СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Защитное слово"

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Каждый человек любит то место, где он родился и живёт.  Это место   его родной край.

Просмотр содержимого документа
«"Защитное слово"»

Защитное слово.

Каждый человек любит то место, где он родился и живёт. Это место его родной край. Никогда не забывается свой дом. Всегда помнится дорога в школу, родное селение и его незабываемые окрестности. Отсюда, от порога родного дома, начинается любовь к своей Родине.

Но как мало мы порой знаем о своём крае, о своей Малой Родине. Проходим по улицам, не осознавая, что эта земля помнит первых поселенцев, и нашествие древних кочевников, и крестьянские волнения. Знаем ли мы, сколько уникальных памятников подарила нам природа, сколько богатств таят недра нашей земли? А оказывается, удивительное – вот оно, рядом!

Непрерывно растёт интерес к своему краю у детей и взрослых. С чего же начать знакомство со своим родным краем, на что обратить внимание и что посмотреть в первую очередь?

На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия общества с природой выросли в глобальную экологическую проблему, поэтому в каждом человеке необходимо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать воспитание уважения к окружающей природе необходимо со школьного возраста.

Сказанное позволяет утверждать, что одной из важных задач современного образования является формирование у школьников желания изучать ближайшее природное окружение на основе деятельности, правильно применять полученные знания на практике, объективно оценивать свое поведение в природной и социальной среде. По мнению выдающихся педагогов, решить названную задачу возможно, прежде всего, в процессе организации внеурочной деятельности школьников эколого-краеведческой направленности.

Поэтому в своей работе я обратилась к краеведению, как одному из методов патриотического и экологического воспитания. Знание своего края, его прошлого и настоящего нам необходимо для непосредственного участия в его преобразовании, поскольку родной край - живая, деятельная частица великого мира. Краеведение рождает чувство патриотизма - глубокой любви к Родине, к её природе.

О необходимости изучать родной край, окружающую жизнь, использовать местный, локальный материал в обучении и воспитании юных, приобщать их к серьезным исследованиям – об этом писали еще Я. А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо и другие зарубежные педагоги и ученые. В России эту идею развили К. Д. Ушинский, он был за то, чтобы «вести детей в природу», сообщать им все доступное и полезное для их умственного и речевого развития.

Актуальность проблемы эколого - краеведческого образования школьников заключается в ее связи с решением таких важнейших проблем педагогики, как проблема формирования личности, всех ее нравственных сторон, и в том числе — отношения к природе.

В условия модернизации образования, ориентированного на учет федерального, регионального и национального компонентов его содержания избранная тема «Эколого- краеведческое образование школьников» приобретает особую ценность.

Поэтому основным содержанием экологического образования учащихся коррекционных школ является формирование осознанно – правильного отношения к природным явлениям.

Дети с ОВЗ познают мир с открытой душой и сердцем. И то, как они будут относиться к этому миру, научатся ли быть хозяевами, любящими и понимающими природу, воспринимающими себя, как часть единой экологической системы, во многом зависит от педагогов, участвующих в их обучении и воспитании.   


В настоящее время экологическое образование и воспитание выступает одним из главных направлений в учебном процессе современной школы в условиях введения ФГОС. Внеурочная деятельность школьников эколого-краеведческой направленности, реализуемая в рамках предлагаемого ФГОС НОО духовно- нравственного направления и основанная на системно-деятельностном подходе, способствует развитию не только основ экологической культуры школьника, но и его самоопределения в системе жизненных отношений «мир – человек»

В ФГОС ООО сформулирован основной принцип современного экологического образования: переход от трансляции и передачи знаний к практико-ориентированному образовательному процессу (активные методы), направленному на получение необходимых знаний и навыков для взаимодействия в социоприродной среде.

В связи с тяжелой экологической ситуацией на Земле и с целью - привлечь внимание общественности к вопросам экологического развития нашей страны, и обеспечения экологической безопасности  и охране природных территорий, Указом Президента РФ 2017 год, объявлен годом экологии.

