СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие 46 Общее устройство и работа рядного топливного насоса высокого давления (ТНВД) дизельных двигателей.

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

. Общие требования.

Топливные насосы высокого давления (ТНВД) — сложный механизм топливной системы транспортного средства.

Выделяют разные виды ТНВД:

Рядные ТНВД, секции плунжерных пар которых расположены в ряд. Они являют собой классический вариант техники впрыскивания топлива. Механизм достаточно удобен как в эксплуатации, так и в техническом обслуживании. Такие насосы нашли свое применение в легковых, грузовых автомобилях, а также в спецтехнике.

Просмотр содержимого документа
«Занятие 46 Общее устройство и работа рядного топливного насоса высокого давления (ТНВД) дизельных двигателей.»

Занятие 46  Общее устройство и работа рядного топливного насоса высокого давления ( ТНВД )  дизельных двигателей.

Занятие 46 Общее устройство и работа рядного топливного насоса высокого давления ( ТНВД ) дизельных двигателей.

46.1. Общие требования. Топливные насосы высокого давления (ТНВД) — сложный механизм топливной системы транспортного средства.  Выделяют разные виды ТНВД:  Рядные ТНВД, секции плунжерных пар которых расположены в ряд. Они являют собой классический вариант техники впрыскивания топлива. Механизм достаточно удобен как в эксплуатации, так и в техническом обслуживании. Такие насосы нашли свое применение в легковых, грузовых автомобилях, а также в спецтехнике.

46.1. Общие требования.

Топливные насосы высокого давления (ТНВД) — сложный механизм топливной системы транспортного средства.

Выделяют разные виды ТНВД:

  • Рядные ТНВД, секции плунжерных пар которых расположены в ряд. Они являют собой классический вариант техники впрыскивания топлива. Механизм достаточно удобен как в эксплуатации, так и в техническом обслуживании. Такие насосы нашли свое применение в легковых, грузовых автомобилях, а также в спецтехнике.
Распределительный тип ТНВД предполагает применение распределительных насосов, в которых присутствует нагнетающий элемент высокого давления. Индивидуальные топливные насосы оснащены индивидуальной системой впрыска на каждый из цилиндров. Максимальное давление впрыска обеспечивают короткие магистрали высокого давления. Электронные ТНВД обеспечивают экономичную работу дизеля. Подача топлива в каждый из цилиндров происходит посредством электронной системы управления.
  • Распределительный тип ТНВД предполагает применение распределительных насосов, в которых присутствует нагнетающий элемент высокого давления. Индивидуальные топливные насосы оснащены индивидуальной системой впрыска на каждый из цилиндров. Максимальное давление впрыска обеспечивают короткие магистрали высокого давления.
  • Электронные ТНВД обеспечивают экономичную работу дизеля. Подача топлива в каждый из цилиндров происходит посредством электронной системы управления.
Одна из передовых технологий в топливных насосах высокого давления — Common Rail обеспечивает независимую от частоты вращения коленчатого вала систему впрыска. Автономные топливные насосы создают высокое давление впрыска, при этом сгорание топлива более эффективное.  Ремонт ТНВД дизеля может потребоваться вследствие:  износа деталей топливной системы, неправильной эксплуатации дизельного двигателя, некорректного ремонта в прошлом по ряду других причин.

Одна из передовых технологий в топливных насосах высокого давления — Common Rail обеспечивает независимую от частоты вращения коленчатого вала систему впрыска. Автономные топливные насосы создают высокое давление впрыска, при этом сгорание топлива более эффективное.

Ремонт ТНВД дизеля может потребоваться вследствие:

  • износа деталей топливной системы,
  • неправильной эксплуатации дизельного двигателя,
  • некорректного ремонта в прошлом
  • по ряду других причин.
Процесс ремонта ТНВД предполагает: диагностику, ремонт узлов насоса, регулировку испытание на стенде. Качественный ремонт ТНВД возможен только в центрах обслуживания дизельных двигателей опытными мастерами. Далее рассмотрим назначение и конструкцию наиболее распространенного на отечественных автомобилях рядного ТНВД.

