СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на общешкольном родительском собрании «Роль учителя начальных классов в здоровьесберегающей деятельности первоклассников»

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Здоровьесберегающая среда на уроках, адаптация первоклассников.

Просмотр содержимого документа
«Выступление на общешкольном родительском собрании «Роль учителя начальных классов в здоровьесберегающей деятельности первоклассников»»



муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Мечетинская средняя общеобразовательная школа

Зерноградского района










Выступление на общешкольном родительском собрании





«Роль учителя начальных классов в здоровьесберегающей деятельности первоклассников»

















Подготовила:

учитель начальных классов

первой квалификационной категории,

Коваленко Наталья Александровна










Добрый вечер, дорогие родители!

Сегодня мы будем говорить о самом главном, о здоровье детей.


Здоровье человека – проблема достаточно актуальная для всех времён и народов. Наше будущее-это наши дети.

Только здоровый ребёнок способен успешно и полностью овладеть школьной программой.

Не секрет, что в период школьной адаптации первоклассники испытывают большой стресс, который отрицательно сказывается на здоровье ребенка, вызывая дезадаптацию, хроническое переутомление.

Основной формой обучения на первой ступени является здоровьесбережение, которое оказывает значительное влияние на работоспособность и состояние здоровья учащихся не только в начальных ласах, но и в старших классах

Основной целью здоровьесберегающего образования является сохранение и укрепление здоровья детей через обучение и воспитание.

Здоровьесберегающее образование детей начальных классов осуществляется через урочные и внеурочные формы деятельности. Каждый учитель уделяет большое внимание на своих уроках

Двигательной активности одного из основных факторов, обеспечивающих адаптацию к условиям школьной среды, влияет на работоспособность учеников на уроках.

Одной из основных форм повышения уровня двигательной активности учащихся на уроке являются физминутки, которые проводятся в течение урока от 2- до 3-х раз, динамические паузы, оздоровительные минутки, хороший результат отдыха показан в играх « Двигательные перемены», что снижает риск травмоопасности и развивает коллективизм и сплоченнось детей.

Большое внимание на уроках учитель уделяет зарядке для глаз, которая служит средством предупреждения развития близорукости. С целью улучшения кровоснабжения головного мозга, повышения умственной работоспособности широко используется на уроках дыхательная гимнастика.

Практика показывает, что эффективным приемом снятия утомления уч-ся на уроке является использование приемов самомассажа.


В начальных классах применяется система Базарного, когда ученики во время урока меняются местами за столом (один работает стоя за конторкой, другой сидя работает)

Всем известно ,что поза «сидя» требует напряжения примерно 250 мышц из 600, имеющихся у человека, поэтому на уроках так же используется

режим «динамических поз» с использованием позы свободного стояния, поэтому очень хорошо используется система Базарного, работа за конторкой.



Подытожив сказанное, мне бы хотелось обратить ваше внимание, дорогие родители, на домашнее продолжение системного здоровьесбережения, и рекомендовать вам комплекс полезных советов.

Только вместе с вами мы поможем нашим детям быть здоровыми.

Советы родителям по здоровьесбережению

Совет 1: Старайтесь активно участвовать в охране здоровья ребенка и оздоровлении его организма. Не только рассказывайте ему, что нужно делать, чтобы не болеть, но и личным примером показывайте, как полезны для здоровья выполнение правил личной гигиены, утренняя зарядка, закаливание, правильное питание. 

Совет 2: Научите ребенка неукоснительно соблюдать гигиенические требования к чистоте тела, белья, одежды, жилища, так как все это является очень важными элементами охраны здоровья ребенка. 

Совет 3: Приучайте ребенка строить свой день, чередуя труд и отдых. Ничто так не вредит нервной системе ребенка, как отсутствие режима дня. Ритм жизни, предусматривающий занятия физическими упражнениями и спортом, прогулки на свежем воздухе, а также полноценное питание и крепкий сон — лучшая профилактика утомления и болезней. 

