Выступление на НПК с темой "Интеграция в образовательном процессе учащихся начальных классов"

ИНТЕГРАЦИЯ  В  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ   УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ.

Интеграция является относительно новым веянием в образовательном процессе  и становится востребованной в современной школе, где развернуты активные поиски инновационных педагогических технологий.  При интеграции появляется возможность вырваться за рамки одной учебной дисциплины, наглядно, либо в действии показать, как всё в мире взаимосвязано, и одновременно усилить мотивацию изучения того или иного предмета. Но что же такое интеграция? Просмотрев несколько словарей, выписала следующие  определения:

«Интеграция-это объединение в целом каких-либо частей элементов». Такое определение даёт толковой словарь иностранных слов и «Логический словарь-справочник» Н.И. Кондакова.

«Интеграция-это сторона процесса развития, связанная с объединением в целое разнородных частей и элементов». Такое определение даёт «Философский словарь» и дополняет следующими признаками: «Эти процессы могут иметь место как в уже сложившийся системе (в этом случае они ведут к повышению уровня её целостности и организованности), так и при возникновении новой системы из ранее несвязанных элементов».

«Интеграция-это результат процесса объединения, т.е. состояние гармонической уравновешенности, упорядоченного функционирования частей целого». «Социологический словарь».

Из этих определений можно выделить то, что интеграция – это и объединение, и процесс развития, и результат процесса объединения.

Интеграция идет по нескольким направлениям и на разных уровнях. Принято выделять внутрипредметную и межпредметную интеграцию.

Еще со времен К. Д. Ушинского уроки чтения и письма проводились интегративно.

Внеклассное чтение – это изначально интегрированный курс. Здесь наблюдается целостный процесс:

1)книга, как инструмент чтения, совершенствования навыков чтения, полученных на уроках литературного чтения,

2)текст, как искусство слова, развития речи,

3)мир книг как выбор круга тем собеседника, глубокая связь с самыми разными предметами обсуждения.

Изначально интегрированным курсом является математика, содержащая арифметику, элементы алгебры, геометрии, черчения, основ технологии.

Изначально интегрированный курс ознакомления с окружающим миром включает знания из основ естествознания, географии, истории, ботаники, зоологии, анатомии человека, экологии, геологии, экономики и быта человека. Это все внутрипредметная интеграция, заложенная изначально в программе начальной школы.

Кроме того, существует межпредметная интеграция. Межпредметная интеграция – проявляется в использовании законов, теорий, методов одной учебной дисциплины при изучении другой. Осуществленная на этом уровне систематизация содержания приводит к такому познавательному результату, как формирование целостной картины мира в сознании учащихся. Межпредметная интеграция существенно обогащает внутрипредметную.

Следует просматривать в карте образования программы тех предметов, которые предполагается интегрировать с целью выявления похожих по тематике тем. Они необязательно должны быть идентичны, главное - выявить общие направления данных тем и обозначить цель будущего интегрированного урока, но и они не должны носить искусственный характер, а способствовать пониманию сущности изучаемых понятий и явлений.

На мой взгляд, что хорошие основания для проведения интегрированных уроков дает сочетание предметов:

- обучение грамоте (чтение, письмо) – математика;

- литературное чтение – русский язык;

- литературное чтение – окружающий мир

- литературное чтение – музыка – рисование;

- литературное  чтение – история

- математика – литературное чтение;

-окружающий мир – музыка – изо А совсем недавно, для себя, я открыла еще одно сочетание: литературное чтение – английский язык

Основная цель обучения на интегрированной основе – дать целостное представление об окружающем мире.

В.А. Сухомлинский считал, что детство – это каждодневное открытие мира, и нужно сделать так, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием природы, человека и Отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем не сравнимая красота природы и Отечества. Он считал, что в окружающем мире знакомить детей с каждым предметом надо в его связях с другими, «открыть его так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги».

Одним из самых существенных результатов интегрированных уроков является единство в формировании у школьников ценностей, изучаемых в разных предметах: язык и речь, культура, взаимоотношения людей, физическое и нравственное здоровье, состояние здоровья как нормы жизни.

