СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Взаимодействие ДОУ и семьи в воспитании дошкольников средствами музейной педагогики»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сотрудничество семьи и детского сада средствами музейной педагогики

Просмотр содержимого документа
««Взаимодействие ДОУ и семьи в воспитании дошкольников средствами музейной педагогики»»

«Взаимодействие ДОУ и семьи в воспитании дошкольников средствами музейной педагогики».

Аннотация: общение педагогов с родителями воспитанников ДОУ всегда было и остается актуальным вопросом, одной из сторон которого является поиск рациональных путей взаимодействия. В рамках музейной педагогики на современном уровне решается одна из самых главных задач педагогического коллектива: создание необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие в личности дошкольника. Ключевые слова: музейная педагогика, музейная коммуникация, музеевед, социализация, досуг. Всем родителям хочется, чтобы дети выросли отзывчивыми на духовную красоту. Но, в отличие от «идеальной», реальная семья вправе рассчитывать сегодня на помощь специалистов в том, чтобы научиться наилучшим образом, объединять свои духовные интересы с интересами детей. И, как раз, музейная педагогика, возникшая на стыке психологии, педагогики, музееведения, искусства и краеведения, создаёт условия для развития духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания юного поколения.

Работа     в     музее     ведётся     в     соответствии     с тематическим планированием, которое предполагает следующие формы работы с детьми и родителями. Данные представлены в плане

- Беседа о жизни детей в прошлом. Их занятия, игры, игрушки.

 - Рассматривание иллюстраций о жизни детей в далёком прошлом.

- Дидактические игры: «Наряди куклу на прогулку», «Угадай игрушку», «Угадай, из чего сделана игрушка», «Кто сначала, кто потом?».

 - НОД.

- Чтение художественной литературы, инсценировка стихотворений.

- Творческие мастерские.

-        Проблемные ситуации. - Театрализованные досуги.

Взаимодействия с родителями.

 - Анкетирование.

-Консультации. Вовлечение в совместную деятельность.

  • Привлечь родителей к сбору экспонатов в мини-музей.

  • Составление творческих рассказов родителей с детьми «Кукла моей мамы».

  • - Участие родителей в театрализованных досугах, мастер-классах.

  • - Привлечь к проведению экскурсий и составлению каталога экспонатов. Провести экскурсии для родителей и детей старших групп: «Приходите в гости к нам - рады мы всегда гостям!». Дети будут активными участниками и расскажут историю о своих куклах. Инсценировка стихотворений Е. Тиличеевой «Кукла шагает и бегает», «Да- да-да». Во время этих инсценировок дети обыгрывают жизненные ситуации с куклами.

На сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную технологию. Она приобретает большую популярность в системе дошкольного образования - создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации [это работы М.Ю. Ковал, О.В. Дыбиной).

Используя методы исследования музейной педагогики: проблемно поисковые, активизации самостоятельной деятельности, творческие, игровые дают возможность осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской, поисковой деятельности; сочетать эмоциональные и интеллектуальные способы воздействия на детей; апробировать инновационные формы и методы работы с семьями дошкольников. Представленные методы и приёмы помогут взрослым  сделать посещение музея для современных дошкольников полезным и интересным. Благодаря эффективным формам и методам интерактивный мини-музей станет местом познания, исследования, общения и совместного творчества педагогов, детей и родителейПолюбив и освоив музейное пространство с детства, формируется ценностное отношение к истории, развивается эмоциональный отклик.

В зарубежных и отечественных исследованиях (Рыжова Н., Пантелеева Л.В., Столяров Б.А., Платонова О.В.) доказывается, что интерес к музеям, привитый ребёнку с дошкольного возраста и поддержанный в семье, есть залог того, что дети будут посещать музеи в дальнейшем.

В 2015 учебном году наш коллектив дошкольного образовательного учреждения поставил перед собой задачу внедрить в систему образования детей дошкольного возраста предмет «Музейная педагогика».

Изучение литературы и интернета по этой теме навело нас на мысль, что средства мини-музея позволили бы нам заинтересовать и привлечь семьи дошкольников нового набора к партнерскому сотрудничеству. Объединить родителей и наполнить их досуг новым интересным содержанием, а у детей развить уважение к обществу, традициям семьи, родному краю, Отечеству, то есть неразрывной цепочки общечеловеческих духовно- нравственных ценностей.

На первом подготовительном этапе нужно провести анкетирование родителей на темы: «Нужна ли детям музейная педагогика?»; «Что вы можете детям рассказать о музеях?». С детьми провести мастер- класс «Всему можно научиться - важно не лениться», на котором дети будут учиться самостоятельно создавать куклу-пеленашку в подарок маме. В этом году можно показать мастер класс с родителями и детьми по изготовлению куклы «Веснянки», у кого есть желание сделать такую куколку, можете остаться на мастер- класс. Во время досугов и
развлечений познакомить с обрядовыми куклами «Каляда», «Рождественский ангел», «Масленица».
Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствовало установлению партнерских взаимоотношений.

