Урок математики в 4 Д классе по учебно-методическому комплекту «Школа России»
Тема: «Решение задач на встречное движение»
Учитель начальных классов
МАОУ « СОШ № 94»
Павлова Е.В
2022-2023
Цель:
устанавливать связи между величинами при описании скорости, времени, расстояния;
научиться находить скорость сближения;
применять эти умения для решения практических задач;
научиться выполнять краткую запись задачи при помощи чертежа;
формировать личностные, регулятивные и коммуникативные УУД;
развивать речь, мышление, познавательную деятельность;
развивать контрольно-оценочную самостоятельность учащихся.
Задачи:
1. Образовательные:
выбор наиболее эффективных способов решения задач на встречное движение; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; отработка вычислительных навыков; установление причинно-следственных связей.
2. Развивающие:
активизация интереса к получению новых знаний, воспитание уверенности, трудолюбия, создание условий для развития коммуникативной культуры, навыков делового общения.
Тип урока: открытие нового знания
Оборудование:
интерактивная доска;
интерактивное учебное пособие по математике 4 класс ФГОС;
рабочие тетради по математике на печатной основе С.И. Волкова, 2 часть;
«Математика» учебник для общеобразовательных учреждений. ШКОЛА РОССИИ 4 класс. ФГОС.
План проведения урока
Этапы урока
Цели и задачи этапа на уровне формирования универсальных учебных действий
1. Организационный момент
Предметная рефлексия
2. Актуализация знаний
3. Этап работы с информацией (постановка проблемы)
Ориентирован на формирование познавательных универсальных учебных действий:
умения формулировать вопросы к тексту;
самостоятельно формулировать ответы с опорой на текст;
4. Открытие детьми нового знания
Ориентирован на формирование познавательных и коммуникативных УУД:
ставить учебную проблему;
открывать субъективно новое знание;
выражать его в доступных формах (постановку проблемы и поиск решения – на этапе введения знаний; выражение решения и реализацию продукта – на этапе воспроизведения (проговаривания) знаний)
5.Этап первичного закрепления.
Ориентирован на формирование:
познавательных УУД (формирование умений:
по использованию математических знаний для решения математических задач на нахождение скорости сближения и оценки полученных результатов;
по использованию доказательной математической речи;
по работе с информацией, в том числе и с различными математическими текстами;
регулятивных УУД
формирование умений ставить личные цели деятельности, планировать свою работу, действовать по плану,
оценивать полученные результаты;
коммуникативных УУД формирование умений совместно с другими детьми в группе находить решение задачи
оценивать полученные результаты.
6. Этап самостоятельной работы (дифференцированная работа)
Ориентирован на формирование:
познавательных УУД
формирование умений по использованию математических знаний для решения различных математических задач и оценки полученных результатов;
регулятивных УУД
формирование умений ставить личные цели деятельности,
планировать свою работу
действовать по плану
оценивать полученные результаты;
коммуникативных УУД формирование умений совместно с другими детьми в группе сверять полученные результаты с образцом.
7. Этап подведения итогов.
Прогнозирование и самоопределение по выполнению домашнего задания. Предметная рефлексия. Формирование регуляторного опыта. Развитие умений формулирования вопросов.
Ход урока.
I. Организационный момент.
У-Я начну урок вот такими словами:
Помогаем друг другу сделать шаг к успеху
У - Я хочу, чтобы эти строчки стали девизом для нашей сегодняшней работы.
IL Актуализация знаний.
-------------------------------------------------------------------------------------------------
Урок начнём с математической разминки.
1.Устный счёт.
6т- сколько кг?ц? ( 6000 кг, 60ц)
5кг- сколько г? (5000г)
2м20см- сколько дм? (22дм)
7кв.м – сколько кВ см ? (70000)
Как находим Р прямоугольника со сторонами Ви С? ( В+С) х2
Как вычислить S квадрата со стороной А ? (А х А)
Как находим неизвестное делимое в уравнении?
Как находим неизвестное вычитаемое?