Кроме того, интеграция обеспечивает совершенно новый психологический климат для ученика и учителя в процессе обучения. Интеграция всегда расширяет научный диапазон, перестраивает мышление учеников и учителей, ускоренно моделирует личность. В классах учатся дети с разными интеллектуальными, психофизическими и социальными возможностями. Поэтому нам учителям важно найти мотивацию урока для каждого ученика. Как повысить интерес к уроку, предмету, данной теме? Задумываясь над этим вопросом, я предположила, что строить деятельностный  компонент следует, прежде всего, на интегративной основе.

Проблемой интегрированных уроков я заинтересовалась недавно. Изучила много литературы по данной теме, давала открытые уроки для учителей школы и района. Актуальность данного опыта обусловлена возможностью изучения материала по разным предметам как единого целого. Открывается возможность для развития речи учащихся, для расширения кругозора младших школьников, развивается умственная деятельность, появляется желание учиться, формируются положительные нравственные качества. Поговорим именно об интегрированных уроках в начальной школе. Мы, учителя начальных классов, «универсальные люди», мы учим и развиваем наших детей сразу по нескольким направлениям. Это и математика, и русский язык, и чтение, и окружающий мир… Какова же методика подготовки и проведения интегрированных уроков? Итак…

Интегрированный урок.

Структура интегрированных уроков отличается от обычных уроков следующими особенностями: – предельной четкостью, компактностью, сжатостью учебного материала; – логической взаимообусловленностью, взаимосвязанностью материала интегрируемых предметов на каждом этапе урока; – большой информативной емкостью учебного материала, используемого на уроке.

При планировании и организации таких уроков учителю важно учитывать следующие условия: в интегрированном уроке объединяются блоки знаний различных предметов, поэтому чрезвычайно важно правильно определить главную цель интегрированного урока. Если общая цель определена, то из содержания предметов берутся только те сведения, которые необходимы для ее реализации.

При планировании требуется тщательный выбор типа и структуры урока, методов и средств обучения, а также определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности учащихся на уроке. В форме интегрированных уроков целесообразно проводить обобщающие уроки, на которых будут раскрыты проблемы, наиболее важные для двух или нескольких предметов.

Содержательные и целенаправленные интегрированные уроки вносят в привычную структуру школьного обучения новизну и оригинальность, и имеют определенные преимущества: – повышают мотивацию и формируют познавательный интерес; – способствуют формированию целостной научной картины мира,; – способствуют развитию устной и письменной речи; – способствуют развитию изобразительных и музыкальных умений и навыков; – позволяют систематизировать знания; – способствуют развитию эстетического восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления учащихся; –способствуют увеличению темпа выполняемых учебных операций, позволяют вовлечь каждого школьника в активную работу на каждой минуте урока и способствуют творческому подходу к выполнению учебного задания; – формируют в большей степени общеучебные умения и навыки, и рациональные навыки учебного труда.

Проведение интегрированных уроков способствует повышению роста профессионального мастерства учителя, так как требует от него владения методикой новых технологий учебно-воспитательного процесса, осуществления деятельностного подхода к обучению. Но после изучения планирования, я поняла, что по нашей программе не так то легко составить интегрированные уроки. Проблема, с которой я столкнулась в первую очередь, это разобщенность тем программы по времени или того хуже по классам. Поэтому данный урок  искусственен. Но всё же приведу фрагмент урока, который мне удалось составить…

Паспорт урока.

  1. Класс – 2
  2. Место проведения – кабинет начальных классов (306 каб.)
  3. Продолжительность – 40 минут
  4. Дисциплина – Литературное чтение и Английский язык

  Тема урока – «Мои любимые герои – сказочные человечки»

  1. Тип урока – обобщающий урок
  2. Цели  урока:

Образовательные:

- Учить детей анализировать характеры героев и описывать их внешность, работать с объёмным    текстом.

-Прививать интерес к литературному чтению и к изучению английского языка.

- Совершенствование умения говорить по теме как на русском, так и на английском языках в монологической и диалогической речи.

- Развитие умения работать с книгой, анализировать, сравнивать, делать самостоятельные выводы, развивать умение выражать законченную мысль.

Воспитательные:

-Воспитывать чувство прекрасного.

-Формировать личностные качества обучающихся, необходимые для работы как индивидуально, так и в паре или в группе.

Развивающие:

-Развитие коммуникативных способностей учащихся.

