СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задание для дифференцированного зачетного занятия по МЭО.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предназначены материалы для студентов по специальности Дошкольное образование.

Просмотр содержимого документа
«Задание для дифференцированного зачетного занятия по МЭО.»


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Псковской области

«Опочецкий индустриально-педагогический колледж»

«Утверждаю»

зам. директора

по учебно-методической работе

_______________ М.Л.Андреева

«____» _______________2019 год.



МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Проведения дифференцированного зачета

по МДК 03.03.

«Теория и методика экологического образования дошкольников»

для студентов 1 курса 1 ПП группы

социально-педагогического (заочного) отделения

по специальности 44.02.01

«Дошкольное образование»

за 2 семестр 2018 – 2019 учебного года



Преподаватель: Константинова С.М.

Материалы дифференцированного зачета утверждены на заседании кафедры математических, естественно-научных дисциплин и продуктивных видов деятельности

Протокол № 2 от 26.02.2019 года



Зав.кафедрой_________________ Константинова С.М.

Дифференцированный зачет проводится в форме защиты портфолио, по индивидуальной, выбранной теме.

В каждой теме портфолио разработаны вопросы, по которым студенты готовят защиту.

Портфолио 1: «Экологическое воспитание дошкольников»

Задание:

1.Концепция экологического воспитания дошкольников, краткая аннотация.

2.Анализ программ экологического образования дошкольников, анализ 5 ведущих программ.

3.Конспекты кратковременных наблюдений в живой и не живой природе в разных возрастных группах ДОО(1конспект).

4.Конспект занятия по экологическому образованию во 2 младшей группе ДОО, тема любая на выбор.

5.Картотека игр на закрепление знаний о животных в разных возрастных группах ДОО.

6.Сценарий игровой обучающей ситуации, сюжетно-ролевая игра с дидактической ролью в старшей группе ДОО (конспект 2 занятия с применением этих видов деятельности).

7.Сценарий экологического развлечения.

8.Подборка физкультминуток к занятиям по экологическому воспитанию.

9.Подборка литературного материала о природе (стихи, загадки, пословицы и поговорки, приметы).

10.Диагностика уровня экологического воспитания детей о мире животных и растений по 2.

11.Работа с родителями по экологическому воспитанию в ДОО, краткая аннотация.

Портфолио 2: «Эколого-развивающая среда в детском саду»

Задание:

1Конспект познавательного экологического занятия в старшей или подготовительной к школе группе детского сада для расширения знаний детей об особенностях приспособления живого организма к окружающей среде (цель занятия, его вид в соответствии с требованиями примерной образовательной программы детского сада; задачи, методы и приемы обучения, требования к наглядному материалу; деятельность педагога и деятельность детей);

  1. Рассказ воспитателя для детей старшего дошкольного возраста о приспособлении живого организма к среде обитания по плану:

  2. - потребности живого организма;

  3. -особенности строения живого организма;

  4. -приспособление к окружающей среде;

  5. Примеры дидактических игр и упражнений, моделей на закрепление умений детей устанавливать причинно-следственные связи между объектами в природе;

  6. Пример детской природоведческой литературы (ксерокопия) для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста;

  7. Примеры опытно-экспериментальной деятельности в природе (с живой и неживой природой) возрастная группа на собственный выбор;

  8. .Конспект познавательной экскурсии, природоохранной акции или экологического развлечения (возрастная группа на собственный выбор);

  9. .Конспект проведения наблюдения для старшей возрастной группы.

  10. .Пример моделей (предметных, предметно-схематических, графических) (можно распечатать) цель и задачи использования в работе с детьми дошкольного возраста; особенности использования моделей и моделирующей деятельности в совместной образовательной деятельности воспитателя и ребенка, в непосредственной образовательной деятельности воспитателя и ребенка;


Портфолио 3: «Моделирование в экологическом воспитании дошкольников»

Задание:

1. Понятие о моделях и моделировании

1. Графические модели и моделирующая деятельность в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с природой.

2. Классификация моделей и видов моделирования.

3. Моделирование как средство экспериментального исследования.

4. Как обучать дошкольников моделированию.

5. Существующие модели при ознакомлении детей с природой и их характеристика.

