СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на методическом объединении учителей русского языка и литературы "Групповая и парная работа на уроках русского языка и литературы.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В копилке приемов и методов учитель рассказывает о групповой и парной работе обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Выступление на методическом объединении учителей русского языка и литературы "Групповая и парная работа на уроках русского языка и литературы.»






МИРОЛЮБСКИЙ ФИЛИАЛ МКОУ БГО ЧИГОРАКСКОЙ СОШ


















ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ

Методическое объединение учителей русского языка и литературы.


« Групповая и парная работа с текстом»




Автор работы:


Щербакова Т.В., учитель русского языка,

литературы первой квалификационной

категории Миролюбского филиала













Тексты окружают современного человека на каждом шагу: доклад на собрании, статья в газете или интернете, реклама, школьное сочинение и прочее.  На уроках русского языка и литературы формируется умение создавать и понимать текст.

      Текст - содержательный компонент любого предмета. В процессе работы с текстами ученики знакомятся с особенностями всех стилей. Особую роль в воспитании, развитии школьника приобретают тексты, направленные на духовно-нравственное развитие личности: о культуре памяти, об отношении к прошлому, настоящему и будущему, о национальных традициях, о проблемах экологии, о ВОВ.

Очень важны тексты, вызывающие светлые, добрые чувства, дающие возможность ощутить себя в гармонии с окружающим миром, помогающие сформировать оптимистическое мироощущение.

В связи с этим мною накоплен определенный материал, который систематизирован по авторам, по проблемам, по тематике, по использованию функционального стиля речи. Данные тексты применяются для организации групповой и индивидуальной форм работы.

В своей работе я применяю интерактивные методы обучения с текстом. Они помогают развивать мышление, воспитывать уверенность в себе, совершенствовать навыки ораторского искусства, помогают учителю облегчить педагогический процесс. На одном уроке можно провести сразу нескольких видов работ, что напоминает комбинированный урок. Интерактивный метод работы с текстом, заставляет ученика думать, участвовать в дискуссии. Этот метод помогает активно развивать творческие способности.

Формы организации учебных занятий могут быть различными: индивидуальная, парная, групповая.

Большое внимание уделяю работе в группах, где ученики всей группой активно анализируют текст без учителя. При этом повышается активность обучающихся, они выполняют задание учителя совместно. Работа в группе способствует осознанию учеником своей причастности к коллективу. 

Я даю ребятам домашнее задание: подготовить карточку с текстом, определить стиль и тип речи, подготовить выразительное чтение данного текста. Это индивидуальная работа для обучающихся, она дается всему классу. В начале урока ребята отчитываются о проделанной работе, а затем эти карточки на уроке раздаю ребятам в классе для составления заданий. Если мы готовимся к МИУД, то ребята дома готовят 6 заданий по русскому языку и 3 вопроса к другим дисциплинам. Для карточек мы также используем тексты из старых учебников биологии, истории и географии. К ВПР находим тексты различных стилей, а задание ребята составляют по аналогии с образцами-вариантами.

На уроках я всегда обращаю внимание на выразительность, правильность чтения текста. Учу детей работать с текстом, составлять сравнительные характеристики, сопоставлять, анализировать.

Работа может проводиться с классом, в группах, в парах или индивидуально. Особенно большое внимание уделяется работе в малых группах. Здесь ученики всей группой активно занимаются решением проблем без учителя. При этом повышается активность обучающихся, они выполняют задание учителя совместно. Например, работа с текстом, составление рассказа по картине, эссе и т.д. При подготовке к ВПР, МИУД, ОГЭ использую следующие приемы.

Диалог с текстом.

1. Побеседуй с текстом. После чтения каждого предложения делай остановку, чтобы задать тексту вопрос и придумать ответ. Прочитай текст целиком.

2. Автор дал этому тексту название в форме вопроса. Прочитай текст и скажи, какое это может быть название. С кем из героев ты согласен или у тебя есть свое мнение.

3. Прочитай текст. Какие вопросы возникают при чтении текста? На какие из них можно найти ответы в тексте, а на какие нет?

4. В этом тексте спрятался один, но очень важный вопрос. Важный, потому что весь текст отвечает на этот вопрос. Прочитай текст и найди самый главный вопрос.

Включение воображения.

1. Читай текст и воображай, что ты смотришь мультфильм.

 Какими сценами тебе хотелось бы дополнить этот текст, если бы пришлось создать мультфильм?

2. Постарайся увидеть картину, описанную в тексте.

Какие вопросы у тебя возникли? Подумай, где находился человек, который изобразил эту картину (тексты о природе)

3. Что вас взволновало в данном стихотворении? Попробуй нарисовать ее. Придумай свою историю на эту тему.

5. Преврати одно предложение в целый рассказ.

6. Закончи рассказ, сказку.

Каждый ученик, как член группы, участвует в обсуждении высказанной мысли или идеи. Они задают друг другу вопросы, учатся оказывать поддержку и помощь. Групповая работа учит детей самостоятельно отбирать необходимую информацию, помогает раскрывать способности. Иногда дети, стесняясь, бояться показать свои умения и знания, не проявляют активности. При работе в группах эта проблема очень хорошо решается. Здесь знания и способности ученика оцениваются его же товарищами, дети многому учатся друг у друга. В группе они чувствуют себя более свободно. Ученики, отвечая у доски перед всем классом, бояться ошибиться, не могут сформулировать свою мысль. При работе в группах такой обстановки нет, ученики более уверены в себе. Работа в группе способствует осознанию учеником своей причастности к коллективу. Обучающиеся переходят от мышления типа «Я» к типу «Мы», учатся с пониманием относиться друг к другу.

