СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на педагогическом совете "Проблемы мотивации учебной деятельности на уроках информатики"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Выступление»

В современном постоянно меняющемся, динамическом мире на первый план выходит не просто обучение учащегося предметным знаниям, умениям, навыкам, а личность учащегося, как будущего активного деятеля. В условиях информатизации общества в целом и образования в частности важную роль в формировании необходимых ЗУН, а также качеств личности учащегося играет предмет информатика и ИКТ. Одной из основных задач школьного курса информатики выступает формирование у учащегося умения работать с информацией, понимания вопросов адекватного выбора средств и методов обработки информации.

Федеральный компонент государственного стандарта, разработанный с учетом основных направлений модернизации образования, ориентирован «не только на знаниевый, но, в первую очередь, на деятельностный компонент образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребенка».

Факторы, формирующие познавательную активность учащихся можно выстроить в следующую цепочку:





За последние несколько лет изменились мотивы изучения предмета. Наличие большого количества интересных готовых программных продуктов снизило стремление учащихся к теоретической информатике (теория информации, основы логики, аппаратное обеспечению компьютера, программирование).

Интерес является единственным мотивом, который поддерживает повседневную работу нормальным образом, он необходим для творчества

Результатом снижения мотивации к учебной деятельности являются:

  • устойчивая неуспеваемость в обучении;

  • нарушение поведения;

  • конфликты в школе;

  • искажения в личностном развитии.



Мотивация - процессы, определяющие движение по направлению к поставленной цели, а также факторы (внешние и внутренние), которые влияют на активность и пассивность поведения.

Так, как в классе обучаются дети с разным уровнем развития потребностей и мотивов учения, педагог должен учитывать, что главный «возрастной» мотив школьников – мотив достижения.

Мотив достижения - это стремление личности добиваться успехов и избегать неудач с целью повышения и сохранения самоуважения, самооценки в деятельности.

Для формирования положительной мотивации к обучению необходимо наличие:

  • условий развития мотива, которые можно создать в процессе обучения;

  • индивидуальной программы обучения с усложняющимся спектром задач на каждом этапе обучения;

  • серии тестов, позволяющих фиксировать результат, достигнутый на каждом этапе;

  • задач, сложность которых соответствует возможностям ученика или чуть превышает эти возможности, поэтому успех достигается с усилием, а иногда возможна и неудача;

  • возможности у ученика самостоятельного выбора заданий.



Для повышения мотивации учеников необходимо:

  1. Обеспечить у учеников ощущение продвижения вперед, переживание успеха в деятельности, для чего необходимо правильно подбирать уровень сложности заданий и заслуженно оценивать результат деятельности;

  2. Использовать все возможности учебного материала для того, чтобы заинтересовать учеников, ставить проблемы, активизировать самостоятельное мышление;

  3. Организовать сотрудничество учеников на уроке, взаимопомощь, позитивное отношение к предмету в целом;

  4. Самому правильно строить отношения с учениками, быть заинтересованным в их успехах;

  5. Видеть индивидуальность каждого ученика, мотивировать каждого, опираясь на его личные мотивы.

Особое внимание в своей работе я уделяю проблеме создания и повышения мотивации к изучению информатики в школе. Практически, при изучении любой школьной дисциплины можно применять слова, типа: “В современном обществе нельзя прожить без знаний физики (информатики, химии, биологии, истории, …- подставить сюда можно любой предмет из школьного расписания)”. А в действительности дети видят, что многие малообразованные люди живут куда лучше учителей и преподавателей ВУЗов. Так что такой прием создания мотивации малоэффективен.

Но у детей есть внутренняя мотивация к изучению информатики. Хоть и изредка, но от учеников иногда можно услышать фразу “Зачем мне информатика? - я не собираюсь быть тем-то и тем-то”. Обычно это происходит при необходимости изучать математические аспекты информатики (теория алгоритмов, мат. логика, методы вычислений и т.д).

Мотивом для изучения информатики, конечно, в первую очередь выступает интерес к компьютеру. Он завораживает детей тайной своей могущественности и демонстрацией все новых возможностей. Он готов быть другом и помощником, он способен развлечь и связать со всем миром.

Однако, с каждым днем для большинства детей компьютер становится фактически бытовым прибором и теряет свой таинственный ореол, а вместе с ним и мотивационную силу. По данным опроса, который я провела среди своих учащихся, почти 93% из них имеют свой компьютер или ноутбук.