Совет 4: Помогите ребенку овладеть навыками самоконтроля за здоровьем, особенно при выполнении физических упражнений. Для этого заведите дневник наблюдений и записывайте вместе с ребенком данные о его физическом состоянии: вес (массу тела), рост, частоту пульса, самочувствие (сон, аппетит и т. д.). 

Совет 5: Научите ребенка правильно пользоваться естественными оздоровительными факторами — солнцем, воздухом и водой. Воспитывайте у ребенка стремление и привычку к закаливанию организма и оздоровлению. 

Совет 6: Помните, что в движении — жизнь. Занимайтесь вместе с ребенком спортом, больше гуляйте, играйте на свежем воздухе. Здоровый образ жизни, культивируемый в семье, — залог здоровья ребенка. 

Совет 7: Для охраны здоровья ребенка очень важно организовать ребенку правильное питание и воспитывать положительное отношение к соблюдению режима питания. Ребенок должен знать, какие продукты полезны, а какие вредны для здоровья. 

Совет 8: Научите ребенка элементарным правилам профилактики инфекционных заболеваний: держаться подальше от тех, кто кашляет и чихает; не пользоваться чужой посудой или зубной щеткой, расческой; не надевать обувь или головные уборы других детей. Если ребенок болен сам, чихает и кашляет, он должен знать, что надо прикрывать рот и нос маской или платком, не играть с друзьями, выполнять назначения врача. 

Совет 9: Познакомьте ребенка с правилами безопасного поведения в доме, на улице, на отдыхе и учите его выполнять эти правила, чтобы избегать ситуаций, опасных для здоровья и жизни.

Совет 10: Не отправляйте больного ребенка в школу. Вызовите врача. Проветривайте помещение, делайте влажную уборку и неукоснительно следуйте медицинским назначениям. 

Совет 11: Читайте научно-популярную литературу о возрастных и индивидуальных особенностях развития ребенка, о том, как научить его охранять и укреплять свое здоровье. 

Совет 12: Способствуйте развитию критического отношения к разным видам рекламы и умению противостоять ее негативному воздействию, к развитию медиаграмотности.








































































Приложение 1.


I. Стоя около парты

Комплекс 1

1. И. п. – основная стойка, руки на пояс.
1 – руки в стороны; 2 – руки вверх, хлопок над головой; 3 – руки в стороны;

4 – исходное положение.

2. И. п. – стойка ноги врозь, руки вниз.
1 – руки вверх; 2–3 – наклона вперед, хлопки по коленям; 4 – исходное положение.

3. И. п. – стойка ноги врозь, руки за голову.

1 – поворот вправо, правую руку в сторону; 2 – исходное положение. То же влево.

4. И. п. – основная стойка, руки перед грудью.

1 – руки вверх; 2 – наклон вправо; 3 – выпрямиться; 4 – исходное положение.

5. И. п. – основная стойка, руки перед грудью.

1–4 – вращение кисти одной руки вокруг другой; 5–8 – в другую сторону.

Комплекс 2

1. И. п. – руки скрещены за спиной с захватом за предплечья (3–4-й классы), руки на пояс (1–2-й классы).

1–2 – подняться на носки; 3–4 – исходное положение.

2. И. п. – основная стойка, руки на пояс.
1–3 – пружинистые полуприседания; 4 – исходное положение.

3. И. п. – стойка ноги на ширине плеч, руки к плечам.

1 – поворот вправо, руки в стороны; 2 – исходное положение. То же влево. 4. И. п. – стойка ноги вместе, руки на пояс.

1 – прыжком поворот вправо; 2 – исходное положение. То же с поворотом влево.

Комплекс 3

1. И. п. – основная стойка, руки вниз.
1–4 – поднимая руки вверх, сжимать и разжимать пальцы; 5–8 – опуская руки вниз.

2. И. п. – стойка ноги врозь, руки вниз.

1 – поворот вправо, руки за голову; 2 – исходное положение. То же влево. 3. И. п. – стойка ноги на ширине ступни, руки на пояс.

