ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ №5
В МБОУ СОШ №50
Зам. директора по ИОП Халилова Е.Х.
Тема: «Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном и воспитательном процессе школы».
Цель: способствовать внедрению в образовательный процесс школы ИКТ технологий.
Задачи:
повышать уровень профессиональной компетентности преподавателей;
показать элементы применения ИКТ в образовательном процессе школы;
актуализировать учебно-методическое обеспечение отдельных дисциплин.
Повестка дня:
Доклад: «Использование ИКТ в образовательном и воспитательном процессе» - зам.директора по ИОП Халилова Е.Х.
Содоклад: «Применение информационно-коммуникационных технологий при реализации ФГОС начального образования» - руков. МО нач. классов Омарова М.М.
Содоклад: «Использование ресурсов сети Интернет в воспитательной деятельности педагогов» - рук. МО кл. руководителей Камилова Х.М., Караева С.К.
1. Вступительная часть
Информатизация образования является приоритетом российского образования. Задача школы, существующей в современном обществе, - подготовить всех учащихся и учителей к возможности ориентироваться в информационном пространстве, овладевать информационной культурой. В настоящее время уже не вызывает сомнения необходимость использования Интернета в школьном процессе.
В своей педагогической работе постоянно приходится учителю работать с огромным количеством информации, и это количество увеличивается с каждым годом. Но вся эта информация направлена на достижение одной цели – научить детей думать. Меняются средства для решения этой проблемы. Но этого требует от нас наша современная жизнь. Процесс «информатизации» на сегодняшний день рассматривается Министерством образования и науки как одно из стратегических направлений развития образования.
Поэтому тема сегодняшнего педсовета выбрана не случайно "Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном и воспитательном процессе"
Возможности информационных технологий, а иначе ММ – технологий, наиболее приемлемые для достижения результатов современного образования Педагоги используют информационные технологии потому, что применение мультимедиа позитивно сказывается сразу на нескольких аспектах учебного процесса:
− стимулирование таких аспектов обучения, как восприятие и осознание информации;
− повышение мотивации учащихся;
− развитие навыков совместной работы и коллективного познания у учащихся;
− развитие у учащихся более глубокого подхода к обучению.
Мультимедиа могут быть использованы учащимися с различными каналами восприятия учебного материала: некоторые учащиеся предпочитают учиться посредством чтения, другие - посредством восприятия на слух, третьи - посредством просмотра видео ит.д.
К тому же качественное использование ММ педагогом в процессе урока может дать возможность учащимся работать над учебными материалами по-разному – создает условия выбора для ученика решать, как изучать материалы, как применять интерактивные возможности приложения и как реализовать совместную работу со своими соучениками. Таким образом, ученики становятся активными участниками образовательного процесса. Использование качественных мультимедиа, таким образом, позволяет сделать процесс обучения гибким по отношению к социальным и культурным различиям между учащимися, их индивидуальным стилям и темпам обучения и их интересам.
ММ дает учителю возможность:
− переложить часть своей работы на ПК, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным: становится более быстрым процесс записи определений, теорем и других важных частей материала, так как учителю не приходится повторять текст несколько раз (он вывел его на экран), ученику не приходится ждать, пока учитель повторит именно нужный ему фрагмент;
− помогает оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения, стимулирует его профессиональный рост и все дальнейшее освоение возможностей ММ;
− за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала у всех учащихся и своевременно его скорректировать. При этом есть возможность выбора уровня трудности задания для конкретного ученика. ММ дает учащимся:
− повышение мотивации и познавательной активности за счет разнообразия форм работы;
− возможности включения игрового момента: позволяет получать удовольствие от увлекательного процесса познания, не только силой воображения раздвигая стены школьного кабинета, но с помощью новейших технологий позволяет погрузиться в яркий красочный мир. Такое занятие вызывает у детей эмоциональный подъем, даже отстающие ученики охотно работают с компьютером;
− сразу после выполнения теста (когда эта информация еще не потеряла свою актуальность) он получает объективный результат с указанием ошибок, что невозможно, например, при устном опросе; − освоение учащимися современных информационных технологий.