Повышение мотивации, развитие познавательных интересов на уроках информатики я стараюсь обеспечивать, на каждом уроке, ставя перед собой и выполняя следующие задачи:

  • содержание учебного материала;

  • виды и формы ведения урока, контроля знаний (исключающие эффект «привыкания», шаблона);

  • активное использование форм самостоятельной работы учащихся, самоконтроля, взаимоконтроля;

  • искусство учителя, как лектора, оратора;

  • искусство учителя в общении с учащимися (использование различных стилей, позиций, ролей);

  • создание благоприятного психологического климата

Приёмы работы на уроках:

Прием первый: апелляция к жизненному опыту учащихся.

Этот прием заключается в том, что учитель обращает внимание учащихся на хорошо знакомые учащимся ситуации, понимание сути которых возможно лишь при условии изучения предлагаемого материала. Отметим, что апелляция к собственному опыту учащихся всегда сопровождается, как говорят психологи, рефлексией, т.е. анализом собственных действий, собственного состояния, своих ощущений. Это накладывает определенные ограничения на выбор того, что может использоваться для создания мотивации, в частности, уже потому, что такая рефлексия должна вызывать положительные эмоции.

Прием второй: ссылка на то, что приобретаемое сегодня знание понадобится при изучении какого-то последующего материала, важность овладения которым сомнения не вызывает.

Этот прием применяется настолько часто и широко, что я не буду на нем подробно останавливаться, а лишь приведу один пример его использования в учебнике. Созданием модели завершается первый этап решения задачи с помощью ЭВМ. Для того чтобы ЭВМ произвела необходимые вычисления и получила ответ, нужно составить для нее четкую инструкцию, строго указать необходимую последовательность действий. Такая инструкция называется алгоритмом решения задачи. Составление алгоритма — второй этап решения задач с помощью ЭВМ. Значит, теперь нужно научиться составлять алгоритмы для ЭВМ. Как мы видим, учащимся объявляется: чтобы научиться применять компьютер к решению задач, придется познакомиться с понятием алгоритма и овладеть умениями создавать алгоритмы.

Прием третий: создание проблемной ситуации

В педагогической литературе этот прием рассматривается едва ли не как самый главный и универсальный. Состоит он в том, что перед учащимся ставится некоторая проблема, и, преодолевая ее, ученик осваивает те знания, умения и навыки, которые ему и надлежит усвоить согласно программе курса. Но все дело в том, что ученик должен хотеть решать поставленную перед ним проблему, она должна быть ему интересна. А само по себе создание проблемной ситуации такого интереса вовсе не гарантирует. Интерес же может возникать, например, в силу парадоксальности описываемой в этой проблеме ситуации. Вот соответствующий пример.

Прием четвертый: использование занимательного сюжета

Занимательность (но не развлекательность!) — это сильный прием. В создании мотивации интерес всегда имеет приоритет над прагматикой — человек готов тратить значительные усилия на усвоение совершенно интересного, хотя, быть может, и бесполезного знания, но как трудно заниматься каким-либо делом только из осознания его необходимости!

Прием пятый: ролевой подход

В этом случае ученику (или группе учащихся) предлагается выступить в роли того или иного действующего лица, например, формального исполнителя алгоритма. Исполнение роли заставляет сосредоточиться именно на тех существенных условиях, усвоение которых и является учебной целью. Если, скажем, речь идет об усвоении конструкции “цикл”, то это точное исполнение команд, посредством которых данная конструкция реализована. Да и при изучении просто понятия формального исполнения алгоритма ученик в роли исполнителя должен сосредоточиться именно на точном и совершенно формальном, т.е. без вопросов, относящихся к цели действия, исполнении каждого действия в алгоритме. Впрочем, ролевой подход мотивационно используется и во многих других ситуациях.

Прием шестой: деловая игра

Деловую игру можно рассматривать как развитие ролевого метода: в деловой игре у каждого участника своя вполне определенная роль. Однако организация деловой игры требует многосторонней и тщательной подготовки. Приведенный список приемов создания локальной мотивации вовсе не претендует на полноту и завершенность. Да и каждый из этих приемов мог бы быть подвергнут еще большей детализации. Но нам представляется, что это каждый читатель сделает уже сам, руководствуясь своим педагогическим вкусом.

Основные методы, применяемые на уроках:

1. Дифференцированное обучение.  

При обучении нельзя ставить детей в абсолютно одинаковые условия. У каждого свой темп, свой уровень; одному от природы дано много, другому мало; некоторые имеют образное восприятие, а некоторые легче воспринимают четкую математическую картину. Изложение материала и задания должны ориентироваться на все перечисленные группы.

