Занятие 46 Общее устройство и работа рядного топливного насоса высокого давления ( ТНВД ) дизельных двигателей.
46.1. Общие требования.
Топливные насосы высокого давления (ТНВД) — сложный механизм топливной системы транспортного средства.
Выделяют разные виды ТНВД:
- Рядные ТНВД, секции плунжерных пар которых расположены в ряд. Они являют собой классический вариант техники впрыскивания топлива. Механизм достаточно удобен как в эксплуатации, так и в техническом обслуживании. Такие насосы нашли свое применение в легковых, грузовых автомобилях, а также в спецтехнике.
- Распределительный тип ТНВД предполагает применение распределительных насосов, в которых присутствует нагнетающий элемент высокого давления. Индивидуальные топливные насосы оснащены индивидуальной системой впрыска на каждый из цилиндров. Максимальное давление впрыска обеспечивают короткие магистрали высокого давления.
- Электронные ТНВД обеспечивают экономичную работу дизеля. Подача топлива в каждый из цилиндров происходит посредством электронной системы управления.
Одна из передовых технологий в топливных насосах высокого давления — Common Rail обеспечивает независимую от частоты вращения коленчатого вала систему впрыска. Автономные топливные насосы создают высокое давление впрыска, при этом сгорание топлива более эффективное.
Ремонт ТНВД дизеля может потребоваться вследствие:
- износа деталей топливной системы,
- неправильной эксплуатации дизельного двигателя,
- некорректного ремонта в прошлом
- по ряду других причин.
Процесс ремонта ТНВД предполагает:
- диагностику,
- ремонт узлов насоса,
- регулировку
- испытание на стенде.
Качественный ремонт ТНВД возможен только в центрах обслуживания дизельных двигателей опытными мастерами.
Далее рассмотрим назначение и конструкцию наиболее распространенного на отечественных автомобилях рядного ТНВД.
46.2. Назначение топливного насоса высокого давления Топливный насос высокого давления (ТНВД) обеспечивает равномерную подачу строго дозированных порций топлива в каждый цилиндр двигателя в соответствии с порядком работы цилиндров и заданным режимом.
ТНВД оборудован:
- топливоподкачивающим насосом низкого давления,
- автоматической муфтой опережения впрыска топлива
- двухрежимным или всережимным механическим регулятором частоты вращения коленчатого вала двигателя.
Каждый цилиндр двигателя обслуживается отдельным ТНВД. Для удобства работы и обслуживания все они собраны в общем корпусе и именуются секциями топливного насоса высокого давления.
Основными деталями ТНВД (рис. 46.1.) является корпус 16, внутри которого на шариковых подшипниках 18 и 25 установлен кулачковый вал 19. Каждая секция насоса имеет втулку плунжера 8 и плунжер 7.
Над втулкой плунжера установлен нагнетательный клапан 6. Втулка плунжера, плунжер и нагнетательный клапан с седлом изготовлены с высокой точностью и представляют собой прецизионные пары, заменять одну деталь на другую в этой паре не допускается. Замену можно производить только в комплекте.
Рис. 46.1. Топливный насос высокого давления.
Рис. 46.1. Топливный насос высокого давления:
1 — рычаг корректора пусковых подач;
2 — фирменная табличка;
3 — вытеснитель топлива;
4 — штуцер топливного насоса;
5 — пружина нагнетательного клапана;
6 — нагнетательный клапан;
7 — плунжер;
8 — втулка плунжера;
9 — винты выпуска воздуха;
10 — поворотная втулка плунжера;
11 — зубчатый сектор;
12 — зубчатая рейка;
13 — регулировочные прокладки;
14 — пружина;
15 — толкатель;
16 — корпус насоса;
17 — ролик толкателя;
18, 25 — шариковые подшипники;
19 — кулачковый вал;
20 — крышка насоса;
21 — отводящий масляный канал;
22 — опора кулачкового вала;
23 — подводящий масляный канал;
24 — топливоподкачивающий насос;
26 — уплотнительная манжета;
27 — крышка подшипника;
28 — муфта опережения впрыскивания топлива;
29 — муфта привода топливного насоса
Топливный насос высокого давления.