1 – поднять согнутую в колене ногу, хлопнуть по колену (1–2-й классы), хлопнуть под коленом (3–4-й классы); 2 – исходное положение. То же другой ногой.

4. И. п. – стойка руки на пояс.

1 – прыжком ноги врозь; 2 – исходное положение. Повторить 3–4 раза.

Комплекс 4

1. И. п. – стойка ноги вместе, кисти к плечам.

1 – руки вверх; 2 – руки в стороны; 3 – руки вверх; 4 – исходное положение.

2. И. п. – основная стойка, руки вниз.
1 – наклон вправо, руки на пояс; 2 – исходное положение. То же влево.

3. И. п. – стойка ноги на ширине плеч, руки в стороны.

1 – наклон вперед, коснуться голени (1–2-й классы), коснуться носка
(3–4-й классы); 2 – исходное положение.

4. И. п. – стойка ноги на ширине плеч, руки на пояс.

1 – руки к плечам; 2 – исходное положение.

Комплекс 5

1. И. п. – основная стойка, руки вниз.
1–2 – руки через стороны вверх; 3–4 – опустить – исходное положение.

2. И. п. – стойка ноги врозь, руки вниз.

1–2 – дугами руки вверх, наклон вправо; 3 – наклон влево; 4 – исходное положение.

3. И. п. – стойка ноги врозь, руки вниз.

1 – поворот вправо со свободным захлестом рук вокруг туловища;

2 – исходное положение. То же влево.

4. И. п. – основная стойка, руки вверх (3–4-й классы), руки на пояс (1–2-й классы).

1–2 – присед, руки вперед; 3–4 – исходное положение.

Комплекс 6

1. И. п. – основная стойка, руки вниз.
1 – поднять руки к плечам; 2 – руки вверх; 3 – руки к плечам; 4 – исходное положение.

2. И. п. – стойка ноги врозь, руки на пояс.

1 – наклон вправо; 2 – исходное положение. То же влево.

3. И. п. – основная стойка, руки на пояс.

1 – правую ногу назад на носок; 2 – исходное положение. То же левой ногой. 4. И. п. – основная стойка, руки на пояс.

1 – наклон головы вправо; 2 – исходное положение. То же влево.

Комплекс 7

1. И. п. – основная стойка, руки вниз.
1 – руки в стороны; 2 – руки вверх, хлопок над головой; 3 – руки в стороны; 4 – исходное положение.

2. И. п. – стойка ноги врозь, руки на пояс.

1 – наклон вперед, прогнуться, руки в стороны; 2 – руки вниз, хлопок перед собой; 3 – руки в стороны; 4 – исходное положение.

3. И. п. – стойка ноги врозь, руки вниз.
1 – поворот вправо со свободным захлестом рук вокруг туловища;

2 – исходное положение. То же влево.

4. И. п. – основная стойка, руки на пояс.
1 – правую ногу назад на носок, руки к плечам; 2 – исходное положение. То же левой ногой.

Комплекс 8

1. И. п. – основная стойка.

1 – шаг вправо, руки в стороны; 2 – исходное положение. То же шаг влево.

2. И. п. – основная стойка, руки к плечам.

1 – согнуть правую ногу, левым локтем коснуться колена; 3–4 – исходное положение.

3. И. п. – стойка ноги врозь, руки на пояс.

1 – наклон вправо; 2 – исходное положение. То же влево.

4. И. п. – стойка ноги врозь, руки на пояс (1–2-й классы), руки за голову (3–4-й классы).

1–4 – наклоняясь вперед, круговые движения туловищем вправо; 5–8 – то же влево.

Комплекс 9

1. И. п. – основная стойка, руки на пояс.

1–2 – правую ногу назад на носок, руки к плечам; 3–4 – исходное положение. 2. И. п. – стойка ноги врозь, руки на пояс.

1–2 – два пружинящих наклона к правой ноге; 3–4 – исходное положение. То же к левой ноге.