При выполнении практических заданий на компьютере стараюсь создавать ситуацию успеха для учащихся, слабо владеющих компьютерными технологиями, первоначально даю им упрощенный вариант работы. Использование разноуровневых заданий предоставляет каждому учащемуся возможность продвигаться в обучении со скоростью, которая для его познавательных сил наиболее благоприятна, а индивидуальный темп создаёт условия для успешного изучения материала всеми учащимися.

Это позволяет ученику любого уровня активно включиться в учебно-познавательный процесс и максимально проявить себя: каждый может работать в присущем ему темпе и выполнять задания различного уровня сложности. Например, если на уроке проходим тему «Перевод чисел в позиционных системах счисления», пока одни ученики переводят десятичные дроби, другие работают с целыми числами. При выполнении заданий ЕГЭ в первой части урока по актуализации опорных знаний ученики вспоминают формулы, правила, законы, затем раздаю карточки с заданиями, даю несколько минут на вхождение в процесс решения и подхожу к каждому ученику; если необходимо, консультирую, наиболее сложные задания разбираем вместе на доске. Часть учеников успевает сделать самостоятельно шесть-семь заданий, а для кого-то очень хорошо, если своими силами разобрался в двух-трёх заданиях. Дифференцированный подход к обучению помогает учащимся адекватно оценить себя, не занизив уровня самооценки.

Стараюсь обратить внимание на потенциальные способности самого учащегося, опираясь на его собственные интересы и внутренние склонности. Преобладают непринужденная манера общения, индивидуальный подход, искренний и дружеский тон в диалоге.

Материал для изучения стараюсь структурировать для работы на 3-х уровнях: минимальном, базовом и вариативном.

2. Применяю в своей практике и коллективное взаимообучение.

В современном деловом обществе важны не только личные качества, но и умение работать в команде. Компьютерный класс можно сделать и мощным средством для организации групповой работы. Часто ученикам кажется, что работать вместе легче, чем одному. Они с радостью встречают любое предложение групповой работы. В процессе работы выясняется, что это совсем не просто, моя задача способствовать тому, чтобы такой вид работы был продуктивным и оставил яркие впечатления.

Важным моментом при организации групповой формы работы является:

  • деление учащихся на группы (по уровню знаний, интересам, способностям);

  • разработка и подбор заданий в соответствии с выявленными уровнями знаний, интересами, способностями учащихся;

  • оценивание деятельности учащихся.

Класс делится на пары или четвёрки. Каждой группе даётся своё задание, изучают его, делят на части. У каждого ученика своя задача, которую он выполняет (есть задачи потруднее, есть полегче), на следующем уроке проводят взаимообучение, каждый своей части.

Положительные моменты:

  • Дети учатся проговаривать.

  • В процессе речи развиваются навыки мышления и памяти.

  • Работа идёт в индивидуальном темпе.

  • Обеспечивается более прочное усвоение материала.

3. При изучении темы «Базы данных» очень органично пришла к модульному обучению. В первую очередь для осуществления модульного обучения нужна большая предварительная подготовка учителя. По теме «Базы данных» подготовила учебное пособие с подробным описанием технологии создания таблиц, запросов, форм, отчётов и макросов. Каждый шаг снабдила иллюстрациями экранных окон.

Главная идея технологии модульного обучения: ученик должен учиться сам, а учитель - осуществлять мотивационное управление его учением, то есть организовывать, консультировать, контролировать.

Содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах.

Тема делится на блоки:

  1. Блок – теория.

  2. Практические блоки.

  3. Блок – промежуточный контроль. Самостоятельные задания в конце каждого блока.

  4. Блок генерализации знаний. Проектные работы.

4. Метод проектов является естественным при изучении информационных технологий.

Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить” - вот основной тезис современного понимания метода проектов.

Проектная деятельность позволяет развить исследовательские и творческие способности учеников.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы.

Например, проблемами при изучении темы «Базы данных» являются:

  • «упорядочивание информации» - создание таблиц,

  • «умение отбирать из совокупности информации необходимую» - запросы,

  • «создание графического интерфейса доступа к базе данных» - формы,

  • «оформление» - отчёты,

  • «автоматизация повторяющихся операций» - макросы.

5. Метод трафаретов применяю при изучении программирования. Не каждый ребёнок от природы наделён алгоритмическим мышлением. Досконально разбираю на уроке несколько типовых заданий по изучаемому виду алгоритма, составляем трафарет. На дом ученики получают задания с аналогичными алгоритмами. Сразу же предупреждаю, что слова типа «я не понял» на следующем уроке не принимаю, что не понятно, спрашивайте. У каждого в тетради есть трафарет, который помогает легко написать программу. Не делают домашнее задание только самые ленивые.

