СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Земельный закон братьев Гракх, методическая разработка к уроку истории 5 класс

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка к уроку истории в 5 классе на тему "Земельный закон братьев Гракх"

Просмотр содержимого документа
«Земельный закон братьев Гракх, методическая разработка к уроку истории 5 класс»

УРОК ИСТОРИИ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА НА ПРИМЕРЕ УРОКА ИСТОРИИ В 5 КЛАССЕ «ЗЕМЕЛЬНЫЙ ЗАКОН БРАТЬЕВ ГРАКХОВ»

Тип урока: урок открытия «нового» знания.

Формируемые УУД:

Личностные: Уважение к истории, культурным историческим памятникам. Потребность в самореализации. Устойчивый познавательный интерес.

Коммуникативные: Владение устной и письменной речью. Умение задавать вопросы. Осуществление взаимоконтроля. Организовать и планировать учебное сотрудничество с учителем.

Регулятивные: Целеполагание, постановка целей, постановка практических и познавательных задач, планировать пути достижения целей. Осуществлять контроль своего времени и управлять им.

Познавательные: Устанавливать причинно-следственные связи, проводить поиск информации в историческом источнике, анализировать исторический источник.

Оборудование: доска, учебник, раздаточный материал (на каждого ученика/группу)

Ученик научится:

1. Определять место исторических событий во времени.

2. Проводить поиск информации в отрывках исторических текстов.

3. Описывать условия существования людей в древности.

4. Раскрывать характерные, существенные черты.

5. Давать оценку наиболее значительным событиям и личностям в древней истории.

Ученик получит возможность научиться:

1. Сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия.

2. Высказывать суждения о значении и месте исторического наследия древних обществ в мировой истории.



Ход урока: Этап-Время-Действия ученика-Действия учителя

Этап

Действия ученика

Действия учителя

1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности;

Организационный момент.

Проверяют свою готовность к уроку.

Приветствие, проверка присутствующих. Проверка готовности к занятию.


2.Этап актуализации и пробного учебного действия; Целеполагание

Актуализация опорных знаний


Предлагаю учащимся ответить на вопросы.

Формулируют тему и цели урока

Обсуждают варианты

Отвечают на вопросы.

Этап выявления места и причины затруднения;

Ученики формулируют цель и задачи урока. Записывают в тетрадь. (приложение 1)

Пробуют самостоятельно определить значение закона и слои населения, интересы которых он отражал

Этап построения проекта выхода из затруднения

Предлагаю учащимся самостоятельно определить порядок действий по преодолению затруднений с использованием предложенных средств (таблица для заполнения).

Организуют свою деятельность по решению поставленных задач

Физкультминутка


3.Этап реализации построенного проекта



Изучение нового материала.

Ученики работают в группах с новым материалом (приложение 3)


Предлагаю учащимся заполнить таблицу при помощи информации параграфа учебника и дополнительного раздаточного материала


Контролирую деятельность учащихся, корректирую деятельность учащихся.

4.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи;

Каждая группа пересказывает материал, с которым работала, акцентируя внимание учеников на том, что нужно записать в тетрадь.

Учитель координирует деятельность учеников.

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;

Сверяют собственную таблицу с предложенным эталоном

Предлагаю проверить правильность заполнения таблицы

5. Закрепление нового материала

Ученики отвечают на вопросы

(приложение 4)

Учитель организует опрос для выполнения задания.

6. Самопроверка

Ученики самостоятельно проверяют и оценивают свои работы.

Учитель собирает работы.

7. Рефлексия

отвечают на вопросы, анализируют ответы других по поводу изученного материала – что понятно, а что следует разобрать повторно.

Что вы узнали на сегодняшнем уроке?

С каким настроением вы уходите с урока? Сбор работ и выставление оценок.

8. Домашнее задание

Ученики самостоятельно выбирают для себя задание с учётом подготовки.

Учитель суммирует отметки, полученные группой, с отметкой, которую учащийся поставил себе за задания первичного закрепления. Среднее арифметическое выставляется в журнал.

Список литературы:

1. Бинген Дж. Чендлер Ф. История Древнего мира. Энциклопедия. «Ридерс Дайджест», 2010.

2. Вигасин А.А., Годер Г.И.История Древнего мира. «Просвещение», 2013

3. ФГОС. Настольная книга учителя: Учебно-методическое пособие/ В.И. Громова, Т.Ю. Сторожева.– Саратов, 2013. – 120 с.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.





Приложение №1

Учитель: «Мы сегодня с вами попробуем быть исследователями. Скажите где и с чем работают исследователи?»

Ученики: «В архиве с документами, историческими источниками».

Учитель: «У нас с вами есть сегодня уникальная возможность поработать с историческими источниками. Какую мы себе поставим цель сегодняшнего урока?»

Учитель включает на экране «Послание из древности». Ученики зачитывают его вслух.

Все твердили о справедливости в Риме. Но кто видел эту справедливость? Богачи? Что они знают о бедняках? Заходила ли Госпожа справедливость к бедняку?Скажу Вам однозначное нет! Я видел в Риме тех людей, которые собственной кровью и потом создавали то, чем пользуются другие. Где справедливость? Даже дикие звери имеют логова и норы, а у тех, кто дарит себя Риму ничего! Мы с братом просто выступили в защиту земледельцев. Я уверен, что этот земельный закон может изменить ситуацию.

Тиберий Гракх.

Учитель: «Что мы с вами узнали из этого документа?»

