СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на педагогическом совете "Формирование и оценка метапредметных результатов в начальной школе"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Выступление на педагогическом совете "Формирование и оценка метапредметных результатов в начальной школе"»

Формирование и оценка метапредметных результатов в начальной школе



«Мои ученики будут узнавать новое не от меня;
они будут открывать это новое сами.
Моя главная задача — помочь им раскрыться,
развить собственные идеи».

Песталоцци И.Г.

Всем известно, что современная школа стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, а вооружить таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов.

  • Принцип метапредметности в начальной школе

Cогласно требованиям ФГОС в основе современного образования должен лежать принцип метапредметности, который подразумевает интеграцию содержания образования,  направлен на устранение разобщенности знаний школьника, разделенных по отдельным предметам, и получение им представлений о целостной картине мира.

Все вы согласитесь с утверждением, что реализовать новый стандарт, ориентированный на развитие личности ребенка, невозможно без метапредметного подхода.

Не всегда учитель-предметник может установить связь между системой понятий «своего» учебного предмета с системой понятий других предметов. Учителям кафедры начальных классов легче решать данную проблему, т.к. они ведут практически все предметы в своем классе. Именно учитель начальных классов, как универсальный специалист, способен при планировании и организации интегрированных занятий по разным предметам выявить характерные предметные взаимосвязи, определить необходимые средства обучения и развития учащихся, а также спроектировать результаты учебной деятельности в нескольких учебных областях.

Интеграция ≠ метапредметность

Часто даже в педагогической среде возникает путаница в понятиях «межпредметность» (интегрированные уроки) и «метапредметность». Возможно, от того, что понятия эти абстрактны, несколько размыты и сложны для восприятия. Межпредметность можно определить как объединение неких пограничных, смежных явлений из различных предметных областей, в то время как метапредметность – это обращение к основам предмета, его изначальному смыслу, что в теории ведет к целостному образному восприятию мира, к универсальной надпредметной деятельности. Метапредметность, подразумевает обучение детей приемам, техникам, схемам, образцам познавательной деятельности, способу мышления и получения универсального знания, не привязанного к отдельным предметам и в тоже время включающий их в повседневную жизнь.

В процессе выполнения метапредметных заданий у ребенка как раз и формируются универсальные учебные действия, которые он сможет использовать не только при освоении разных дисциплин, но и в решении  житейских проблем. Поэтому очень важно, чтобы дети понимали, что именно они осваивают и где помимо школы они могут применять полученные знания и умения. 

Сформированность у школьника  УУД является результатом метапредметного обучения.

Принципы метапредметной структуры в соответствии с обновленными ФГОС:

  • взаимосвязь всего учебного материала;

  • опора на базисные мыслительные операции универсального характера (осознание алгоритмов решения образовательных задач, умение видеть причинно-следственные связи, находить, систематизировать и самостоятельно анализировать информационный материал, обосновывать собственные выводы).

Для достижения метапредметных результатов нет необходимости вносить дополнительные элементы в учебный процесс, достаточно лишь изменить структуру содержания учебных дисциплин и соответствующим образом организовать познавательную деятельность учеников.

К сожалению, у учителей нашей кафедры есть трудности в работе по данной проблеме, одна из них заключаются в том, что учебники нового поколения, содержащие метапредметные компоненты, пока не разработаны, и являются больше предметным УМК, поэтому в современных реалиях учителям необходимо самостоятельно адаптировать свою педагогическую деятельность к новым требованиям по формированию метапредметных навыков на уроках.

Стоит заметить, что ФГОС детально информирует о результатах метапредметного обучения, но не даёт практических рекомендаций по поводу способов формирования этих компетенций по конкретным школьным предметам в рамках урочной формы деятельности учителя.

С введением обновленных ФГОС учителя кафедры начальных классов ведут большую работу по формированию метапредметных навыков у учащихся. Возможно, сейчас, кто-то, слушая меня, думает, что дальше я буду рассказывать о каких-то совершенно новых технологиях. Но, как говорится, все новое – это хорошо забытое старое.

Оказывается, что метапредметное обучение было широко распространено еще в 1918 году и называлось тогда методом проектов. Метапредметное обучение разделялось на ступени, так, на первой ступени — самой младшей  — с детьми просто гуляли, беседовали, давали им целостное представление об окружающем мире, уходя от предметного обучения. На старших ступенях обучения с детьми проводили экскурсии, диспуты, споры с использованием научной литературы.

     Таким образом, формирование метапредметных навыков — это новая, но, оказывается, хорошо забытая старая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов.  Но, современная школа пошла дальше, используя для  формирования метапредметных компетенций не только метод проектов, но и другие современные педагогические технологии.  Это вынуждает учителя уходить от привычной структуры урока.

