Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад компенсирующего вида № 37
города Кузнецка
Пензенская область
«Занимательная математика».
Рабочая программа
Развитие элементарных математических представлений и логического мышления через развивающие игры
у детей с ТНР от 5 до 7 лет
Срок реализации программы - 2 года
Подготовила:
Зимина Л.Н.
воспитатель МБДОУ ДС № 37
г. Кузнецка
Пензенская область
2023 год.
1. Пояснительная записка
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, обладают адекватной самооценкой, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.
Тяжёлые нарушения речи (ТНР) по-разному, но обязательно находят своё отражение в психической деятельности человека, что проявляется в нарушении познавательной, эмоционально-волевой сферы личности, межличностных отношений. Для детей с ТНР характерна общая психическая незрелость, низкая познавательная активность, которая обусловлена особенностями восприятия, памяти, внимания, мышления и эмоционально-волевой сферой.
Одним из средств умственного развития ребенка с ТНР являются развивающие игры. Они важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной активности, движении, помогает детям использовать счет, контролирует правильность выполнения действий. В каждой игре ребенок всегда добивается какого-то «предметного» результата. Постоянное и постепенное усложнение игр позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. Развивающие игры создают условия для проявления творчества, стимулирует развитие умственных способностей, логического мышления ребенка.
Значимость развивающих игр для развития дошкольников, их многообразие и возрастная адекватность позволяет использовать их для решения указанной проблемы – подготовки мышления дошкольников к школьному обучению, в частности, предматематической подготовки. Для этого разработана программа «Занимательная математика», рассчитанная на детей от 3-х до 8 лет. Название программы отражает основное направление деятельности – использование современных развивающих игр с блоками Дьенеша, цветными палочками Х.Кюизенера, Нумикон, Б.П.Никитина и т.д.
Целью программы является: развитие нестандартного мышления и познавательных способностей дошкольников, в работе по формированию логико-математического мышления посредством развивающих игр -логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера.
2. Организация работы с детьми
В основе организации работы с детьми лежит система дидактических принципов:
- принцип целостного представления о мире: при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
- принцип индивидуализации: на занятиях создаются условия для наиболее полного проявления индивидуальности, как ребёнка, так и педагога;
- принцип минимакса: обеспечивается возможность продвижения каждого ребёнка своим темпом;
- принцип вариативности: у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
- принцип творчества: процесс обучения сориентирован на приобретении детьми собственного опыта творческой деятельности;
- принцип гуманистичности: ребёнок рассматривается как активный субъект совместной с педагогом деятельности.
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития детей.
2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка
Анализ психолого-педагогических исследований позволяет прийти к выводу, что развитие логических приемов мышления имеет определенную последовательность. Понятно, что с произвольно взятой операции начать работу нельзя, так как внутри системы логических приемов мышления существует строгая взаимосвязь, один прием строится на другом.
Академик В.В.Давыдов отмечал, что развитие ребенка во многом зависит от той деятельности, которую он выполняет в процессе обучения. Специальная работа, цель которой – формирование логических приемов мышления, значительно повышает результативность процесса, независимо от исходного уровня развития ребенка.
Развитие детей целесообразно рассматривать в русле развивающих занятий.
Необходимо через систему специальных заданий и упражнений логического содержания формировать и развивать именно логические структуры. Системные задания логико-конструктивного характера, развивающие мелкую моторику – активно влияет на математическое развитие дошкольника.
Краткое описание разделов (разделы соответствуют определенной логической операции, которой будем обучать на занятии):
Обобщение. Цель – учить мысленно объединять предметы в группу по их свойствам. Способствовать обогащению словарного запаса, расширять бытовые знания детей.
Классификация. Цель – учить распределять предметы по группам по их существенным признакам. Закрепление обобщающих понятий.
Сравнение. Цель – учить мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам; развивать внимание, восприятие детей. Совершенствовать ориентировку в пространстве.
Аналогия. Цель – учить выявлению сходных свойств разных объектов.
Ограничение. Цель – учить выделять один или несколько предметов из группы по определенным признакам. Развивать наблюдательность детей.
Систематизация. Цель – учить установлению последовательности событий. Учить выявлять закономерности; расширять словарный запас детей; учить рассказывать по
картинке, пересказывать. Составлять рассказа по серии картинок, выстраивать картинки в логической последовательности.
Отрицание, Цель – учить мысленному выявлению признака предмета на основе противоположного признака (логическая операция, которая производиться с помощью «не»).
