СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на конференции «Представление педагогического проекта «Развитие волевых качеств средствами кикбоксинга»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на конференции «Представление педагогического проекта «Развитие волевых качеств средствами кикбоксинга»

Просмотр содержимого документа
«Выступление на конференции «Представление педагогического проекта «Развитие волевых качеств средствами кикбоксинга»»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области»


ДОРОФЕЕВ

Тимофей Игоревич,

тренер-преподаватель


Выступление на конференции «Представление педагогического проекта «Развитие волевых качеств средствами кикбоксинга»


Кикбоксинг, как вид двигательной активности, чрезвычайно разнообразен. В этом отношении он очень ценен как средство совершенствования самых различных физических качеств человека: быстроты, силы, выносливости, гибкости, координационных способностей.

Необходимость выдерживать большие физические нагрузки и противостоять утомлению, контроль веса – все это требует от спортсмена высокого уровня развития волевых качеств. Воля проявляется в преднамеренных действиях – при достижении сознательно поставленных целей. В обстановке напряженной спортивной борьбы победы добивается тот, кто обладает более высокими бойцовскими качествами. Для того чтобы научиться навязывать свою волю противнику в ходе поединка, нужно научиться ею управлять, а сделать это можно только в ходе учебно-тренировочного процесса.

Данная методическая разработка представляет описание методов и приемов, используемых для развития волевых качеств у обучающихся в процессе учебно-тренировочных занятий. Она предназначена для педагогов дополнительного образования по направлению «кикбоксинг».

Пояснительная записка

Проблема формирования волевых качеств у обучающихся в процессе учебно-тренировочных занятий является актуальной, поскольку от уровня их развития зависят результаты выступлений на соревнованиях. В спортивной практике, на соревнованиях наблюдаются наглядные примеры, когда слабый спортсмен по техническим или физическим показателям, становится победителем над более сильным противником. Это происходит за счет лучшей волевой готовности спортсмена. Желание выиграть, во что бы то ни стало, идти до конца, вот что мотивирует и стимулирует его на победу. Помимо показателей физической и технико-тактической подготовленности обучающихся, немаловажное значение имеют умения управлять своими эмоциями и поведением в любых условиях, мобилизовывать все силы для победы. Поэтому, волевая подготовка является одной из главных составляющих в спортивной деятельности. 

Цель данной методической разработки: оказать методическую помощь педагогам дополнительного образования в вопросе воспитания у обучающихся волевых качеств в процессе учебно-тренировочных занятий по подготовке к соревнованиям по кикбоксингу.

Все волевые качества имеют сходную вертикальную структуру: снизу – природные задатки – нейродинамические особенности, на которые накладывается второй слой – волевое усилие, оно инициируется и стимулируется образующими третий слой социальными, личностными факторами – мотивационной сферой, прежде всего нравственными принципами. И от того, насколько у человека выражена сила потребности, желания, насколько он развит в нравственном отношении, во многом зависит степень выраженности каждого волевого качества.

На данный момент в психологии сложилось несколько подходов к классификации волевых качеств личности.

Например, психолог, специалист в области педагогической психологии Ф. Н. Гоноболин подразделяет волевые качества на две группы, связанные с активностью и с торможением нежелательных действий и психических процессов. К качествам первой группы он относит решительность, смелость, настойчивость и самостоятельность; качествам второй – выдержку (самообладание), выносливость, терпение, дисциплинированность и организованность. 

Психолог Л. К. Серова объективным основанием для разграничения различных волевых качеств тоже считает динамику процессов возбуждения и торможения. Ее авторская классификация представлена вызывающими, усиливающими активность и тормозящими, ослабляющими или замедляющими ее. К первой группе она относит инициативность, решительность, смелость, энергичность, храбрость; ко второй группе – выдержку, выносливость, терпение.