Ученики: «Автор документа – Тиберий Гракх. Он защищал интересы бедняков. Он считал, что государство относилось к беднякам несправедливо»

Учитель: « Какая информация нам осталась неизвестной ? Что ещё нам нужно выяснить?»

Ученики: «Кем был Тиберий Гракх ? Как он боролся за справедливость? Что делал, чтобы улучшить положение бедняков? Кто ему помогал? Каким был результат?» (примерные ответы)

Учитель: «Давайте сформулируем задачи. Какие задачи мы перед собой ставим?» (формулируются задачи, исходя из вопросов и фиксируются учителем на доске)

Ученики: «Узнать кем был Тиберий Гракх, его биографию. Его деятельность (земельный закон) . Кто ему помогал? Какой был результат? (итоги реформы).



Приложение №2

Формулирование критериев оценивания выступления групп.

Учитель: «Как нам будет удобней решать поставленные задачи?».


Ученики: «В группах».


(Работа на уроке будет проходить в группах, каждая группа будет решать

одну из поставленных задач, таким образом ученики придут к общей цели).


Учитель: «Каждая группа, поработав с текстом, должна представить инфор-

мацию, которую она изучила. Работу каждой группы нужно оценить. Для того

чтобы оценить работу и выступление группы, нужно сформулировать критерии оценивания».

1. Выполнение поставленной задачи.

2.Доступность изложения материала.

3.Продолжительность (каждое выступление должно длиться не более 2 минут).

4.Грамотность речи.


Критерии формулируются вместе с учащимися. Учитель записывает крите-

рии на доске. Максимальное количество баллов по каждому из критериев устанавливают ученики.





Приложение №3

Класс делится на группы. Выдаётся раздаточный материал.

Задание

Ответ

Выделите причины обострения борьбы между сенаторами и плебсом в период республики.








Перечислите преобразования, которые предлагали провести Тиберий и Гай Гракхи








Какие аргументы приводил Тиберий Гракх в пользу принятия земельного закона








Опишите, как совершили убийство Тиберия Гракха – народного трибуна







Объясните, что заставило плебеев подняться на борьбу за передел земли, в то время когда Рим владел огромными территориями, имел мощное войско для захвата новых земель.






1 Группа.(работа с текстом)

Тиберий и Гракх родились в Риме. Они происходили из плебейского рода. Однажды проезжая по Италии, братья увидели, что нигде нет свободных земледельцев. Тиберий Гракх произносил речи, которые не оставляли равнодушными. В 134 г. до н.э. он был выбран Народным Трибуном. В 133 г. до н.э. Тиберий Гракх предложил новый земельный закон, который должен был улучшить положение бедняков. Не смотря на сопротивление Сената земельный закон был принят. Тиберий хотел остаться Народным Трибуном на второй год, но римские законы не позволяли этого. Новые выборы проходили в разгар лета. Многие сторонники Тиберия не смогли уйти с поля, чтобы проголосовать. На выборах в 133 г. до н.э. Сенаторы обвинили Тиберия в желании захватить власть и убили его и ещё 300 человек.

Спустя 9 лет после смерти брата Гай Гракх был избран Народным Трибуном. Он продолжил дело брата. Он добился стабильных низких цен на хлеб для бедняков. Сенаторы не любили Гая. Сенаторы ввели в Рим военные отряды. Начались бои. Не желая сдаваться врагам, Гай покончил жизнь самоубийством.

2 Группа Работа с текстом учебника страницы 244-246.

Учитель: «Иногда исследователям приходится работать с уже обработанным текстом. Поэтому Вам предстоит работа с учебником».

3. Группа. Работа с текстом.

«Земельный вопрос – самый важный вопрос на сегодняшний день. Я считаю, что благом земли имеет право пользоваться каждый. Богачи не собираются уступать свои земли добровольно. Я хочу решить этот вопрос мирным путём. Моя задача дать возможность беднякам тоже пользоваться землёй. Для этого необходимо провести передел земли. Новый земельный закон гласит «ни одна семья не имеет права пользоваться более чем тысячью югеров государственной земли. Излишки я предлагаю отобрать, поделить между бедными гражданами и запретить эту землю продавать. Запрет продажи необходим для того, чтобы остановить безземелье и бедность. Дать возможность беднякам повысить уровень своей жизни».

Тиберий Гракх.





4 Группа. Работа с текстом.

Но спустя несколько лет был отменён запрет на продажу земельных участков. Богачи снова стали скупать землю у бедняков. Разорение земледельцев Италии продолжалось.

Но многие тогда, даже сторонники братьев, говорили о том, что не станет братьев – не станет и реформ. Отберут у народа то, что дали. Главная причина этих неудач заключена в самой реформе, в том, что она направлена против римской знати.

Не смотря на обречённость, реформа дала и положительный результат. Уровень жизни бедняков немного вырос. Да и разорение земледельцев на время существования земельного закона Тиберия было остановлено.

Плутарх (древнегреческий философ)

Приложение № 4

Выберите нужное слово:

1. Тиберий Гракх защищал интересы бедняков/богачей

2. Тиберий Гракх был избран Сенатором/Народным Трибуном

3. Он предложил новый земельный закон в 133 г. до н.э/ в 134 г. до н.э.

4. Земельный закон запрещал/разрешал продавать землю

5. Земельный закон не дал/дал положительных результатов

6. Гай Гракх установил низкие цены на хлеб/ на мясо

7. Земельный закон был вскоре отменён /существовал 100 лет

8. По новому закону каждая семья может иметь не больше 1000/500 югеров

9. Тиберий Гракх был убит Сенаторами/ Народным Трибуном




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!