- В каких единицах измеряется время? Расстояние? Скорость?
-Как найти время?
-Как вычисляем расстояние?
-Как найти скорость?
Работа у доски по карточкам.
1.
Решить уравнения:
Х + 120= 40 х 5
Х х20 =240
2.
Вычисли примеры:
753 х40 =
178 х 300 =
3. Реши наименованные примеры:
6ч 10 мин = ----мин
72000кг = -----ц
2м20см =----дм
9000м =------км
Б) Математический диктант. ( письменно)
1. Верблюд пробежал 150 километров за 3 часа. Какова скорость верблюда? (150 :3 = 50 км/ч)
2. Майский жук летел 2 часа со скоростью 11 километров в час. Какое расстояние пролетел жук? ( 2х11 =22км)
3. Велосипедист ехал 3 часа со скоростью 14километров в час. Какое расстояние он проехал? ( 3х14=42км)
4. Лыжник прошел 60 километров со скоростью 15 километров в час. За какое время лыжник преодолел это расстояние? (60:15=4ч)
5. Почтовый голубь пролетел 15 километров за 5 минут. С какой скоростью летел голубь? (15:3=5 км/мин)
Как можно назвать все эти задачи? (задачи на движение)
Что такое «движение»? (перемещение в пространстве в определённом направлении)
Что такое математическая разминка? (движение мыли)
Мне хотелось узнать скорость движения вашей мысли в начале урока.
Она хорошая, думаю, до конца урока вы её не сбавите.
Постановка проблемы. (Подводящий диалог)
У - Вы очень хорошо справились с соответствием, вспомнили взаимосвязь между величинами.
У - Рассмотрите таблицу (на доске изображение автомобилей движущихся навстречу друг другу, интерактивное учебное пособие по математике)
У -Что вы можете сказать о движении 2 машин? (Они двигаются навстречу друг другу)
У - Какая величина появляется между машинами? (расстояние)
У - Почему скорости у машин разные? (потому что разная мощность машин)
У - Что можно сказать о третьей величине (машины находятся какое-то время в пути)
У - Итак, цель урока сегодня – научиться находить скорость сближения;
-применять эти умения для решения практических задач; научиться выполнять
краткую запись задачи при помощи чертежа.
На доске открывается тема. "Решение задач на встречное движение".
IV. Открытие детьми нового знания.
У 1)Рассмотрим новый вид задач (электронное приложение к учебнику М.М. Моро включается без звука); учащиеся работают в тетради.
Задача.(на доске картинка)
У -Автобус и автомобиль выехали навстречу друг другу и встретились через 3 часа. Скорость автобуса – 60 км\ч, а скорость автомобиля – 90 км\ч. Найди расстояние между городами. (учитель работает на интерактивной доске, параллельно ведётся диалог)
У - Как движутся транспортные средства? (Навстречу друг другу);
У - Что происходит с расстоянием (Оно между ними сокращается)
У - После встречи автобус и автомобиль что делают? (удаляются друг от друга)
У - Это задача на встречное движение, потому что в ней речь идёт о двух транспортных средствах, которые движутся навстречу друг другу.
У -Сделаем чертёж к нашей задаче.
- Что обозначают на чертеже отрезком? (расстояние, его нужно найти);
- Записываем под отрезком вопросительный знак
- Как двигаются автомобили (навстречу друг другу)
- Покажем это на чертеже стрелками и запишем скорости движения, данные в условии задачи.
- Что произойдёт с машинами, когда они приблизятся друг к другу (они встретятся)
- Место встречи машин отмечаем флажком.
- Какое транспортное средство двигается быстрее? (автомобиль, т.к. его скорость больше, значит он проедет большее расстояние)
- Итак, если автомобиль двигался быстрее автобуса, то флажок на чертеже будет находиться ближе к тому месту, откуда выехал автобус.
- Какое время движения автомобилей? (3 часа, поэтому расстояние каждого нужно поделить на 3 равные части)
- Что будет обозначать каждая часть? (каждая такая часть будет обозначать расстояние пройденное за 1 час)
- Заметим, что части слева и справа от флажка получились разными, т.к. разная скорость движения.
