Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Псковской области
«Опочецкий индустриально-педагогический колледж»
«Утверждаю»
зам. директора
по учебно-методической работе
_______________ М.Л.Андреева
«____» _______________2019 год.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
зачетного занятия по учебной дисциплине
ОП.06 «Безопасность жизнедеятельности»
для студентов 1 курса 1 ПП группы
социально-педагогического (заочного) отделения
по специальности 44.02.01
«Дошкольное образование»
за 2 семестр 2018 – 2019 учебного года
Преподаватель: Константинова С.М.
Материалы дифференцированного зачета утверждены на заседании кафедры математических, естественно-научных дисциплин и продуктивных видов деятельности
Протокол № 2 от 26.02.2019 года
Зав.кафедрой_________________ Константинова С.М.
Студенты выбирают на зачетном занятии по две ситуации из предложенного перечня блоков ситуационных задач.
1.1 Ситуационные задачи к теме «Опасности природного характера»
Задача 1
Вы сидите дома или на службе и вдруг чувствуете слабый толчок. Что это? Наверное, в соседней комнате кто-то уронил что-то тяжелое или на улице в стену дома врезался автомобиль – предполагаете вы. Толчки нарастают. Лопнуло, посыпалось со звоном оконное стекло. Полетели с полок книги, самопроизвольно отъехал от стены тяжелый шкаф. А вот уже, раздирая обои и штукатурку, поползли по стенам трещины, зашатался, запрыгал под ногами пол. Вы понимаете, что это – _________. Ваши действия?
Задача 2
Житель многоэтажного дома проснулся от страшного, грохота, рушились стены и перекрытия, слышался звон разбивающегося стекла, крики и стоны людей. Обрушившаяся потолочная плита зависла на спинках кровати, человек успел осознать, что он чудом остался жив. Что могло быть причиной создавшейся ЧС? Что следует сделать потерпевшему в подобной ситуации?
Задача 3
Ваш дом находится в районе города, где по прогнозам возможно затопление во время половодья. Население данного района заблаговременно получило сообщение об угрозе наводнения и необходимости эвакуации.
Опишите ваши действия в данной ситуации.
Задача 4
Представьте, что летом вы отдыхаете на даче или в деревне. С погодой не повезло, льют бесконечные дожди, в результате летнего паводка неожиданно ваше жилище оказалось в зоне затопления, и вода прибывает с каждым часом.
Какие действия вам следует предпринять в данной ситуации?
Задача 6
Население поселка получило штормовое предупреждение о надвигающемся урагане.
О чем должно позаботиться население, чтобы обезопасить себя и свести к минимуму ущерб, который может нанести стихия?
Задача 7
Родственники, живущие в соседнем городе (в 150 км), пригласили вас вместе встретить Новый год. После работы, 31 декабря, вы отправились туда на личном автомобиле, несмотря на то, что синоптики прогнозировали метели и заносы на дорогах. Вскоре после выезда на трассу (через 50 км) метель превратилась в снежную бурю, практически лишив водителей видимости.
Что следует предпринять? Что вы предпочтете: вернуться домой или, максимально снизив скорость, продолжить поездку?
Задача 8
Туристы забрались в старую штольню, от криков и баловства произошло обрушение грунта со свода, и один из ребят оказался в завале.
Что следует предпринять в данной ситуации?
1.2 Ситуационные задачи к теме «Аварии на транспорте»
Задача 1
Стюардесса самолета, сообщает пассажирам, что в связи с неполадками на борту, самолет должен произвести вынужденную посадку.
Что следует предпринять пассажирам в данной ситуации и в момент эвакуации? Какие основные правила пользования воздушным транспортом должны соблюдать пассажиры?
Задача 2
Самолет терпит крушение над Атлантикой. Экипаж успевает послать на землю сигнал SOS и свои координаты. Стюардесса сообщает пассажирам о сложившейся на борту ситуации и дает им указания.
Какие это рекомендации? Как должны вести себя пассажиры в данной ситуации?
Задача 3
В вагоне поезда возник пожар. В купе появился едкий дым.
Как должны повести себя пассажиры в данной ситуации, если возгорание не удалось сразу локализовать и устранить?
Задача 4
Человек оказался свидетелем дорожно-транспортного происшествия, в котором есть пострадавшие.
Что ему следует предпринять, если он не выступает лишь в качестве любопытствующего ротозея в данной ситуации?