Процесс ремонта ТНВД предполагает:

  • диагностику,
  • ремонт узлов насоса,
  • регулировку
  • испытание на стенде.

Качественный ремонт ТНВД возможен только в центрах обслуживания дизельных двигателей опытными мастерами.

Далее рассмотрим назначение и конструкцию наиболее распространенного на отечественных автомобилях рядного ТНВД.

46.2. Назначение топливного насоса высокого давления Топливный насос высокого давления (ТНВД) обеспечивает равномерную подачу строго дозированных порций топлива в каждый цилиндр двигателя в соответствии с порядком работы цилиндров и заданным режимом. ТНВД оборудован: топливоподкачивающим насосом низкого давления, автоматической муфтой опережения впрыска топлива двухрежимным или всережимным механическим регулятором частоты вращения коленчатого вала двигателя.

46.2. Назначение топливного насоса высокого давления Топливный насос высокого давления (ТНВД) обеспечивает равномерную подачу строго дозированных порций топлива в каждый цилиндр двигателя в соответствии с порядком работы цилиндров и заданным режимом.

ТНВД оборудован:

  • топливоподкачивающим насосом низкого давления,
  • автоматической муфтой опережения впрыска топлива
  • двухрежимным или всережимным механическим регулятором частоты вращения коленчатого вала двигателя.
Каждый цилиндр двигателя обслуживается отдельным ТНВД. Для удобства работы и обслуживания все они собраны в общем корпусе и именуются секциями топливного насоса высокого давления. Основными деталями ТНВД (рис. 46.1.) является корпус 16, внутри которого на шариковых подшипниках 18 и 25 установлен кулачковый вал 19. Каждая секция насоса имеет втулку плунжера 8 и плунжер 7. Над втулкой плунжера установлен нагнетательный клапан 6. Втулка плунжера, плунжер и нагнетательный клапан с седлом изготовлены с высокой точностью и представляют собой прецизионные пары, заменять одну деталь на другую в этой паре не допускается. Замену можно производить только в комплекте.

Каждый цилиндр двигателя обслуживается отдельным ТНВД. Для удобства работы и обслуживания все они собраны в общем корпусе и именуются секциями топливного насоса высокого давления.

Основными деталями ТНВД (рис. 46.1.) является корпус 16, внутри которого на шариковых подшипниках 18 и 25 установлен кулачковый вал 19. Каждая секция насоса имеет втулку плунжера 8 и плунжер 7.

Над втулкой плунжера установлен нагнетательный клапан 6. Втулка плунжера, плунжер и нагнетательный клапан с седлом изготовлены с высокой точностью и представляют собой прецизионные пары, заменять одну деталь на другую в этой паре не допускается. Замену можно производить только в комплекте.

Рис. 46.1. Топливный насос высокого давления.

Рис. 46.1. Топливный насос высокого давления.

Рис. 46.1. Топливный насос высокого давления: 1 — рычаг корректора пусковых подач; 2 — фирменная табличка; 3 — вытеснитель топлива; 4 — штуцер топливного насоса; 5 — пружина нагнетательного клапана; 6 — нагнетательный клапан; 7 — плунжер; 8 — втулка плунжера; 9 — винты выпуска воздуха; 10 — поворотная втулка плунжера; 11 — зубчатый сектор; 12 — зубчатая рейка; 13 — регулировочные прокладки; 14 — пружина; 15 — толкатель;

Рис. 46.1. Топливный насос высокого давления:

1 — рычаг корректора пусковых подач;

2 — фирменная табличка;

3 — вытеснитель топлива;

4 — штуцер топливного насоса;

5 — пружина нагнетательного клапана;

6 — нагнетательный клапан;

7 — плунжер;

8 — втулка плунжера;

9 — винты выпуска воздуха;

10 — поворотная втулка плунжера;

11 — зубчатый сектор;

12 — зубчатая рейка;

13 — регулировочные прокладки;

14 — пружина;

15 — толкатель;