6. При разборе сложных алгоритмических задач применяю на уроке проблемно-поисковый метод. Конечная цель этого метода состоит в том, чтобы ученик хотел, любил и умел учиться.

Ученик должен делать своё открытие на уроке, не подозревая, что к нему его подвёл учитель.

Ставлю перед детьми задачу, совместными усилиями выясняем, что является входными данными для задачи, что является выходными данными; какие могут потребоваться промежуточные переменные при программировании, анализируем по шагам алгоритм. Я включаюсь в тот поиск решения задачи, который предложили ученики, а не навязываю свой путь решения. Стараюсь стать участникам поиска, а не его руководителем. При затруднениях учеников могу высказать свое мнение, предложить какие-то шаги к решению. Таким образом, организовываю поисковую деятельность.

Подведя итог вышесказанному, мы имеем, что создание у учащихся мотивации к изучению того или иного фрагмента учебного материала или курса в целом — является главным в методике преподавания любого предмета, в частности, информатики.

Но важно, чтобы мотивированными были изучение каждой отдельно взятой темы, введение каждого понятия, овладение каждым умением, приобретение каждого навыка. 

Формирование мотивации определяется не только содержательной и организационной структурой учебного процесса, но и личностными особенностями учащихся, сформированностью таких базовых качеств, как творческое отношение к труду, трудолюбие, коллективизм и

“Сегодня информатика и вычислительная техника, проникнув во многие сферы человеческой деятельности человека, постепенно становятся неотъемлемой частью практически всех профессий, прочно входят в наш быт, образование, культуру. Именно поэтому знание информатики, умение использовать компьютер, совершенно необходимы любому образованному человеку в современном обществе”.



Просмотр содержимого презентации
«педсовет»

« Проблемы мотивации учебной деятельности на уроках информатики. Учитель информатики МКОУ СОШ №8 с.Ульяновка Голованева Е.В.

« Проблемы мотивации учебной деятельности на уроках информатики.

Учитель информатики

МКОУ СОШ №8 с.Ульяновка

Голованева Е.В.

Мотивы Познавательный интерес Познавательная активность Познавательная деятельность

Мотивы

Познавательный интерес

Познавательная активность

Познавательная деятельность

Мотивация Внутренняя Внешняя Предполагает развитие собственных мотивов школьника (самоуважения, мотив достижения, познавательных и социальных мотивов) Использование внешних стимулов (подход «кнута и пряника»)

Мотивация

Внутренняя

Внешняя

Предполагает развитие собственных мотивов школьника (самоуважения, мотив достижения, познавательных и социальных мотивов)

Использование внешних стимулов (подход «кнута и пряника»)

Результатом снижения мотивации к учебной деятельности являются:

Результатом снижения мотивации к учебной деятельности являются:

  • устойчивая неуспеваемость в обучении;
  • нарушение поведения;
  • конфликты в школе;
  • искажения в личностном развитии.
Мотивация

Мотивация

  • процессы, определяющие движение по направлению к поставленной цели, а также факторы (внешние и внутренние), которые влияют на активность и пассивность поведения.
Мотив достижения

Мотив достижения

  • это стремление личности добиваться успехов и избегать неудач с целью повышения и сохранения самоуважения, самооценки в деятельности.
Для формирования положительной мотивации к обучению необходимо наличие:

Для формирования положительной мотивации к обучению необходимо наличие:

  • условий развития мотива, которые можно создать в процессе обучения;
  • индивидуальной программы обучения с усложняющимся спектром задач на каждом этапе обучения;
  • серии тестов, позволяющих фиксировать результат, достигнутый на каждом этапе;
  • задач, сложность которых соответствует возможностям ученика или чуть превышает эти возможности, поэтому успех достигается с усилием, а иногда возможна и неудача;
  • возможности у ученика самостоятельного выбора заданий.
Для повышения мотивации учеников необходимо :

Для повышения мотивации учеников необходимо :

  • Обеспечить у учеников ощущение продвижения вперед, переживание успеха в деятельности, для чего необходимо правильно подбирать уровень сложности заданий и заслуженно оценивать результат деятельности;
  • Использовать все возможности учебного материала для того, чтобы заинтересовать учеников, ставить проблемы, активизировать самостоятельное мышление;
Для повышения мотивации учеников необходимо:

Для повышения мотивации учеников необходимо:

  • Организовать сотрудничество учеников на уроке, взаимопомощь, позитивное отношение к предмету в целом;
  • Самому правильно строить отношения с учениками, быть заинтересованным в их успехах;
  • Видеть индивидуальность каждого ученика, мотивировать каждого, опираясь на его личные мотивы.
содержание учебного материала; виды и формы ведения урока, контроля знаний (исключающие эффект «привыкания», шаблона); активное использование форм самостоятельной работы учащихся, самоконтроля, взаимоконтроля; искусство учителя, как лектора, оратора; искусство учителя в общении с учащимися (использование различных стилей, позиций, ролей); создание благоприятного психологического климата
  • содержание учебного материала;
  • виды и формы ведения урока, контроля знаний (исключающие эффект «привыкания», шаблона);
  • активное использование форм самостоятельной работы учащихся, самоконтроля, взаимоконтроля;
  • искусство учителя, как лектора, оратора;
  • искусство учителя в общении с учащимися (использование различных стилей, позиций, ролей);
  • создание благоприятного психологического климата
апелляция к жизненному опыту учащихся; ссылка на то, что приобретаемое сегодня знание понадобится при изучении какого-то последующего материала, важность овладения которым сомнения не вызывает; создание проблемной ситуации; использование занимательного сюжета; ролевой подход; деловая игра.
  • апелляция к жизненному опыту учащихся;
  • ссылка на то, что приобретаемое сегодня знание понадобится при изучении какого-то последующего материала, важность овладения которым сомнения не вызывает;
  • создание проблемной ситуации;
  • использование занимательного сюжета;
  • ролевой подход;
  • деловая игра.
Дифференцированное обучение; Коллективное взаимообучение; Модульное обучение; Метод проектов; Метод трафаретов; Проблемно-поисковый метод
  • Дифференцированное обучение;
  • Коллективное взаимообучение;
  • Модульное обучение;
  • Метод проектов;
  • Метод трафаретов;
  • Проблемно-поисковый метод
«Чёрный ящик» « Шутка наборщика» « Веришь или не веришь» «Круги на воде» «Лабиринт»
  • «Чёрный ящик»
  • « Шутка наборщика»
  • « Веришь или не веришь»
  • «Круги на воде»
  • «Лабиринт»
Первый вариант:  в черный ящик кладется предмет, имеющий отношение к изученным темам, например, CD ROM или оперативная память (не обязательно иметь черный ящик и предмет, можно просто представить, что у нас в черном ящике лежит предмет). Учащиеся задают вопросы, на которые учитель может ответить только «да» или «нет». Второй вариант:  в черный ящик кладется предмет и дается его краткая характеристика. Задача учащихся – угадать его. Вопросы задаются, сначала общие, затем нужно переходить к частному. Например, - Это устройство ввода? (нет_ - Это внутренняя память компьютера? (да) - Это постоянная память? (нет) - Это оперативная память? (да) За каждый правильно сформулированный вопрос, ученик получает 1 балл (жетон или смайлик).
  • Первый вариант:  в черный ящик кладется предмет, имеющий отношение к изученным темам, например, CD ROM или оперативная память (не обязательно иметь черный ящик и предмет, можно просто представить, что у нас в черном ящике лежит предмет). Учащиеся задают вопросы, на которые учитель может ответить только «да» или «нет».
  • Второй вариант:  в черный ящик кладется предмет и дается его краткая характеристика. Задача учащихся – угадать его.
  • Вопросы задаются, сначала общие, затем нужно переходить к частному. Например,
  • - Это устройство ввода? (нет_
  • - Это внутренняя память компьютера? (да)
  • - Это постоянная память? (нет)
  • - Это оперативная память? (да)
  • За каждый правильно сформулированный вопрос, ученик получает 1 балл (жетон или смайлик).
При наборе слов наборщик решил пошутить, все гласные он вставил, а согласные пропустил. Найти неизвестные буквы по теме «Устройства компьютера»: _о_и_о_ (монитор) _и_ _е_ _ ы_  _ _о_ (системный блок) о_е_а_и_ _ая _а_я_ _ (оперативная память) _о_ _оя_ _ая _а_я_ _ (постоянная память) _э_ _а_я_ь (кэш память) Эта игра облегчается, если спрятать не согласные, а гласные буквы.
  • При наборе слов наборщик решил пошутить, все гласные он вставил, а согласные пропустил. Найти неизвестные буквы по теме «Устройства компьютера»:
  • _о_и_о_ (монитор)
  • _и_ _е_ _ ы_  _ _о_ (системный блок)
  • о_е_а_и_ _ая _а_я_ _ (оперативная память)
  • _о_ _оя_ _ая _а_я_ _ (постоянная память)
  • _э_ _а_я_ь (кэш память)
  • Эта игра облегчается, если спрятать не согласные, а гласные буквы.
Учитель читает фразы с ошибочной информацией по определенной теме. При появлении ошибки в тексте нужно поднять жетон. Та команда, которая найдет больше ошибок, выигрывает. Также можно провести цифровой диктант, учащиеся должны отвечать на вопросы «верю - 1» и «не верю - 0», записывают по три цифры в строчку. Затем очень легко проверять, учитель называет три цифры, а учащиеся обводят в кружочек правильные ответы.