В нашей школе накопилась определенная система воспитания. Накоплен положительный опыт работы по экологическому воспитанию учащихся, совместной деятельности педагогов. Мой опыт работы в школе-интернате показал, что дети с большим интересом изучают тот материал, который непосредственно связан с их жизнью, с ближайшим окружением. Необходимость формирования экологического сознания воспитанников, потребность в изучении природы родного края, и по этому тема моей деятельности в межаттестационный период: «Формирование экологической культуры воспитанников с ОВЗ в условиях школы-интерната через краеведение».

Цель: формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Задачи:

  • формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю и патриотического отношения к России;

  • научить применять на практике полученные знания, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности;

  • воспитание экологической культуры через разные деятельности ребенка,


Объект : эколога - краеведческая деятельность школьников.

Предмет: воспитание патриотизма, любви к родному краю у школьников через эколого- краеведческую деятельность.

Гипотеза: ценностное отношение к природе, к родному краю, патриотизму, осуществлять через природоохранную и краеведческую деятельность, будут способствовать у детей развитию экологически целесообразного сознания и повышению экологической культуры.


  1. Аналитическая часть


Цель аналитического отчета: Проанализировать и дать оценку собственной педагогической деятельности в межаттестационный период с 2012 по 2017 гг.

2012 году мне аттестационной комиссией была дана рекомендация: «Обобщить опыт работы по использованию краеведческого материала при формировании экологической культуры воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната».

Для того чтобы наметить определённый образовательный маршрут деятельности и проследить индивидуальную динамику воспитанников, я провела мониторинг эффективности созданных условий и собрала информацию о качестве образованности детей.

Для выявления уровня экологической культуры воспитанников, детям были предложены вопросы анкеты.

Вопросы анкеты на слайде

Анализ полученных данных показал, что уровень экологической культуры воспитанников, особенно такого его компонента, как экологические знания очень низок.

Результаты представляю в графике

Для повышения уровня экологической культуры воспитанников, мною была составлена рабочая программа: «Формировании экологической культуры воспитанников, через краеведение». Представлена на выставке

Реализация данной программы помогает организовать деятельность учащихся , чтобы они лучше изучили свой край, глубже поняли особенности природы, культуры, истории, формирует у школьников интерес и привязанность к родному краю, патриотические чувства, историческое самосознание, социальную активность.

Работая в данном направлении, ежегодно проводилось обследование, основная задача которого заключалась в том, чтобы определить степень освоения ребенком знаний эколога- краеведческой направленности и влияние образовательного процесса, организуемого в нашем учреждении. Ежегодные результаты обследования давали информацию об динамике уровня развития экологической культуры воспитанников.

На основе полученных данных построила диаграмму-развития воспитанников, позволяющую наглядно увидеть уровень экологического образования на основе школьной краеведческой работы.

Достичь положительной динамики в своей деятельности мне помогло использование различных наглядных пособий, дидактический материал, технические средства обучения.

Практика показывает, что учащиеся с ограниченными возможностями здоровья положительно относятся к разнообразным формам внеклассной работы как экологические беседы, конкурсы, викторины, праздники, экскурсии в природу.

Провожу с детьми познавательные игры, которые  стимулируют переход от любопытства к любознательности, являясь средством развития интеллекта и творческих способностей. Такие игры можно проводить как на природе, так и в помещении. Так, например, на природе была проведена познавательно - экологическая игра «Маленькие тайны природы». На этапах игры «Зеленый друг», «Лесная аптека», «Бюро погоды», «Охрана природы» ребята показали прекрасные знания о лекарственных растениях, растениях нашей местности, рассказали о своих наблюдениях за погодой и т.д.

Тематика бесед по экологическому воспитанию были разнообразны: «Подготовка животных к зимовке», «Любимый уголок отчизны», «Чистая атмосфера – здоровый организм»", "Земля - наш общий дом", "Мы учимся у природы" и т.п.

