Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования и развития детей города Димитровграда Ульяновской области»
Ефремова Марина Викторовна,
педагог дополнительного образования
Выступление на семинаре «Методические принципы подготовки и проведения спортивных мероприятий»
Слайд 1.
Добрый день, уважаемые коллеги. Тема сегодняшнего выступления «Методика подготовки и проведения спортивных и физкультурно-оздоровительных мероприятий»
- Назовите основную цель деятельности отдела физкультурно-оздоровительной работы? (популяризация и пропаганда здорового образа жизни, создание условий для вовлечения широкого круга детей и молодёжи к физкультурно-оздоровительным занятиям и массовому спорту по месту жительства).
- Какие направления включает содержание деятельности отдела ФОР? популяризация массового спорта через развитие в клубах по месту жительства игры в настольный теннис, бильярд, шашки, шахматы, дартс, организация и развитие дворового хоккея, мини-футбола и т.д. Организация занятий в тренажёрном зале, развитие зимних видов отдыха: прогулки на лыжах, катание на коньках. Бесплатный прокат спортивного инвентаря и оборудования. Организация и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий, соревнований, обеспечение участия в турнирах, Кубках, Чемпионатах по востребованным в молодёжной среде видам спорта.
Слайд 2.
Организация и проведение качественных физкультурно-оздоровительных мероприятий и соревнований занимает особую значимость в деятельности каждого инструктора по ФК. И на сегодняшнем методическом объединении мы с вами ознакомимся с методическими принципами подготовки и проведения спортивных массовых мероприятий и как их правильно оформить.
- Какие формы проведения мероприятий вы используете при организации массовых мероприятий? (соревнования, турниры, веселые старты, спартакиады, конкурсы, эстафеты, спортивные праздники, семейные спортивные праздники и т.д.)
Физкультурно-оздоровительные мероприятия, организованные инструкторами ФК делятся на две группы это:
-
Мероприятия, проводимые с целью сравнения достижений участников мероприятия и определения победителей в соответствии с правилами спортивных соревнований по различным видам спорта и утвержденного организатором спортивных мероприятий (соревнования, турниры);
-
Мероприятия, осуществляемые для привлечения различных групп населения к занятиям физической культурой (спортивные праздники, игровые программы, веселые старты и т.д.)
Слайд 3.
Для проведения любого спортивного мероприятия заранее детально продумывается ряд моментов, которые можно расположить по пунктам последовательно по определенной логической системе.
Слайд 4.
Подготовка и проведение любого массового мероприятия включает несколько этапов, назовите их?
Подготовительный этап:
- определение темы мероприятия, его названия, целевого назначения (обычно этот подэтап проходит при составлении плана работы);
- составление программы (проекта) массового мероприятия;
- формирование аудитории (предварительные беседы, обзоры, и т.д.);
Основной этап:
-
написание методической разработки, сценарного плана и сценария массового мероприятия;
-
проведение массового мероприятия.
Заключительный этап:
- оценка эффективности массового мероприятия;
- учет массового мероприятия.
Слайд 5.
Методическая разработка мероприятия это разновидность методического издания в помощь специалисту, содержащая логично структурированный и подробно описанный ход проведения мероприятия.
Наряду с описанием последовательности действий включает характеристику поставленных специалистом целей, средств их достижения, ожидаемых результатов, сопровождается соответствующими методическими советами.
Предлагаю рассмотреть структура методической разработки мероприятий:
-
лист - титульный лист, где содержится наименование учреждения, ниже эмблема, ниже методическая разработка мероприятия и название мероприятия;
-
лист сценарный план, — это перечень всех основных этапов любого мероприятия. который содержит: тему, цель, основные задачи (обращаю внимание, на то, что цель отвечает на вопрос что?, а задачи на вопрос не делать?, дальше место и время проведения, участники, т.е. на кого ориентировано мероприятие, и сам сценарный план и список использованной литературы)
-
с 3 листа описываем ход мероприятия. Важно помнить, что любое мероприятие имеет:
- организационную часть;
- основную часть;
- заключительную часть.
Обратить внимание на следующие моменты:
а) подготовка помещения, оборудования и оформления к проведению мероприятия;
б) эмоциональный настрой всех участников мероприятия;
в) убедительность, четкость, естественность выполнения воспитанниками заданий и упражнений для достижения цели проводимого мероприятия;
г) осознанность цели участниками;
д) содействие (участие) в достижении цели мероприятия всех участников процесса.
Слайд 6.
Так, при подготовке и проведении мероприятий нужно помнить, что существуют определенные педагогические требования, которые необходимо соблюдать, чтобы достичь поставленных целей.
1.Мероприятие не самоцель, а средство воспитания, т.е. должно создавать цельность настроения, вызывать переживания, интерес, направленные на формирование определенных установок.
2. Следует стремиться к вовлечению в действие широкого круга участников, чтобы каждый мог быть активен, проявить свои способности и умения. Идеальный вариант, когда все приглашенные могут принять участие в мероприятии.
3. Мероприятие не должно быть перегружено и затянуто. Принцип: «игра должна закончиться чуть раньше, чем она надоест».
Слайд 7.
4. При проведении мероприятий нельзя ориентироваться на уже достигнутый уровень развития участников. Необходимо предусматривать и перспективу. Вместе с тем, нельзя ориентироваться и на завышенный уровень развития. Мы знаем, что когда что-то слишком просто – это неинтересно, когда очень сложно – тоже неинтересно. Излишняя простота и излишняя сложность ведут к отсутствию внимания и интереса, а значит, проведенная работа будет бесцельной.
Слайд 8.
5. Мероприятие должно быть захватывающим, что зависит от форм проведения мероприятий, активности участников. Участники младшего школьного возраста и подростки нуждаются в том, чтобы мероприятия им было интересно и занимательно. Чем красочнее и ярче подаваемый материал, тем сильнее будет его влияние. Не последнюю роль играет и принцип наглядности. Поэтому очень важно использовать не только живой язык, эмоциональный рассказ, но и иллюстративный материал, музыку, видеоматериалы.
Слайд 9.
6. При подготовке массовых мероприятий необходимо учитывать возрастные и психологические особенности пользователей. Например, для младшего школьного возраста характерными особенностями являются стремление познавать мир в игре, быстрая утомляемость, неумение долго концентрировать внимание, повышенная эмоциональная возбудимость, желание соревноваться со сверстниками. Это должно определять и формы работы. Здесь же можно отметить, что работа с этой возрастной категорией является, пожалуй, наиболее важной и актуальной сегодня.
Слайд 10.
Методическая разработка оценивается по следующим показателям:
-
Соответствие содержания разработки выбранной теме мероприятия.
-
Грамотность изложения и качество оформления разработки.
-
Самостоятельность выполнения работы, глубина проработки
материала.