СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Взаимодействие неаллельных генов

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок в 10 классе (профиль) в рамках ФГОС.   Цель данной  методической разработки – использование современных образовательных технологий  и  их элементов  на    уроке   как  условие достижения качества школьного биологического образования. В ней раскрывается модель использования современных технологий, личностно - ориентированного, системно - деятельностного  подходов  в обучении, формирования ключевых компетенций, УУД  обучающихся   на уроках биологии. 

Просмотр содержимого документа
«Взаимодействие неаллельных генов»

1. “Мозговая атака”   а) Знаете ли вы генетические понятия: ген, генотип, фенотип, хромосома, гомозигота, гетерозигота, ... 1 б) Кто является основоположником генетики? 2 в) Назовите год становления генетики? Кто из ученых переоткрыл законы Менделя? 3 г) Объектом изучения наследования признаков у Менделя был? 4 А у Т. Моргана? 5  д) Как называются законы Г. Менделя? 6 е) В каком случае справедлив 3-й закон Менделя? 6 ж) В чем суть закона Т. Моргана? В каком случае справедлив этот закон? 7  10/21/16 10 класс (профиль) Козлова Е.В.
  • 1. “Мозговая атака”
  • а) Знаете ли вы генетические понятия: ген, генотип, фенотип, хромосома, гомозигота, гетерозигота, ... 1
  • б) Кто является основоположником генетики? 2
  • в) Назовите год становления генетики? Кто из ученых переоткрыл законы Менделя? 3
  • г) Объектом изучения наследования признаков у Менделя был? 4 А у Т. Моргана? 5
  • д) Как называются законы Г. Менделя? 6
  • е) В каком случае справедлив 3-й закон Менделя? 6
  • ж) В чем суть закона Т. Моргана? В каком случае справедлив этот закон? 7

10/21/16

10 класс (профиль) Козлова Е.В.

... –– ... ––... –– ... –– ... –– признак ядро хромосома ДНК ген белок признак 10/21/16 10 класс (профиль) Козлова Е.В. " width="640"

клетка

клетка ––... –– ... ––... –– ... –– ... –– признак

ядро

хромосома

ДНК

ген

белок

признак

10/21/16

10 класс (профиль) Козлова Е.В.

белый белый пурпурный белый пурпурный 10/21/16 10 класс (профиль) Козлова Е.В.

белый

белый

пурпурный

белый

пурпурный

10/21/16

10 класс (профиль) Козлова Е.В.

генотип Неаллельные гены Аллельные гены полимерия комплементарность Полное доминирование эпистаз кодоминирование Неполное доминирование рецессивный доминантный  10/21/16 10 класс (профиль) Козлова Е.В.

генотип

Неаллельные гены

Аллельные гены

полимерия

комплементарность

Полное доминирование

эпистаз

кодоминирование

Неполное доминирование

рецессивный

доминантный

10/21/16

10 класс (профиль) Козлова Е.В.

 Неаллельное взаимодействие генов Учитель биологии Козлова Е.В. МБОУ «СОШ № 27» Город Пермь
  • Неаллельное взаимодействие генов

Учитель биологии

Козлова Е.В.

МБОУ «СОШ № 27»

Город Пермь

Дано: А – ген, обуславливающий синтез пропигмента; а – ген, обуславливающий отсутствие пигмента; В – ген, определяющий синтез фермента, под действием которого пропигмент превращается в пигмент; в – ген, определяющий отсутствие фермента; 10/21/16  10 класс (профиль) Козлова Е.В.

Дано:

А – ген, обуславливающий

синтез пропигмента;

а – ген, обуславливающий

отсутствие пигмента;

В – ген, определяющий синтез

фермента, под действием

которого пропигмент

превращается в пигмент;

в – ген, определяющий отсутствие фермента;

10/21/16

10 класс (профиль) Козлова Е.В.

Комплементарное взаимодействие неаллельных генов – это скрещивание, при котором новый признак проявляется лишь в случае одновременного присутствия в генотипе организма двух доминантных неаллельных генов 10/21/16  10 класс (профиль) Козлова Е.В.

Комплементарное взаимодействие неаллельных генов – это скрещивание, при котором новый признак проявляется лишь в случае одновременного присутствия в генотипе организма двух доминантных неаллельных генов

10/21/16

10 класс (профиль) Козлова Е.В.

белый белый белый окрашенный белый 10/21/16 10 класс (профиль) Козлова Е.В.

белый

белый

белый

окрашенный

белый

10/21/16

10 класс (профиль) Козлова Е.В.

Дано: С – ген, обуславливающий выработку пигмента; с – ген отсутствия пигмента; Д – ген супрессор (подавитель); д – ген гипостатик (подавляемый) 10/21/16  10 класс (профиль) Козлова Е.В.

Дано:

С – ген, обуславливающий выработку пигмента;

с – ген отсутствия пигмента;

Д – ген супрессор (подавитель);

д – ген гипостатик (подавляемый)

10/21/16

10 класс (профиль) Козлова Е.В.

Эпистаз – явление скрещивания, при котором ген одной аллельной пары подавляет проявление гена из другой аллельной пары. Доминантный эпистаз Рецессивный эпистаз 10/21/16  10 класс (профиль) Козлова Е.В.

Эпистаз – явление скрещивания, при котором ген одной аллельной пары подавляет проявление гена из другой аллельной пары.