Подготовка к метапредметному уроку отличается от процесса подготовки к классическому уроку и состоит из нескольких основных шагов:

  1. Формулировка темы занятия, может отличаться от темы, предлагаемой программой.

( Например, тема урока по ОМ в 4 классе в результате обсуждения учениками поставленной учителем проблемы получила название: «Признаки сильного государства», а в программе это тема звучит как «Российская Федерация»).

  1. Чёткое определение учителем области нового знания (правило, понятие, причинно-следственные связи, алгоритмические схемы и т. д.), базирующегося на восстановлении в памяти уже знакомой информации, имеющей отношение к изучаемой теме.

( Например, чтобы разобраться с грамматическими правилами склонения имен существительных, ученики должны отличать существительное от других частей речи, быть знакомыми с такими понятиями, как «род», «падеж», «количество).

  1. Постановка целей и задач должна иметь формулировку, которая предполагает конечный продукт, который можно проанализировать и оценить:

- проекты и моделирование;

- тесты;

- исследование и текстовое описание;

- мнения и выводы на основе экспериментальной деятельности.

  1. Моделирование проблемной ситуации:

- Проблемный диалог, подводящий к осознанию необходимости приобретения новых знаний, которые помогут преодолеть возникшее «затруднение».

- Конфликт двух фактов, точек зрений, стимулирующий проведение сравнительного анализа, осознание противоречия, которое вызывает эмоциональную реакцию удивления и приводит к формулировке цели урока в виде вопроса.

Я бы хотела более подробно остановиться на работе по формированию метапонятий.

Хотя наши ученики совсем еще малыши, уже с 1 класса на уроках систематически и целенаправленно ведется работа по формированию метапонятий.

В процессе изучения обычных школьных предметов перед детьми ставятся такие задания, которые рассматривают цель с одной стороны как мотив, а с другой как результат обучения. Цель должна быть понятна ребёнку и оформлена им самим в виде фразы, началом которой могут быть слова: «Я хотел бы уметь…».

-Я хотел бы уметь быстро находить полезную информацию в интернете.

-Я хотел бы уметь делать самостоятельные выводы.

-Я хотел бы уметь видеть главную мысль, которую старался донести автор произведения.

Определяют три уровня целеполагания - рождения осознанной внутренней мотивации деятельности ребёнка

  • Формальный, связанный с желанием ребёнка получить внешнее признание со стороны ближайшего окружения в форме похвалы или отличной оценки.

  • Смысловой, основанный на стремлении узнать и понять новый учебный материал.

  • Творческий, проявляющий внутренний импульс создавать нечто новое, творить и созидать.

К моменту перехода ребёнка в среднее звено школы у него должен быть сформирован второй уровень целеполагания.

Акцентирование противоречия между теорией и практикой.

При разработке заданий для апробации нового знания стоит ориентироваться на поисково-проблемный характер заданий, создающих условия для исследовательской активности учеников в индивидуальной или групповой форме работы.

Как правило, учитель предлагает задание, для реализации которого у учеников недостаёт теоретических познаний, что и стимулирует их познавательную деятельность.

Формулировка вопросов, обнаруживающих проблему, и требующих размышления, поиска аргументов, умения делать обобщающие выводы.

Проблемные вопросы, преломляющие теоретические знания в практическую плоскость, являются эффективным средством, борющимся с формальным, поверхностным усвоением знаний.

Разрешение задач проблемного характера.

Давайте рассмотрим на примерах, как можно изменить задания с обычными текстовыми задачами для формирования аналитических навыков учащихся.

  • В корзинке лежат 8 яблок. Карлсон съел 4 яблока, Малыш съел 2. Сколько яблок они съели вместе? Какое число не использовалось для решения задачи? Попытайтесь переформулировать вопрос таким образом, чтобы это число оказалось востребованным.

  • Белочка собрала 8 орешков, 3 орешка она съела. Дети озадачены тем, что задача не имеет вопроса, учитель просит их самостоятельно поставить вопрос и решить задачу. Более сложные условия могут предполагать несколько разнообразных алгоритмов возможного разрешения, которые должны будут обнаружить и предложить сами ученики.

  • В вазе лежит 5 персиков и 4 яблока. Сколько груш лежит в вазе?

  • В вагоне поезда ехало 50 пассажиров. На станции вышли 5 человек, а 2 человека вошли в вагон. Сколько часов поезд находился в пути?

  • Заслуженной популярностью пользуются у детей задачи Г. Остера.

Выполнение проблемных заданий теоретического и практического плана, которые начинаются словами, означающими активные познавательные и мыслительные действия: сравни, докажи, опиши, поэкспериментируй т. д.

