Выступление на МО учителя русского языка и литературы Подскрыбалиной А.В. на тему « Адаптация пятиклассников».
Переход учащихся из начального в среднее звено школы- одна из педагогически важных проблем, а период адаптации в 5 классе – один из трудных периодов школьного обучения. Состояние детей в этот период с педагогической точки зрения характеризуется низкой организованностью-снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности. К школьнику впервые предъявляется много требований со стороны преподавателей. На пятиклассника обрушивается поток информации с непонятными терминами. Есть и такая категория детей, которые в силу своего эмоционального состояния создают множество организационных трудностей. Поэтому каждому учителю необходимо знать психологические возможности детей, разработать систему контроля успешности адаптации учащихся, снизить падение успеваемости при переходе в основную школу.
Русский язык и литература- одни из наиболее сложных и трудоемких предметов в курсе средней школы, а потому соблюдение одного из основных принципов дидактики _ принципа преемственности необходимо. К условиям соблюдения принципа преемственности в обучении русскому языку относят: -изучение , знание « сквозных» тенденций языкового развития от дошкольного возраста до старшего школьного возраста в обогащении словаря, в синтаксисе речи и пр.; - понимание того, что появляется впервые в речевом развитии учащихся на каждом новом (последующем) этапе обучения; - согласование программ и учебников смежных классов;- разработка единого курса русского языка между начальной и средней школой; - пропедевтика в начальных классах тех тем, которые будут изучаться в последующих классах; - согласование норм и критериев оценки знаний, умений и навыков учащихся в области языка на разных этапах обучения. Однако, отдельные из названных условий в настоящее время не соблюдаются в полной мере. Все это говорит об актуальности выбранной темы.
Переходный период из начальной школы в среднюю сказывается на всех участниках образовательного процесса: учащихся, педагогах, специалистах психолого-педагогической службы. Часто последствия бывают отрицатель- ными , что обусловлено:- сменой социальной обстановки; -изменением роли учащегося;- увеличением учебной нагрузки;- изменением режима дня;- разностью систем и форм обучения;- нестыковкой программ начальной и средней школы;-различием требований со стороны учителей-предметников.
Особенности класса:
В большинстве своем ученики 5 класса интеллектуально развиты и эмоционально коммуникабельны.
По работоспособности и активности на уроках класс делится на группы. Достаточно высокий уровень познавательного интереса имеют несколько учеников ( .Бондарев И.,Горбиков Г., Горбикова А.,Великородная А.,Сухенко С..) Также можно выделить группу детей, которые осознанно воспринимают учебный материал, справляются с заданиями, но не проявляют активности (.Каплиева К.,Иванченко В.,Колесников А.,Моргунов Д,.Кривенко М,.итд).
Есть дети, которые входят в группу риска. Они неусидчивы, невнимательны на уроке. Свои чувства учащиеся иногда могут проявлять очень бурно.
Дисциплина на уроках удовлетворительная, активность на занятиях и подготовка домашних заданий на среднем уровне.
Сравнительная характеристика успеваемости и качества знаний в конце 4 и в начале года 5 класса по русскому языку и литературе
РУССКИЙ ЯЗЫК
Русский язык 4 класс – качество 76%.
Русский язык 5 класс – качество 60 %.
Качество знаний по русскому языку в 5 классе снизилось на 18 %.
ЛИТЕРАТУРА
Литературное чтение 4 класс – качество 82 %.
Литература 5 класс – качество 72 %.
Качество знаний по литературе в 5 классе снизилось на 13 %.
Некоторые проблемы пятиклассников:
ребята подвижные, требуют постоянного внимания со стороны учителя;
недостаточно сформирован уровень учебной дисциплинированности, общеучебных навыков;
в тетрадях прослеживается несоблюдение единого орфографического режима;
отмечается неумение работать самостоятельно;
учащиеся 5 класса обладают слабой нетренированной памятью, трудности вызывает необходимость учить правила и термины.
На уроках литературы большие сложности вызывает выразительное чтение, подготовка сообщений, рассказов по дополнительным материалам.
Выводы: исходя из наблюдений за учащимися, можно оценить уровень адаптации 5-го класса к новым условиям обучения русскому языку и литературе как средний. Общий настрой класса позитивный. В целом можно говорить о том, что ребята чувствуют себя на уроках комфортно.