ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА- ПСИХОЛОГА И СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ «ГРУППЫ РИСКА»
Подготовила:
социальный педагог и практический психолог Щербакова Татьяна Владимировна
“ Человек обладает способностью любит,
и если он не может найти применение своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость.
Этим средством он руководствуется как бегством от собственной душевной боли”.
Эрих Фром “Искусство любви”
Дети «группы риска» - это такая категория учащихся, которые в силу личностных, социальных или физических особенностей подвержены большему риску развития психологической и / или социальной дезадаптации .
Задачи, которые мы ставим перед собой, состоят не в очередном рассмотрении и классификации форм девиантного поведения, причин его возникновения. А в поиске оптимальной модели, системы работы такой категории детей.
Основные задачи деятельности психологической службы школы :
- Психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса, индивидуального подхода к каждому ребенку на основе его всестороннего психолого-педагогического изучения;
- Повышение психологической культуры всех участников учебно-воспитательного процесса : учеников, учителей, родителей;
- Психологическое обеспечение полноценного личностного и интеллектуального развития детей на каждом вековом этапе, создание условий для формирования у них мотивации к самовоспитанию и саморазвитию;
- Профилактика, психологическая и социально-педагогическая коррекция отклонений в интеллектуальном и личностном развитии детей.
Приоритетные направления работы
социально-психологической службы
Оптимизация учебно-воспитательного процесса:
Психологическая поддержка учителей
Просвещение учащихся, родителей, педагогического коллектива
Исследования по запросу администрации, учителей, родителей Методическая робота
- Психологическая поддержка учителей Просвещение учащихся, родителей, педагогического коллектива Исследования по запросу администрации, учителей, родителей Методическая робота
Готовность к профильному обучению
Работа с одарёнными детьми
Изучение
адаптации первоклассников
Психодиагностика
Коррекционно-развивающая работа Консультационная помощь
Тематические беседы
Психолого-педагогические семинары
Адресная помощь детям
в кризисных ситуациях
Учебные занятия
Профилактика девиантного поведения
Изучение адаптации учащихся при переходе в среднюю школу
Профилактика адиктивного поведения
Помощь
детям в кризисных ситуациях
Профориентация старшеклассников
Факторы отбора детей в «группу» риска (по личностным показателям )
Факторы отбора детей в «группу» риска (по внешним показателям)
- Неблагоприятная обстановка в семье.
- Вхождение в сомнительные группы и организации.
- Изолированность от коллектива.
- Пропуски занятий без уважительной причины.
- Разлука с родителями (командировки, работа).
Социальные категории детей (потенциальная «группа риска»)
С чего мы начинаем нашу работу с детьми так называемой «группы риска»? Что может сделать школа для предупреждения возникновения девиаций у учащихся?
Взаимодействие между всеми специалистами, работающими с данным контингентом детей и их родителями.
Организация обучения и воспитания детей "группы риска" должна осуществляться всесторонне, только тогда она будет эффективна. Врач психоневролог, дефектолог, психолог, логопед, социальный педагог. Часто этим детям требуется медикаментозная терапия, которую осуществляет врач – психоневролог или психиатр.
Работа психолога
В своей работе психолог должен использовать такие методы, как наблюдение, беседа с родителями и учителями, с самим учащимся проективные методы (например, рисунок «семья», незаконченные предложения).Если с родителями и педагогами установились доверительные отношения, если они нацелены на сотрудничество с психологом для оказания помощи ребенку, можно использовать различные методики, обучающие рефлексивному анализу своей деятельности как родителя, воспитателя и учителя. Различные диагностические приемы, такие как, портрет моей семьи, несуществующее животное и др., помогают школьному психологу выявить прежде всего возможные причины дезадаптивного поведения ребенка, характер внутренних проблем, особенности защитных механизмов. Практический психолог должен применять в работе с такими детьми различного рода тренинги и аутотренинги.
Работа дефектолога
Так как у детей "группы риска" наблюдаются нарушения в познавательной деятельности, то работа дефектолога будет заключаться в развитии у этих детей таких процессов, как внимание, памяти, мышления, развития восприятия и ориентировки в пространстве, использовать всвоей работе коррекционные упражнения, направленные на развитие образного, логического мышления, формирование приемов самоконтроля.
Работа логопеда
В задачу логопеда будут входить следующие направления работы: обследование состояния речи этих детей, работа по исправлению звукопроизношения, развитие словарного запаса (как правило, у этих детей отличается общее недоразвитие речи), устранение оптической дисграфии и дислексии, восполнение пробелов по русскому и украинскому языку.