Учитель читает фразы с ошибочной информацией по определенной теме. При появлении ошибки в тексте нужно поднять жетон. Та команда, которая найдет больше ошибок, выигрывает. Также можно провести цифровой диктант, учащиеся должны отвечать на вопросы «верю - 1» и «не верю - 0», записывают по три цифры в строчку. Затем очень легко проверять, учитель называет три цифры, а учащиеся обводят в кружочек правильные ответы.

  • Верите ли вы, что щелчок ПКМ вызывает контекстное меню (1).
  • Верите ли вы, что файл – это контейнер для папок (0).
  • Верите ли вы, что при помощи сканера можно копию рисунка сохранить в компьютере. (1)
  • Верите ли вы, что ярлык – это путь к файлу. (1)
  • Верите ли вы, что операционная система – это устройство вывода (0).
  • Верите ли вы, что информация в компьютере хранится в виде файлов (1).
  • Верите ли вы, что наименьшая единица хранения информации в компьютере – это бит (1).
  • Верите ли вы, что в Великобритании есть города Винчестер, Адаптер и Дигитайзер? (0)
  • Верите ли вы, что основатель и глава фирмы Microsoft Билл Гейтс не получил высшего образования? (1)
  • Верите ли вы, что за обработку данных в компьютере отвечает одна самая большая микросхема – память (0).
  • Верите ли вы, что по-английски WINDOWS - это система(0) .
  • Верите ли вы, что Монитор это стандартное устройство для ввода данных в компьютер(0).
  • Верите ли вы, что щелчок на кнопке Пуск открывает ярлык Мой компьютер (0).
  • Верите ли вы, что клавиша Backspace удаляет символ перед курсором (1).
  • Верите ли вы, что мышь живет на коврике? (1).
Учитель называет букву, а учащиеся должны предложить слова, которые относятся к данной теме и попутно обсудить значение слова. Например, по теме «Текстовый процессор MS Word»:

Учитель называет букву, а учащиеся должны предложить слова, которые относятся к данной теме и попутно обсудить значение слова. Например, по теме «Текстовый процессор MS Word»:

  • И – интерфейс, интервал;
  • Н – начертание, надпись;
  • Ф – форматирование (оформление текста);
  • О – отступы, ориентация (книжная, альбомная);
  • Р – редактирование;
  • М – маркированный список, масштаб;
  • А – абзац;
  • Т – текст; трэкинг (изменение межбуквенных пробелов, трекинг применяется к группе символов: слово, строка, абзац и т.д.);
  • И – интерлиньяж (межстрочный интервал);
  • К –кегль (размер шрифта), кернинг (регулирует расстояние между знаками);
  • А – альбомная ориентация.
Играют 2-5 команд. Каждая команда получает карточку с заданием. Выполнив его, она находит ответ на листе 1, выполняет указанное действие, находит ответ на листе 2 и т.д. Выигрывает та команда, которая выйдет из лабиринта, получив правильный ответ.
  • Играют 2-5 команд. Каждая команда получает карточку с заданием. Выполнив его, она находит ответ на листе 1, выполняет указанное действие, находит ответ на листе 2 и т.д. Выигрывает та команда, которая выйдет из лабиринта, получив правильный ответ.
Учебная тема : Электронные таблицы. Программное обеспечение : MS Excel. Задачи образовательной ситуации: Осознание личностного и социального значения учебного труда и коллективного решения проблемы. Создание условий для проявления самовыражения и творческой активности. Продолжить формирование навыков работы в группе. Проверить знание учащимися основных понятий темы “электронные таблицы” и умение решать прикладные задачи с помощью электронных таблиц. Продуктивная задача на тему:  Создание модели предприятия по продаже бытовой техники.
  • Учебная тема : Электронные таблицы.
  • Программное обеспечение : MS Excel.
  • Задачи образовательной ситуации:
  • Осознание личностного и социального значения учебного труда и коллективного решения проблемы.
  • Создание условий для проявления самовыражения и творческой активности.
  • Продолжить формирование навыков работы в группе.
  • Проверить знание учащимися основных понятий темы “электронные таблицы” и умение решать прикладные задачи с помощью электронных таблиц.
  • Продуктивная задача на тему:  Создание модели предприятия по продаже бытовой техники.
ХОД УРОКА Учитель : В начале урока я предлагаю следующую задачу для решения в классе:  Найти наибольшее число из трех заданных чисел . На доске записываю несколько троек чисел:  568, 742, 390 . Учащиеся называют максимальное число:  742. Вопрос :  “Каким образом вы определили, что данное число максимальное?”. Учитель:  Мы сравнили числа друг с другом. Учитель:  А как на уроке математике вы бы сравнили натуральные трехзначные числа? Ответ:  Посмотрели разряд числа – если единицы разрядов сотен равны, то сравниваем единицы разрядов десятков, если они равны, сравниваем разряд единиц и больше то число, у которого разряд сотен больше. Вывод:  Итак, максимальное число:  742 Проблема:  “А как компьютер сравнит три числа?”