К резьбовому концу штуцера с помощью накидной гайки прикреплен топливопровод высокого давления. Второй конец этого трубопровода соединен с форсункой. Плунжер через роликовый толкатель 15 опирается на кулачки кулачкового вала. Плунжер имеет возвратную пружину 14.
Пружина своим нижним концом через разрезную шайбу действует на плунжер, а верхний конец упирается через шайбу в корпус.
На втулке плунжера имеются впускное и перепускное отверстия. Для изменения количества подаваемого в цилиндр топлива на плунжере сделана винтовая проточка, а также продольное сверление с выходом радиального сверления в верхнюю часть винтовой проточки.
Для управления подачей топлива имеется зубчатая рейка 12 и зубчатый сектор 77, находящиеся в зацеплении. Кулачковый вал получает вращение от муфты 29 привода топливного насоса.
46.3. Работа секции ТНВД.
Каждая секция работает от кулачка распределительного вала 7 (рис. 46.2.).
На кулачок опирается ролик 3 толкателя 4, помещенного в корпус 2 насоса. На пяту 5 толкателя опирается плунжер 10.
К толкателю плунжер прижимается пружиной 7. Пружина одним концом упирается в опорную шайбу 8, а через нее в опорную втулку 9.
Рис. 46.2. Секция ТНВД:
1 — кулачок распределительного вала;
2 — корпус насоса;
3 — ролик толкателя;
4 — толкатель;
5 — пята толкателя;
6 — тарелка пружины;
7 — пружина;
8 — опорная шайба;
9 — опорная втулка;
10 — плунжер;
11 — штифт;
12 — впускное отверстие;
13 — втулка плунжера;
14 — нагнетательный клапан;
15 — штуцер;
16, 21 — уплотнительные кольца секции;
17 — корпус секции насоса;
18 — шайба;
19 — спиральная канавка плунжера;
20 — перепускное отверстие;
22 — рейка;
23 — поворотная втулка плунжера
Другой конец пружины опирается на тарелку 6. Тарелка имеет разрез, а плунжер — кольцевую проточку для этой тарелки. Плунжер входит во втулку
плунжера 13. Втулка имеет впускное отверстие 12 и перепускное отверстие 20.
Над втулкой плунжера устанавливается штуцер 15 нагнетательного клапана 14. Плунжер имеет поворотную втулку 23 и зубчатую рейку 22.
Для изменения количества топлива, подаваемого в цилиндр двигателя, на плунжере имеется спиральная канавка 19, а также внутренний продольный канал с выходом через радиальное сверление в верхнюю часть спиральной канавки.
Для дальнейшего рассмотрения работы секции ТНВД перейдем к рис. 46.3.
При сбегании кулачка распределительного вала с роликового толкателя толкатель опускается.
Под действием пружины вслед за толкателем опускается и плунжер.
При опускании плунжер сначала открывает впускное отверстие 1 во втулке 2 плунжера, через которое за счет давления, создаваемого подкачивающим насосом, внутрь втулки поступает топливо.
После открытия перепускного отверстия 13 излишки топлива через канал отвода топлива 12 возвращаются в топливный бак.
1 — впускное отверстие;
2 — втулка плунжера;
3 — плунжер;
4 — надплунжерное пространство;
5 — разгрузочный поясок нагнетательного клапана;
6 — нагнетательный клапан;
7 — седло нагнетательного клапана;
8 — штуцер;
9 — пружина нагнетательного клапана;
10 — канал подвода топлива; 11 — спиральная канавка на плунжере;
12 — канал отвода топлива; 13 — перепускное отверстие; 14 — осевое отверстие в плунжере;
15 — диаметральное отверстие в плунжере
Рис. 46.3. Плунжерные пары:
а — схемы работы секции ТНВД;
б — схемы изменения количества подаваемого топлива; I — впуск топлива; II — начало подачи;
III— конец подачи; IV— максимальная подача;
V — половинная подача;
VI — отсутствие подачи;
При дальнейшем вращении распределительного вала кулачок начинает набегать на роликовый толкатель и поднимает его, а вместе с ним поднимается плунжер. При подъеме плунжер сначала закрывает перепускное отверстие 13, а затем и впускное отверстие 1. Моментом закрытия этого отверстия определяется начало подачи топлива к форсунке.