3. И. п. – стойка ноги врозь, руки на пояс.

1–4 – круговые движения туловища вправо; 5–8 – то же влево.

4. И. п. – основная стойка, руки на пояс.

1 – прыжком ноги врозь; 2 – прыжком ноги в исходное положение. Повторить 4–5 раз.

Комплекс 10

1. И. п. – основная стойка, руки на пояс.
1 – руки за голову; 2 – исходное положение.

2. И. п. – основная стойка, руки на пояс.
1 – руки в стороны; 2 – поднять правую ногу, согнутую в колене, хлопок под ней; 3 – опустить ногу, руки в стороны; 4 – исходное положение.

3. И. п. – стойка ноги врозь, руки за голову.

1 – наклон вправо; 2 – исходное положение. То же влево.

4. И. п. – основная стойка.

1 – руки к плечам; 2 – подняться на носки; 3 – опуститься на всю ступню, руки к плечам; 4 – исходное положение.

II. Сидя за партой

Комплекс 1

1. И. п. – руки на парту вперед.

1–2 – поднять руки вверх, прогнуться; 3–4 – исходное положение.

2. И. п. – руки на край парты, согнуты и сжаты в кулаки.

1–4 – выпрямляя руки и разжимая пальцы, дотронуться до противоположного края парты; 5–8 – исходное положение.

3. И. п. – руки за голову, локти вперед.

1–2 – развести локти в стороны; 3–4 – исходное положение.

4. И. п. – руки к плечам.

1–3 – локти в стороны; 4 – исходное положение.

Комплекс 2

1. И. п. – сидя за партой, руки за голову, локти свести.

1–2 – локти в стороны, прогнуться; 3–4 – расслабляя мышцы, принять исходное положение.

2. И. п. – сидя за партой, руки за голову.

1–2 – поворот вправо, руку в сторону, коснуться сзади стоящей парты; 3–4 – исходное положение. То же влево.

3. И. п. – сидя за партой, руки к плечам, пальцы сжаты в кулаки.

1 – руки вперед, пальцы разжать; 2 – исходное положение.

4. И. п. – стоя у парты, руки на пояс.

1 – руки в стороны; 2 – вверх; 3 – в стороны; 4 – исходное положение.

Комплекс 3

1. И. п. – сидя за партой, руки к плечам, ноги расставлены.

1–2 – поворот туловища вправо, руки вверх; 3–4 – исходное положение.

2. И. п. – сидя за партой, руки за голову.

1–2 – поднять руки вверх, туловище держать прямо; 3–4 – исходное положение.

3. И. п. – стоя за партой, руки на парту.
1–2 – сесть за парту; 3–4 – исходное положение.

4. И. п. – стоя за партой, руки на пояс.
1 – руки в стороны; 2 – руки вверх, потянуться; 3 – руки в стороны; 4 – исходное положение.

Комплекс 4

1. И. п. – сидя за партой, руки за голову.

1–2 – руки вверх, потянуться; 3–4 – исходное положение.

2. И. п. – сидя за партой, ноги на ширину плеч, руки на пояс.

1–2 – наклон вправо; 3–4 – исходное положение. То же влево.

3. И. п. – сидя за партой.

1–2 – встать, выпрямиться; 3–4 – исходное положение.

4. И. п. – сидя за партой, руки к плечам.

1–2 – руки вверх; 3–4 – исходное положение.

Комплекс 5

1. И. п. – сидя за партой, руки на парту ладонями вниз.

1–4 – поочередное продвижение вперед то левой, то правой руки с одновременным сгибанием и разгибанием пальцев.

2. И. п. – основная стойка у парты, руки к плечам.

1–4 – одновременные круговые движения вперед; 5–8 – назад. Повторить 3 раза.

3. И. п. – сидя за партой, руки за голову, пальцы “в замок”.

1–2 – руки вверх ладонями вверх; 3–4 – исходное положение. Темп средний. 4. И. п. – стойка ноги врозь, руки на пояс.