  • Сравни, что общего у человека и животного и чем они отличаются?

  • Докажи, что без воды всё живое на Земле погибнет.

Дискуссионное обсуждение различных мнений и точек зрений по поводу конкретной ситуации или явления.

Взгляды могут быть самыми противоречивыми, но основные требования — это необходимость аргументировать, защитить свой подход или интерпретацию и уважать право оппонента на альтернативную позицию.

Обновленные ФГОС формулируют комплекс требований к результатам метапредметного обучения. Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур таких, как решение задач творческого и поискового характера, учебное проектирование, итоговые проверочные работы, комплексные работы на метапредметной основе, мониторинг сформированности основных учебных умений.

В начальных классах не так давно появилось такое понятие, как Комплексная письменная работа, которая включает в себя текст и вопросы к нему из разных предметных областей. Именно при выполнении этой работы учащимся начальных классов необходимы сформированные метапредметные навыки.

Пример заданий из комплексной письменной работы

Папа спросил Петю, как он понимает народную мудрость: «Что посеешь, то и пожнёшь». Петя ответил: «Это очевидно! Чем больше семян посеешь, тем богаче будет урожай». Папа предложил Пете доказать свою точку зрения. Для этого на даче они вместе вскопали три грядки одинакового размера. На первой Петя посеял 20 семян огурцов, на второй 100 и на третьей 1000. Петя в течение всего лета тщательно ухаживал за всеми тремя грядками: убирал сорняки, поливал, удобрял. В конце августа с первой грядки Петя с папой собрали 10 кг огурцов, со второй 20 кг, а с третьей 8 кг.
Найди в тексте гипотезу Петиного эксперимента и способ её проверки. Подтвердилась ли Петина гипотеза в результате эксперимента? Запиши свои рассуждения в бланке ответов.

Данная задача важна для определения стартовых возможностей учащихся, потому что связана с таким способом познания окружающего мира, как эксперимент. Без элементарных умений по постановке и проведению экспериментов у учащихся будут трудности в освоении таких систематических курсов, как биология, физика и химия.
Неправильное выполнение этого задания говорит также о неумении выделять и анализировать требуемый фрагмент текста, делать соответствующие выводы.

Как правило, учащиеся отвечают не на все поставленные вопросы; не понимают термин «гипотеза», поэтому не находят её в тексте; неправильно соотносят результат с гипотезой — результат выдаётся за гипотезу.

Мы с вами понимаем, что подобных заданий мы не встретим в учебниках начальных классов, поэтому важно, чтобы учителя сами включали подобного рода задания на своих уроках. Это должна быть системная работа, добиться метапредметного результата невозможно за один день.

Метапредметные результаты - это «освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми навыками, составляющими основу умения учиться, направленные помочь овладеть навыками самостоятельного критического мышления, умением формулировать, аргументировать свою точку зрения, оперировать информацией и грамотно вести дискуссию с оппонентами».

Необходимо обратить внимание и на самоконтроль и самооценку учащихся, которые составляют основу успешности обучения. В результате самостоятельной учебной деятельности у учащихся формируется такое качество личности, как самостоятельность, становление которого существенно влияет на развитие самооценки школьников.

Проблема формирования самооценки для начальной школы является одной из важных, актуальных задач. У детей необходимо развивать самооценку на всех уроках.

Вам знакомы подобные приемы самооценки.

(На экране)1. Стрела успеха

2. Оцени себя по оценочной шкале

3. Метод неоконченных предложений:

  • Я почувствовал, что…

  • Было интересно…

  • Меня удивило…

  • Своей работой сегодня я…, потому что...

  • Мне захотелось…

  • Мне больше всего удалось…

  • Сегодня я узнал…

  • Было трудно…, потому что...

  • Я научился…

  • Задания для меня показались…, потому что...

  • Для меня было открытием то, что…

А можно использовать лесенку успеха, которая позволяет оценить ребенку самого себя: знает правило и может ли его применить при решении задач. С одной стороны ребенок знает формулу нахождения площади прямоугольника, а с другой стороны сможет ли он самостоятельно вычислить необходимое количество линолеума в свою комнату.

Разнообразные приемы, методы, технологии - это не самоцель. Важен результат. Педагог должен оценивать свои успехи успехами своих учеников.

Нетрадиционные педагогические технологии повышают мотивацию обучения и интерес детей к школе, формируют обстановку творческого сотрудничества и конкуренции, воспитывают в детях чувство собственного достоинства, дают им ощущение творческой свободы и, самое главное, приносят радость.

Метапредметы пытаются говорить о том,

о чём современная школа не умеет –

о смысле жизни, о ценности жизни.

Это ответ на вопрос:

Зачем мне эти знания?

Где мне это пригодится?”.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!