- Что обозначает каждая часть справа и слева от флажка? (расстояние автобуса за 1 час, т.е. 60 км\ч и расстояние автомобиля за 1 час, т.е. 90 км\ч);
- Из чего складывается расстояние между городами? (из расстояния, которое проехал автобус и расстояния, которое проехал автомобиль до их встречи)
-Как найти расстояние автомобиля и автобуса? (это расстояние находится умножением скорости на время, после этого полученные величины надо сложить)
Появляется решение 60х3 + 90х3= 450 (км)
У - Эту задачу можно решить другим, более рациональным способом
Проследим путь автомобиля и автобуса.
- Как они начинали движение? (они начинали путь одновременно)
- В каких точках они оказались после первого часа пути (ответ учащихся и показ на чертеже)
- Сколько километров проехали за это время автобус и машина? (автобус проехал 60 км, а машина 90 км)
- Насколько они сблизились за 1 час? (на 150 км)
- По другому можно сказать, что скорость сближения машин равна 150 км\ч. Для её нахождения мы сложили скорости автобуса и автомобиля.
- На сколько сблизились транспортные средства за следующий час пути?
(ещё на 150 км и за 3 час пути ещё на 150 км)
У- Вывод: до встречи машины сближались 3 раза по 150 км, т.к. они были в пути 3 часа. Значит, чтобы найти расстояние между ними надо скорость сближения умножить на время. Получается 450 км.
Вывешивается опорная схема:
S = Vсбл х t
V(сбл) = V1+ V2
РАБОТА В ТЕТРАДЯХ.
Чертим чертёж и решаем задачу.
1 способ
60х3 + 90х3 =450 км.
11 способ
(60 + 90) х3 = 450км
Обратные задачи с чертежами.
VI. Первичное закрепление.
1) А сейчас мы используем выведенное нами правило при решении задачи.
С.И.Волкова «Математика. Рабочая тетрадь» на печатной основе, 2 часть, страница 21.
Задание: Закончи схематический чертёж к задаче и реши её, записывая вопросы.
Задача.
Два мотоциклиста выехали одновременно из двух посёлков навстречу друг другу. Один из них ехал со скоростью 40 км\ч, другой – 60 км\ч. Мотоциклисты встретились через 3 часа. Какое расстояние между этими двумя посёлками?
Решение задачи в тетради. Коллективная проверка.
2) Дифференцированная работа
1.Учащимся предлагается решить задачу на встречное движение двумя способами.
Тест по теме «Задачи на встречное движение» (электронное приложение к учебнику М.И. Моро)
Учащимся предлагается решить задачу на встречное движение двумя способами.
Задача.
Два поезда вышли одновременно навстречу друг другу из двух городов и встретились через 4 часа. Первый шёл со скоростью 70 км\ч, второй – 90 км\ч. Найди расстояние между городами.
V. Физкультминутка. (Дети двигаются на месте, держа в руках воображаемый руль. Делают разворот, двигаются в противоположную сторону маршируют.)
Практическая работа у доски и в тетрадях. Учебник с. 16 №61
Рефлексия
У – сегодня мы учились решать задачи на движение, но все вы знаете, что с дорогой шутить опасно. Чтобы быть здоровым, нужно соблюдать правила дорожного движения, которые должны соблюдать как водители, так и пешеходы
Задача на соблюдение скорости движения.( на флешке)
VII. Итог урока.
У- Давайте вспомним цель сегодняшнего урока? (научиться находить скорость сближения; применять эти умения для решения практических задач; научиться выполнять краткую запись задачи при помощи чертежа).
– Как вы считаете, мы её достигли?
- Под каким девизом мы работали? (помогаем друг другу сделать шаг к успеху)
- Чем вы помогали друг другу?
- Что нового старались усвоить?
- Какая новая величина появляется при решении задач на движение? (скорость сближения)