1 – поворот вправо, руки в стороны; 2 – исходное положение. То же влево.



















Приложение 2.


Комплекс 1

1.И. п. – стойка у парты, руки за голову.

1 – локти развести пошире, голову наклонить назад; 2 – локти вперед; 3 - 4 – руки расслабленно вниз, голову наклонить вперед. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.

2.И. п. - стойка ноги врозь, кисти в кулаках.

1 – мах левой рукой назад, правой вверх – назад; 2 - встречными махами переменить положение рук. Махи заканчивать рывками рук назад. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.

3.И. п. - сидя за партой.

1 - 2 – плавно наклонить голову назад; 3 - 4 – наклонить голову вперед, плечи не поднимать. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.

Комплекс 2

1. И. п. - стоя или сидя за партой, руки на поясе.

1 - 2 – круг правой рукой назад с поворотом туловища и головы направо; 3 - 4 – то же левой рукой. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.

2. И. п. - стоя или сидя за партой, руки в стороны, ладони вперед, пальцы разведены.

1 – обхватить себя за плечи руками как можно крепче и дальше; 2 – принять исходное положение; 3 – поворот налево, затем направо. Повторить 4 - 6 раз. Темп быстрый.

3. И. п. – сидя за партой, руки на пояс.

1 – повернуть голову направо; 2 –принять исходное положение. То же налево. Повторить 6 - 8 раз. Темп медленный.

Комплекс 3

1. И. п. - стоя или сидя за партой, руки на поясе.

1 – махом левую руку занести за правое плечо, голову повернуть налево; 2 – принять исходное положение; 3 - 4 – то же правой рукой. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.

2. И. п. – стоя у парты.

1 – хлопок в ладоши за спиной, руки поднять как можно выше; 2 – движение рук в стороны, хлопок в ладоши впереди на уровне головы. Повторить 4 - 6 раз. Темп быстрый.

3. И. п. - сидя за партой.

1 – голову наклонить вправо; 2 – принять исходное положение; 3 – голову наклонить влево; 4 – принять исходное положение. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.

Комплекс 4

1. И. п. - стоя или сидя за партой.

1 – руки к плечам, кисти в кулаки, голову наклонить назад; 2 – повернуть руки локтями кверху, голову наклонить вперед. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.

2. И. п. - стоя или сидя за партой, руки в стороны.

1 - 3 – три маха руками, согнутыми в локтевом суставе: правой перед телом, левой за телом; 4 – принять исходное положение; 5 - 8 – то же в другую сторону. Повторить 4 - 6 раз. Темп быстрый.

3. И. п. – сидя за партой.

1 – голову наклонить вправо; 2 – принять исходное положение; 3 – голову наклонить влево; 4 – принять исходное положение; 5 – голову повернуть направо; 6 – принять исходное положение; 7 – голову повернуть налево; 8 – принять исходное положение. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.




































Приложение 3

Комплекс 1

1. И. п. – сидя за партой.

1 – поднять плечи; 2 – опустить плечи. Повторить 6 - 8 раз, затем пауза 2 - 3 сек., расслабить мышцы плечевого пояса. Темп медленный.

2. И. п. – стоя у парты, руки согнуты перед грудью.

1 - 2 – два пружинящих рывка назад согнутыми руками; 3 - 4 – то же прямыми руками. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.

3. И. п. - стойка у парты, ноги врозь.

1 - 4 – четыре последовательных круга руками назад; 5 - 8 – то же вперед. Руки не напрягать, туловище не поворачивать. Повторить 4 - 6 раз. Закончить расслаблением. Темп средний.

Комплекс 2

1. И. п. – стоя у парты, руки на пояс.

1 - 4 – одновременные круговые движения плечами назад; 5 - 8 – то же вперед.

2. И. п. – стоя у парты, руки к плечам, кисти в кулаках.