6. Применение моделирования в программах «Детство», «Развитие», «Наш дом – природа», «Юный эколог», «Мы» (примеры).

7.Разработайте обобщенные графические модели для различных систематических групп животных (на выбор для 2 групп любого систематического ранга).

8. Приведите пример занятия для любой из возрастных групп ДОУ с применением моделей (письменно).

9. Представить конспекты 3 занятий для разных возрастных групп дошкольников с применением моделирования.

10.Разработать макет календаря наблюдений за погодой для старшей группы дошкольников, представить мини- макет.

11. Создать макет зеленой зоны в ДОУ.

Портфолио 4:«Экологические проекты и экотренинги».

Задание:

1. Понятие «Экологический проект». История метода, использование метода проектов в дошкольной педагогике. Этапы и участники проекта. Длительные и кратковременные проекты. Проекты И.В. Цветковой, Н.А. Рыжовой, волгоградских педагогов.

2.Экотренинг как разновидность психологического тренинга для формирования субъективно-непрагматического отношения к миру природы (В.А. Ясвин). Психогимнастика как метод формирования эмпатии по отношению к объектам природы (Е.А. Алябьева).

3.Подготовьте краткое описание проектов Н.А. Рыжовой и И.В. Цветковой.

4. Объясните сущность экотренинга и специфику его проведения в ДОУ, используя материал по экотренингам Н. Токмаковой и В.А.Ясвина.

5.Приведите примеры использования психогимнастики для формирования эмпатии по отношению к объектам природы, проведите на занятии одно из выбранных Вами психогимнастических упражнений.

6. Создать проект «Мое дерево» в виде презентации или альбома, используя методические рекомендации Н.А. Рыжовой.

7.Элементарные опыты (эксперименты) в системе экологической работы с детьми дошкольного возраста.

8. Элементарная поисковая деятельность как комплексный метод эколого-педагогической работы с детьми.

9. Представить разработки 3 занятий для разных возрастных групп дошкольников с использованием элементов поисковой деятельности.

10. Представить тематику проектов по изучению мира животных и растений для разных возрастных групп.

Портфолио 5: «Экологическая тропинка».

Задание:

1. Значение и роль экологической тропинки в экологическом образовании дошкольников.

2. Типы экологических тропинок, критерии выбора маршрута и объектов.

3. Этапы создания и оформления тропинки.

4. Оборудование для организации наблюдений.

5. Оформление материалов для работы с детьми. «Экологический паспорт тропинки».

6.Разработать проект экологического паспорта тропинки – некоторые его элементы: план-схему тропинки (например, на территории детского сада), список видовых точек, описание некоторых видовых точек или точки. Портфолио 6: « Наблюдения в экологическом воспитании дошкольников».

Задание:

1. Наглядность – основной принцип экологического образования. Использование наглядных методов, в т.ч. иллюстраций, настольно-печатных игр, коллажей, видеофильмов. Фонотека и видеотека.

2. Особенности наблюдения как одного из основных методов, повышающих познавательную активность детей

3. Виды наблюдений, проводимых в детском саду (на примере применения наблюдении в различных комплексных и парциальных программах). Циклические наблюдения. Недельные наблюдения. Наблюдения во время работы по экологическим проектам.

4. Методические требования к подготовке и проведению наблюдений. Организация наблюдений за природными объектами, процессами и явлениями.

5. Особенности проведения наблюдений в разных возрастных группах.

6. Понятие о циклических наблюдениях (циклы наблюдений за природными объектами, недельные наблюдения на участке ДОУ). Фиксация результатов (календари природы, фенологический календарь).

7.На основе литературных данных выяснить значение наблюдений в экологическом воспитании детей. Познакомиться с разными видами наблюдений в детском саду. Описать методику проведения наблюдений в групповой комнате или уголке природы для разных возрастных групп

8.Разработать методику наблюдений в природе для разных возрастных групп за природным объектом (по выбору студента: желательно, чтобы объект был доступным для наблюдения на территории детского сада).

9.Разработать цикл наблюдений за хомячком или морской свинкой (указать номер, название и цель каждого наблюдения).

Портфолио 7: « Использование словесных методов в экологическом образовании дошкольников».

Задание:

1. Определение словесных методов, их роль в экологическом образовании детей.