Работа социального педагога
Он должен изучать совместно с практическим психологом медико-психологические, возрастные, личностные особенности детей, их способности, интересы, отношение к школе, учебе, поведение, круг общения, выявлять позитивные и негативные влияния в структуре личности ребенка. Социальному педагогу важно знать о материальных и жилищных условиях подопечных, ему необходимо систематически анализировать те или иные жизненные коллизии, для того чтобы помочь ему и педагогам найти правильные пути решения и выхода из неблагоприятных ситуаций. Он должен взаимодействовать с различными социальными службами, оказывая необходимую помощь детям. Немаловажным компонентом деятельности социального педагога является своевременное формирование у детей социально значимых межполовых отношений, так же социальный педагог организует правовое просвещение среди педагогов, учащихся, разъясняя им их права и обязанности.
Работа воспитателя группы продлённого дня
Воспитатели ГПД должны находиться в тесном сотрудничестве с педагогами и родителями таких детей. Для преодоления пагубных привычек использовать беседы, проводить интересные мероприятия для вовлечения этих детей этой категории в коллектив.
Общие правила, которые необходимо соблюдать в работе с этой категорией детей.
Во-первых, ответственность педагога здесь особенно велика, поскольку от правильности и точности выводов во многом зависит судьба ученика. Любая догадка (например, о необходимости обращения к другим специалистам за помощью) должна быть тщательно проверена в диагностической работе.
Общие правила, которые необходимо соблюдать в работе с этой категорией детей.
Во-вторых, необходимы особая осторожность и продуманность в тех случаях, когда требуется рассказать другим людям о проблемах ребенка. Для этого следует отказаться от клинико-психологической терминологии и использовать лишь обыденно – житейскую лексику. При этом необходимо давать родителям и другим учителям ясные и точные рекомендации, как помочь ребенку, испытывающему трудности.
Общие правила, которые необходимо соблюдать в работе с этой категорией детей.
В-третьих, следует обращать особое внимание на особенности семейной ситуации. Работа с семьей ребенка "группы риска" оказывается зачастую более важным средством психопрофилактики, чем работа с группой учеников и с учителями. Соблюдение этих условий дает возможность помочь ребенку, создать условия для компенсации трудностей.
Постановка на внутришкольный учет:
Диагностические критерии агрессивности для детей среднего школьного возраста и подростков
Методы и приемы психолого-педагогического воздействия при сопровождении детей "группы риска"
Для выбора нужного метода и приема психолого-педагогического воздействия на детей "группы риска" необходимо определить причины поведения и поступков ученика.
Причины появления нарушений поведения
- Несложные расстройства нервной системы, задержка психического развития, разные виды акцентуации.
- Внутрисемейные конфликты - ребенок в семье является средством решения родительских конфликтов.
- Отсутствие полноценной полной семьи.
- Неблагоприятная микросоциальная среда, отсутствие воспитания ребенка дома (семья с активной аморальной направленностью, семьи с низким воспитательным потенциалом, неправильные воспитательные позиции матери или отца).
- Отсутствие ранней психолого-педагогической диагностики отклонений в поведении.
- Несвоевременное выявление у ребенка как позитивных, так и негативных качеств.
- Отсутствие защиты и предоставления помощи ребенку в процессе ее развития.
- Потеря интереса к школе. Результат – низкая успеваемость.
- Несостоятельность социально принятыми средствами компенсировать свою социальную дезадаптацию.
- Трудности адаптации к школьной жизни.
Созидательные педагогические приемы содействуют улучшению взаимоотношений между педагогом и ребёнком, установлению душевного контакта.
- проявление доброты, внимания, заботы;
- просьба;
- поощрение (одобрение, похвала, награда, доверие, удовлетворение определенных интересов и потребностей, выражение положительного отношения);
- "авансирование" личности – предоставление ребёнку определенного блага, высказывание положительного мнения о ребенке, хотя он этого в настоящее время в полной мере еще не заслуживает; аванс побуждает к лучшему;
- обходное движение – защита ребёнка от обвинения коллектива;
- прощение; проявление огорчения;
- проявление умений учителя, его мастерство.
Приемы, способствующие формированию у детей правильного поведения
- убеждение и личный пример. Убеждение – это и разъяснение, и доказательство правильности или необходимости определенного поведения либо допустимости какого-то поступка. Личный пример – важный аргумент правоты педагога;
- доверие;
- моральная поддержка и укрепление веры в свои силы;
- вовлечение в интересную деятельность;
- нравственное упражнение.