1 - 2 – напряженно повернуть руки предплечьями и выпрямить их в стороны, кисти тыльной стороной вперед; 3 – руки расслабленно вниз; 4 – принять исходное положение. Повторить 6 - 8 раз, затем расслабленно вниз и встряхнуть кистями. Темп средний.

3. И. п. – стоя у парты.

1 – правую руку вперед, левую вверх; 2 – переменить положение рук. Повторить 3 - 4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.

Комплекс 3

1. И. п. – стоя у парты.

1 – занести левую руку за спину сверху, правую руку за спину снизу, сцепить руки в «замок»; 2 – принять исходное положение; 3 – поменять положение рук; 4 – принять исходное положение.

2. И. п. – сидя или стоя за партой, руки согнуты в локтях.

1 - 2 – плечами сделать круговые движения назад; 3 - 4 – то же вперед.

3. И. п. – сидя или стоя за партой.

1 – прогнуться, грудь вперед, голову назад; 2 – принять исходное положение; 3 – прогнуться назад, голову вперед.









Приложение 4.


Игра «Письмо на ладони». Эта игра позволяет хорошо усвоить тему «Геометрические фигуры», «Виды углов». Ее можно проводить с целым классом. Дети встают в три ряда друг за другом, каждый заводит ладонь правой руки за спину. Последний игрок получает карточку с изображением геометрической фигуры и чертит фигуру пальцем на ладони предпоследнего игрока, тот на ладони впередистоящего и т. д., пока знак не дойдет до первого игрока. Первый молча рисует фигуру мелом на доске. Дойдет ли «письмо» до первого игрока неизмененным? Какой ряд победит? В классе можно проиграть несколько вариантов, каждый раз усложняя «письмо». Эта игра может стать связующим звеном при переходе с одного вида деятельности на другой. После того как на доске появляются геометрические фигуры, учитель предлагает учебные задания на нахождение их площади или периметра и т. п.

Игра «Встречные колечки». Ее можно использовать для концентрации внимания в начале урока. Правая рука: кончик мизинца встает на кончик большого пальца - это маленькое колечко. Левая рука: кончик округленного указательного пальца встает на кончик большого - это большое колечко. Колечки размыкаются. Новое колечко для правой руки строят кончики безымянного и большого пальцев, для левой - кончики среднего и большого пальцев. Оба движения производятся одновременно. Следующую пару колечек, опять же одновременно, строят большой со средним пальцы правой руки и большой с безымянным пальцы левой. Последняя пальцевая позиция становится зеркальным отражением первой

Игра «Ладонь-кулак». Эта игра на концентрацию внимания. Правила ее таковы. Одна рука направлена вверх, ладонь выпрямлена. В основание ладони упираются кончики пальцев выпрямленной ладони другой руки. Это положение называется «ладонь». Одна рука сжата в кулак, в основание кулака упираются кончики пальцев ладони другой руки. Это положение называется «кулак». Ведущий командует, сопровождая слова соответствующими жестами: «Ладонь! Кулак! Ладонь! Кулак!» и т. д. С каждой командой меняется положение рук; то правая рука упирается в основание ладони левой, то наоборот. Играющие должны быстро выполнять команды. По мере освоения игры дети с удовольствием выполняют роль ведущего.

Игра «Рожки да ножки». Развивает координацию движений, позволяет размять пальцы перед письмом. «Рожки»: средний и безымянный пальцы обеих рук прижаты к ладони, придерживаются большим пальцем, указательный и мизинец вытянуты. «Ножки»: вытянуты средний и безымянный пальцы, указательный и мизинец прижаты к ладони и придерживаются большим. Одна рука показывает «рожки», вторая - «ножки» (см. рис.). Затем руки одновременно меняются ролями.