В нашей школе богатейшая компьютерная база:
Всего персональных компьютеров на 2012-2013 учебный год – 69 из них рабочих 47,
В 2012 – 2013 учебном году в школе:
На начало года обучалось 815 учащихся;
Работают 67 сотрудников;
65% учителей владеют информацией о современных педагогических технологиях, интенсифицирующих процесс обучения, и умеют пользоваться ПК;
37% учителей используют различные технологии полностью или частично
45% владеют навыками работы с Интернетом
13% имеют личный электронный адрес
24% используют ИКТ в повседневной работе (подготовка к урокам, внеурочная деятельность, подготовка документации).
Можно выделить несколько разнообразных направлений деятельности учителя по применению ИКТ в учебном процессе. Рассмотрим их более подробно на примерах.
Использование дисков на уроках и при подготовке к урокам.
В начале учебного года по программе «Образование» наша школа получила интерактивные наглядные пособия (диски).
Использование мультимедийных презентаций. Мультимедиа презентация - это новый стандарт представления информации, пришедший на смену бумажным корпоративным брошюрам, буклетам, каталогам, рекламным листовкам и пресс-релизам.
Мультимедиа является исключительно плодотворной образовательной технологией благодаря присущим ей качествам интерактивности, гибкости, и интеграции различных типов мультимедийной учебной информации, возможности учитывать индивидуальные особенности учащихся. Но все это только при одном очень важном условии: учитель и ученики владеют ИКТ –технологиями на необходимом уровне. Если учитель слабо владеет ИКТ – технологиями или учащиеся испытывают значительные затруднения в работе с компьютером и необходимым программным обеспечением и т.д., то тогда использование в уроке данного инструмента нерационально, неуместно.
В мультимедийную презентацию можно включить как текстовый материал, так и аудио эффекты (музыка, фотодокументы и т. д.), видеоряд (графика, схемы, фотографии, видео) и др. Это позволяет добиться разнообразия форм подачи материала, что, в свою очередь, дает возможность удерживать внимание учеников на предмете обучения, избегая опасности перенапряжения их в ходе урока. Информация, продублированная через различные сенсорные пути, через текст, видео, графику и звук, усваивается лучше и сохраняется гораздо дольше, согласно теории ассоциативного запоминания.
В нашей школе наиболее распространенным стало использование мультимедийных презентаций, дисков на уроках среди учителей. Активно в данном направлении работают в начальных классах: ……….
Проектная деятельность. Данная деятельность в нашей школе в основном поддерживается учителями технологии, иностранного языка, биологии и учителями начальных классов.
Самоконтроль знаний. Один из эффективных способов — обучающее тестирование. Данная деятельность предполагает индивидуальную работу каждого ученика с компьютерной программой, предложенной учителем. По данному направлению у нас есть уже опыт учителей в подготовке и проведения мониторинга …………….. хотелось бы, чтобы в школе сложилась система проверки знаний учащихся с помощью компьютера и программы «MyTest», где можно создавать авторские интерактивные задания, тесты.
Использование ресурсов сети Интернет на уроках и при подготовке к урокам. Не многие педагоги умело могут использовать ресурсы интернет на своих уроках. О том, как можно организовать эту деятельность расскажут нам сегодня наши педагоги.
Использование компьютера во внеурочной деятельности. Здесь можно выделить несколько видов использования информационных технологий в нашей школе. При проведении открытых классных часов, мероприятий, акций, конкурсах и т.д. Презентации используются во внеурочной деятельности на школьных мероприятиях. В данном направлении активно работают и самостоятельно создают презентации Амиралиева У.А., Караева С.К., Бегеева Э.Б., Камилова Х.М., Балкина Н.В.
Дистанционные конкурсы. Принимать участие в дистанционных конкурсах могут не только педагоги, но и ученики. Активно участвуют в дистанционных конкурсах Караева С.К., Махмудова Э.К., Абдуллаева Г.С., учителя начальных классов.
Если говорить о конкурсах в общем, то в этом учебном году наши дети, участвуя в конкурсах использовали не только непосредственно свои силы, но и прибегали к использованию мультимедиа презентаций, видео презентаций, которые дополняли их выступление делая его более глубоким и насыщенным.
Используя неограниченные ресурсы сети Интернет учащиеся и педагоги могут повышать свою квалификацию (дистанционные курсы, желательно бесплатные). В ноябре 2012г. наши учителя приняли участие в дистанционном курсе повышения квалификации для педагогических работников на портале http://edu.smartlearn.ru и получили сертификаты ……………………………. Можно самостоятельно пройти дистанционные курсы в сети Интернет по желанию самого педагога.
Распространение педагогического опыта (личные сайты учителей, участие в Интернет педсоветах, форумах).