Итальянский психолог, психиатр Р. Ассаджиоли выделяет следующие волевые качества: 

1) энергия – динамическая сила – интенсивность; это качество определяется трудностью достижения цели; 

2) мастерство – контроль – дисциплина; это качество подчеркивает регулирование и контролирование волей других психических функций; 

3) концентрация – сосредоточенность – внимание; это качество имеет особенное значение, когда объект воздействия и задача непривлекательны;

4) решительность – быстрота – проворность проявляются в принятии решения; 

5) настойчивость – стойкость – терпение; 

6) инициатива – отвага – решимость на поступки; это склонность к риску; 

7) организация – интеграция – синтез; воля выступает здесь как организующее звено объединения тех средств, которые необходимы для решения задачи.

В числе основных волевых качеств спортсмена обычно выделяют: целеустремленность, инициативность, решительность, смелость, стойкость, самообладание, настойчивость.

Волевые усилия всегда носят сознательный характер, будучи связаны с более или менее ясным осознанием цели и ожидаемых результатов действия. Наиболее отчётливо волевые усилия выступают именно тогда, когда при совершении волевого акта человек встречается с препятствиями. Интенсивность волевых усилий прямо пропорциональна затруднениям, которые при этом приходится преодолевать.

Наличие трудностей является обязательным, необходимым условием для проявления волевого усилия. Когда человек действует, не встречая даже самых незначительных препятствий, у него, естественно, отсутствует внутреннее состояние усилия. В спортивной деятельности волевые усилия могут быть самыми разнообразными по-своему характеру и степени.

Средством воспитания способности к волевым усилиям могут быть 

различные формы смены занятий и детальная дозировка по количеству материала, скорости работы, её продолжительности и прочее.

Преодоление трудностей и препятствий совершается для достижения определенных целей. Чем значительнее цель, чем выше уровень волевых мотивов, тем большие трудности способен преодолеть человек. Поэтому необходимым условием воспитания воли является формирование высших мотивов деятельности моральных принципов и убеждений, основывающихся на нравственном мировоззрении. Особо важное значение приобретает в этой связи воспитание общественных потребностей, сознательности и чувства долга.

Таким образом, волевые качества – это особенности волевой регуляции, ставшие свойствами личности и проявляющиеся в конкретных специфических ситуациях, обусловленных характером преодолеваемой трудности. Для обучающегося специфичными являются целеустремленность, решительность, настойчивость, смелость, выдержка (самообладание), дисциплинированность, проявление которых обеспечивает желаемый успех в соревновательной деятельности, воспитанию которых необходимо уделять внимание на протяжении всего учебно-тренировочного процесса, начиная с юного возраста. 

Содержание

Методика воспитания волевых качеств у обучающихся предусматривает постепенное увеличение степени трудностей, которые они должны преодолевать во время учебно-тренировочного занятия, в том числе и соревнований. Условия учебно-тренировочного занятия постоянно усложняются до той поры, пока они по своему эмоциональному накалу и физической нагрузке не сравняются с условиями реального поединка. 

Так же, как и физическая, психологическая подготовка делится на общую и специальную. При этом используется тот же подход. Если общая психологическая подготовка направлена на то, чтобы выработать у обучающегося способность преодолевать чувства и эмоции наиболее высокой интенсивности, то специальная подготовка направлена на то, чтобы он в соревновательных условиях не испытывал потребностей и связанных с ними чувств высокой интенсивности, т.е. во время тренировки обучающийся и педагог стремятся упражнениями добиться того, чтобы соответствующие чувства были минимальны (не ощущались).

Одним из самых важных волевых качеств является настойчивость.

Для воспитания общей настойчивости в единоборствах применяются следующие методические приемы:

  1. сложные по координации упражнения и приемы;

  2. силовые упражнения с около предельными весами;

  3. схватки с односторонним сопротивлением на выполнение определенного приема или защиты,

  4. поединки на выполнение определенного тактического действия, выхода в определенное положение, достижение или удержание определенного преимущества,

  5. проведение спаррингов после проигранных,

  6. участие в соревновании после неудачного выступления в предшествующих соревнованиях.

Упражнения для совершенствования специальной настойчивости в кикбоксинге направлены на то, чтобы обучающийся смог выполнить поставленную задачу с первой попытки. Оптимальным соотношением удачных и неудачных попыток на занятии является соотношение 30-40% в нападении и 60-70% в защите. Для специальной психологической подготовки примерно за неделю до соревнований процент удачных попыток должен быть увеличен. Для этого рекомендуют проводить больше учебно-тренировочных и тренировочных поединков с более слабыми спарринг-партнерами.

