СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие кружка «Эрудит» по теме «Логика» 7 класс

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Высказывание - это всякое утверждение, о котором имеет смысл говорить, что оно истинно или ложно. •Примеры высказываний: •1) Число 35 - делится на 5 (истинно); •2) 12 - простое число (ложно). •Утверждения не являются высказываниями, если судить об их истинности или ложности невозможно. •Так, например, не высказывание: xx - делитель числа 1414. •Не являются высказываниями и предложения, содержащие определения, например: "Процент - одна сотая часть." •Не являются высказываниями призывы, например: "Летайте самолетами Аэрофлота!" •Не являются высказываниями вопросы, например: "Был звонок на урок?" •Из данных высказываний при помощи так называемых логических связок, к которым относятся частица "не", союзы "или", "и", слова "если…, то…", можно образовывать новые высказывания.

Просмотр содержимого документа
«Занятие кружка «Эрудит» по теме «Логика» 7 класс»

Занятие кружка «Эрудит» по теме «Логика» 7 класс. Учитель математики Затеева В.П. г. Энгельс 09.04.2017

Занятие кружка «Эрудит» по теме «Логика» 7 класс.

Учитель математики Затеева В.П.

г. Энгельс

09.04.2017

Логика   Высказывание  - это всякое утверждение, о котором имеет смысл говорить, что оно истинно или ложно. Примеры высказываний: 1) Число 35 - делится на 5 (истинно); 2) 12 - простое число (ложно). Утверждения не являются высказываниями, если судить об их истинности или ложности невозможно. Так, например, не высказывание: xx - делитель числа 1414. Не являются высказываниями и предложения, содержащие определения, например:

Логика

  • Высказывание  - это всякое утверждение, о котором имеет смысл говорить, что оно истинно или ложно.
  • Примеры высказываний:
  • 1) Число 35 - делится на 5 (истинно);
  • 2) 12 - простое число (ложно).
  • Утверждения не являются высказываниями, если судить об их истинности или ложности невозможно.
  • Так, например, не высказывание: xx - делитель числа 1414.
  • Не являются высказываниями и предложения, содержащие определения, например: "Процент - одна сотая часть."
  • Не являются высказываниями призывы, например: "Летайте самолетами  Аэрофлота !"
  • Не являются высказываниями вопросы, например: "Был звонок на урок?"
  • Из данных высказываний при помощи так называемых логических связок, к которым относятся частица "не", союзы "или", "и", слова "если…, то…", можно образовывать новые высказывания.
Логика   Отрицание Отрицание - это логическая операция, которая в обыденной речи соответствует частице

Логика

  • Отрицание
  • Отрицание - это логическая операция, которая в обыденной речи соответствует частице "не".
  • Каждому высказыванию можно сопоставить отрицание высказывания.
  • Например: "3 меньше 5" - "неверно, что 3 меньше 5".
  • Если исходное высказывание истинно, то его отрицание ложно, и наоборот.
  • Сумма высказываний
  • Сумма высказываний (дизъюнкция) - это новое высказывание, которое образуется из данных высказываний A и B при помощи союза "или".
  • Сумма высказываний A и B считается истинным высказыванием тогда и только тогда, когда истинно хотя бы одно из данных высказываний.
  • Например, высказывания A и B таковы: "5 больше 3"; "2 больше 4". Тогда сумма высказываний "5 больше 3" или "2 больше 4" истинна, т. к. истинно высказывание A - "5больше 3".
  • Высказывание "или  A , или  B "  будет истинным, когда только одна часть - истинна, а вторая - ложна.
  • Например, высказывание "или 3 больше 2, или 3 больше 1" будет ложно, т. к. обе части - истинны.
Задача  1   В трёх коробках лежат шары: в одной - два белых, в другой - два чёрных, в третьей - белый и чёрный. На коробках наклеены этикетки ББ, ЧЧ и БЧ так, что содержимое каждой из коробок не соответствует этикетке. Как, вынув один шар, узнать, в какой коробке что лежит? Решение: Надо взять один шар из коробки с этикеткой БЧ. Если взят белый шар, то он лежит в коробке - ЧЧ, если чёрный - в коробке ББ.