Личные сайты, отвечающие образовательным стандартам, блоги на данном этапе учителя нашей школы не имеют. А так же учителя нашей школы не участвуют в интернет–конференциях, веб-конференциях, хотя в кабинете химии имеется вся необходимая техника (конференц-зал).
Использование электронного журнала на портале Дневник.ру. Мировой опыт использования электронного журнала в образовании.
Великобритания: Борьба с прогулами
В 2004 году около ста английских школ подключились к информационной системе, позволившей родителям получать в СМС, по голосовой и электронной почте информацию о школьной деятельности своих детей. Затем подобные системы были успешно протестированы в Уэльсе и Ирландии. По мнению руководства школ, внедрение электронных информационных систем стало необходимым потому, что записи в дневниках и письма родителям – это устаревший и неэффективный способ общения. И сами родители отнеслись к ним с большим энтузиазмом. Постоянно получая информацию о том, где находится ребенок, они могут уберечь его от негативного влияния улицы.
В начале 2005 года Министр Образования Шотландии Питер Пикок объявил, что вводит в школах новый метод борьбы с прогулами. Информационная система была установлена более чем в половине шотландских школ. «Ученики, которые не ходят в школу, платят за это высокую цену. Ухудшая свои школьные результаты, они тем самым ставят под сомнение будущую карьеру и упускают многие жизненные шансы. Все это заставило нас активно внедрять школьную информационную программу».
Объединенные Арабские Эмираты: Информирование о контрольных и экзаменах В ноябре 2003 г. государственный оператор сотовой связи ОАЭ запустил новую SMS-услугу «Мобильная школа», позволяющую родителям оперативно узнавать всю информацию об учебе ребенка. Школы могут с помощью sms-сообщений сообщать родителям результаты контрольных и экзаменов, предупреждать об отсутствии ребенка в школе, а также рассылать замечания и важную информацию.Подобный сервис есть и для студентов. Они с помощью смс могут узнавать о полученных на экзамене оценках. Причем уведомление приходит сразу, как только оценка будет поставлена педагогами. Такой сервис работает уже несколько лет, и за это время он стал очень популярным среди студентов - количество его подписчиков составляет более 40 тыс. человек.
Индия: Снижение школьных затрат
Есть система интернет-дневников и в Индии. Компания-разработчик этой системы использует технологию массовых рассылок через Интернет и SMS-сообщения. Таким образом, администрация индийских школ может практически мгновенно сообщить родителям о событиях школьной жизни ребенка. «Это замечательно, ежедневно получать информацию об успеваемости ребенка. Теперь мы всегда знаем, на занятиях он или нет. Я надеюсь, что со временем эта система будет и в университете тоже, чтобы родители всегда знали, чем занимается их ребенок», говорит родитель одного из учеников школы, использующей эту программу.Школьные консультанты считают, что sms-сервис станет хорошим методом контроля учеников. «В наши дни мы замечаем, что дети обманывают родителей, говорят, что они идут в школу, а сами отправляются к друзьям, чьи родители на работе, смотрят порно-сайты или общаются с друзьями или подругами. Этот сервис поможет нам контролировать это, а также исключать посредническую роль детей в коммуникации между родителями и учителями», - говорит Rupa Murghai, консультант Naval Public School. Помимо возможности постоянно взаимодействовать с родителями, школы Индии благодаря внедрению системы получили еще и временные и материальные выгоды. Резко сократилось количество бумажных документов по успеваемости школьников и посещаемости ими занятий, а также на 50% уменьшились расходы на телефонную связь.
Латвия: Финансовая стимуляция родителей к воспитанию ребёнка
В Латвии проект смс-дневника школьника получил название «Электронный класс». Есть в ней и своя, национальная особенность. В Латвии родители учеников-двоечников платят за услуги больше, нежели остальные, т.к. оплата производится по количеству входящих сообщений. Т.е. чем больше замечаний получил ребенок, тем больше придется заплатить его родителям.
Хорватия: Государственная программа
В Хорватии проект смс-дневников стал общегосударственным. Он запущен при полной поддержке и финансировании Министерства образования Хорватии и в скором времени все школы страны перейдут на систему смс-оповещения родителей об успеваемости ребенка. На сегодняшний момент система действует более чем в ста школах Хорватии.