После закрытия впускного отверстия давление топлива в надплунжерном пространстве возрастает, и, когда оно достигает величины 1,6... 1,8 МПа
(16... 18 кгс/см 2 ), нагнетательный клапан 6, сжимая пружину 9, отходит от седла клапана 7, и топливо по трубопроводу высокого давления поступает к форсунке.
При дальнейшем движении плунжера вверх давление в топливопроводе возрастает, и при достижении величины 16... 19 МПа (160... 190 кгс/см 2 ) происходит впрыск топлива форсункой в камеру сгорания.
Продолжая движение вверх, плунжер своей винтовой спиральной канавкой 11 открывает перепускное отверстие 13 во втулке, соединенное с отводным каналом 12. При открытии выходного канала топливо из надплунжерного пространства через осевое отверстие 14 в плунжере и диаметральное отверстие 15 отводится в топливный бак.
Давление топлива над плунжером резко уменьшается и нагнетательный клапан под действием пружины закрывается.
При опускании клапана до посадки на седло происходит увеличение объема пространства за клапаном и резкое падение давления в трубопроводе.
Этим обеспечивается быстрая посадка в седло иглы распылителя форсунки и резкая отсечка подачи топлива в цилиндр.
Количество подаваемого плунжером топлива определяется длиной хода нагнетания, который изменяется поворотом плунжера относительно втулки, т.е. изменением положения спиральной канавки на плунжере относительно канала отвода топлива.
Рис.46.4.Элементы плунжерной пары ТНВД.
а - Плунжерная пара с одним впускным окном;
b - Плунжерная пара с двумя впускными окнами;
1 - Впускное окно;
2 - Вертикальная канавка;
3 - Втулка плунжерной пары;
4 - Плунжер ТНВД;
5 - Отсечное отверстие (линии впуска и возврата топлива);
6 - Спиральная отсечная кромка;
7 - Спиральный канал;
8 - Кольцевая канавка для смазки.
Рис.46.5. Регулирование подачи топлива в ТНВД с рядным расположением плунжерных пар:
1 - из топливного канала: 2 - к форсунке: 3 - втулка: 4 - плунжер:
Рис.46.5. Регулирование подачи топлива в ТНВД с рядным расположением
плунжерных пар:
5 - нижняя регулирующая спиральная выемка: 6 - вертикальная канавка
Рис.46.6. Регулирование величины подачи топлива.
а - Нулевая подача;
b - Частичная подача;
с - Максимальная подача;
1 - Втулка плунжерной пары;
2 - Впускное окно;
3 - ПлунжерТНВД;
4 - Спиральная отсечная кромка;
5 - Зубчатая рейка.
Чем раньше спиральная канавка совпадает с каналом отвода топлива, тем меньше топлива будет впрыснуто в цилиндр и, следовательно, будет меньше частота вращения коленчатого вала двигателя, и наоборот.
Остановка работающего двигателя осуществляется с помощью тросика, который связан с рычагом останова и кнопкой управления, размещенной в кабине водителя.
Для того чтобы остановить работающий двигатель, нужно до отказа вытянуть кнопку останова двигателя.
Рычаг останова при этом поворачивается и через палец воздействует на рычаг выключения подачи.
Рычаг, перемещаясь, воздействует на рычаг регулятора и рейки посредством пальцев и рычага реек.
Рейки выводятся в положение выключения подачи, и двигатель останавливается.