Анализ – синтез. Цель – учить детей делить целое на части, устанавливать между ними связь; учить мысленно соединять в единое целое части предмета.
Умозаключения. Цель – учить при помощи суждений делать заключение. Способствовать расширению бытовых знаний детей. Развивать воображение.
Решение логических задач (происходит на каждом занятии) Цель – способствовать всестороннему развитию дошкольников: активизировать умственную деятельность, заинтересовать математическим материалом, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в осуществление мыслительного процесса, связанного с использованием понятий, логических конструкций, существующих на базе языковых средств.
В каждом занятии используются разнообразные игры и упражнения, составленные с учётом возрастных особенностей дошкольника, они помогут научить ребёнка быть внимательным, аккуратным и старательным, логически мыслить, анализировать и сравнивать предметы, выделять главное и второстепенное, делать выводы.
Обучение детей происходит поэтапно:
1 этап – 5-6 лет: игры, на развитие элементарных навыков алгоритмической культуры мышления: счет, счетные операции при помощи чисел, измерение, вычисление, направленные на изучение качественной и количественной классификации.
2 этап - 6-8 лет: более сложные игры на замещение и моделирование свойств, кодирование и декодирование информации. Развитие логических операций: сравнение, анализ, синтез, классификация, обобщение.
2.2 Задачи программы
Старший возраст (от 5 до 6 лет):
- учить анализировать, планировать, комбинировать, рассуждать (развитие мыслительных способностей);
- обогащать игровой опыт каждого ребёнка, повышать влияние игры на его развитие;
- развивать познавательные способности (память, воображение, речь), творческие способности (воспроизведение нетипичных изображений предметов)
- способствовать освоению математического содержания (геометрические фигуры и их структура, модели фигур и предметов);
- развивать умение складывать предметные формы по схемам, по собственному замыслу или описанию взрослого;
- развивать умение конструировать предметные формы по схемам (конструктивным и силуэтным);
- способствовать познанию принципа образования чисел;
- развивать навыки счета (прямого и обратного).
Ожидаемые результаты:
- правильно называет геометрические фигуры (круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник), тела ( шар, куб), называет их структурные компоненты (угол, сторона);
- умеет рисовать геометрические фигуры по заданным точкам;
- умеет составлять по силуэтной схеме фигуры из частей;
- умеет сравнивать геометрические фигуры по форме и размеру, группировать их по признакам;
- умеет делить целое на части, сравнивать их между собой;
-понимает пространственные отношения;
- умеет рисовать изображения с помощью графического диктанта;
- умеет обобщать геометрические фигуры (круглые, треугольные, четырёхугольные);
- считает до 10 и более, понимает итог счета как обозначение количества предметов.
Старший дошкольный возраст (от 6 до 8 лет). Подготовительная группа:
- развивать у ребёнка познавательный интерес, желание и потребность узнавать новое;
- учить детей операциям: анализа - синтеза, сравнения (с помощью палочек Кюизенера), отрицания (использованию частицы отрицания «не»), классификации, систематизации, ограничению, обобщению (с помощью боков Дьенеша), умозаключению (решение логических задач), упорядоченности действий ориентировке в пространстве;
- обучать решению логических задач;
- развивать наблюдательность, исследовательский подход к явлениям и объектам окружающей действительности; формирование базисных представлений об окружающем мире; математических речевых умений;
- развивать умение конструировать предметные формы по схемам (конструктивным и силуэтным);
- самостоятельно придумывать фигуры и складывать их из заданных частей;
- закрепить знание основных признаков геометрических фигур и тел;
- обучать количественному и порядковому счёту до 10 и более;
- учить понимать отношение целого и части;
- способствовать дальнейшему развитию сенсорных способностей и психических процессов;
- вызвать интерес к решению сложных интеллектуальных задач;
- способствовать дальнейшему развитию пространственных и временных представлений;
Ожидаемые результаты:
- правильно называет геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, ромб, трапеция) и тела (куб, шар, цилиндр, конус);
- называет их структурные компоненты (сторона, угол, вершина);
- умеет конструировать предметные формы по схемам (конструктивным и силуэтным);
- самостоятельно придумает фигуры и силуэты и складывает их из заданных частей;
- умеет составлять целое из частей;
- владеет счетом в прямом и обратном порядке до 10 и более;
- ориентируется по плану и выполняет задание последовательно;
- умеет решать логико-математические задачи;
- умеет делить целое на равные и неравные части;
- владеет образованием чисел в пределах 10; решает математические примеры и задачи.