16 — корпус насоса; 17 — ролик толкателя; 18, 25 — шариковые подшипники; 19 — кулачковый вал; 20 — крышка насоса; 21 — отводящий масляный канал; 22 — опора кулачкового вала; 23 — подводящий масляный канал; 24 — топливоподкачивающий насос; 26 — уплотнительная манжета; 27 — крышка подшипника; 28 — муфта опережения впрыскивания топлива; 29 — муфта привода топливного насоса

16 — корпус насоса;

17 — ролик толкателя;

18, 25 — шариковые подшипники;

19 — кулачковый вал;

20 — крышка насоса;

21 — отводящий масляный канал;

22 — опора кулачкового вала;

23 — подводящий масляный канал;

24 — топливоподкачивающий насос;

26 — уплотнительная манжета;

27 — крышка подшипника;

28 — муфта опережения впрыскивания топлива;

29 — муфта привода топливного насоса

Топливный насос высокого давления.

Топливный насос высокого давления.

К резьбовому концу штуцера с помощью накидной гайки прикреплен топливопровод высокого давления. Второй конец этого трубопровода соединен с форсункой. Плунжер через роликовый толкатель 15 опирается на кулачки кулачкового вала. Плунжер имеет возвратную пружину 14. Пружина своим нижним концом через разрезную шайбу действует на плунжер, а верхний конец упирается через шайбу в корпус. На втулке плунжера имеются впускное и перепускное отверстия. Для изменения количества подаваемого в цилиндр топлива на плунжере сделана винтовая проточка, а также продольное сверление с выходом радиального сверления в верхнюю часть винтовой проточки.

К резьбовому концу штуцера с помощью накидной гайки прикреплен топливопровод высокого давления. Второй конец этого трубопровода соединен с форсункой. Плунжер через роликовый толкатель 15 опирается на кулачки кулачкового вала. Плунжер имеет возвратную пружину 14.

Пружина своим нижним концом через разрезную шайбу действует на плунжер, а верхний конец упирается через шайбу в корпус.

На втулке плунжера имеются впускное и перепускное отверстия. Для изменения количества подаваемого в цилиндр топлива на плунжере сделана винтовая проточка, а также продольное сверление с выходом радиального сверления в верхнюю часть винтовой проточки.

Для управления подачей топлива имеется зубчатая рейка 12 и зубчатый сектор 77, находящиеся в зацеплении. Кулачковый вал получает вращение от муфты 29 привода топливного насоса. 46.3. Работа секции ТНВД.  Каждая секция работает от кулачка распределительного вала 7 (рис. 46.2.). На кулачок опирается ролик 3 толкателя 4, помещенного в корпус 2 насоса. На пяту 5 толкателя опирается плунжер 10. К толкателю плунжер прижимается пружиной 7. Пружина одним концом упирается в опорную шайбу 8, а через нее в опорную втулку 9.

Для управления подачей топлива имеется зубчатая рейка 12 и зубчатый сектор 77, находящиеся в зацеплении. Кулачковый вал получает вращение от муфты 29 привода топливного насоса.

46.3. Работа секции ТНВД.

Каждая секция работает от кулачка распределительного вала 7 (рис. 46.2.).

На кулачок опирается ролик 3 толкателя 4, помещенного в корпус 2 насоса. На пяту 5 толкателя опирается плунжер 10.

К толкателю плунжер прижимается пружиной 7. Пружина одним концом упирается в опорную шайбу 8, а через нее в опорную втулку 9.

Рис. 46.2. Секция ТНВД: 1 — кулачок распределительного вала; 2 — корпус насоса; 3 — ролик толкателя; 4 — толкатель; 5 — пята толкателя; 6 — тарелка пружины; 7 — пружина; 8 — опорная шайба; 9 — опорная втулка; 10 — плунжер; 11 — штифт; 12 — впускное отверстие; 13 — втулка плунжера; 14 — нагнетательный клапан; 15 — штуцер; 16, 21 — уплотнительные кольца секции; 17 — корпус секции насоса; 18 — шайба; 19 — спиральная канавка плунжера; 20 — перепускное отверстие; 22 — рейка; 23 — поворотная втулка плунжера