Задача  1

  • В трёх коробках лежат шары: в одной - два белых, в другой - два чёрных, в третьей - белый и чёрный. На коробках наклеены этикетки ББ, ЧЧ и БЧ так, что содержимое каждой из коробок не соответствует этикетке. Как, вынув один шар, узнать, в какой коробке что лежит?
  • Решение:
  • Надо взять один шар из коробки с этикеткой БЧ.
  • Если взят белый шар, то он лежит в коробке - ЧЧ, если чёрный - в коробке ББ.
Задача  2   Найдите целые решения уравнения 2x+5y=14. Решение: Теорема: если пара чисел (; ) – какое-либо целое решение уравнения ax+by=c, то все его решения задаются формулами x=+bn, y=−an, где n – целое число. Легко “угадывается” решение  x=2, y=2. Значит, целые решения уравнения 2x+5y=14 задаются формулами  x=2+5n; y=2−2n, где n – целое число. Если  n=0, то (2; 2); если n=1, то (7; 0); если n=−1, то (−3; 4) и т. д.  

Задача  2

  • Найдите целые решения уравнения 2x+5y=14.
  • Решение:
  • Теорема: если пара чисел (; ) – какое-либо целое решение уравнения ax+by=c, то все его решения задаются формулами x=+bn, y=−an, где n – целое число.
  • Легко “угадывается” решение  x=2, y=2.
  • Значит, целые решения уравнения 2x+5y=14 задаются формулами  x=2+5n; y=2−2n, где n – целое число.
  • Если  n=0, то (2; 2); если n=1, то (7; 0); если n=−1, то (−3; 4) и т. д.
  •  
Задача  3   Найдите целые решения уравнения: 3x=16−6y . Решение: 3x+6y=16 3x+6y - делится на 3. 16 - на 3 не делится. Целых решений нет.

Задача  3

  • Найдите целые решения уравнения: 3x=16−6y .
  • Решение:
  • 3x+6y=16
  • 3x+6y - делится на 3.
  • 16 - на 3 не делится.
  • Целых решений нет.
Задание № 1: Найдите число, кратное 5, которое при умножении на цифру его единиц окажется на 216 больше суммы его цифр.
  • Задание № 1:
  • Найдите число, кратное 5, которое при умножении на цифру его единиц окажется на 216 больше суммы его цифр.
Решение № 1. Как известно, числа, кратные 5, имеют в числе единиц 0 или 5. В нашем случае искомое число оканчивается на 5, так как при умножении на 0 дает число 0. Сначала рассмотрим двузначные числа. Множимое число больше суммы его цифр на 216, значит, скорей всего, при умножении на 5 данное число дает число от 220 до 300. Таковыми являются числа 45, 55. Проверим: 45*5=225. 4+5=9. 225-9=216. Итак, это число 45. Ответ: 45.

Решение № 1.

  • Как известно, числа, кратные 5, имеют в числе единиц 0 или 5. В нашем случае искомое число оканчивается на 5, так как при умножении на 0 дает число 0. Сначала рассмотрим двузначные числа. Множимое число больше суммы его цифр на 216, значит, скорей всего, при умножении на 5 данное число дает число от 220 до 300. Таковыми являются числа 45, 55. Проверим: 45*5=225. 4+5=9. 225-9=216. Итак, это число 45. Ответ: 45.
Задание № 2:   Сколько чисел, меньших миллиона, можно записать с помощью цифр 4 и 5?

Задание № 2:

  • Сколько чисел, меньших миллиона, можно записать с помощью цифр 4 и 5?
Решение № 2. Однозначных чисел – 2,  двузначных чисел - 2 · 2 = 4, трехзначных чисел –       2 · 2 · 2 = 8, четырехзначных чисел – 16, пятизначных чисел – 32, шестизначных         чисел – 64.   А всего -  2 + 4 + 8 + 16 + 32 + 64 = 126 чисел.)

Решение № 2.

  • Однозначных чисел – 2,
  • двузначных чисел - 2 · 2 = 4,
  • трехзначных чисел –
  •       2 · 2 · 2 = 8,
  • четырехзначных чисел – 16,
  • пятизначных чисел – 32, шестизначных  
  •       чисел – 64.
  •   А всего -  2 + 4 + 8 + 16 + 32 + 64 = 126 чисел.)
Задание № 3:   При каком k уравнение kx=k+x+1  не имеет корней?

