Фалеева О.В.
Занятие по внеурочной деятельности
«Бумажные и пластилиновые фантазии» в 1 классе.
«Красота – это то, что создает человек»
Учитель технологии Фалеева О. В.
МБОУ «средняя школа №69
г. Ульяновска
Тема: Пластилин. Красочная бабочка.
Тип занятия – усвоение новых знаний
Планируемые результаты:
Предметные УУД:
знания:
- ознакомить с понятием пластиковая живопись, показать пластичность передачи движений в лепке;
- приёмы подготовки пластилина для изготовления бабочки;
умения:
- выполнение пластилиновых лент приёмом налепа;
- раскладка цветных пластин;
- придание нужной формы пластилину;
- выполнять разрезание пластилина при помощи тонкой проволоки;
- оценить качество вылепленных пластин по предложенным критериям;
- обучение новым способам деятельности;
- находить правильное решение при раскрое пластилина.
Познавательные УУД:
сопоставление, анализ, выбор способов решения задачи, построение цепи рассуждений, работа по алгоритму (плану).
Регулятивные УУД:
целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция, оценка и самооценка.
Личностные УДД:
- Формирование мотивации и самомотивации изучения темы;
- смыслообразование развитие готовности к самостоятельным действиям;
- развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
- развивать кругозор детей, творческие способности, развивать речь и мышление.
Коммуникативные УУД:
- диалог, сотрудничество, умение задавать вопросы.
Метапредметные УУД:
- формирование умений анализировать, развивать умение сравнивать и находить различия и сходство;
- планировать свою деятельность;
- развивать ассоциативное мышление и творческое воображение.
Оборудование:
Для учителя:
экран
проектор
проволока
презентационные слайды
пластилин
образец готовой поделки
Для учащихся:
Материалы: пластилин, тонкая проволока, картон.
Демонстрационный материал:
- бабочка выполненная из цветных лент пластилина.
Раздаточный материал:
- картон, на котором нарисован простым карандашом контур бабочки;
- пластилин.
Словарная работа: стек, пластилиновая живопись.
Индивидуальная работа:
- учить раскатывать тонким слоем пластилин;
- разрезание пластилина тонкой проволокой.
Ход занятия
Приветствие.
Организация рабочего места.
- Сегодня мы будем работать с пластилином.
На уроке нам необходимо иметь доску, стеки, пластилин, влажные салфетки для вытирания рук и инструмента.
Посмотрите, всё ли у всех есть на столе.
Техника безопасности (приложение № 1, 2.)
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
ПРАВИЛА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОЧЕГО МЕСТА
Перед началом работы подготовь рабочее место.
Во время работы держи рабочее место в порядке.
Не бери пластилин в рот.
Следи, чтобы куски пластилина не падали на пол.
Старайся не испачкать одежду.
Используйте для работы специальную доску.
После работы мой руки или вытирай влажной салфеткой.
Инструмент и приспособления должны быть чистыми.
Экономно расходуй материалы.
Закончил работу, убери рабочее место.
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА РАБОТЫ С ПЛАСТИЛИНОМ.
Перед работой с пластилином, смочите руки водой или протрите влажной салфеткой, особенно если вы меняете цвет пластилина.
Смачивайте инструменты и формочки перед работой после каждого цвета, вытирайте их салфеткой.
Доску протирайте влажной салфеткой или счищайте стеком.
После работы вытирайте все инструменты и доску влажной салфеткой, а потом сухой. Сложите все в коробку, вымойте руки.
Для работы нужно иметь фартук.
Актуализация знаний учащихся
Актуализация знаний по изучаемой теме, подготовка мышления к усвоению нового материала, анализ учебной ситуации и моделирование этапов изучения нового материала, формулирование цели урока, определение задач и тематики новых знаний.
Звучит аудиозапись песни С. Никитина и Н. Матвеевой «Я леплю из пластилина».
–Как вы думаете, ребята, почему наше занятие начинается с этой песенки?
– Вы правы, потому что сегодня на уроке мы будем работать с пластилином.