2.3 Формы и режим занятий
Программа «Занимательная математика» рассчитана на четыре года для детей младшего и старшего дошкольного возраста. Занятия проводятся один раз в неделю во второй половине дня после дневного сна, небольшими подгруппами, является вариантом организации совместной деятельности педагога с детьми по развитию математических представлений.
Режим занятий:
1 год обучения: дети старшей группы 5-6 лет; длительность занятий 25 минут; общее количество занятий —31.
2 год обучения: дети подготовительной группы 6-7 лет; длительность занятий 30 минут; общее количество занятий - 31.
Формы проведения занятий:
- логико-математические игры;
- интегрированные занятия;
- совместная игровая познавательная деятельность (совместные игровые мероприятия детей и родителей);
- самостоятельная игровая деятельность.
Учебно-тематический план
(дети 5 – 6 лет – старшая группа)
Месяц | Тема занятий | Коли чество |
октябрь | Обобщение. 1.«Засели животных в домики» - с помощью блоков Дьенеша. «Дорисуй нужный предмет». 2. «Расставь транспорт от быстрого до медленного» с помощью палочек Кюизенера. «Раздели фигуры » Классификация. 3.«Раздели предметы на группы». «Помоги Вини Пуху». 4.«Разведи по домикам животных, насекомых, птиц» . | 1 1 1 1 |
ноябрь | Классификация. 1«Рассортируй геометрические фигуры». «Заселидомики» 2 «Найди общее и покажи» – закрепление обобщающих понятия, свободное оперирование ими. Сравнение. 3«Найди такой же предмет». «Помоги лисенку» - с помощью палочек Кюизенера. «Цветы на день рождение маме». 4. «Найди два одинаковых предмета». «Конкурс певчих птиц» - с помощью палочек Кюизенера. «Определи логическую связь». | 1 1 1 1 |
декабрь | Сравнение. 1 «Сделай всех бабочек одинаковыми». «Расставь детей по возрасту» -с помощью палочек Кюизенера. «Больше – меньше». Игра «Танграм» 2«Веселый – грустный» - с помощью палочек Кюизенера. «Помоги куклам» Сделай все мячики одинаковыми». Ограничение. 3 «Найди предмет по трем признакам» (цвет, форма, размер). «Найди закономерность» 4. «Посуда – раздели на группы». «Чтодолжно быть в пустых клетках». Головоломки из счетных палочек. | 1 1 1 1 |
январь | Аналогия. 1. «Найди недостающий предмет». «Кто победит на соревнованиях» - с помощью палочек Кюизенера». 2 «Продолжи ряд». «Четвертый лишний» . 3 «Задачки от Лесовичка» - с помощью блоков Дьенеша. «Дорисуй гирлянду». | 1 1 1 |
февраль | Систематизация. 1 «Размести по-разному» «Кто больше слов придумает» - с помощью палочек Кюизенера. 2 «Назови, одним словом». «Помести фигуры по-разному». 3 «Дорисуй в пустой клетке». «Раздели на группы, и назови одним словом». 4 «Расшифруй». «Найди предмет по трем признакам» (размер, количество, форма). | 1 1 1 1 |
март | Отрицание. 1 «Найди не животных». «Нарисуй недостающий предмет». 2 «Поможем незнайке» . «Бабушка вязала не…». 3 «Луговые и садовые цветы» «Раскрась не…». Головоломки из счетных палочек. 4 «Праздник для кукол». «Насекомые и цветы» . Игра «Танграм». | 1 1 1 1 |
апрель | Анализ – синтез. 1 «Найди выделенный фрагмент». Лабиринты. 2 «Сосчитай сколько геометрических фигур на карточке». «Расскажи Незнайке о животных» - с помощью палочек Кюизенера». 3 «Помоги склеить фотографию». 4 «Кот – сладкоежка». Головоломки из счетных палочек. | 1 1 1 1 |
май | Умозаключение. 1 Решение задач на оперирование категориями :все, некоторые, отдельные и установление отношений между членами множеств. 2 Задачи на установление временных, пространственных. 3.Головоломки из счетных палочек. | 1 1 2 |
| Всего | 31 |
(дети 6 - 7 лет - подготовительная к школе группа)
Месяц | Тема занятий | Коли чество |
октябрь | Обобщение. 1. Выполнение операций над множествами: сравнение, разбиение, классификация - с помощью Блоков Дьенеша. Логическое дерево «Овощи – фрукты». «Что зайчик повезет в каждой тележке». 2. «Преобразование геометрических фигур, используя блоки Дьенеша. Логическое дерево «Цветы». «Что где растет». Классификация. 3. «Определи, какой предмет нужно нарисовать». Обозначение геометрических фигур при помощи символов, кодирование с помощью блоков Дьенеша. Кто из мальчиков во что играл». 4.Логическое дерево «Деревья» «Найди недостающее насекомое» «Кто из 4 мальчиков опоздал в школу». - помощью палочек Кюизенера. | 1 1 1 1 |
