СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на педсовете. Адаптация первоклассников к школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Проведена первичная диагностика адаптации первокласников к школе-интернату. В данном выступлении педагога показаны уровни адаптации каждого обучающегося на конец 1 четверти.

Просмотр содержимого документа
«Выступление на педсовете. Адаптация первоклассников к школе.»

ОГКОУ «Кинешемская школа-интернат»













Доклад

(педсовет)

Адаптация первоклассников













Учитель

начальных классов

Е.Н. Салова.





2019-2020 уч. год

Слайд №1

Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. У ребенка формируется новый вид деятельности – учебный.

Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.

Любой взрослый человек может согласиться с тем, что практически все дети, поступающие в 1 класс, хотят быть хорошими учениками. Какой бы ни была их школьная мотивация, всё-таки, большинство из них старается учиться хорошо. К сожалению, не всем это удаётся.


Слайд №2

Адаптационный период- это переломный период в жизни ребёнка, когда

-меняется его место в системе общественных отношений

-меняется весь уклад его жизни

-возрастает психоэмоциональная нагрузка

- на смену беззаботным играм приходят ежедневные учебные занятия


Школа с первых дней процесса обучения ставит перед школьником ряд задач


Слайд №3

-напряжённого умственного труда

- активизации внимания

- сосредоточенной рабочей позы

-относительно неподвижного положения тела

- удержания правильной рабочей позы


Ребёнку необходимо успешно овладеть учебной деятельностью, освоить школьные нормы поведения,

Слайд №4

нужно установить контакт со сверстниками и педагогами, научиться выполнять требования школьной дисциплины, выполнять новые обязанности, связанные с учебной работой, приспособиться к новым условиям умственного труда и режима.

Обычно адаптационный период в школе-интернате составляет от 1 до 2 месяцев, но может длиться и до года В этот период некоторые дети могут быть очень шумными, крикливыми, без удержу носиться по классу и коридорам, отвлекаться на уроках, даже могут вести себя развязно с учителями: дерзить, капризничать. Другие могут быть очень скованными, робкими, стараются держаться незаметно, и при малейшей неудаче, замечании плачут.

Слайд №5

В первые недели и месяцы обучения могут появиться жалобы детей на усталость и головные боли, возникнуть раздражительность. плаксивость, нарушение сна. Снижается аппетит детей, снижается масса тела. Случаются и трудности психологического характера: появляются чувство страха, отрицательное отношение к учёбе и учителю, неправильное представление о своих способностях и возможностях.


В этот период у таких школьников проявляются первые признаки дезадаптации

Слайд №6

-дети не могут принять новую ситуацию обучения, общения с учителем и детьми; могут играть на уроках, выяснять отношения с товарищами, не реагируют на замечания учителя или реагируют слезами и обидами; испытывают трудности и в усвоении учебной программы. И лишь к концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными требованиям школы и учителя.


Всё выше сказанное касается и моих первоклассников.


В классе 12 человек: 4 девочки и 8 мальчиков. 10 детей до школы посещали детские сады, 2-е детей являются неорганизованными, т.е. росли и воспитывались дома.

В классе 6 инвалидов, некоторые из них имеют множественные нарушения здоровья. А именно: нарушение слуха - тугоухость (Голубева Д.), нарушение зрения (Гундров Д., Малова К.,Тенцов А.), нарушение опорно-двигательного аппарата (Яблоков Н.), системное нарушение речи (Королев Дмитрий), нервно-мышечное расстройство (Тенцов А.). То есть - 50% от общего количества обучающихся.

Диагноз у большинства детей: тотальное недоразвитие лёгкой степени выраженности, простой (уравновешенный) вариант.

У троих детей (Махлов Е., Сударикова А., Высокоумов Н.) – тотальное недоразвитие лёгкой степени выраженности - аффективно-возбудимый вариант.

Рекомендованная программа обучения: АООП (адаптированная основная образовательная программа), вариант 1.

Объединяют всех обучающихся в 1 классе имеющиеся отклонения в развитии речи, малоразвитая мелкая мускулатура кистей и пальцев рук и недостаточная подготовленность к обучению в школе. Почти всем рекомендованы занятия у логопеда, психолога и дефектолога. И всё-таки, большинство из них хотят учиться, стараются выполнить задание хорошо.

Для того, чтобы проследить уровень адаптации наших первоклассников, мы провели их первичное обследование . В таблице представлены три оценочных компонента: физиологический компонент (реагирование организма ребёнка на новые условия), деятельностный компонент (учебная деятельность и усвоение программы) и эмоциональный компонент, то есть принятие им коллектива одноклассников, учителей и их требований.


Слайд №7

ТАБЛИЦА

Глядя на таблицу можно сказать, что

- заболеваемость в адаптационный период была у 3 детей-ОРЗ

- психоматическая симптоматика (тревожность, снижение или увеличение двигательной активности) прослеживалась у 4 детей ( Тенцов, Гундоров Д., Сударикова, Махлов)

-уровень физической адаптации (присспособл. организма к новым условиям)

недостаточный у 8 детей, достаточный –у 4 (Высокоумов, Голубева, Малова, Шестаков-?)

- трудности в учебной деятельности испытывают все дети, большинство по русскому языку и чтению, где идёт изучение алфавита.

-уровень усвоения школьной программы неполный у 8 детей, у 4 – недостаточный

- уровень эмоциональной адаптации у 8 детей положительный, у 4 – отрицательный

- отношение к себе, к учению, к учителю, к одноклассникам – индивидуально

Таким образом, следует вывод: у 7 детей уровень адаптации частичный, у 5 детей недостаточный.

И педагогам, и детям предстоит большая работа по преодолению всех трудностей адаптации.







Вывод:

Исходя из результатов первичного обследования уровня адаптации первоклассников, их можно разделить на три группы:

1.    Достаточный уровень адаптации: первоклассник положительно относится к школе, требования воспринимает адекватно, учебный материал усваивает легко, внимательно слушает указания и выполняет поручения без внешнего контроля, занимает в классе благоприятное статусное положение. (Таких учащихся в настоящее время я назвать пока не могу, хотя в пограничном положении находится одна ученица. Это Голубева Даша)


2.     Частичный уровень адаптации: первоклассник положительно относится к школе, воспринимает учебный материал, если учитель интересно и наглядно его излагает, усваивает основное из учебной программы, сосредоточен при выполнении интересного для него задания, выполняет поручения учителя при его контроле, дружит со многими одноклассниками. (Голубева Даша, Малова Карина, Высокоумов Никита, Шестаков Тимофей, Бирюкова Даша, Королёв Дима, Гундоров Саша)- 52 %


3.     Недостаточный уровень адаптации: первоклассник отрицательно или равнодушно относится к школе, нередки жалобы на здоровье, часто подавленное настроение, наблюдаются нарушения дисциплины, материал усваивает фрагментарно, к урокам не проявляет интереса, подготовка нерегулярная, поручения выполняет без желания и под контролем учителя, близких друзей не имеет. (Сударикова Аня, Тенцов Андрюша, Яблоков Никита, Махлов Женя, Гундоров Денис)- 48%




Семьи , в которых воспитываются дети, в основном , благополучные и дети имеют все необходимое для обучения. Со всеми родителями установлен тесный контакт. Родители отзывчивы, положительно реагируют на рекомендации классного руководителя, прислушиваются к советам, интересуются жизнью ребенка в школе, спрашивают совета. Все родители стараются оказывать помощь и поддержку своему ребенку в период адаптации к школьной жизни.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!