Игра «Перекаты». Ее можно рекомендовать в качестве физкультминутки, особенно на тех уроках, где приходится много писать, чертить. В этой игре используются растяжки. Левая рука повернута ладонью к себе, правая - ладонью от себя, пальцы растопырены, кончик большого пальца правой руки встает на кончик мизинца левой (рис. а). Руки слегка поворачиваются, сомкнутые пальцы расходятся, и тотчас же безымянный палец левой руки смыкается с указательным правой (рис. б). Затем поочередно соединяются средние пальцы обеих рук (рис. в), безымянный правой с указательным левой (рис. г) и, наконец, мизинец правой с большим левой руки (рис. д). Затем следует разворот рук вокруг сомкнутых пальцев, правая ладонь теперь повернута к себе, а левая - от себя (рис. е). Движения продолжаются. Когда дети освоят игру, учитель может предложить повторить ее с закрытыми глазами.

рис. а

рис. б

рис. в

рис. г

рис. д

рис. е









Приложение 5.


Упражнения для учащихся 1-3 классов

1. И. п. – сидя, откинувшись на спинку стула. Глубокий вдох, наклонившись вперед, к столу, выдох. Повторить 5 раз.

2. И. п. – откинувшись на спинку стула. Прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, открыть веки. Повторить 4 раза.

3. И. п. – сидя, руки на поясе. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки, повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в исходное положение. Повторить 4-5 раз.

4. И. п. – сидя. Смотреть прямо перед собой на классную доску 2-3 секунды, поставить палец руки по середине линии лица на расстоянии 15-20 см от глаз, перевести взор на конец пальца и смотреть на него 3-5 секунд, опустить руку. Повторить 5-6 раз.

5. И. п. – сидя. Руки вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить (выдох). Повторить 4-5 раз.

Упражнения для всех категорий обучающихся

1. И. п. – сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек., затем открыть глаза на 3-5 сек. Повторить 5-7 раз. Упражнение укрепляет мышцы век, способствует улучшению кровообращения и расслаблению мышц глаза.

2. И. п. – сидя. Моргать быстро в течение 20-30 сек. Упражнение улучшает кровообращение.

3. И. п. – сидя. Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко, через 1-2 сек. снять пальцы с век. Повторить 3-4 раза. Улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости.

4. И. п. – сидя. Закрыть веки, массировать их с помощью лёгких круговых движений пальца. Повторить в течение 20-30 сек. Упражнение расслабляет мышцы и улучшает кровообращение.

5. И. п. – стоя. Смотреть перед собой 2-3 сек., поставить палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаза, перевести взгляд на конец пальца и смотреть на него 3-5 сек., опустить руку. Повторить 5-6 раз. Упражнение снижает утомление, облегчает зрительную работу на близком расстоянии.

6. И. п. – стоя. Смотреть на конец пальца вытянутой руки, расположенной по средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз до тех пор, пока палец не начнёт двоиться. Повторить 4-6 раз. Упражнение облегчает зрительную работу на близком расстоянии.

7. И. п. – сидя. Выполнение упражнений по схеме зрительно-двигательных траекторий (рис. 1). На ней с помощью стрелок указаны основные траектории, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения гимнастики для глаз: вверх-вниз, влево-вправо, по и против часовой стрелки, по восьмёрке [2].



Рис. 1. Схема траектории и направления взгляда учащегося


Гимнастика для глаз, проводимая на уроке учителем, позволяет не только снять утомление со зрительного анализатора учащихся, но и служит средством предупреждения развития близорукости.





























Приложение 6.


Тонизирующие дыхательные упражнения

1. И. п. – сидя или стоя. Вдох (спокойный, полный, глубокий) - выдох (интенсивный, резкий, энергичный).

2. И. п. - сидя или стоя. Набрать полные легкие воздуха. Задержать на момент дыхание, сложить губы трубочкой (как при свисте) и с силой вытолкнуть через рот немного воздуха. Снова задержать дыхание и выдохнуть порцию воздуха.

3. И. п. – сидя или стоя. Вдох (спокойный, полный) через правую ноздрю – выдох (спокойный, но более длительный, чем вдох) также через правую ноздрю.