-Развитие творческих способностей.

-Стимулирование познавательной активности.

  1. Основные формы организации на уроке: индивидуальная и фронтальная.
  2. Виды речевой деятельности: чтение, говорение, монологическая речь.

 

  1. Ожидаемы результаты:

Личностные: стремление к совершенствованию  речевой культуры учащихся; развитие таких качеств как, целеустремленность, трудолюбие, дисциплинированность и усидчивость; развитие навыка сотрудничества со сверстниками.

Метапредметные: развитие  навыков  чтения и говорения; умение взаимодействовать с окружающими; развитие навыка работы с информацией, поиск и выделение нужной информации.

Предметные: закрепить ранее изученную лексику; использовать изученные лексические единицы в речи; развитие умения находить и прочитать  нужную информацию; развитие умения воспринимать и понимать на слух речь учителя; расширить кругозор  учащихся.

  1.  Принципы:

- Наглядности,

- Последовательности и систематичности,

- Доступности,

- Сознательности и активности.

  1.  Этапы урока:

-организационный этап,

-речевая зарядка и фонетическая зарядка,

-сообщение темы и целей урока,

-обобщение и систематизация знаний, подготовка учащихся к обобщенной деятельности , воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы)

-физкультминутка,

- творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания),

- контроль усвоения (обсуждение допущенных ошибок и их коррекция, при  выполнении творческой работы),

- рефлексия, сообщение домашней работы учащимся

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Выступление на НПК с темой "Интеграция в образовательном процессе учащихся начальных классов"»

ИНТЕГРАЦИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ И АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ОСИПОВА Л.П.

ИНТЕГРАЦИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ И АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

ОСИПОВА Л.П.

ИНТЕГРАЦИЯ…ЧТО ЭТО? ЭТО ОБЪЕДИНЕНИЕ В ЦЕЛОМ КАКИХ-ЛИБО ЧАСТЕЙ ЭЛЕМЕНТОВ («ЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК» Н.И. КОНДАКОВА) ЭТО СТОРОГА ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ, СВЯЗАННАЯ С ОБЪЕДИНЕНИЕМ В ЦЕЛОЕ РАЗНОРОДНЫХ ЧАСТЕЙ И ЭЛЕМЕНТОВ («ФИЛОСОФСКИЙ СЛОВАРЬ») ЭТО РЕЗУЛЬТАТ ПРОЦЕССА ОБЪЕДИНЕНИЯ, ТО ЕСТЬ СОСТОЯНИЕ ГАРМОНИЧЕСКОЙ УРАВНОВЕШЕННОСТИ, УПОРЯДОЧЕННОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЧАСТЕЙ ЦЕЛОГО («СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ»)

ИНТЕГРАЦИЯ…ЧТО ЭТО?

  • ЭТО ОБЪЕДИНЕНИЕ В ЦЕЛОМ КАКИХ-ЛИБО ЧАСТЕЙ ЭЛЕМЕНТОВ («ЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК» Н.И. КОНДАКОВА)
  • ЭТО СТОРОГА ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ, СВЯЗАННАЯ С ОБЪЕДИНЕНИЕМ В ЦЕЛОЕ РАЗНОРОДНЫХ ЧАСТЕЙ И ЭЛЕМЕНТОВ («ФИЛОСОФСКИЙ СЛОВАРЬ»)
  • ЭТО РЕЗУЛЬТАТ ПРОЦЕССА ОБЪЕДИНЕНИЯ, ТО ЕСТЬ СОСТОЯНИЕ ГАРМОНИЧЕСКОЙ УРАВНОВЕШЕННОСТИ, УПОРЯДОЧЕННОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЧАСТЕЙ ЦЕЛОГО («СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ»)
ИНТЕГРАЦИЯ: ВНУТРИПРЕДМЕТНАЯ МЕЖПРЕДМЕТНАЯ

ИНТЕГРАЦИЯ:

ВНУТРИПРЕДМЕТНАЯ

МЕЖПРЕДМЕТНАЯ

СОЧЕТАНИЕ ПРЕДМЕТОВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ПРЕДМЕТОВ: ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ(ЧТЕНИЕ, ПИСЬМО) - МАТЕМАТИКА ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ - ОКРУЖАЮЩИЙ МИР МУЗЫКА - ИЗО МАТЕМАТИКА - ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ ОКРУЖАЮЩИЙ МИР - МУЗЫКА – ИЗО ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ - АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

