СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Загрязнение литосферы

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Источники загрязнения литосферы. Воздействие с/х техники на почву. Эрозия почв. Охрана литосферы.

Цель занятия: Сформировать понятие о литосфере, ее загрязнении.

Задачи занятия:1. Образовательная - познакомить с масштабом, типом загрязнения литосферы;

2.Развивающая - развивать умения работать с учебником;

3. Воспитательная - воспитывать бережное отношение к литосфере.

Просмотр содержимого документа
«Загрязнение литосферы»

ТЕМА УРОКА: Загрязнение литосферы.


https://www.youtube.com/watch?v=Ibwyey3h-3A&feature=emb_title


Влияние человека на литосферу

Благодаря развитию науки и техники человек оказывает существенное влияние на земную кору: выравнивание территории, изменение ландшафта и литосферы в целом. Для добычи полезных ископаемых роются шахты, карьеры, взрываются горные пласты, бурятся скважины (рис. 7).

Рис 1. Изменение литосферы

При этом происходит существенное изменение литосферы, истощение природных ресурсов, нарушение экологии. После вмешательства человека остаются пустоты в недрах Земли, провалы, терриконы и так далее. Эти нарушения необходимо преобразовывать, для этого проводят рекультивацию. Рекультивация – комплекс мер по экологическому и экономическому восстановлению земель, территорий. На месте котлованов делают пруды, озера, на отвалах и оврагах высаживают деревья и кустарники, корни которых удерживают грунт и не дают развиваться оврагу дальше (рис. 8).

Рис. 2. Рекультивация котлованов, отвалов, оврагов

Литосфера является местом жительства для человека и оказывает существенное влияние на него, является источником полезных ископаемых, а человек влияет на нижнюю твердую оболочку нашей планеты.



Терриконы

Террикон – отвал, искусственная насыпь из пустых пород, извлеченных при подземной разработке месторождений угля и других полезных ископаемых, насыпь из отходов или шлаков от различных производств и сжигания твердого топлива (Рис. 12).

Рис. 3. Терриконы

Известны случаи взрывов терриконов, ведь они содержат пустую горную породу отработанных шахт – некоторое количество угля и другие горючие породы. Терриконы находятся в местах добычи угля и других твердых полезных ископаемых, они имеют значительные размеры, представляя собой небольшие горы. К примеру, высота терриконов вблизи Донецка достигает порядка 110–150 метров (для сравнения высота пирамиды Хеопса – 138,75 метра (рис. 13)).

Рис. 4. Пирамида Хеопса

Для облагораживания территории терриконов проводят озеленение и облесение, рассаживая деревья на терриконах в большом количестве с целью остановить воздействие от разрушения под факторами погодных условий (рис. 14), создают пастбища и горнолыжные спуски.  

Рис. 5. Озеленение терриконов


Известно и такое явление как оползень. Он формируется при условии чередования водоносных и водоупорных пород. В этом случае верхние слои сползают вниз по скользкому водоупору, образуя оползень. Оползни встречаются на Волге и вообще на крутых подмываемых водой берегах рек, озер, морей.


На состояние литосферы в первую очередь оказывает влияние хозяйственная деятельность человека. Она приводит к значительному загрязнению почвы и даже нижележащих слоев. Рассмотрим, как происходит загрязнение литосферы и что может произойти из-за этого.


Как происходит загрязнение

Наибольшему загрязнению подвергается верхний слой литосферы – почва. От количества плодородной почвы зависит жизнь растений, животных и человека. Основными источниками загрязнения литосферы являются:

  • бытовой мусор;

  • сельское хозяйство;

  • промышленные отходы.

Установлено, что на одного человека в год, в среднем, приходится около тонны разнообразного мусора. Часть его – это неразлагаемый мусор. Населенные пункты собирают мусор на свалки. Как его оттуда утилизировать – до сих пор нерешенная задача. Сжигание мусора приводит к выделению большого количества токсичных веществ. Закапывание мусора – это загрязнение почвы и подземных вод.

Свалки – источник загрязнения литосферы

Остро стоит проблема утилизации старых шин и других резиновых деталей. Эти вещи практически не разлагаются, но легко загораются с образованием удушливого дыма.

Огромным загрязнителем почвы является нефть и ее производные. Она нерастворима в воде и при попадании на землю обволакивает почву, делая ее липкой. На этих участках погибают все растения.

Сельское хозяйство загрязняет литосферу путем внесения в почву минеральных удобрений и ядохимикатов. Ежегодно в мире выпускается около миллиона тонн пестицидов. Все они попадают в почву. Это приводит не только к ее загрязнению, но и к ухудшению качества выращиваемых культур. Из минеральных удобрений наиболее опасными являются нитратные и фосфатные.

Наиболее опасный источник загрязнения – это захоронение радиоактивных отходов. На атомных станциях около 98% ядерного топлива выбрасывается в виде отходов. Их закапывают глубоко в землю в стальных контейнерах.

Захоронение радиоактивных отходов – наиболее опасный вид загрязнения

Возможные последствия

Литосфера очень медленно самоочищается. Процесс этот гораздо медленнее, чем её загрязнение. Поэтому последствия загрязнения литосферы развиваются очень быстро и вскоре могут стать необратимыми. Постепенно сокращается объем плодородных почв, а это означает, что сельское хозяйство придет в упадок. Загрязнение лесов и морей приведетк вымиранию животных и рыб.

Что можно сделать

Каковы пути решения экологической проблемы? Прежде всего нужно сократить количество выделяемого мусора и промышленных отходов. Вторым путем решения является рациональное уничтожение загрязнителей.

  • На сегодняшний день бытовой мусор предлагается уничтожать путем сжигания над расплавленным металлом. Считается, что так выделение токсичных веществ происходит в меньшей степени. Решением проблемы утилизации резиновых шин является вторичная их переработка.

  • Ведется разработка низкотоксичных пестицидов и минеральных удобрений.

  • Радиоактивные отходы не закапывают, а хранят в специальных контейнерах в виде азотнокислой жидкости. По истечению срока эксплуатации контейнера радиоактивную жидкость помещают в новый.

  • Все отходы, которые возможно, подвергают вторичной переработке.

  • Рассматривается вопрос о переводе всех заводов на безотходное производство.

Каждый человек может помочь снизить загрязнение литосферы. Для этого достаточно помещать мусор в специально отведенные контейнеры.

Что мы узнали?

В данной статье мы кратко рассмотрели основные пути загрязнения литосферы. Все они связаны с хозяйственной деятельностью человека – это сельское хозяйство и промышленное производство. Так как литосфера практически не способна к самоочищению, такие темпы загрязнения приведут к необратимым последствиям.

Домашнее задание:

  1. Дайте определение терминам: ТЕРРИКОН, РЕКУЛЬТИВАЦИЯ, БИОМУСОР.

  2. Для чего в развитых странах существует сортировка мусора? (ищем ответ в интернете)

  3. Что необходимо сделать, чтобы решить экологическую проблему с загрязнением литосферы? (ответ ищем в лекции)

  4. За что Афроз Шах, гражданин Индии прославился на всю планету. Ответ в видео по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=Ibwyey3h-3A&feature=emb_title

  5. Выполните схему типов отходов в тетрадь.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!