Таким образом, привлечение родителей к участию в совместных музейных мероприятиях является показателем эффективного сотрудничества педагогов с семьями, при котором родители постепенно от наблюдателей педагогического процесса перешли к позиции    инициаторов    и    активных    участников.    В процессе        организации        детско-родительского взаимодействия у родителей появится уверенность в ребенке, радость и удовлетворение от общения со своими        детьми,        повыситься педагогическая компетентность в вопросах эстетического воспитания и
творческого развития дошкольников посредством музейной коммуникации. Что        сформирует положительное отношение друг к другу. Кроме того, у родителей и детей зародиться устойчивый интерес к музеям, экскурсиям, выставкам.

Родительская общественность является важным звеном, способствующим усиленной социализации ребенка. Можно с уверенностью сказать, что благодаря системе работы мини-музея к нам и нашим детям вернется национальная память, по-новому начнут относиться к старинным праздникам, традициям, обрядам, художественным промыслам, в которых народ оставил все ценное, что было в прошлом.

Музей является средством формирования у детей и взрослых патриотических чувств и развития духовности, он приобщает их к миру общечеловеческих ценностей, к истории, формирует художественный вкус. В свете новых педагогических задач мини-музей будет развиваться и дальше с привлечением родителей к совместным мероприятиям, проводимых в рамках действия мини-музея. В последующем планируем дополнять музей экспонатами при помощи родителей и создавать  новые  направления, такие  как мини-музей «Куклы народов кузбасса», «Куклы разных стран». Проведение досуговых мероприятий с участием родителей, творческих выставок детей на базе музея.

Реализация проекта и ожидаемые результаты помогут нам выстроить подлинные партнерские отношения, с разделением зон ответственности, с пониманием родителями того, что дошкольные учреждения созданы в помощь семье.

По результатам анкетирования нам нужно узнать и сделать вывод о том, что родители проявляют ли интерес к музеям, хотят знать об истории города, края, страны, мира, создания и истории развития предметов экспозиций и не считают, что дети ещё малы. Педагогам необходимости организовать эффективное взаимодействие детского учреждения и родителейспособствующей успешной социализации ребенка-дошкольника, формированию его социальной компетентности. Цель совместной работой, это создание условий для ребенка увидеть «музей» вокруг себя, т.е. раскрыть перед ним историко-культурный контекст обыкновенных вещей, окружающих его в повседневной жизни, научить самостоятельно анализировать, сопоставлять, делать выводы.

Для повышения интереса родителей надо провести консультации. Собрать родителей  за круглый стол, выбрали тему мини- музея (Например кукол), она интересная и актуальна для нашего возраста. С инициативной группой составить план действий. В группе выделить место для мини-музея.

Родителям определить первоначальную задачу,  помочь подобрать необходимые экспонаты: куклы, которыми они играли в детстве, а также сделанные своими руками. Каждая кукла имеет свою историю, «Музей истории кукол»


Данные экспонаты применяются в процессе организации непосредственно образовательной деятельности, дети познают окружающий мир, приобщаются к национальной культуре, общечеловеческим ценностям. В разделе «Творчество» можно расположить различные корзиночки, коробочки с лоскутками, из которых можно сделать куклу, спеленать её и проявить своё творчество. «Кукольная «больница» - то есть мастерская по ремонту кукол. В музее должны создаваться условия для всестороннего развития ребёнка, способствующие его успешной социализации. Дети могут играть с экспонатами, дополнять музей работами, изготовленными своими руками. В настоящих музеях трогать руками большинство экспонатов нельзя, а вот в нашем мини-музее не только можно, но и нужно!  Мы придаём особое значение такой педагогической возможности мини-музея как максимальное и системное использование принципа наглядности, а именно - демонстрация экспонатов, возможность прикоснуться к ним и даже побыть в роли экспоната. Так при знакомстве с историей игрушки неваляшки с детьми можно разучить танец «Мы, милашки, куклы неваляшки» и выступить на детском празднике.

В процессе создания музейного комплекса родители становятся полноправными партнёрами, им придется пробовать себя в роли дизайнеров, художников, музееведов, историков. Все принесённые экспонаты разделим на разделы: «Куклы-игрушки», «Современные куклы». Экспонаты данных коллекций будут находятся в свободном доступе у детей и используются ими для сюжетно-ролевых игр. Кроме того, куклы, сделанные из разных материалов, могут использоваться для классификаций, а значит, быть основанием для создания новых коллекций, например: «Взрослые куклы» и «дети»; «Времена года»; «Профессии»; «Мал и стар»; Гендерная принадлежность», в мальчике с детства воспитывали с помощью кукол трудолюбие, волевые качества, домовитость. Но они всё время играли в солдатики, обучаясь тактике ведения боя, мужеству и храбрости, куклы для девочек - это первые подружки и хранительницы секретов, постоянные спутницы в гостях и дома и не покидают их даже во время сна.

«Народные куклы», экспонаты данных коллекции выполнены детьми, родителямивоспитателями, они знакомят детей с историей кукол, учат сравнивать и анализировать «Прошлое и настоящее». Знакомят с народными традициями. Воспитывают чувство уважения к обычаям нашего народа, интерес к народно-прикладному творчеству.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!