Тема: Загадки и пословицы. Определение жанра.
Сказки – занимательные рассказы с вымышленными событиями и приключениями. В волшебных сказках всегда действуют сверхъестественные силы добра и зла. Они совершают необычные превращения: воскрешают из мертвых, обращают человека в птицу или зверя. Действуют в них и необычные герои: Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Огненный Змей и др.
Герои волшебных сказок сражаются со злом и несправедливостью и всегда побеждают.
Анализ литературной и народной сказок (волшебной, бытовой, о животных ) максимально приближается к анализу рассказа, поскольку сказка и рассказ являются представителями одного рода литературы – эпического. Волшебные сказки имеют свою композиционную особенность: зачин, трехразовые повторы, концовку. При их анализе организуются наблюдения Жанровыми особенностями сказки (композицией, сказочными выражениями) и выясняется направленность волшебных сил: кому они помогают и почему, как это характеризует героев сказки .
Литерату́ра (лат. lit(t)eratura, — написанное, от lit(t)era — буква) — в широком смысле слова совокупность любых письменных текстов.
ФОЛЬКЛО́Р
1.Устное народное творчество.
2.Совокупность обычаев, обрядов, песен и др. явлений быта народов.
"Древнерусский ф."
Герои бытовых сказок – простые люди (крестьянин, солдат, крестьянская девушка). Они не обладают сверхъестественной силой, но побеждают врага своим умом, сообразительностью, находчивостью. В этих сказках высмеиваются жадность, глупость, трусость, лень, осуждаются алчность, ненасытность, жестокость, предательство. События в бытовых сказках происходят в обычном, реальном мире: в избе, в лесу, в поле. Анализ бытовой сказки максимально приближается к анализу рассказа. В заключение выясняются жанровые особенности сказки.
В сказках о животных действуют хорошо знакомые всем звери, птицы, животные. В них порицаются трусость, упрямство, зазнайство, зависть, плутовство, утверждаются дружба, бескорыстие, великодушие, мудрость.
Методика анализа сказок о животных существенно не отличается от анализа реалистических рассказов. Учащиеся младшего школьного возраста хорошо
понимают необычность поведения животных в сказках. Нет педагогических
оснований выводить их из этого сказочного условного мира.
Ошибка?
Определи и охарактеризуй сюжеты сказок:
(волшебная,бытовая или о животных)
1. «Курочка ряба».
2. «Снегурочка».
3. «Царевна-лягушка».
4. «Репка».
5. «Лиса и журавль».
Приведи еще примеры.
Оценим наши знания
За каждый правильный ответ 2 балла
Вопрос -ответ
1. Что такое бытовая сказка?
2. Что такое волшебная сказка?
3. Объясни черты сказки о животных.
4. Почему многие сказки соответствуют рассказу?
Проиллюстрируй любимый сюжет в сказке про животных.
Объясни выбор сюжета(почемы именно он) и что в нем поучительного.
А ТЕПЕРЬ РАЗМИНКА !!!