Доминантный эпистаз

Рецессивный эпистаз

10/21/16

10 класс (профиль) Козлова Е.В.

Полимерия или однозначное действие генов – явления скрещивания, при котором степень выраженности признака зависит от действия нескольких различных пар аллельных генов, причем, чем больше в генотипе доминантных генов каждой пары, тем ярче выражен признак. кумулятивная Цвет кожи человека зависит от числа (А) генов в генотипе. цвета кожи у человека Р: ○ а а а а х □ А А А А  белая черная G: аа АА F 1: ААаа – мулат Р1: ○ ААаа × □ Аааа  мулат мулат F2: 1/16 – АААА негр; 1/16 -аааа – белая кожа; 14/ 16 - мулаты(чем меньше А, тем светлее кожа) 10/21/16  10 класс (профиль) Козлова Е.В.

Полимерия или однозначное действие генов – явления скрещивания, при котором степень выраженности признака зависит от действия нескольких различных пар аллельных генов, причем, чем больше в генотипе доминантных генов каждой пары, тем ярче выражен признак.

кумулятивная

Цвет кожи человека зависит от числа (А) генов в генотипе.

цвета кожи у человека

Р: ○ а а а а х □ А А А А

белая черная

G: аа АА

F 1: ААаа – мулат

Р1: ○ ААаа × □ Аааа

мулат мулат

F2: 1/16 – АААА негр;

1/16 -аааа – белая кожа;

14/ 16 - мулаты(чем меньше А,

тем светлее кожа)

10/21/16

10 класс (профиль) Козлова Е.В.

некумулятивная 10/21/16 10 класс (профиль) Козлова Е.В.

некумулятивная

10/21/16

10 класс (профиль) Козлова Е.В.

10/21/16 10 класс (профиль) Козлова Е.В.

10/21/16

10 класс (профиль) Козлова Е.В.

Множественное действие гена – плейотропия Признак 1 Признак 2 ген хромосома Признак 3 Признак 4 10/21/16 10 класс (профиль) Козлова Е.В.

Множественное действие гена – плейотропия

Признак 1

Признак 2

ген

хромосома

Признак 3

Признак 4

10/21/16

10 класс (профиль) Козлова Е.В.

10/21/16 10 класс (профиль) Козлова Е.В. 14

10/21/16

10 класс (профиль) Козлова Е.В.

14

Выводы: 1. Генотип организма состоит из отдельных, независимо комбинирующих генов. 2. Генотип является целостной системой взаимодействующих между собой генов. 3. Каждый ген оказывает влияние на развитие не одного, а многих признаков организма. 10/21/16 10 класс (профиль) Козлова Е.В. 14

Выводы:

1. Генотип организма состоит из отдельных, независимо комбинирующих генов.

2. Генотип является целостной системой взаимодействующих между собой генов.

3. Каждый ген оказывает влияние на развитие не одного, а многих признаков организма.

10/21/16

10 класс (профиль) Козлова Е.В.

14

Использованная литературы и интернет-ресурсы http://festival.1september.ru/articles/416934/ http://festival.1september.ru/articles/568136/ http://mirbiologii.ru/vzaimodejstvie-genov-urok-biologii-klass.html Биология. 10 класс: поурочные планы по учебнику Д. К. Беляева, П. М. Бородина, Н. Н. Воронцова. II часть Уроки биологии. 10(11) класс. Развернутое планирование. Пименов А.В. Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2003. — 272 с: ил. — (Учитель года России). http://900igr.net/prezentatsii/biologija/Nasledovanie-pri-vzaimodejstvii-genov/027-F.html http://ru.convdocs.org/docs/index-105341.html?page=4 http://900igr.net/fotografii/biologija/Nasledovanie-pri-vzaimodejstvii-genov/034-Nekumuljativnaja-polimerija.html http://bizstore.ru/uploads/posts/2013-06/rep103c5k8l.jpg http://biologylife.ru/vzaimodejstvie/mnozhestvennoe-dejstvie-genov.html http://www.myshared.ru/slide/259993 / 10/21/16 10 класс (профиль) Козлова Е.В. 14 14
  • Использованная литературы и интернет-ресурсы
  • http://festival.1september.ru/articles/416934/
  • http://festival.1september.ru/articles/568136/
  • http://mirbiologii.ru/vzaimodejstvie-genov-urok-biologii-klass.html
  • Биология. 10 класс: поурочные планы по учебнику Д. К. Беляева, П. М. Бородина, Н. Н. Воронцова. II часть
  • Уроки биологии. 10(11) класс. Развернутое планирование. Пименов А.В. Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2003. — 272 с: ил. — (Учитель года России).
  • http://900igr.net/prezentatsii/biologija/Nasledovanie-pri-vzaimodejstvii-genov/027-F.html
  • http://ru.convdocs.org/docs/index-105341.html?page=4
  • http://900igr.net/fotografii/biologija/Nasledovanie-pri-vzaimodejstvii-genov/034-Nekumuljativnaja-polimerija.html
  • http://bizstore.ru/uploads/posts/2013-06/rep103c5k8l.jpg
  • http://biologylife.ru/vzaimodejstvie/mnozhestvennoe-dejstvie-genov.html
  • http://www.myshared.ru/slide/259993 /

10/21/16

10 класс (профиль) Козлова Е.В.

14

14

10/21/16 10 класс (профиль) Козлова Е.В. 14

10/21/16

10 класс (профиль) Козлова Е.В.

14


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!