Ноябрь | Классификация. 1 Расшифруй слово». «Кого из животных не хватает». «Кто пришел на работу раньше все» . Игра «Головоломки из счетных палочек». 2 «Выполнение операций над множествами: классификация по трем признакам, абстрагирование – с помощью блоков Дьенеша Логическое дерево «Птицы». | 1 1 |
Ноябрь | Сравнение. 3. Логическое дерево «Ягоды». «Определи последовательность расположения цветов на клумбе, дорисуй». «Что ела каждая из 4 девочек на завтрак» - помощью палочек Кюизенера .«Как разбить 2 прямоугольника двумя линиями на 6 треугольников». Игра «Танграм». 4. «Определи логическую связь» .Логическое дерево «Фрукты». «Кому из ребят нравятся ягоды». Лабиринты. | 1 1 |
декабрь | Сравнение. 1.«Закономерность – кого из животных не хватает». « Жили, были 3 мальчика». Логическое дерево « Овощи». 2.Логическое дерево «Продукты». «Что надо нарисовать в конце каждого ряда». Определи кто ниже, кто выше». Ограничение. 3 «Найди предмет по четырем признакам» (цвет, форма, размер, количество). «Найди закономерность». 4. Логическое дерево «Животные». «Что должно быть в пустых клетках». «Мама с детьми пошла в магазин» - с помощь блоков Дьенеша. Головоломки из счетных палочек. | 1 1 1 1 |
январь | Аналогия. 1.«Найди недостающий предмет». «Кто победит на соревнованиях» - с помощью палочек Кюизенера». 2 «Логическое дерево «Еда» «определи кто выше, кто ниже» -помощью палочек Кюизенера. «Помоги Змею Горынычу». 3. «Найди картинку по адресу». «Кто всех младше» - с помощью палочек Кюизенера. Логическое дерево «Насекомые» | 1 1 1 |
февраль | Систематизация. 1. «Размести по-разному» «Кто больше слов придумает» - с помощью палочек Кюизенера. Логическое дерево «Столовая посуда» Лабиринты. 2 «Назови, одним словом». «Заверши логический ряд « Кто про что смотрел мультики» - с помощью блоков Дьенеша . 3 «Дорисуй в пустой клетке». Логическое дерево «Кухонная посуда» «Кому сколько лет» - с помощью палочек Кюизенера 4 «Расшифруй слово используя ключ к шифру». Логическое дерево «Посуда» «Кто какое место занял в соревновании» -с помощью палочек Кюизенера | 1 1 1 1 |
март | Отрицание. 1 «Найди не животных». «Нарисуй недостающий предмет». «Девочки помогают маме». 2 «Найди логическую закономерность в расположении 4 рядов матрешек» . «Как зовут 5 девочек если не…» «Расшифруй загадку заменив знаки на буквы». 3 «Продолжи ряд» « Найди не насекомых» «Кто самый младший» с помощью палочек Кюизенера. Головоломки из счетных палочек. 4 «Расположи нужное количество точек в нужном направлении» Кто какое место занял в соревновании» - с помощью палочек Кюизенера. Игра «Танграм». | 1 1 1 1 |
апрель | Анализ – синтез. 1 «Найди выделенный фрагмент». « Найди закономерность в расположении предметов.» У кого какое платье». Лабиринты. 2 «Сосчитай сколько геометрических фигур на карточке». «Назови фамилию девочек». «Размести в пустых клетках предметы согласно схеме». 3 «Помоги склеить фотографию». «Найди предметы образующие пары – объясни» « Кто где живет» - с помощью палочек Кюизенера. 4 «Определи логическую связь в расположении изображений» «Сколько грядок посажено». «Кто из животных бегает быстрее все» -с помощью палочек Кюизенера. Игра головоломки из счетных палочек. | 1 1 1 1 |
май | Умозаключение. 1Решение задач на оперирование категориями : все, некоторые, отдельные и установление отношений между членами множеств 2 Задачи на установление временных, пространственных, функциональных отношений. 3 Задачи на активный перебор вариантов отношений, смекалку. 4. Игры с 3 обручами- с помощью блоков Дьенеша. | 1 1 1 1 |
| Всего | 31 |
3. Диагностическая часть программы.
