нами ниже.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!