Рис. 46.2. Секция ТНВД:

1 — кулачок распределительного вала;

2 — корпус насоса;

3 — ролик толкателя;

4 — толкатель;

5 — пята толкателя;

6 — тарелка пружины;

7 — пружина;

8 — опорная шайба;

9 — опорная втулка;

10 — плунжер;

11 — штифт;

12 — впускное отверстие;

13 — втулка плунжера;

14 — нагнетательный клапан;

15 — штуцер;

16, 21 — уплотнительные кольца секции;

17 — корпус секции насоса;

18 — шайба;

19 — спиральная канавка плунжера;

20 — перепускное отверстие;

22 — рейка;

23 — поворотная втулка плунжера

Другой конец пружины опирается на тарелку 6. Тарелка имеет разрез, а плунжер — кольцевую проточку для этой тарелки. Плунжер входит во втулку  плунжера 13. Втулка имеет впускное отверстие 12 и перепускное отверстие 20. Над втулкой плунжера устанавливается штуцер 15 нагнетательного клапана 14. Плунжер имеет поворотную втулку 23 и зубчатую рейку 22. Для изменения количества топлива, подаваемого в цилиндр двигателя, на плунжере имеется спиральная канавка 19, а также внутренний продольный канал с выходом через радиальное сверление в верхнюю часть спиральной канавки.

Другой конец пружины опирается на тарелку 6. Тарелка имеет разрез, а плунжер — кольцевую проточку для этой тарелки. Плунжер входит во втулку

плунжера 13. Втулка имеет впускное отверстие 12 и перепускное отверстие 20.

Над втулкой плунжера устанавливается штуцер 15 нагнетательного клапана 14. Плунжер имеет поворотную втулку 23 и зубчатую рейку 22.

Для изменения количества топлива, подаваемого в цилиндр двигателя, на плунжере имеется спиральная канавка 19, а также внутренний продольный канал с выходом через радиальное сверление в верхнюю часть спиральной канавки.

Для дальнейшего рассмотрения работы секции ТНВД перейдем к рис. 46.3. При сбегании кулачка распределительного вала с роликового толкателя толкатель опускается. Под действием пружины вслед за толкателем опускается и плунжер. При опускании плунжер сначала открывает впускное отверстие 1 во втулке 2 плунжера, через которое за счет давления, создаваемого подкачивающим насосом, внутрь втулки поступает топливо. После открытия перепускного отверстия 13 излишки топлива через канал отвода топлива 12 возвращаются в топливный бак.

Для дальнейшего рассмотрения работы секции ТНВД перейдем к рис. 46.3.

При сбегании кулачка распределительного вала с роликового толкателя толкатель опускается.

Под действием пружины вслед за толкателем опускается и плунжер.

При опускании плунжер сначала открывает впускное отверстие 1 во втулке 2 плунжера, через которое за счет давления, создаваемого подкачивающим насосом, внутрь втулки поступает топливо.

После открытия перепускного отверстия 13 излишки топлива через канал отвода топлива 12 возвращаются в топливный бак.

1 — впускное отверстие; 2 — втулка плунжера; 3 — плунжер; 4 — надплунжерное  пространство; 5 — разгрузочный поясок  нагнетательного клапана; 6 — нагнетательный клапан; 7 — седло нагнетательного  клапана; 8 — штуцер; 9 — пружина нагнетательного  клапана; 10 — канал подвода топлива; 11 — спиральная канавка на  плунжере; 12 — канал отвода топлива; 13 — перепускное отверстие; 14 — осевое отверстие в  плунжере; 15 — диаметральное  отверстие в плунжере Рис. 46.3. Плунжерные пары: а — схемы работы секции ТНВД; б — схемы изменения количества подаваемого топлива; I — впуск топлива; II — начало подачи; III— конец подачи; IV— максимальная подача; V — половинная подача; VI — отсутствие подачи;

1 — впускное отверстие;

2 — втулка плунжера;

3 — плунжер;

4 — надплунжерное пространство;