- Как вы считаете, почему у девочки не получались игрушки?
– Какие качества надо проявлять, чтобы ваша поделка была красивой и аккуратной?
– Сегодня я познакомлю вас с интересным приёмом работы из пластилина.
– А кто из вас, ребята, может сказать, что такое пластилин? (Ответы учащихся.)
– Пластилин – это специальный материал, который используется для… (лепки).
– Знаете ли вы другие материалы для лепки? (Глина.)
– Глина – это природный материал, а пластилин – материал, созданный человеком. Он также состоит из глины, но в него добавляют специальные вещества, которые делают его более мягким, пластичным. Поэтому из пластилина лепить несколько легче, чем из глины.
Свойства пластилина:
он мягкий, пластичный, быстро согревается в руках;
не крошится и не размазывается;
не прилипает к рукам, легко отмывается;
от рук тёплой водой;
легко лепится к бумаге, картону;
может долго находиться в воде;
пластилин не токсичен
(если ребёнок его попробует, то с ним ничего не случится);
срок годности не ограничен.
Ребята, что вы видите?
(показываю картинки с изображением бабочек)
Они так рано проснулись, потому что наступила — что?
(Весна).
Какого цвета бабочки?
Дети: Бабочки красного, розового, желтого, голубого, оранжевого цвета.
Учитель: В этой работе можно использовать обычный и восковой пластилин ярких цветов. Подберите яркие цвета пластилина.
Учитель: Давайте изготовим ленты из пластилина. Изготовить ленту из пластилина можно разными способами: расплющить жгутик, раскатать жгутик через бумагу.
Попробуй разные способы. Какой тебе больше понравится? При раскатывании через бумагу не забывай чаще снимать пластилин и переворачивать его, чтобы он не прилипал к бумаге. Вылепите от 4-7 пластин. Верхнюю пластину можно сделать меньше. Сложите пластины одна на другую, плотно прижми и сложи пополам, как книжку.
Способ 1. «Слоёный пирог».
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/03/09/s_5c83f275b5ae3/1109059_2.jpeg)
Получилась заготовка для разрезания.
Резание – оригинальный приём обработки пластилина. Несколько кусочков пластилина разных цветов укладываются слоями различными способами, а затем многократно разрезаются. Из получившихся деталей можно составить много образов.
Разрезание
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/03/09/s_5c83f275b5ae3/1109059_3.jpeg)
Провести проволочную петлю на 3-5 мм ниже края. Плавно потянув в сторону, проведи её
сквозь заготовку.
Дидактическая игра «Рассади бабочек».
Цель: Учить соотносить цвета.
(Дети рассаживают бабочек на цветочки, совпадающие с ними по цвету).
Учитель: У вас на столах тоже лежат бабочки, но они ещё не проснулись.
Давайте мы их разбудим, они у нас будут яркие, красивые.
(Перед каждым ребёнком картон, на котором нарисован простым карандашом контур бабочки).
Учитель: Вспомним с вами последовательность:
пластины разного цвета, складываем на картон одна на другую, плотно прижмите и сложите пополам, как книжку;
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/03/09/s_5c83f275b5ae3/1109059_5.jpeg)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/03/09/s_5c83f275b5ae3/1109059_6.png)
Просмотр презентации.
Физкультминутка
Спал цветок и вдруг проснулся, (сложить ладони под щекой).
Больше спать не захотел (помотать головой).
Шевельнулся, потянулся, (пошевелиться и потянуться).
Взвился вверх и полетел, (машут руками).
Учитель: Что умеет делать бабочка?
Дети: Порхать, летать, пить нектар, спать.
Самостоятельная работа.
- выполнение практической работы «Лепка бабочки»;
- индивидуальная работа с учащимися.
Дети выполняют задание.
Учитель: Какие красивые получились бабочки.
(демонстрация работы учащихся)
Выставка игрушек.
Самооценка по предложенным критериям.
- Что вы испытали сегодня на уроке при виде такой красоты?
- Как называются игрушки, которые вы сегодня лепили?
Рефлексия
Д/з.