Задача 5
Школьники – победители в конкурсе на самый дружный класс – были премированы путевкой в г. Москву. Перед поездкой классный руководитель провел инструктаж и обсудил со школьниками, какие правила следует знать и соблюдать человеку при пользовании железнодорожным транспортом. Какие места в поезде считаются наиболее безопасными. В каких случаях пассажир может сорвать стоп-кран. Когда во время следования нельзя срывать стоп-кран.
Как бы вы ответили на эти вопросы?
1.3 Ситуационные задачи к теме «Пожары и взрывы»
Задача 1
Взрыв газа в жилом доме привел к разрушению конструкций. Жилец одной из соседней квартиры оказался под обломками в завале.
Какие действия ему следует предпринять в данной ситуации?
Задача 2
В комнате произошло возгорание телевизора, стоящего в мебельной стенке.
Какие меры надо предпринять для локализации и ликвидации возникшей пожарной ситуации?
Задача 3
Группа студентов зимой приехала на дачу. Ребята затопили печь, чтобы прогреть помещение. К вечеру многие стали ощущать головную боль, головокружение, шум в ушах. Решено было проветрить помещение и проверить дымоход.
Какие еще признаки могут свидетельствовать об отравлении угарным газом? Какими могли бы быть последствия, если бы ребята не обратили внимание на свое самочувствие и легли спать в этом помещении? В чем заключается первая помощь при отравлении угарным газом?
Задача 4
Вы живете в многоэтажном здании на 5 этаже. Зашли в подъезд и почувствовали сильный запах дыма. Решили быстрее выяснить его причину и подняться на лифте.
Продолжите свои действия или измените решение.
1.4 Ситуационные задачи к теме «Опасности социального характера»
Задача 1
Младший из братьев собрался на митинг вместе с друзьями, чтобы интересно провести выходной день. Узнав об этом, старший брат предостерег его от участия в митинге, когда выяснил, что братишка не знает, санкционирован митинг или нет. Он дал ему на всякий случай совет, как следует себя вести на митингах и демонстрациях, в толпе и при большом скоплении людей, вспомнив, что эти вопросы обсуждались на занятиях БЖД в вузе.
Какими должны быть эти советы?
Задача 2
Во время классного часа учитель рассказывал школьницам, что следует делать в случае угрозы изнасилования и знание каких приемов поможет избежать изнасилования.
Попробуйте сформулировать основные правила поведения при угрозе насилия, если бы вам предстояло самим провести подобную беседу.
Задача 3
Вы сегодня ждете гостей, и вот – звонок. Значит, гости начинают собираться, думаете вы и радостно распахиваете дверь. А на пороге – преступники-грабители. Вы понимаете, что совершили ошибку. А ведь в другие дни вы всегда были бдительны.
А как теперь быть? Попробуйте найти выход из данной ситуации.
Задача 4
Очень часто, анализируя поступки, человек понимает, что сам своим поведением или необдуманным поступком спровоцировал ту или иную ситуацию, которая может стать угрозой его моральному самочувствию, здоровью, а порой и жизни.
Что такое виктимное поведение? И какие примеры грубого виктимного поведения вы могли бы привести, если бы вам пришлось на эту тему вести беседу со сверстниками?
Задача 5
При возвращении домой вы обнаружили, что дверь в вашу квартиру взломана.
Опишите ваши действия в подобной ситуации.
Задача 6
Вы увидели подозрительного человека в подъезде и рискнули подняться с ним в лифте. Вам повезло, вы благополучно поднялись до своего этажа.
Однако опишите ваши действия в случае нападения в лифте.
Задача 7
Каждый день вы получаете телефонные звонки с угрозой и шантажом от неизвестного человека.
Что следует предпринять в случае подобного хулиганства по телефону?
Задача 8
Воспитатель заметил, что один из воспитанников всегда неопрятен, неусидчив, не способен сосредоточиться на занятии. О чем могут свидетельствовать указанные личностные и поведенческие особенности ребенка?
Критерии оценки ответов студентов.
Оценка «5» ставится в том случае, если студент показывает верное понимание рассматриваемых вопросов, дает точные формулировки и истолкование основных понятий, строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ примерами, умеет применить знания в новой ситуации;
Оценка «4» ставится, если ответ удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов;
Оценка «3» ставится, если студент правильно понимает суть рассматриваемого вопроса, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса БЖ, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; умеет применять полученные знания при решении ситуационных задач с использованием стереотипных решений, но затрудняется при решении задач, требующих более глубоких подходов в оценке явлений и событий; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов;
Оценка «2» ставится, если студент не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.