Открытый урок по математике 4 класс
Тема урока: Закрепление знаний и умений на деление на двузначное число. Решение «жизненных» задач.
Цель урока: применение навыков деления многозначных чисел на двузначное.
Задачи урока:
- закреплять знания деления многозначных чисел;
- формировать опыт применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики;
Планируемые результаты:
Личностные: формировать внимательность при выполнении вычислений, развивать умение работать в паре;
Познавательные: создавать условия для формирования умения осознанно использовать полученные в ходе обучения знания для решения учебно-практических (жизненных) задач, умение ориентироваться в системе знаний, находить ответы на вопросы, используя жизненный опыт и информацию, полученную на уроках математики.
Регулятивные: формировать умения определять и ставить цели с помощью учителя, проговаривать последовательность действий при решении задач и выполнении заданий.
Предметные: повышать интерес к изучению математики, показать значение математики в различных сферах человеческой деятельности.
Тип урока: урок применения предметных умений.
Форма урока: метапредметный урок математики + финансовая грамотность
Оборудование: ноутбук, проектор, карточки для работы в паре.
Организационный этап.
Проверить готовность к уроку. Поздороваться с гостями (улыбнуться гостям, друг другу).
- Начинаем урок математики.
Без математики, друзья,
Прожить на свете нам нельзя
Без неё ты пропадёшь
И хлеба не купишь,
Рубля не сочтёшь,
Что сколько стоит – не узнаешь,
А, узнав, не сосчитаешь!
Сегодня нас ждут интересные задания, а помощниками вам будут: внимание и трудолюбие.
Актуализация знаний и умений (устный счёт). Постановка цели и задач урока.
- Найдите значения выражений, расположите ответы в порядке уменьшения.
Е Уменьшить 210 в 70 раз (3)
Н Во сколько раз 420 больше 70? (в 6 раз)
Л 600 разделить на сумму 15 и 45 (10)
Е Найти одну четвёртую часть от 60 (15)
Д Уменьшить 360 в 4 раза (90)
Е Во сколько раз 70 меньше 490? (в 7 раз)
И Найди частное 95 и 19? (5)
- Какое слово у вас получилось? (деление)
- Сегодня на уроке какую конкретную тему, связанную с делением, мы будем закреплять? (деление на двузначное число)
- Какие задачи поставим перед собой сегодня на уроке?
Повторим … (алгоритм письменного деления на двузначное число)
Закрепим умение решать задачи изученных видов.
Сегодня мы будем решать задачи по финансовой грамотности, «жизненные» задачи.
Закрепление знаний в знакомых ситуациях. Поиск решения.
Будем помогать решать финансовые задачи, которые возникают в семье Кузнецовых.
Итак, знакомьтесь, это ученики 4 класса, двойняшки Паша и Маша, их мама и папа.
- От бабушки с дедушкой пришло сообщение, что они завтра приезжают и будут выезжать в 11 часов.
Семья засуетилась, надо сходить за продуктами, приготовить еду, встретить бабушку с дедушкой.
Давайте начнём нашу помощь.
Чистописание
Отройте, пожалуйста, тетради. Отступите нужное количество клеточек. Подпишите число, классная работа (запись на доске). Сегодня мы пропишем число, когда приедут бабушка с дедушкой.
(27 04 вспомнить написание цифр)
Итак, бабушка с дедушкой приедут 27 апреля. Давайте узнаем, а во сколько их надо встречать на вокзале?
Для этого решим задачу.
Задача №1 (один ученик решает у доски)
Известно, что расстояние до их города 440 км. Скорость автобуса 55 км/ч. Определите время прибытия. Давайте вспомним, а во сколько они писали, что будут выезжать? (в 11.00)
Решение:
440:55=8 (ч) – время в пути
11+8=19 (ч)
Ответ: бабушка с дедушкой приедут на вокзал в 19.00.
А теперь отправимся вместе с Пашей и Машей в магазин.
Задача №2
Мама дала им 1000 рублей.
- Прочитайте список продуктов, которые необходимо купить: буханку чёрного хлеба, батон, пакет молока, пачку чая, упаковку сосисок, пакет сахара.
- Мама сказала, что оставшиеся от покупки деньги дети смогут оставить себе на личные расходы.
Изучите цены в ближайших магазинах по таблице и определите, в каком магазине выгоднее сделать покупку? Выполните работу в парах.
(учащиеся выполняют решение задачи, записывают ответ)
№ | Продукты | «Верный» | «Пятёрочка» | «Магнит» |
1 | Чёрный хлеб | 39 | 32 | 37 |
2 | Батон | 36 | 42 | 34 |
3 | Молоко (1 пакет) | 72 | 70 | 69 |
4 | Печенье (1 упаковка) | 75 | 77 | 75 |
5 | Чай (1 пачка) | 115 | 109 | 113 |
6 | Сосиски (1 упаковка) | 210 | 230 | 220 |
7 | Сахар (1 пакет) | 55 | 58 | 56 |
8 | Кефир (1 пакет) | 46 | 49 | 45 |
| Итого | ?(648 руб) | ?(667 руб) | ?(649 руб) |
Делают вывод.
- Сколько личных денег получит Паша и Маша?
(сдача 1000-648= 352 (руб), каждому по 352:2=176 (руб))
Задача №3
- Свои личные деньги ребята откладывают в копилку. Паша копит банкнотами по 100 рублей, а Маша откладывает монетами по 10 руб.
Давайте узнаем, сколько денег они накопили. Для этого решим выражения.
Чтобы узнать количество банкнот Паши, решите выражение:
1591:37
Чтобы узнать количество монет у Маши, решите выражение:
36105:83
Паша:
1591:37= 43 (банкноты) – по 100 рублей
43х100=4300 (рублей) – в копилке
4300+176=4476 (рублей) – накопил Паша
Маша:
36105:83=435 (монет) – по 10 рублей
435х10=4350 (рублей) – в копилке
4350+176=4526 (рублей) – накопила Маша
Если останется время:
- Молодцы, ребята! С задачами мы справились. Осталось папе заехать на заправку, заправить машину, чтобы поехать на вокзал за бабушкой и дедушкой.
Задача №4
На бензоколонке один литр бензина стоит 42руб 70 коп. Папа залил в бак 30 литров бензина и купил бутылку воды за 37руб. Сколько сдачи он получит с 1500руб?
1500- (42руб 70 коп. х 30 + 37) = 1500 – 1318= 182 (руб)
Когда бабушка с дедушкой приехали, то они подарили Паше и Маше по 2000 руб. Ребята положили их в копилку. Сколько теперь денег у каждого в копилке? (устно решить)
(у Паши: 4476руб + 2000руб=6476 руб
у Маши: 4526руб + 2000руб=6526 руб)
- Сделаем вывод откуда дети получали личные деньги?
(от родителей, от бабушки с дедушкой)
- Какие манипуляции можно совершать с личными деньгами? (тратить, копить, экономить)
Итог урока. Рефлексия.
- Что сегодня повторили на уроке?
- Продолжите предложение:
- Мы сегодня на уроке…
- Я закрепил(а)…
- Мне понравилось…