СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Западноевропейская культура Высокого средневековья"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Западноевропейская культура Высокого средневековья"»

Западноевропейская культура Высокого средневековья


Цель: определить особенности развития Западноевропейская культура Высокого средневековья

Задачи:

- определить причины культурного подъёма в Западной Европе в период высокого средневековья;

- познакомить учащихся с уровнем образования, науки, жанрами литературы, памятниками архитектуры;

- помочь учащимся выявить связь между ростом городов, развитием товарно-денежного хозяйства, объединительной политикой монархов и повышением грамотности общества, развитием научных знаний, искусства;

- формировать у учащихся позитивное отношение к духовным и культурным ценностям средневековой Европы.


Основные термины и понятия: университет, диспут, лекция, юрист, романский и готический стили в архитектуре, витраж, студент, факультет.


ХОД УРОКА


Организационный момент


Проверка домашнего задания


"Католическая церковь"

1. В каком году произошёл раскол христианской церкви на православную и католическую? 1054г.

2. Кто является главой православной церкви? Патриарх

3. Кто является главой католической церкви? Папа римский

4. Что такое анафема? Церковное проклятие

5. Как называют людей, выступающих против учения церкви? еретики

6. Как называется церковный суд над отступниками от веры? инквизиция

7. Кого христиане называли "неверными"? мусульман

8. Как называют участников походов европейцев на Восток? Крестоносцы

9. Когда начался первый крестовый поход? 1096г.

10. Госпитальеры, тамплиеры, тевтоны… Кто это? Духовно-рыцарские ордены


Актуализация знаний

Некоторые учёные конца Средневековья в Италии 10 веков между блестящей античностью и светлым будущим пренебрежительно называли Средневековьем – как что-то грубое, невежественное, никчёмное.


Vв. – XV в. = грубое, невежественное, никчёмное Средневековье


Так ли это? Мы сможем ответить на этот вопрос сегодня при изучении темы "Западноевропейская культура Высокого средневековья". Работаем с параграфом 10.


В Раннем Средневековье культура Западной Европы переживала упадок.

С чем это могло быть связано? (нашествие варваров, падение Западной Римской империи в 476 г; культурные достижения античности уничтожались, города не развивались, а приходили в запустение).


Изучение нового материала


В начале Средневековья даже короли не умели ни читать, ни писать. Кто же занимался сохранением античных знаний и культуры? (ст. 57 – христианская церковь)


Но шло время, общество в Средневековье, хотя и медленно, развивалось.

Вспомните, какие важные события произошли в обществе Западной Европы в высоком Средневековье? (складывались феодальные отношения, образовывались централизованные государства, росли старые города и появлялись новые, подъём сельского хозяйства, развитие ремесла, на смену натуральному хозяйству пришло товарно-денежное)


Могло ли всё перечисленное повлиять на развитие образования, научных знаний? (да; ст. 57)


Т. о., мы можем сделать вывод о том, что причинами культурного подъёма в Западное Европе стали:



Как уже говорилось ранее, городам и горожанам нужны были образованные люди.

Как вы представляете себе образованного человека? (умеет читать, писать, считать, знает иностранные языки и. д.)

Где в наше время люди могут получить образование? (школы, гимназии, лицеи, колледжи, институты, университеты)


В Высоком средневековье требовалось всё больше образованных людей. Образование можно было получить разного уровня в разных учебных заведениях.


В школах обучались дети 7 – 15 лет. Изучали:

- грамматику

- риторику (умение правильно выражать свои мысли)

- арифметику

- геометрию

- географию

- пение

- закон Божий

Существовала жёсткая дисциплина. Учитель был вправе применять наказания к нерадивым ученикам.


Миниатюра. Джеймс ле Палмер. Omne bonum. 1360–1375


Более высокий уровень образования давали университеты.

Что в переводе с латыни означает "университет"? (общность, объединение)

Кто входил в это объединение? (профессора и студенты)

На каком языке шло преподавание? (на латинском)


Обучение в университете проводилось в два этапа:

1-й – подготовительный (младший факультет). Что здесь изучали студенты? (ст. 58)

2-й – старший факультет. В чём его особенность? (студенты выбирали специальность юридическую, медицинскую, богословскую; ст. 58)


Назовите, в каких формах проходили занятия в университетах? (лекции – чтение и обсуждение книги, диспуты – словесные поединки, споры)


Выполните задание:






































Т. о., какой можно сделать вывод о развитии образования?


С образованием тесно связана наука.



Известным учёным в XIII в. был Роджер Бэкон.

Работа с информацией:

- план-конспект уроков 6 кл. Ср. века – ст. 58 – 59

- видеоролик "Учёные мужи Божьи. Роджер Бэкон


Роджер Бэкон – английский философ,естествоиспытатель, монах-францисканец, занимался алхимией, астрономией, оптикой. Положил начало эксперименту.


В результате научных открытий в Высоком средневековье появились изобретения, которыми мы сегодня активно пользуемся:

- очки для улучшения зрения (в трудах Р. Бэкона содержалисьидеи использования линз для очков, телескопов)

- механические часы (не имели минутной стрелки)

- ножницы

- зеркала (мастерам под страхом смерти запрещалось разглашать секреты изготовления)


Географические представления европейцев расширил венецианский купец Марко Поло.


Гордостью любого западноевропейского города был собор – главная городская церковь. Соборы поражали своей красотой и великолепием. С X в. в Европе начали выделяться архитектурные стили.


Архитектурный стиль – это совокупность принципов и приёмов строительства.


Используя материал параграфа на ст.60 – 61 сравните архитектурные стили по параметрам: (учащиеся выполняют задание устно по вариантам 1 и 2)



Витраж – изображение из цветного стекла

Закрепите полученную информацию, выполнив задание:



В период Высокого средневековья получила развитие литература. Здесь можно отметить два основных жанра:

1. рыцарская литература

2. городская литература.


Задание по вариантам: кто и почему были главными героями рыцарской и городской литературы?


Привести примеры произведений - конспект уроков 6 кл. Ср. века – 221 – 222


Контроль знаний и умений:

- вопросы в рабочей тетради


Подведение итогов:

В начале урока вы познакомились с характеристикой Средневековья, которую дали некоторые учёные Италии. Что вы можете сказать в ответ этим учёным?


Домашнее задание:

Параграф 10 прочитать, ответить устно на вопросы

Индивидуальное задание (по желанию):


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!