СОЧЕТАНИЕ ПРЕДМЕТОВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ПРЕДМЕТОВ:

  • ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ(ЧТЕНИЕ, ПИСЬМО) - МАТЕМАТИКА
  • ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ - ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
  • МУЗЫКА - ИЗО
  • МАТЕМАТИКА - ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
  • ОКРУЖАЮЩИЙ МИР - МУЗЫКА – ИЗО
  • ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ - АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ НА ИНТЕГРИРОВАННОЙ ОСНОВЕ – ДАТЬ ЦЕЛОСТНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ. РЕЗУЛЬТАТОМ ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКОВ ЯВЛЯЕТСЯ ЕДИНСТВО В ФОРМИРОВАНИИ У ШКОЛЬНИКОВ ЦЕННОСТЕЙ, ИЗУЧАЕМЫХ НА РАЗНЫХ ПРЕДМЕТАХ.

ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ НА ИНТЕГРИРОВАННОЙ ОСНОВЕ – ДАТЬ ЦЕЛОСТНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ. РЕЗУЛЬТАТОМ ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКОВ ЯВЛЯЕТСЯ ЕДИНСТВО В ФОРМИРОВАНИИ У ШКОЛЬНИКОВ ЦЕННОСТЕЙ, ИЗУЧАЕМЫХ НА РАЗНЫХ ПРЕДМЕТАХ.

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА Весь урок подчинён авторскому замыслу; Урок объединяется основной мыслью (стержень урока); Урок составляет единое целое, этапы урока – это фрагменты целого; Этапы и компоненты урока находятся в логикоструктурной зависимости; Отобранный для урока дидактический материал соответствует замыслу; Цепочка сведений организована как “данное” и “новое” и отражает не только структурную, но и смысловую связанность; Связанность структуры достигается последовательно, но не исключает параллельную связь (в первом случае соблюдается очерёдность действий, во втором выполняются сопутствующие задания, отвечающие другой логически выстраиваемой мысли).

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА

  • Весь урок подчинён авторскому замыслу;
  • Урок объединяется основной мыслью (стержень урока);
  • Урок составляет единое целое, этапы урока – это фрагменты целого;
  • Этапы и компоненты урока находятся в логикоструктурной зависимости;
  • Отобранный для урока дидактический материал соответствует замыслу;
  • Цепочка сведений организована как “данное” и “новое” и отражает не только структурную, но и смысловую связанность;
  • Связанность структуры достигается последовательно, но не исключает параллельную связь (в первом случае соблюдается очерёдность действий, во втором выполняются сопутствующие задания, отвечающие другой логически выстраиваемой мысли).
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ И АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ И АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

ЦЕЛИ УРОКА: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ РАЗВИВАЮЩИЕ

ЦЕЛИ УРОКА:

  • ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
  • ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ
  • РАЗВИВАЮЩИЕ
ЭТАПЫ УРОКА: ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП РЕЧЕВАЯ ЗАРЯДКА СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ, ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К ОБОБЩЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ НА НОВОМ УРОВНЕ ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ТВОРЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ И ДОБЫВАНИЕ ЗНАНИЙ В НОВОЙ СИТУАЦИИ КОНТРОЛЬ УСВОЕНИЯ РЕФЛЕКСИЯ, СООБЩЕНИЕ ДОМАШНЕЙ РАБОТЫ

ЭТАПЫ УРОКА:

  • ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП
  • РЕЧЕВАЯ ЗАРЯДКА
  • СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА
  • ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ, ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К ОБОБЩЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ НА НОВОМ УРОВНЕ
  • ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
  • ТВОРЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ И ДОБЫВАНИЕ ЗНАНИЙ В НОВОЙ СИТУАЦИИ
  • КОНТРОЛЬ УСВОЕНИЯ
  • РЕФЛЕКСИЯ, СООБЩЕНИЕ ДОМАШНЕЙ РАБОТЫ
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: ЛИЧНОСТНЫЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

  • ЛИЧНОСТНЫЕ
  • МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
  • ПРЕДМЕТНЫЕ
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей