СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на МО учителей математики 24.09.2015 г.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вопросы преемственности начального и среднего образования.

Просмотр содержимого документа
«Выступление на МО учителей математики 24.09.2015 г.»

Вопросы преемственности начального и среднего образования.

Переходной период между начальной и средней школой очень сложный как для учащихся, так и для учителей, всегда требует пристального, тщательного внимания и изучения в конкретном классе.

В начальный период обучения преобладающим видом внимания у младшего школьника является непроизвольное, физиологической основой которого служит ориентировочный рефлекс. Ребенок не способен управлять своим вниманием. Даже при сосредоточенном внимании учащиеся многого не замечают. Это объясняется особенностями их мышления. Наглядный характер мыслительной деятельности приводит к тому, что учащиеся направляют свое внимание на отдельные бросающиеся в глаза предметы и признаки. Внимание младших школьников отличается большой неустойчивостью, легкой отвлекаемостью. Для этих детей характерно непроизвольное запоминание. Они запоминают лишь то, что интересно, поэтому младшие школьники часто не помнят, что было задано на дом и т.д. Лучше они запоминают наглядный материал, чем слова обозначающие абстрактные понятия. Опираясь на знание этих особенностей необходимо разнообразить свой урок играми, ярким раздаточным материалом, броскими наглядными пособиями…

Учителям 5-ых классов на начальном периоде учебного процесса необходимо учитывать индивидуальные, характерные особенности личности учителя младших классов, соблюдать преемственность методов и принципов учебно-воспитательной деятельности учителей начальной школы, учитывать возрастные, психологические и индивидуальные особенности младших школьников.

На мой взгляд, главная причина нескоординированной работы начального и среднего звена нашего комплекса состоит в том, что проблема качественного обучения учащихся решается параллельно. Начальная и средняя школы представляют собой 2 стороны, которые в одиночку борются со своими проблемами. Приоритет решения данной проблемы в данном случае должен принадлежать учителю начальной школы, т.к. именно он может оказать существенную помощь учителям – предметникам в поисках нужного контакта с детьми и их родителями, дать необходимую информацию классному руководителю. Назрела необходимость в том, чтобы учителя начальной школы передавали в среднюю не только учащихся, но и документы на каждого из них. Учителями старшего звена совместно с психологами разработана и используется так называемая «Технологическая карта выявления рисков неблагополучия учащихся» и «Карта учащегося». Эти карты помогают уже на начальном этапе познакомиться с учащимися, их семьями и наметить пути сотрудничества с конкретным ребенком.

Главной задачей нач. школы на данный период является развитие интереса к учению, т.е. желание ученика учится. Задача же средней школы - выработка общеобразовательных навыков. В начальной школе - щадящий режим, оценка в пользу ученика, проверочные работы носят обучающий характер.

Преемственность в обучении состоит и в последовательности, систематичности расположения материала, в опоре на изученное и на достигнутый уровень развития и в перспективности изученного материала.

Первое, что бросается в глаза, это отсутствие четко сформулированного принципа преемственности между программами начальной и старшей школы. Надо изучать программы вместе. (Например, при повторении в 5-м классе, надо повторять то, на что дети допускали ошибки еще в 4 классе.) Поэтому традиционно после Стартовой диагностики в 5 классе мы проводим совместное МО, на котором знакомим учителей с итогами работы, проводим анализ диагностики в 4 и 5 классах, пробелами в обучении, требованиями с обеих сторон. Идеально установить пары-передающий и принимающий учитель. Поэтому уже в 1-ой четверти текущего учебного года необходима расстановка кадров на новый учебный год. В 4-ом классе надо уже знать, кто возьмет детей в 5-ом классе. Необходимо проводить в системе (несколько уроков, цикл) взаимопосещения уроков 4 и 5 классов, для ознакомления со стилем, темпом, формами и методами работы и уровнем класса.

В апреле-мае учителя средней проводят диагностические работы в 4-ом классе и совместный анализ проведенных работ. В начале 5-го класса дети проходят адаптационный период (как и в 1-ом классе). Учителям среднего звена необходимо не разрушать, а сохранять все положительное, что заложено в начальной школе. А главное сохранять интерес учащихся к учебе.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам по математике к концу четвертого года обучения:

  • умение читать и записывать числа в пределах 1000000. Прочное знание таблицы сложения и умножения однозначных чисел;

  • умение выполнять письменно сложение и вычитание многозначных чисел, выполнять проверку правильности вычислений;

  • умение выполнять письменно умножение и деление многозначных чисел на однозначное и двузначное число, выполнять проверку правильности вычислений, умножение на трехзначное число;

  • умение вычислять значение числового выражения, содержащего 2-3 действия (со скобками и без них), находить числовое значение простейшего буквенного выражения при заданных числовых значениях входящих в них букв;

  • знание таблицы единиц измерения величин (длины, площади, массы, времени) и умение применять эти знания в практике измерения и при решении задач;

  • знание взаимосвязи между такими величинами, как цена, количество, стоимость, время и путь при равномерном движении и др. и умение применять эти знания к решению текстовых задач;

  • умение находить сумму длин сторон и площадь прямоугольника (квадрата);

  • умение решать задачи в 2-3 действия (на сложение, вычитание, умножение и деление).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!