Во время проведения беседы дети высказывают свое отношение к увиденному – сломанному дереву, разбросанному мусору, сорванному и брошенному букету цветов, подожженной траве, красивому пейзажу, распустившемуся цветку, пению птиц.

Во время прогулки, экскурсии, беседуя с детьми в неформальной обстановке, прививаю им основные понятия и правила поведения в природе, обосновывая и объясняя их, подтверждая конкретными примерами. Основные правила:

Вы их видите на слайде

Ребята часто оказывались равнодушными к комнатным растениям, поливали автоматически, не задумываясь, полезно это или вредно для растений. Проведя с детьми «Путешествие по карте» (технология Коротковой), к Родине этих растений, у детей появился интерес, поэтому я провожу один раз в месяц практическое занятие «Уход за комнатными растениями», где мы с ребятами выявляем родину каждого растения. Знакомясь с историей комнатных растений по книге Н. Верзилина «Путешествия с домашними растениями», обучающиеся, воспитанники узнают о правилах ухода и поймут, что полезно для зеленых друзей, а что вредно.

С большим интересом дети узнавали новое о знакомых с детства растениях, животных. Итогом было создание лэпбуков: «Животные Урала», «Насекомые нашей местности». В содержании которых мы разместили народные загадки, пословицы, поговорки, в которых отражено мудрое, бережное отношение народа к богатствам природы, знания сложных явлений окружающего мира и многое другое.

С детьми совершили заочную экскурсию - «Путешествие по родному краю» по «Реке времени» (технология Коротковой) - это были путешествия по Екатеринбургу, Первоуральску и Новоуткинску. Из этих путешествий дети узнали историю возникновения родного края, занятия проходили очень в увлеченной форме. Провели занятие по теме «Лес полон чудес», составили презентацию «Почему мы с лесом дружим». В ходе занятий с воспитанниками изучили правила поведения на природе, экологические знаки. Дети запомнили названия охраняемых растений и животных, занесенных в Красную книгу Урала, познакомились с некоторыми лекарственными растениями. Провели обследование своего двора, огорода, пришкольного участка и составили перечень обнаруженных лекарственных растений. По результатам исследования изготовили лэпбук «Лекарственные растения Урала».

Реализация программы обеспечивает всестороннее развитие детей. У них расширяется кругозор, развиваются сенсорные способности, моторика, наблюдательность. Дети учатся устанавливать связи, зависимости, обнаруживать причины и следствия, развивается речь. Саше подарили «Травянчика» (купили в магазине). Она с радостью делится новостью с детьми. Я предложила сделать травянчика самим. Сделать его очень просто набрали опилок, принесли ненужные мамины колготки. Купили семена. Взялись за дело.

Сколько было энтузиазма, радости, вопросов. С детьми сделали травянчика, раскрасили красками. Поливали его, ухаживали за ним. Каждый день дети спрашивали: « Ну, когда же вырастут волосы». Когда, появились первые всходы радости у детей, не было предела.

С приближением Новогодних праздников в группах был размещён призыв, который призывал родителей и детей принять активное участие в провидении акции: «Не губите живые ели! Давайте отметим новогодние праздники, вокруг искусственной ёлки». Прошли тематические познавательные занятия: «Ёлка в природе», «Полезные свойства ели», «Ель для лесных жителей».

Большое место было отведено детской продуктивной деятельности: дети рисовали ёлочку, делали аппликации на различные темы: «Хвойный лес», «Ёлка в лесу». Вместе с детьми сделали елочку из ладошек, а затем украшали нашу ёлочку мишурой и шарами сделанными своими руками. В итоги состоялась выставка на тему «Ёлочка – зелёная иголочка».

Работа по экологическому воспитанию через краеведение позволила мне решить многие задачи, касающиеся формирования интонационной выразительности речи, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Дети раскрепощаются, повышают свою познавательную и творческую активность. В результате успешно формируется произвольность поведения и психических процессов, что помогает детям активно участвовать не только в праздниках и развлечениях, используя приобретённые умения и навыки, но и в самостоятельной деятельности. Это свидетельствует о том, что дети стали активными участниками в различных конкурсах различного уровня.