2. Классификация словесных методов.

3. Примеры рассказов воспитателя. Составление сказок, загадок.

4. Чтение познавательной и художественной литературы.

4. Методика применения словесных методов во время экологических занятий.

5. Особенности применения словесных методов для разных возрастных групп.

6. Характеристика применения словесных методов в комплексной программе «Радуга» и парциальной программе «Наш дом – природа» (авторские сказки и рассказы, загадки - примеры).

7. Придумайте экологическую сказку с применением одного из методов составления сказки (по Н.А. Рыжовой).

8.Приведите пример занятия для любой из возрастных групп с применением данного метода (укажите, что именно вы используете – рассказ, чтение и т.д.)

Портфолио 8:Использование игры в экологическом образовании дошкольников

Задание:

1. Определение игровой деятельности, роль ее в экологическом образовании детей.

2. Классификация игр. Примеры игр. Описание отдельных видов игр.

3.Игровые обучающие ситуации (ИОС), их виды, методика проведения занятий с использованием ИОС.

4. Особенности применения игр в различных программах для ДОУ.

5.Придумайте ИОС со своим сказочным персонажем и со своим сюжетом.

6.Придумайте дидактическую игру (словесную или настольно-печатную) на тему: «Способы приспособления животных к окружающей среде» или «Способы защиты у растений».

Портфолио 9: Диагностика в эколого-педагогическом процессе дошкольно­го учреждения.

Задание:

1. Значение и место диагностики в совершенствовании эколого-педагогического процесса дошкольного учреждения.

2. Задачи, методы и формы организации диагностики уровня экологического развития детей. Педагогические условия и методика проведения обследования: тестирование, использование наблюдений за поведением детей, системы заданий; составление диагностических карт, создание специальных ситуаций,

3. Фиксация полученных результатов: ответов детей, особенностей их поведения, эмоциональных проявлений и др; количественный и качественный анализ результатов обследования, их обобщение. Выводы и методические рекомендации по совершенствованию эколого-педагогического процесса с детьми дошкольного возраста: коррекции деятельности воспитателя, планированию работы в соответствии с индивидуальными особенностями детей.

4.Составьте таблицу сравнительного анализа различных подходов к проведению диагностики (на выбор два подхода: Николаева С.Н., Рыжова Н.А., Арсентьева В.П., Бондаренко Т.М., Дерябо С.Д., Соломенникова О.А., Корепанова М.В., Кондратьева Н.Н., Бурлакова Е.Н. и др.)

5.Составьте диагностику сформированности экологических представлений для детей подготовительной группы на тему «Сообщество живых организмов степи.



Критерии оценивания защиты портфолио:



Оценка «отлично»: 

портфолио демонстрирует полноту содержания всего комплекта документов. Различные виды документации заполнены с соблюдением требований к их оформлению. Контролирующая документация представлена в полном объеме. Наличие положительных отзывов с баз практики о выполненных видах работ. Содержание портфолио свидетельствует о высоком уровне самоотдачи обучающегося и его творческом подходе. Прослеживается стремление студента к самообразованию и повышению квалификации, представлены различные виды самостоятельной работы, использованы разнообразные источники информации. В оформлении портфолио проявляются оригинальность, изобретательность и высокий уровень владения информационно-коммуникационными технологиями.

Оценка «хорошо»:

 портфолио демонстрирует большую часть от содержания всего комплекта документов, однако часть заполненной документации не соответствует требованиям. Контролирующая документация представлена в полном объеме. Наличие положительных отзывов с баз практики о выполненных видах работ. Самостоятельная работа представлена однообразно, нет разнообразия в представленных источниках информации. Обучающийся проявляет средний уровень владения информационно - коммуникационными технологиями.

 

Оценка «удовлетворительно»:

 портфолио демонстрирует половину материалов от содержания всего комплекта документов. Большая часть документации не соответствует требованиям заполнения. Не в полном объеме представлена контролирующая документация. Отзывы с баз практики содержат замечания и рекомендации по совершенствованию профессиональных умений и навыков. Фрагментарно представлены источники информации и мало видов самостоятельной работы. В оформлении отсутствует творческий подход. Проявляется низкий уровень владения информационно-коммуникационными технологиями.

 








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!