5 — разгрузочный поясок нагнетательного клапана;

6 — нагнетательный клапан;

7 — седло нагнетательного клапана;

8 — штуцер;

9 — пружина нагнетательного клапана;

10 — канал подвода топлива; 11 — спиральная канавка на плунжере;

12 — канал отвода топлива; 13 — перепускное отверстие; 14 — осевое отверстие в плунжере;

15 — диаметральное отверстие в плунжере

Рис. 46.3. Плунжерные пары:

а — схемы работы секции ТНВД;

б — схемы изменения количества подаваемого топлива; I — впуск топлива; II — начало подачи;

III— конец подачи; IV— максимальная подача;

V — половинная подача;

VI — отсутствие подачи;

При дальнейшем вращении распределительного вала кулачок начинает набегать на роликовый толкатель и поднимает его, а вместе с ним поднимается плунжер. При подъеме плунжер сначала закрывает перепускное отверстие 13, а затем и впускное отверстие 1. Моментом закрытия этого отверстия определяется начало подачи топлива к форсунке. После закрытия впускного отверстия давление топлива в надплунжерном пространстве возрастает, и, когда оно достигает величины 1,6... 1,8 МПа  (16... 18 кгс/см 2 ), нагнетательный клапан 6, сжимая пружину 9, отходит от седла клапана 7, и топливо по трубопроводу высокого давления поступает к форсунке.

При дальнейшем вращении распределительного вала кулачок начинает набегать на роликовый толкатель и поднимает его, а вместе с ним поднимается плунжер. При подъеме плунжер сначала закрывает перепускное отверстие 13, а затем и впускное отверстие 1. Моментом закрытия этого отверстия определяется начало подачи топлива к форсунке.

После закрытия впускного отверстия давление топлива в надплунжерном пространстве возрастает, и, когда оно достигает величины 1,6... 1,8 МПа

(16... 18 кгс/см 2 ), нагнетательный клапан 6, сжимая пружину 9, отходит от седла клапана 7, и топливо по трубопроводу высокого давления поступает к форсунке.

При дальнейшем движении плунжера вверх давление в топливопроводе возрастает, и при достижении величины 16... 19 МПа (160... 190 кгс/см 2 ) происходит впрыск топлива форсункой в камеру сгорания. Продолжая движение вверх, плунжер своей винтовой спиральной канавкой 11 открывает перепускное отверстие 13 во втулке, соединенное с отводным каналом 12. При открытии выходного канала топливо из надплунжерного пространства через осевое отверстие 14 в плунжере и диаметральное отверстие 15 отводится в топливный бак. Давление топлива над плунжером резко уменьшается и нагнетательный клапан под действием пружины закрывается.

При дальнейшем движении плунжера вверх давление в топливопроводе возрастает, и при достижении величины 16... 19 МПа (160... 190 кгс/см 2 ) происходит впрыск топлива форсункой в камеру сгорания.

Продолжая движение вверх, плунжер своей винтовой спиральной канавкой 11 открывает перепускное отверстие 13 во втулке, соединенное с отводным каналом 12. При открытии выходного канала топливо из надплунжерного пространства через осевое отверстие 14 в плунжере и диаметральное отверстие 15 отводится в топливный бак.

Давление топлива над плунжером резко уменьшается и нагнетательный клапан под действием пружины закрывается.

При опускании клапана до посадки на седло происходит увеличение объема пространства за клапаном и резкое падение давления в трубопроводе. Этим обеспечивается быстрая посадка в седло иглы распылителя форсунки и резкая отсечка подачи топлива в цилиндр. Количество подаваемого плунжером топлива определяется длиной хода нагнетания, который изменяется поворотом плунжера относительно втулки, т.е. изменением положения спиральной канавки на плунжере относительно канала отвода топлива.

При опускании клапана до посадки на седло происходит увеличение объема пространства за клапаном и резкое падение давления в трубопроводе.

Этим обеспечивается быстрая посадка в седло иглы распылителя форсунки и резкая отсечка подачи топлива в цилиндр.