Диагностика проводится на начало и конец учебного года. Основной метод – метод наблюдения. При проверке уровня подготовки детей используются варианты игр и заданий уже известных детям. Диагностику проводится по следующим методикам:
Методики Л.А. Венгера «Самое непохожее»
Методики Немова Р. С.- «Что здесь лишнее?» и «Нелепицы»
Методика Е.Л.Агаева - "Четвертый лишний".
4. Перечень методических пособий:
Логические блоки Дьенеша (ЛБД) разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем для ранней логической пропедевтики, и прежде всего для подготовки мышления детей к усвоению математики.
Логические блоки — это набор фигур, отличающихся друг от друга цветом, формой, размером, толщиной. В процессе разнообразных действий с логическими блоками (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.) дети овладевают различными мыслительными умениями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К их числу относятся умения анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования-декодирования, а также логические операции «не», «и», «или». В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у малышей развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие.
Наряду с логическими блоками в работе применяются карточки (карточки- символы и карточки – загадки), на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина). Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий. Так, подбирая карточки, которые «рассказывают» о цвете, форме, величине или толщине блоков, дети упражняются в замещении, и кодировании свойств. В процессе поиска блоков со свойствами, указанными на карточках, дети овладевают умением декодировать информацию о них. Выкладывая карточки, которые «рассказывают» о всех свойствах блока, малыши создают его своеобразную модель.
Карточки- символы и карточки - загадки помогают детям перейти от наглядно-образного к наглядно-схематическому мышлению, а карточки с отрицанием свойств становятся мостиком к словесно-логическому мышлению. Палочки Х.Кюизенера.
С помощью цветных палочек Х.Кюизенера развивается активность и самостоятельность в поиске способов действия с материалом, путей решения мыслительных задач.
Основные особенности этого дидактического материала — абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Палочки X.Кюизенера в наибольшей мере отвечают монографическому методу обучения числу и счету.
Палочки Х.Кюизенера как дидактическое средство в полной мере соответствуют специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников, а также их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления, в основном наглядно-действенного и наглядно-образного. В мышлении ребенка отражается прежде всего то, что вначале совершается в практических действиях с конкретными предметами. Работа с палочками позволяет перевести практические, внешние действия во внутренний план, создать полное, отчетливое и в то же время достаточно обобщенное представление о понятии.
Для внедрения в практику работы с детьми по развивающим технологиям определила условия:
1. Разработала перспективное планирование (Приложение № 1);
2. Изготовила игры по блокам (Приложение № 2);
3. Изготовила схемы, карточки по работе с блоками. (Приложение № 3);
4. Создала картотеку дидактических игр и занятий (Приложение № 4)
5. Изготовила инструментарий для диагностики. (Приложение № 5)
5. Список литературы
Логика и математика для дошкольников: Методическое пособие/ Авт.-сост. Е.А.Носова, Р.Л.Непомнящая/ (библиотека программы «Детство»). – СПб.: Акцидент, 1997. – 79с.
Венгер Л.А., О.М. Дьяченко Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста.- М.: Просвещение, 1989.127с.
Дидактические игры-занятия в ДОУ (старший возраст). Выпуск 1: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Авт.-сост. Е. Н. Панова. - Воронеж: ЧП Лакоценин С. С, 2007.
Комарова Л.Д. Как работать с палочками Кюизенера? Игры и упражнения по обучению математике детей 5-7 лет/Л.Д Комарова. – М.: Издательство гном и Д,2008
Новикова В.П., Тихонова Л.И. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Для работы с детьми 3-7 лет. — М.: Мозаика-Синтез, 200
Рихтерман Т.Д. "Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста". - М. : Просвещение 1982г.
Альбомы Э. Дьенеша и Х. Кюизенера.
Белошистая А.В. Развитие логического мышления у дошкольников.- М.; ВЛАДОС, 2013