Приемы, построенные на понимании динамики чувств и интересов ученика
- опосредование. Педагог достигает желаемых изменений в поведении ученика не прямым указанием, как вести себя, а через какое-то промежуточное звено;
- фланговый подход. Педагог обнаружив проступок ученика, не всегда осуждает и наказывает его, а умело затрагивает такие чувства, которые побуждают к хорошему поведению;
- активизация сокровенных чувств ребёнка. Воздействие заключается в создании обстоятельств, пробуждающих глубоко скрытые чувства, которые способствуют воспитанию благородных стремлений.
Прямые и косвенные, тормозящие приемы
- констатация поступка. Прямая констатация поступка – это высказывание, в котором сделан акцент на данном поступке. Косвенная констатация – высказывание или действие, которое показывает ученику, что его поступок педагогу известен;
- необычный подарок (например, пакет с мусором за недобросовестное дежурство в классе);
- осуждение – открытое отрицательное отношение педагога к нарушению моральных норм;
- наказание. Действует относительно успешно только тогда, когда нежелательное поведение еще не превратилось в привычку, а само наказание является для ребенка неожиданностью. Недопустимы грубость, оскорбительные выражения, физическое наказание;
- предупреждение;
- проявление возмущения.
-
Сравнительная характеристика основных направлений деятельности практического психолога и социального педагога
Практический психолог
Социальный педагог
РАЗЛИЧИЯ
- Планирование, разработка, внедрение в практику развивающих, корекционных программ;
- Выявление и обследования учеников, которые нуждаются психической коррекции и психорегуляции, предоставления им психологической поддержки;
- Психологическая экспертиза, психолого-педагогическая коррекция девиантного поведения.
- Изучение особенностей деятельности и развития учеников, в микроколлективе, школьном коллективе в целом, изучение направленности влияния микросреды, особенностей семьи и семейного воспитания, позитивного воспитательного потенциала в микрорайоне и источника негативного влияния на детей и подростков
- Содействие налаживанию нормальных межличностных взаимоотношений в семье, детских и взрослых коллективах. Помощь педагогам в решении конфликтов с детьми.
- Работа с внутренним миром ученика, с его душой;
- Участие в организации психологического сопровождения образовательно-воспитательного процесса;
- Формирование психологической культуры учеников, педагогов, родителей или лиц, которые их заменяют, консультирует по вопросам психологии, ее практического использования в организации учебно-воспитательного процесса.
- Укрепление психического и психологического здоровья учеников;
- Выявление причин, которые усложняют развитие личности ребенка.
- Осуществление социальнопедагогического патронажа;
- Обеспечение реализации воспитательной функции, функции социальной помощи и защиты;
- Консультация учеников, родителей, учителей и других лиц по вопросам социальной педагогики; оказание необходимой социально-педагогической помощи детям, подросткам, которые нуждаются в заботе или находятся в сложных жизненных обстоятельствах.
- Посредничество между образовательными учреждениями, семьей, обеспечивает соблюдение норм защиты прав детей и подростков, представляет их интересы в разнообразных инстанциях.
ОБЩЕЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПСИХОЛОГА И СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА
- Участвуем в осуществлении образовательной, воспитательной работы, направленной на обеспечение всестороннего индивидуального развития учеников, сохранение их полноценного психического здоровья.
- Выявляем одаренность, раскрываем способности, таланты детей группы риска.
- Заботимся о профессиональном самоопределении молодежи, помогаем в выборе профобразовательного учреждения;
- Утверждаем уважение к принципам общечеловеческой морали: правды, справедливости, гуманизма, доброты.
- Осуществляем первичную профилактику правонарушений, девиантного поведения детей, в том числе алкоголизма, наркомании, курения, ранних половых отношений. Пропагандируем здоровый образ жизни. Привлекаем детей, родителей и общественность к организации и проведению педагогических мероприятий, акций. Организуем социально значимую деятельность детей в социуме.
- Способствуем социализации, социальной адаптации детей, подростков, молодежи.
Схема сбора информации:
- беседа с учителями, которые преподают в этом классе, с целью изучения характера поведения учеников во время урока;
- беседа с родителями;
- изучение особенностей психофизиологического развития ребенка;
- изучение данных об успеваемости ученика, анализ учебных проблем;
- изучение особенностей статуса ребёнка в ученическом коллективе (социометрическое исследование, наблюдение).
Человек обладает способностью любить, и если он не может найти применение своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость.
Этим средством он руководствуется как бегством от собственной душевной боли”.
Эрих Фром “Искусство любви”