Упражнение "Самое главное"

Учащиеся быстро и внимательно читают учебный текст. После этого им предлагается просмотреть его еще раз и охарактеризовать тему учебного материала одним словом. Потом - одной фразой, а после найти в тексте какой-то "секрет", то, без чего он был бы лишен смысла. В конце упражнения все участники зачитывают слова, фразы и "секреты". Выбираются самые точные и лучшие ответы. Работу можно проводить в группах и парах и использовать при подготовке к ВПР и МИУД.

Упражнение "Моментальное фото"

Участники делятся на две команды. В течение очень короткого времени школьникам демонстрируется текст. Учащиеся должны сосредоточить все свое внимание и воспринять из показанного текста как можно больше информации. Каждая команда может зафиксировать на листочке то, что члены команды могут вместе восстановить по памяти. Затем все вместе обсуждают и сравнивают результаты, какая команда правильно воспроизведет больше текста. Данная работа проводится в группах.

Упражнение "Лучший вопрос"

Учащиеся читают текст, после чего каждый должен придумать оригинальный вопрос на тему учебного текста и задать его соседу. Тот должен ответить на него как можно более полно. Ответивший задает вопрос следующему ученику и т. д. Участники решают, кто задал самый интересный вопрос, а кто лучше всех ответил и был самым активным.

Упражнение "Пересказ по кругу"

Ученики читают текст, а затем встают в круг. Один из участников выходит в центр круга, закрывает глаза, кружится на месте и показывает на любого игрока, с которого начинается воспроизведение учебного текста. Далее по часовой стрелке каждый говорит по одной фразе из текста. И так до его конца. После этого текст еще раз читается, и участники исправляют ошибки, дополняют то, что было упущено. Работа проводится в группе.

  Как показывает практический опыт, работа с обучающимися не может ограничиваться лишь временем уроков, внеурочная работа служит продолжением учебной деятельности и направлена на более глубокое образование ребят и развитие у них творческих способностей.

Для повышения мотивации к изучению русского языка стараюсь привлекать обучающихся к внеклассной работе, также использую метод взаимообучения – более способные обучающиеся учат слабых учеников, что дает свои положительные результаты.

Работа с текстом, направленная на подготовку к ВПР, МИУД, ОГЭ, устного экзамена-допуска и ОГЭ, осуществляется мною также в процессе реализации программы элективного курса по русскому языку «Благозвучие русской речи». Программа этого курса вооружает слушателей умением правильно и красиво выражать свои мысли в устной и письменной форме; формирует у обучающихся готовность к творческой преобразующей деятельности; приобщает школьников к работе над текстом; способствует развитию интереса к литературному творчеству. На занятиях элективного курса мы прослушиваем аудиозаписи с выразительным чтением текстов « Мастера художественного слова», отмечаем звуковые особенности художественных произведений, проводим исследование «Язык СМИ, рекламы и афиш», работаем с образными средствами выразительности, проводим групповую работу по сбору материала к выпуску альманаха.

К экзамену-допуску ребята используют тексты об ученых физиках, химиках, словесниках, поэтах и художниках, а задания выполняют по аналогии с образцом. Для монолога мы сами сочиняем тексты: рассуждения, описания и повествования по карточке – шаблону. А в классе представляем этот монолог для прослушивания. Затем идет групповая работа по оцениванию данного выступления. В 5 классе пишем по шаблону сочинения: рассказ на заданную тему, рассуждение на заданную тему, описание фотографии. Таким образом, начинаем постепенную подготовку к устному экзамену. Эти тексты мы используем для публичного выступления. Пара получает карточку с темой монологического высказывания, готовят его, затем один обучающийся выступает, а второй дополняет данную тему и оценивает ораторское искусство своего соседа. Карточки ребята готовят индивидуально дома.

С ребятами мы подбираем дополнительный раздаточный материал к основным орфографическим и пунктуационным правилам, входящим в состав текстовых заданий ВПР, МИУД, ГИА, экзамена-допуска.

Накопленный мною материал используется моими коллегами при подготовке к ОГЭ, а также был представлен в ходе семинара-совещания, проведенного в рамках дней партнерского взаимодействия между педагогами Чигоракской СОШ и Миролюбского филиала. Работа с текстом, реализуемая мною, способствует развитию творческого потенциала обучающихся, она дает положительные результаты и во внеурочной деятельности:

- написание сценариев;

- подготовка декораций к литературным праздникам;

- подбор материала для проведения литературно-музыкального праздника;

- участие в выпуске школьной газеты

- участие в литературных конкурсах.

Например, в «Радуге талантов» в номинации «Художественное слово» на протяжении нескольких лет наши ребята занимали призовые места. И в данном случае огромную роль здесь играет подготовка монологов на различные темы и выступления с ними на литературных праздниках и конкурсах. Приведу примеры тем для монологического высказывания: «За что я люблю русский язык?», « Чему учат народные сказки?», «Отцы и дети - вечная проблема», « Модно ли читать книги?»

В этом учебном году хочу сконцентрировать свое внимание на текстах о ВОВ и продолжить работу над патриотическим воспитанием обучающихся. Предлагаю ребятам такие темы: «Просто ли стать героем?», «Как ты относишься к предателям?», «Нужно ли читать книги о ВОВ?», « Актуальна ли тема ВОВ в наше время?»

Таким образом, тексты являются одним из средств создания на уроках речевой среды, направленной на развитие коммуникативных способностей обучающихся, на формирование навыков культуры русской речи в соответствии с нормами литературного языка. Развивающая речевая среда может быть средой духовной, если ученики обращаются при изучении родного языка к бесценному богатству, переданному словом.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!