Задание № 3:

  • При каком k уравнение kx=k+x+1  не имеет корней?
Решение № 3. kx-x=k+1 x(k-1) =k+1 При к=1 уравнение решений не имеет. х•0=1

Решение № 3.

  • kx-x=k+1
  • x(k-1) =k+1
  • При к=1 уравнение решений не имеет.
  • х•0=1
Задание № 4: При каком значении параметра aa корень уравнения 3x(a+4)=6a+35  в 3 раза меньше корня уравнения 2(−x−1)=3(2−x)? Выберите вариант ответа: 1 3 2,5 2 1,5

Задание № 4:

  • При каком значении параметра aa корень уравнения 3x(a+4)=6a+35  в 3 раза меньше корня уравнения 2(−x−1)=3(2−x)?
  • Выберите вариант ответа:
  • 1
  • 3
  • 2,5
  • 2
  • 1,5
Решение № 4. Сначала решим второе уравнение -2х-2=6-3х Х=8 Значит, корень первого уравнения =8\3 Подставим в первое уравнение 3•8\3(а+4)=6а+35 8а+32=6а+35 2а=3 а=1,5 Ответ:а=1,5

Решение № 4.

  • Сначала решим второе уравнение
  • -2х-2=6-3х
  • Х=8
  • Значит, корень первого уравнения =8\3
  • Подставим в первое уравнение
  • 3•8\3(а+4)=6а+35
  • 8а+32=6а+35
  • 2а=3
  • а=1,5
  • Ответ:а=1,5
Задание № 5:   Сколько имеется прямоугольных треугольников, длины сторон которых выражаются целыми числами, если один из катетов этих треугольников равен 15?

Задание № 5:

  • Сколько имеется прямоугольных треугольников, длины сторон которых выражаются целыми числами, если один из катетов этих треугольников равен 15?
x у-х=3 у+х=75    у-х=5      у+х=45    у-х=9      у+х=25 15х36х39 a=15, b=8, c=17 a=15, b=20, c=25   a=15, b=112, c=113 " width="640"
  • Пусть х - второй катет, у - гипотенуза.+=
  • -=225
  • (у-х)(у+х)=225 ;уx
  • у-х=3 у+х=75   
  • у-х=5      у+х=45   
  • у-х=9      у+х=25
  • 15х36х39
  • a=15, b=8, c=17 a=15, b=20, c=25
  •  
  • a=15, b=112, c=113
Задание № 6:   Через сколько минут после того, как часы показывали ровно 4 часа, минутная стрелка догонит часовую? Выберите вариант ответа: 240\11 мин 200\11 мин 220\11 мин 230\11 мин 250\11 мин

Задание № 6:

  • Через сколько минут после того, как часы показывали ровно 4 часа, минутная стрелка догонит часовую?
  • Выберите вариант ответа:
  • 240\11 мин
  • 200\11 мин
  • 220\11 мин
  • 230\11 мин
  • 250\11 мин
Решение. Минутная стрелка за 60 минут поворачивается на 360°, т.е. ее скорость 6° в минуту, часовая стрелка за 60 минут поворачивается на 30°, т.е. ее скорость 0.5° в минуту. Скорость сближения равна 6°-0.5°=5.5°, а начальный угол между стрелками 120°. Время, через которое минутная стрелка догонит часовую, равно 120/5.5=240/11.
  • Решение. Минутная стрелка за 60 минут поворачивается на 360°, т.е. ее скорость 6° в минуту, часовая стрелка за 60 минут поворачивается на 30°, т.е. ее скорость 0.5° в минуту. Скорость сближения равна 6°-0.5°=5.5°, а начальный угол между стрелками 120°. Время, через которое минутная стрелка догонит часовую, равно 120/5.5=240/11.
РООВАНЕ. Какой цифре соответствует буква А? " width="640"

Задание № 7:

  • Расшифруйте запись: ПРООВАНЕ. Какой цифре соответствует буква А?
РООВАНЕ 98332104 А=1 " width="640"
  • Решение ПРООВАНЕ 98332104 А=1


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!