ХОД УРОКА

Учитель : В начале урока я предлагаю следующую задачу для решения в классе:  Найти наибольшее число из трех заданных чисел . На доске записываю несколько троек чисел:  568, 742, 390 .

Учащиеся называют максимальное число:  742.

Вопрос“Каким образом вы определили, что данное число максимальное?”.

Учитель:  Мы сравнили числа друг с другом.

Учитель:  А как на уроке математике вы бы сравнили натуральные трехзначные числа?

Ответ:  Посмотрели разряд числа – если единицы разрядов сотен равны, то сравниваем единицы разрядов десятков, если они равны, сравниваем разряд единиц и больше то число, у которого разряд сотен больше.

Вывод:  Итак, максимальное число:  742

Проблема:  “А как компьютер сравнит три числа?”

Машина может сравнивать только два числа Обозначим одно число буквой А, второе число буквой B, третье число – буквой С. Учащиеся:  Предлагают такой вариант решения проблемы: надо сравнивать первые два числа, а затем, большее из них с третьим числом. Учитель:  Нарисуйте в тетради блок – схему для сравнения трех чисел. Учащиеся в   тетради рисуют блок – схему, а затем сравнивают составленную ими схему с блок - схемой на доске. Одному из учащихся предлагаю сделать анализ блок – схемы. А теперь в соответствии с блок – схемой составьте – программу. Учащиеся самостоятельно составляют программу. Учитель:  Проверьте правильность работы программы, введите заданные числа и посмотрите результат. Проблема : А может ли измениться исходное значение переменной А в процессе работы программы? Ответ : Да. Учитель : А как? Ответ обоснуйте.

Машина может сравнивать только два числа

Обозначим одно число буквой А, второе число буквой B, третье число – буквой С.

Учащиеся:  Предлагают такой вариант решения проблемы: надо сравнивать первые два числа, а затем, большее из них с третьим числом.

Учитель:  Нарисуйте в тетради блок – схему для сравнения трех чисел.

Учащиеся в   тетради рисуют блок – схему, а затем сравнивают составленную ими схему с блок - схемой на доске. Одному из учащихся предлагаю сделать анализ блок – схемы. А теперь в соответствии с блок – схемой составьте – программу.

Учащиеся самостоятельно составляют программу.

Учитель:  Проверьте правильность работы программы, введите заданные числа и посмотрите результат.

Проблема : А может ли измениться исходное значение переменной А в процессе работы программы?

Ответ : Да.

Учитель : А как? Ответ обоснуйте.

B then max:=A else max:=b; if C max then max:=C; writeln(‘ Максимальное значение=’, max); end." width="640"

Решение :

1. Находим наибольшее из первых двух данных чисел A и B, а затем – максимальное из полученного числа и третьего данного числа С.

Program MAX1; Var A, B, C, max: real; begin writeln (‘ Введите три числа A, B, C’); readln (A, B, С); if AB then max:=A else max:=b; if C max then max:=C; writeln(‘ Максимальное значение=’, max); end.