Количество подаваемого плунжером топлива определяется длиной хода нагнетания, который изменяется поворотом плунжера относительно втулки, т.е. изменением положения спиральной канавки на плунжере относительно канала отвода топлива.

Рис.46.4.Элементы плунжерной пары ТНВД. а - Плунжерная пара с одним впускным окном; b - Плунжерная пара с двумя впускными окнами; 1 - Впускное окно; 2 - Вертикальная канавка; 3 - Втулка плунжерной пары; 4 - Плунжер ТНВД; 5 - Отсечное отверстие (линии  впуска и возврата топлива); 6 - Спиральная отсечная кромка; 7 - Спиральный канал; 8 - Кольцевая канавка для смазки.

Рис.46.4.Элементы плунжерной пары ТНВД.

а - Плунжерная пара с одним впускным окном;

b - Плунжерная пара с двумя впускными окнами;

1 - Впускное окно;

2 - Вертикальная канавка;

3 - Втулка плунжерной пары;

4 - Плунжер ТНВД;

5 - Отсечное отверстие (линии впуска и возврата топлива);

6 - Спиральная отсечная кромка;

7 - Спиральный канал;

8 - Кольцевая канавка для смазки.

Рис.46.5. Регулирование подачи топлива в ТНВД с рядным расположением плунжерных пар: 1 - из топливного канала: 2 - к форсунке: 3 - втулка: 4 - плунжер:

Рис.46.5. Регулирование подачи топлива в ТНВД с рядным расположением плунжерных пар:

1 - из топливного канала: 2 - к форсунке: 3 - втулка: 4 - плунжер:

Рис.46.5. Регулирование подачи топлива в ТНВД с рядным расположением плунжерных пар: 5 - нижняя регулирующая спиральная выемка: 6 - вертикальная канавка

Рис.46.5. Регулирование подачи топлива в ТНВД с рядным расположением

плунжерных пар:

5 - нижняя регулирующая спиральная выемка: 6 - вертикальная канавка

Рис.46.6. Регулирование величины подачи топлива. а - Нулевая подача; b - Частичная подача; с - Максимальная подача; 1 - Втулка плунжерной пары; 2 - Впускное окно; 3 - ПлунжерТНВД; 4 - Спиральная отсечная кромка; 5 - Зубчатая рейка.

Рис.46.6. Регулирование величины подачи топлива.

а - Нулевая подача;

b - Частичная подача;

с - Максимальная подача;

1 - Втулка плунжерной пары;

2 - Впускное окно;

3 - ПлунжерТНВД;

4 - Спиральная отсечная кромка;

5 - Зубчатая рейка.

Чем раньше спиральная канавка совпадает с каналом отвода топлива, тем меньше топлива будет впрыснуто в цилиндр и, следовательно, будет меньше частота вращения коленчатого вала двигателя, и наоборот. Остановка работающего двигателя осуществляется с помощью тросика, который связан с рычагом останова и кнопкой управления, размещенной в кабине водителя.

Чем раньше спиральная канавка совпадает с каналом отвода топлива, тем меньше топлива будет впрыснуто в цилиндр и, следовательно, будет меньше частота вращения коленчатого вала двигателя, и наоборот.

Остановка работающего двигателя осуществляется с помощью тросика, который связан с рычагом останова и кнопкой управления, размещенной в кабине водителя.

Для того чтобы остановить работающий двигатель, нужно до отказа вытянуть кнопку останова двигателя. Рычаг останова при этом поворачивается и через палец воздействует на рычаг выключения подачи. Рычаг, перемещаясь, воздействует на рычаг регулятора и рейки посредством пальцев и рычага реек. Рейки выводятся в положение выключения подачи, и двигатель останавливается.

Для того чтобы остановить работающий двигатель, нужно до отказа вытянуть кнопку останова двигателя.

Рычаг останова при этом поворачивается и через палец воздействует на рычаг выключения подачи.

Рычаг, перемещаясь, воздействует на рычаг регулятора и рейки посредством пальцев и рычага реек.

Рейки выводятся в положение выключения подачи, и двигатель останавливается.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!