Дети принимали активное участи в подготовленных мною и проведённых мероприятиях: «Наш край» (апрель 2013г), Лекарственные растения нашего края» ( март 2014г), «Родники Урала» (ноябрь 2014г), «Поговорим о березе» ( февраль 2015г), «Красная Пасха» ( апрель 2016г), «проект «Урало –Сибирская роспись» (апрель 2016г), проект «Наш дедушка Бажов» (февраль 2016г) , проект «Наша удивительная Каменка» (декабрь 2016г).



Проектная часть

Главная задача коррекционной щколы состоит в подготовке своих учеников к жизни, формирование у них умения видеть и творчески решать возникающие проблемы; активно применять в жизни, полученные в школе знания и приобретенные умения; продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме в широком смысле, то есть в формировании ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования.

Для решения этой важной задачи необходимо правильно, максимально эффективно построить педагогический процесс, учитывая психофизические, возрастные и индивидуальные особенности учащихся. У наших детей наблюдается разная степень выраженности двигательных, речевых, интеллектуальных, эмоционально-волевых расстройств.

Следовательно, успешное решение коррекционных задач в работе с каждым ребенком, интеллектуальное и нравственное развитие их личности, формирование критического и творческого мышления, умения работать с информацией возможно при использовании исследовательских, проблемных и проектных методов.

Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, он возник еще в 20-е годы прошлого века в США, но вместе с тем его сегодня относят к педагогическим технологиям XXI века и при реализации ФГОС ООО.

Возникло противоречие: с одной стороны, в образовании на всех уровнях провозглашены приоритеты в формировании познавательной активности детей, а с другой стороны, реальные психолого-педагогические и программно-методические условия не в полной мере соответствуют современному социальному заказу.

Проблема: выявить эффективные психолого-педагогические условия, которые будут обеспечивать формирование познавательной активности детей.

Выдвинутые противоречие и проблемы обусловили выбор темы моей работы:

«Проектная деятельность как средство развития познавательной активности у воспитанников».

Определившись с темой, поставила перед собой цель:

Создание условий для развития познавательной активности ребенка через совместную деятельность педагога, родителей.

Для достижения цели определила следующие задачи:

  • создать условия для обеспечения психологического благополучия и здоровья детей;

  • развивать познавательные способности, творческое мышление и воображение;

  • формировать предпосылки для поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

  • развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

  • развить желание участвовать в процессе совместной проектно-исследовательской деятельности.


Объект деятельности: процесс формирования познавательной активности у воспитанников.

Предмет деятельности: система психолого-педагогических условий для познавательного развития детей с использованием технологии проектной деятельности.







Заключение

Накопленный практический опыт показывает, что дети с отклонениями в развитии не всегда готовы к общению, замыкаются в себе, не желают вступать в контакт ни со взрослыми, ни со сверстниками. При непосредственном общении с миром природы их души раскрываются, они чувствуют себя «в своей тарелке», частицами этого мира. Можно утверждать: краеведение, в первую очередь историческое, является важным средством реализации концептуальных положений, сформулированных в Законе Российской Федерации «Об образовании».

Используя всевозможные формы деятельности: общение, игра, совместное творчество, устанавила отношения и сотрудничество с детьми, которые позволили эффективно повлиять на повышение уровня их экологической культуры.

Деятельность по формированию экологической культуры дала определенные результаты:

  • Дети проявляют интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений, животных, пытаются оценить их состояние с позиций хорошо - плохо;

  • с желанием участвуют в экологически - ориентированной деятельности;

  • эмоционально реагируют при встрече с прекрасным и пытаются передать свои чувства в доступных видах творчества;

  • стараются выполнять правила поведения в природе и контролировать свои поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде

Результатом моей работы считаю достижения обучающихся, участвующих в конкурсах, сама являюсь постоянным участником методических мероприятий, конкурсов различного уровня.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!