B) and (AC) then max:=A; if BC then Max:=B else Max :=C; Writeln(‘ Максимальное значение =’, Max); End;" width="640"
  • 2 способ.  При решении задачи можно проверить, является ли первое число A максимальным и если не является, то сравниваем второе и третье число B и C.
  • Program MAX2; Var A, B, C, max: real; begin writeln (‘ Введите три числа A, B, C’); readln (A, B, С); If (AB) and (AC) then max:=A; if BC then Max:=B else Max :=C; Writeln(‘ Максимальное значение =’, Max); End;
B) and (AC) then max:=A; if BC then Max:=B else Max :=C; Writeln(‘ Максимальное значение =’, Max); End;" width="640"
  • 2 способ.  При решении задачи можно проверить, является ли первое число A максимальным и если не является, то сравниваем второе и третье число B и C.
  • Program MAX2; Var A, B, C, max: real; begin writeln (‘ Введите три числа A, B, C’); readln (A, B, С); If (AB) and (AC) then max:=A; if BC then Max:=B else Max :=C; Writeln(‘ Максимальное значение =’, Max); End;
B) and (AC) then Max:= A; If (BA) and (BC) then Max:=B; If (CA) and (CB) then Max:=C; Writeln(Max:6:2); end." width="640"
  • 3 способ.  Можно решить задачу, сравнивая попарно все числа .
  • Program MAX3; var A, B, C, Max: real; begin Writeln(‘ Введем три числа’); readln(A, B, C); If (AB) and (AC) then Max:= A; If (BA) and (BC) then Max:=B; If (CA) and (CB) then Max:=C; Writeln(Max:6:2); end.
Вы когда-нибудь задумывались над тем, почему наша жизнь «полосатая как зебра»: сегодня нам все удается, а через неделю элементарная задача кажется очень трудной; сегодня, несмотря на пасмурный день, настроение отличное, а через 3 дня нас раздражает все вокруг.   Как вы думаете, что оказывает влияние на подъемы и спады в самочувствии человека? Может, кто-нибудь знает, как называется чередование подъема и спада жизненных сил человека? Человек меняется не только год от года, из месяца в месяц, но и день ото дня, час от часу. Колебания состояния организма – суть проявления биоритмов. Оказывается, можно не только прогнозировать, но при желании и улучшить нормальное протекание жизни, оптимизировать результаты человеческой деятельности. Есть наука –  хронобиология
  • Вы когда-нибудь задумывались над тем, почему наша жизнь «полосатая как зебра»: сегодня нам все удается, а через неделю элементарная задача кажется очень трудной; сегодня, несмотря на пасмурный день, настроение отличное, а через 3 дня нас раздражает все вокруг.  
  • Как вы думаете, что оказывает влияние на подъемы и спады в самочувствии человека? Может, кто-нибудь знает, как называется чередование подъема и спада жизненных сил человека?
  • Человек меняется не только год от года, из месяца в месяц, но и день ото дня, час от часу. Колебания состояния организма – суть проявления биоритмов. Оказывается, можно не только прогнозировать, но при желании и улучшить нормальное протекание жизни, оптимизировать результаты человеческой деятельности.
  • Есть наука –  хронобиология , которая занимается изучением биологических процессов, происходящих в живом организме, в различные отрезки времени.   В ходе исторического развития человек усвоил определенный ритм жизни. Но темпы научно-технического прогресса приобретают стремительный характер и предъявляют серьезные требования к человеку, следовательно, проблема актуальности биоритмов является сегодня важнейшей. Воспользуемся элементами этой науки для моделирования собственных  биоритмов.
  • Тема нашего занятия -  Моделирование биоритмов человека в среде табличного процессора.
ПУШКИН Александр Сергеевич  (1799-1837), русский поэт. ДАНТЕС Жорж Шарль  (1812-1895). Родоначальник новой русской литературы, создатель современного русского литературного языка. В юношеских стихах — поэт лицейского братства, «поклонник дружеской свободы, веселья, граций и ума», в ранних поэмах — певец ярких и вольных страстей: «Руслан и Людмила» (1820), романтические «южные» поэмы «Кавказский пленник» (1820-21), «Бахчисарайский фонтан» (1821-23) и др.  Французский монархист, в 1830-е гг. жил в России. На дуэли с Пушкиным, состоявшейся 27 января 1837 г., получил легкую рану в правую руку, от которой уже 8 февраля совершенно выздоровел. Пушкин получил смертельную рану в живот.

ПУШКИН

Александр Сергеевич

(1799-1837), русский поэт.

ДАНТЕС Жорж Шарль

(1812-1895).

Родоначальник новой русской литературы, создатель современного русского литературного языка. В юношеских стихах — поэт лицейского братства, «поклонник дружеской свободы, веселья, граций и ума», в ранних поэмах — певец ярких и вольных страстей: «Руслан и Людмила» (1820), романтические «южные» поэмы «Кавказский пленник» (1820-21), «Бахчисарайский фонтан» (1821-23) и др.

Французский монархист, в 1830-е гг. жил в России.

На дуэли с Пушкиным, состоявшейся 27 января 1837 г., получил легкую рану в правую руку, от которой уже 8 февраля совершенно выздоровел.

Пушкин получил смертельную рану в живот.

А. С. Пушкин Ж.Ш. Дантес

А. С. Пушкин

Ж.Ш. Дантес


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!