Корея: Обратная связь с педагогами по sms
Начиная со следующего учебного года родители сеульских школьников в обязательном порядке будут извещаться об успеваемости своих чад. Такое постановление вынес сеульский департамент образования. Эта программа предполагает двухстороннее общение, т.е. особо обеспокоенные за судьбу своего ребенка родители смогут общаться с педагогами также с помощью службы коротких и мультимедийных сообщений.
Сингапур: Обязательные объяснения опозданий детей в школу
В Сингапуре электронная система следит за прогулами школьников. Причем, при получении уведомления о прогуле ребенка, родители должны выбрать один из четырех заранее запланированных ответов, либо объяснив отсутствие ребенка в школе уважительными причинами, либо сообщив, что находятся в неведении.
Город Махачкала и в целом Республика Дагестан традиционно является одним из лидеров по внедрению новейших информационных технологий, существующих в России, - в том числе, в рамках работы в Единой образовательной сети Дневник.ру.
Дневник.ру — это «единая образовательная сеть России, которая формирует уникальную электронную среду для учителей, учеников и их родителей». Сейчас она насчитывает 26 000 учреждений и 5,7 миллиона пользователей. После первого и второго (нынешний) этапов, проект намеревается охватить весь спектр образования вплоть до университетов, обучения на предприятии и индивидуальных занятий.
Глава Махачкалы Саид Амиров отмечает, что Дневник.ру – это очень важный проект в образовательной жизни не только города, но и всей республики. «С начала нового учебного года в школах продолжается работа по внедрению и развитию проекта «Дневник ру», который является нужным и полезным для учителей, школьников и их родителей. Он позволит родителям следить за успеваемостью ребенка, вовремя узнать о предстоящем родительском собрании, а школьникам в свою очередь система напомнит расписание и домашнее задание. Учителя получают удобный и быстрый способ общения с родителями, тем самым улучшится контроль за детьми и их учебой».
С большим трудом и усердием в нашей школе начался процесс внедрения электронного дневника с ноября 2011 года. За это время на портале дневник.ру зарегистрировались:
Учителя-67
Ученики-752
Родители-435
11 учителей освоили работу в электронном журнале самостоятельно, остальные:
35 учителей в течение 2 недель прошли курс обучения занесение оценок и домашних заданий в электронный журнал,
8 учителей не прошли курс в сроки обучения по разным причинам, но 6 из них по итогам контроля заполняют электронный дневник.
В процессе внедрения мы столкнулись с различными трудностями, но мы учимся на ошибках и не будем их допускать в новом учебном году. А для этого нам с вами необходимо поставить перед собой цель и настроить себя на то чтобы 2013-2014 учебном году еще более активно работать с электронным журналом, изучить его во время летнего периода от и до. Чтобы в новом учебном году у нас в школе уже наладилась система занесения данных в дневник.ру.
Внедрение информационных технологий в учебный процесс влечет за собой применение новых методов учебно-воспитательного процесса, повышения педагогической компетентности учителя.
Практика показывает, что применение ИКТ имеет свои положительные и отрицательные стороны.
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ:
использование ИКТ дает возможность педагогу индивидуализировать процесс обучения, повысит мотивацию к изучению предмета, стимулировать учащихся;
все участники образовательного процесса имеют возможность, используя средства Интернет, заняться самообразованием, исследовательской деятельностью, что, важно для всестороннего развития личности, как ребенка, так и взрослого;
3. информационно-коммуникационные технологии дают возможность учащимся спланировать время обучения при работе с компьютерными тренажерами, сформировать общую картину при восприятии и запоминании материала;
4. ИКТ дают возможность создать собственный фонд демонстрационных материалов, которые способны развивать логическое и образное мышление учащихся, использовать разные виды внимания.
5. свобода поиска и выбора учебной информации, ее доступность, неограниченность информационных ресурсов, разнообразие видов информации и т.д.
7. процесс обучения становится более индивидуализированным, личностно-ориентированным. Новые информационные технологии превращают обучение в увлекательный процесс, с элементами игры, способствуют развитию исследовательских навыков учащихся. У учителя появляются дополнительные стимулы отойти от традиционной репродуктивной модели преподавания в пользу исследовательских, проектных методик;
8. с появлением компьютерных сетей школьники и учителя приобрели новую возможность оперативно получать информацию из любой точки земного шара. Через глобальную телекоммуникационную сеть Интернет возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам данных, хранилищам файлов, и т.д.)
ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ:
возросшие требования к педагогу;
неустойчивая детская психика приводит к привыканию к компьютеру учащихся, что сказывается на их здоровье;
неотфильтрованная информация наносит психологический вред ребенку;
4. исследовательская деятельность учащихся затруднена двумя причинами:
- множество рефератов на CD дисках и в Интернете, дающие возможность получить готовый продукт;
- технология проектной деятельности не до конца освоена учителями-предметниками;
невысокая информационная культура;
психологическая неготовность учителей к освоению ИКТ;
часто встречается невысокое качество авторских мультимедийных программ с точки зрения содержания и методики: погоня за «картинкой» в ущерб содержанию, неудачное методическое сопровождение;
ИКТ оказывает негативное воздействие на личность ученика: утрата
коммуникативных навыков, чрезмерная индивидуализация и утрата навыков групповой работы, отрицательно сказывается на здоровье, формирует психологическую зависимость от виртуального мира, стимулирует акцент не на анализ, а на поиск и сбор материала, ухудшает устную и письменную речь;
Тем ни менее применение ИКТ оправдано, так как позволяет активизировать деятельность учащихся, повысить профессиональный уровень педагога, разнообразить формы межличностного общения всех участников образовательного процесса. Но необходимо ограничивать доступ к информационным ресурсам, создать условия для творческой и исследовательской деятельности учащихся с различным уровнем развития.
Применение информационно-коммуникационных технологий в образовательном и воспитательном процессе не замыкается лишь на использовании компьютера как печатной машинки для подготовки каких-либо иллюстративных материалов. И не ограничивается только демонстрацией презентаций. Это использование всего потенциала цифровых образовательных ресурсов для достижения поставленных образовательным учреждением целей.
Перечислю несколько возможностей компьютерных технологий:
Компьютер как средство поиска информации (текстовой, видео и аудиоряды): можно использовать с этой целью интернет-ресурсы, информацию на дисках, видео- и аудио- носителях.
Интеренет-ресурсы
Электронные справочники и энциклопедии
Базы данных
Фонотеки
Видеотеки
Компьютер как средство обработки информации:
Создание базы данных на учащихся;
Анализ успеваемости;
Учёт посещаемости;
Учёт индивидуальных достижений учащихся (портфолио);
Обработка анкет;
Преобразование информации (устранение текста из песен, преобразование аудио-);
Компьютер как средство хранения информации – базы данных, фото- и видеоархивы, электронные музеи.
Фотоальбомы в электронном виде;
Сборники творческих работ учащихся и учителей в электронном виде;
Видеоархив;
Сайт;
Компьютер как средство обеспечения наглядности: презентации и другие демонстрационные формы, срочное фото, гимназические газеты, издательская деятельность в печатном и электронном виде, моделирование конкретных ситуаций – игровые программы, викторины, использование в спектаклях.
Сайты;
Презентации;
Издательская деятельность;
Экспресс-материалы для стендов с использованием цифрового фотоаппарата и др.
Компьютер как средство коммуникации – сайт, почта и т.п.
Гостевая книга;
Электронная почта;
Телемосты и телеконференции;
Форумы и др.
Введение ИКТ в процесс образования – неизбежный процесс, веление времени. Педагог востребован, пока он учиться, повышает свой профессионализм, то есть шагает в ногу со временем, умело применяя в своей работе новые технологии. Педсовет является одной из форм делового совещания, с помощью которого можно организовать обмен информацией, опытом между педагогами, повысить степень заинтересованности к проблеме. И проведение данного педагогического совета актуально и значимо для пропаганды по внедрению в учебно-воспитательный процесс информационно-коммуникативных технологий. Обмен творческими наработками преподавателей в этой области немаловажно. Наши педагоги стали чаще использовать компьютер в образовательно-воспитательном процессе. Если в 2011-12 учебном году провели плановые уроки с применением ИКТ 11 педагогов, открытых уроков было проведено 32, то в 2012-13 учебном году – 17 педагогов провели плановых уроков и занятий и 48 – открытых уроков. На сегодняшний день медиа-оборудование становится всё более востребованным. Учителя и воспитатели постепенно оценивают преимущества компьютера для совершенствования методики урока.
Тема педагогического совета является перспективной, так как в современных условиях качество образования зависит не от объема знаний учащегося, а от владения им ключевых компетентностей, в следующем учебном году я планирую изучить работу молодых учителей по их деятельности в области использования информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения.
Слово предоставляю педагогам, использующим ресурсы сети Интернет в своей деятельности.
8