Помимо настойчивости важным морально-волевым качеством у кикбоксеров является решительность, как способность человека принимать решения и быстро без колебаний исполнять их. Измеряется решительность временем выполнения двигательной задачи (действия) от постановки задач (принятия решения) до исполнения. Всегда что-то мешает выполнить намеченное. Обычно это другие дела и действия, часто менее значимые. Факторы, которые мешают выполнить намеченный план, принято называть помехами. Различают две разновидности помех – внешние и внутренние. Внешние помехи наиболее значительны для кикбоксёра: противник, его состояние и действия, окружающая среда (судьи, зрители, татами, ринг, микроклимат и др.). Внутренние помехи: насущные потребности, стереотипы деятельности, самочувствие, настроение и др.

Общая решительность кикбоксёра совершенствуется постановкой задач для деятельности различного масштаба. Контролируется деятельность своевременным выполнением решения, точностью явки на занятия, взвешиванием, выполнением упражнений, заданий и др. При постановке задач учитывается время деятельности, сроки выполнения упражнения, комплекса упражнений, занятий, соревнований.

Волевое качество «решительность» можно логически увязать с физическим качеством «быстротой».

Специальная решительность выражается в том, что обучающийся не должен испытывать затруднений в принятии и исполнении решений. В процессе соревнований ему приходится принимать множество решений, часто выбирать лучшее решение в меняющейся обстановке. На учебно-тренировочном занятии специальная решительность совершенствуется тем, что обучающийся проверяет качество и эффективность собственных решений в конкретной ситуации. При этом реакция на ситуацию постепенно автоматизируется.

Воспитание решительности в кикбоксинге в большинстве случаев осуществляется в процессе различных видов поединка:

  1. поединки по заданию педагога, который определенными заданиями создает ситуации, в которых кикбоксёр должен принимать определенные решения;

  2. схватки с односторонним сопротивлением, в которых обучающийся вынужден принять решение на атаку или защиту;

  3. спарринг с форой, когда кикбоксёру отводится определенное время для задачи – ликвидировать преимущество противника или сохранить свое преимущество;

  4. спарринги, вынуждающие противника принимать выгодные для себя решения, вынуждать его перейти к обороне или нападению;

  5. схватки на быстрейшее достижение чистой победы;

  6. поединки, в которых кикбоксёр не спешит добиться победы, а отдает инициативу противнику, подмечает его ошибки и использует их;

  7. поединки, которые кикбоксёр начинает без конкретного тактического плана, действуя в ситуации, которую создает спарринг-партнер.

Основная задача в воспитании специальной решительности – добиться того, чтобы упражнениями все решения были проверены, а навык действий был доведен до автоматизма. В этом случае обучающемуся не нужно затрачивать нервную энергию на принятие решения и бороться с внутренними помехами, преодолевать сбивающие факторы, чувства, эмоции и сомнения. Все сомнения должны быть устранены в процессе тренировки.

При воспитании настойчивости рекомендуют следующее: выполнение предельных нормативов по физической подготовке (после неудачных попыток выполнения упражнения), поединки с односторонним сопротивлением, поединки с сильным противником, в условиях одностороннего сопротивления, нарастающего сопротивления, полного сопротивления, в течение 20-40 секунд).

Таким образом, можно сделать вывод, что в учебно-тренировочном процессе необходимо осознавать цели на более или менее отдаленную перспективу. Предполагается наличие труднодостижимой цели, достижение которой требует усилий на протяжении определенного времени, усилий более или менее интенсивных, подчинения этой цели своих сил, возможностей, интересов, времени. Цель должна быть высокой и достойной. 

Способность к волевым усилиям совершенствуется в процессе преодоления трудностей. Эти трудности могут быть объективного и субъективного характера. К объективным трудностям кикбоксинга следует отнести необходимость проявления высоких показателей скорости, точности, силы движений, координационную сложность вида спорта; необходимость преодолевать отрицательные эмоции и другие неблагоприятные состояния, возникающие вследствие высочайшего напряжения психики, работы в условиях крайнего утомления, угрозы получения травмы, болевых ощущений, ответственности за результат выступления перед коллективом, страной и т.д. 

Кикбоксеры ведут турнирные бои в течение 2-3 дней, при этом в день иногда приходится проводить не один поединок. Субъективные трудности кикбоксинга связаны с личным отношением обучающегося к тем или иным нагрузкам, условиям тренировок и соревнований. Это всякого рода психологические барьеры.

Например, опасение получить привычную травму; неудачные выступления против противника определенного технико-тактического типа; боязнь противника вследствие переоценки его возможностей, незаинтересованность в результате выступления и др. Указанные трудности, как объективные, так и субъективные, должны моделироваться в ходе подготовки и участия в соревнованиях. По мере накопления опыта тренировок и соревнований, как правило, удается добиться желательных характеристик поведения. Важнейшим средством воспитания способностей к проявлению волевых усилий является выполнение рекордных нагрузок для данного обучающегося. 

Перечень упражнений, которые можно использовать 

для развития настойчивости

  1. Бег 30 м, 100 м, 1000 м (на время);

  2. Упражнения на скакалке (прыжки на месте на двух ногах, прыжки со сменой ног (на одной ноге выполняются прыжки, другая приподнята), с двойным вращением, челночные «боксерские» прыжки, захлест назад ног, прыжки ноги скрестно, в разном темпе, ускорения);

  3. Спортивные и подвижные игры (футбол, регби, баскетбол, настольный теннис);

  4.  Эстафеты с элементами кикбоксинга: 

– передача боксерских перчаток (игрок одевает перчатки, добегает до боксерского мешка, наносит два удара руками, бежит обратно);

– введение теннисного мяча (игрок приставными шагами ведет теннисный мяч до боксерского мешка, наносит два удара ногами, бежит обратно и передает мяч); 

– прыжки через скакалку (игрок прыгает через скакалку до боксерского мешка и обратно, передает скакалку); 

– бег парами (пара, взявшись за руки, в боксерских перчатках, бежит до боксерского мешка, наносят удары руками и обратно).

  1. Работа на «боксерском мешке»:

– Один из воспитанников для выполнения упражнения надевает «снарядные перчатки». По заданию педагога обучающийся подходит к боксерскому мешку и по свистку в течение 30 сек выполняет удары по мешку двумя руками в максимальном темпе. По второму сигналу свистка – упражнение завершается. Считается количество нанесенных ударов в течение 30 сек.

Победителем оказывается тот, у кого количество ударов в течение 30 сек наибольшее, чем у других.

  1. Игровое упражнение «пятнашки»:

– Обучающиеся делятся на пары (приблизительно одинаковые по весу) 

Педагог дает сигнал на начало упражнения. 

Первый вариант: пары свободно передвигаются по рингу. Каждый обучающийся пары должен коснуться ладонью плеча напарника, при этом не дать коснуться своего плеча. 

Второй вариант: обучающиеся стоят в парах, кладут руки друг другу на плечи. Цель каждого игрока коснуться передней частью своей стопы носка напарника, при этом не дать ему возможности коснуться своей ноги.

При касании ногами руки нельзя расцеплять.

Виды тренировок, которые можно проводить

для развития настойчивости

  1. Круговая тренировка (для группы начальной подготовки)

Работа – 9 раундов по 1,5 мин; отдых между раундами – 1 мин.

Обучающиеся делятся на пары.

Задания:

– прыжки через скакалку;

– «бой с тенью» (отработка техники ударов руками и ногами);

– работа с медицинболом (броски);

– «Интервалочка» (бег на месте с ударами рук);

– работа с грифом (выпрыгивание с выносом грифа руками вперед);

– работа с теннисным мячом (введение левой и правой рукой теннисного мяча приставными шагами по кругу); 

– работа на боксерском мешке (отработка ударов руками, в конце раунда ускорение); 

– прыжки на скамейке с ударами рук;

– перемещение в боевой стойке вокруг скакалки.

  1. Циклическая тренировка (для группы начальной подготовки). Упражнения выполняются от 30 до 45 сек., отдых от 15 до 30 сек., работают все обучающиеся одновременно.

Задания:

– прыжки на носках (повтор 2 раза); 

– прыжки через скакалку (повтор 2 раза);

– «Интервалочка» (бег на месте с ударами рук);

– «Лягушка» (выпрыгивание из приседа вверх) – (повтор 2 раза);

– броски медицинбола в движении по кругу приставным шагом (повтор 2 раза);

– введение теннисного мяча приставными шагами по кругу (повтор 2 раза);

– прыжки с высоким подниманием бедра (повтор 3 раза); (повтор 2 раза);

– «Бой с тенью» (повтор 3 раза);

– высокий бег на месте (повтор 2 раза);

– полуприсед (повтор 2 раза),

– «Интервалочка» (бег на месте с ударами рук);

– «Перехват серий»

– бег в медленном темпе (3-5 мин.)

В зависимости от возраста и уровня подготовленности обучающихся количество раундов, упражнений и времени на выполнение заданий в выше перечисленных тренировках можно варьировать. 

Для воспитания настойчивости важно, чтобы кикбоксер верил в перспективу своей спортивной деятельности и был убежден, что трудолюбие на занятиях будет способствовать формированию его мастерства. 

Упражнения и задания, которые можно использовать для воспитания решительности

  1. «Бег с препятствием».

Бег по кругу с перепрыгиванием через планку (высота планки постепенно увеличивается).

  1. «Загони в угол». 

Обучающиеся выстраиваются возле ринга. Педагог вызывает для поединка одну или две пары. Первый номер каждой пары в руках держит медицинбол, второй номер надевает боксерские перчатки. По свистку начинается упражнение. Обучающийся № 2 в боксерских перчатках выполняет удары по медицинболу, который в руках держит напарник под № 1. Задание игрока, выполняющего атаку, переместить своего напарника в угол ринга, а задание обучающегося с медицинболом – с помощью маневров и ложных передвижений не оказаться в углу ринга. По окончанию 2-х минут упражнение завершается. Подсчитывается количество, сколько раз обучающийся под № 1 оказался в углу. После этого воспитанники меняются ролями. По результатам 2-х раундов подводится общий итог. 

  1. «Попади в цель» 

Обучающиеся делятся на две команды по 3-5 человек. Команда № 1 встает спиной к стене. Расстояние от стены – 0,5 метра, расстояние между обучающимися, стоящих спиной к стене, – 2 м. Команда № 2 встает напротив лицом к первой команде на расстоянии 3 м. В руках команды № 2 находится теннисный мяч. Игроки команды № 2 бросают теннисные мячи, стараясь попасть по 1 номеру, стоящему напротив. Задача 1-го номера уклониться от мяча, летящего в него. Во время броска теннисного мяча нельзя уходить со своего места. После 10 бросков игроки меняются ролями. Определяются победители в парах и общее число очков, набранных командами.

  1. Проведение учебных спаррингов (в неполную силу):

– с сильным противником,

– по заданию, которое у обучающегося вызывает затруднение. 

Перечисленные упражнения для воспитания волевых качеств у обучающихся (кроме проведения спаррингов), можно использовать в любой части занятия. Особенно эффективны они будут в игровой форме. 

Заключение

Итак, мы выяснили, что волевая подготовка может успешно осуществляться в рамках учебно-тренировочного процесса. Создать условия, поставить перед обучающимися необходимые задачи, которые бы способствовали активизации таких волевых качеств как решительность, настойчивость – это одна из ключевых позиций процесса воспитания волевых качеств у кикбоксеров. 

Воля воспитывается и закаляется в процессе преодоления трудностей и препятствий. Основным средством воспитания волевых качеств у кикбоксеров является систематическое выполнение на занятиях упражнений, требующих применения волевых усилий, специфических для поединка, т.е. упражнений, направленных на повышение физического развития, на овладение техникой и тактикой. Выполняя их, обучающийся тренирует волю и вырабатывает наиболее целесообразные приемы преодоления трудностей. Во время поединков проверяется способность занимающихся к волевым поступкам.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!