Активизирующие деятельность ЦНС дыхательные упражнения

1. И. п. – стоя, руки вытянуты вперед. Полный вдох, задержать дыхание. Сжать руки в кулаки, отвести руки до предела назад. Вернуться в исходное положение. Повторять движение пока хватит воздуха. С силой выдохнуть через рот, опуская руки.

2. И. п. – сидя или стоя. Свободный вдох (3 сек.) и удлиненный выдох (6 сек.) с искусственным затруднением за счет напряжения мышц языка и гортани. Воздух при этом с силой выдыхается из легких через нос, и одновременно напрягаются мышцы рук, груди и живота.

3. И. п. – стоя, руки в стороны на уровне плеч. Медленно вдохнуть, задержать дыхание. Делать мелкие круговые движения руками в одну, затем в другую сторону, пока хватает дыхания. Опустить расслабленные руки, медленно выдыхая.

Успокаивающие дыхательные упражнения

1. И. п. – стоя. Сделать несколько полных резких выдохов, одновременно наклоняя туловище вперед и опуская руки вниз.

2. И. п. – сидя или стоя. Сделать несколько медленных углубленных вдохов через нос. На пике вдоха немного задержать дыхание. Медленный выдох через рот.

3. И. п. – сидя. Зажать правую ноздрю. Делать глубокие вдохи и выдохи только через левую ноздрю.

Дыхательные упражнения общей направленности (по А. Н. Стрельниковой)

1. Поворот головы направо и налево. На каждый поворот (в конечной точке) короткий, шумный вдох носом. Темп – 1 вдох в минуту.

2. «Ушки». Наклон головы вправо и влево. Резкий вдох в конечной точке каждого движения.

3. «Малый маятник». Наклон головы вперед, назад. Короткий вдох в конце каждого движения.

4. «Обними плечи». Сведение рук перед грудью. При таком встречном движении рук сжимается верхняя часть легких в момент быстрого шумного вдоха. Правая рука то сверху, то снизу.

5. «Насос». Пружинящие наклоны вперед. Мгновенный вдох в нижней точке. Слишком низко наклоняться и выпрямляться до конца не нужно.

6. Пружинящие наклоны назад со сведением поднятых рук. Вдох в крайней точке наклона назад.

7. Пружинящие приседания в выпаде. Правая и левая ноги меняются местами. Вдох в крайней точке приседания в момент сведения опущенных рук.

8. «Большой маятник». Наклоны вперед и назад. Вдох в крайней точке наклона вперед, а потом назад.












































Приложение 7.


1) поглаживание, растирание плеча и предплечья согнутыми фалангами пальцев противоположной руки (6 - 8 раз);

2) разминание щиплющими движениями заднебоковой поверхности шеи противоположной рукой;

3) растирание внутренней стороной стопы стопу, голеностоп и голень другой ноги (6 - 8 раз);

4) спиралевидные поглаживания и растирания области лба подушечками указательного, среднего и безымянного пальцев;

5) растирание пальцев рук, запястья пальцами другой руки;

6) растирание области глаз круговыми движениями: нажимая ладонями на края глазницы и слегка на глазные яблоки, делать вращательные движения рук в одну, затем в другую сторону.

Механическое воздействие пальцами на биологически активные точки способствует регуляции нервных процессов, активации деятельности внутренних органов, поэтому в качестве средств самомассажа на уроке можно использовать элементы точечного массажа:

1) с силой потереть ладони друг о друга (10 раз);

2) кончиками пальцев подвигать щеки – вверх – вниз (10 раз);

3) кончиками пальцев побарабанить по затылку и макушке (10 раз);

4) указательным пальцем правой руки нащупать впадину в основании черепа и 3 раза сильно надавить;

5) 3 раза сжать руки в кулак, помассировать места соединения большого и указательного пальцев;

6) потянуть мочки ушей (10 раз);

7) прижать уши к козелкам и отпустить (10 раз);

8) «кручение козелка», большой палец руки вводится в слуховой проход, указательный палец охватывает ухо сверху (круговые движения 30 сек.).



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!