Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 40 компенсирующего вида»
Муниципальное учреждение «Управление образования»
администрации МОГО «Ухта»
Проект
«Знакомство с инструментами симфонического оркестра»
для детей 6-7летнего возраста
Авторы проекта:
музыкальный руководитель Загоруйко Лариса Александровна,
заместитель заведующего Курилова Оксана Анатольевна
Ухта, 2015
Пояснительная записка:
Цель проекта: используя ИКТ-технологии, познакомить дошкольников с музыкальными инструментами симфонического оркестра.
Задачи:
развивать тембровый слух, умение определять звуковую окраску инструмента, узнавать его звучание, знать название;
побуждать детей давать словесную характеристику тембрам инструментов, описывать словами характер и манеру исполнения, используя музыкальную терминологию;
систематизировать и закрепить знания детей о музыкальных инструментах разных групп (духовые, струнные, ударные), об истории происхождения музыкальных инструментов;
развивать слуховое внимание и музыкальную память;
расширять и обобщать музыкально-слуховой опыт детей, их представления о музыкальной культуре;
воспитывать художественный вкус и интерес к классическим музыкальным произведениям, развивать культуру слушания симфонической музыки;
раскрывать творческий потенциал детей, содействовать проявлению инициативы и самостоятельности дошкольников.
Сроки реализации проекта: ноябрь 2015 – май 2016
Участники проекта: воспитанники подготовительной к школе группы № 2, музыкальный руководитель, воспитатели, родители воспитанников, воспитанники МУ ДО «ДМШ № 1» МОГО «Ухта», преподаватель класса фортепиано МУ ДО «ДМШ № 1» МОГО «Ухта».
Обоснование необходимости и актуальность проекта:
Последние десятилетия характеризуются резким падением уровня культуры в нашем обществе. Одна из причин – утрата приоритетной позиции классического искусства в важнейшие периоды формирования личности - дошкольном и школьном возрасте.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в области музыкального воспитания дошкольников определяет одну из основных задач как приобщение детей к музыкальному искусству. Это – основной фактор, влияющий на развитие музыкальных способностей, шире - на становление культурной личности. Систематическое использование классической музыки во всех возрастных группах детского сада отчасти способствует решению этой задачи: классика становится для ребёнка своеобразным «камертоном» в оценке всех последующих художественных впечатлений.
Погружение детей в мир классической музыки – сложный процесс, требующий от ребенка внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Необходимо воспитывать культуру слушания, формировать у детей интерес и активизировать желание слушать музыку. Знакомство с инструментами симфонического оркестра позволяет ввести ребёнка в огромный мир музыкальной классики, даёт детям возможность соприкоснуться с высокохудожественными произведениями мирового классического музыкального наследия. Трудно переоценить объём впечатлений и эмоциональных переживаний у детей от «живого» звучания музыки. К сожалению, в нашем городе увидеть и услышать инструменты симфонического оркестра «вживую» довольно проблематично, особенно для дошкольников, у которых только формируется культура слушания музыки и поведения в концертном зале. Так возникла идея создания проекта с использованием ИКТ-технологий, позволяющих зримо воплотить в жизнь принцип наглядности, обогатить музыкально-слуховые впечатления и представления детей.
Этапы проектной деятельности:
Сроки проведения | Название мероприятия, его цели и задачи | План проведения мероприятия | Использование ИКТ |
Ноябрь | | Подбор аудио-, видео материалов в соответствии с целями и задачами проекта на этапе планирования |
Этап реализации проекта В рамках реализации проекта предусмотрено проведение 4 мероприятий, организуемых в форме музыкальной гостиной. |
Ноябрь | Музыкальная гостиная «Что такое симфонический оркестр?» Цель: формирование знаний о симфоническом оркестре. Задачи: -дать понятие «оркестр»; -познакомить с видами оркестра; - познакомить с расположением инструментов симфонического оркестра; -дать понятие «дирижёр». | Беседа «Что такое оркестр? Кто им руководит? Какие бывают оркестры?» с мультимедийным сопровождением. Просмотр мультфильма «Квартет». Союзмультфильм. 1947 г. Беседа по содержанию просмотренного мультфильма Просмотр видео ролика «Симфонический оркестр». | - Презентация на тему «Оркестр. Какие бывают оркестры?» - Просмотр мультфильма «Квартет». - Просмотр видео ролика «Симфонический оркестр». - Информирование родителей воспитанников о начале проекта на сайте дошкольной образовательной организации, с предоставлением рекомендаций по закреплению у детей представлений о симфоническом оркестре. - Анкетирование родителей на сайте образовательной организации с целью изучения потребности и желания сотрудничать по данному направлению. |
Январь | Музыкальная гостиная «Знакомимся со струнно-смычковыми инструментами. Скрипка. Виолончель. Контрабас», организуется совместно с детской музыкальной школой № 1, г. Ухты. Цель: ознакомление детей со струнно-смычковой группой инструментов симфонического оркестра. Задачи: -дать понятие о струнно-смычковых инструментах (способ звукоизвлечения); -познакомить с тембрами, внешним видом струнно-смычковых инструментов; -отметить черты сходства и различия. | Знакомство с каждым музыкальным инструментом организуется по следующему плану: Загадки про рассматриваемый музыкальный инструмент; Краткий рассказ о нём; Демонстрация музыкального инструмента: исполнение воспитанниками музыкальной школы музыкальных произведений на скрипке, демонстрация игры на виолончели, контрабасе с использованием мультимедийных технологий; Итоги работы музыкальной гостиной подводятся посредством использования музыкально-дидактических игр : «Подумай и отгадай» Педагог читает описание музыкального инструмента, представленного на экране, и спрашивает детей о каком инструменте шла речь. После правильного ответа детей по щелчку «мыши» на экране появляется изображение инструмента. «Угадай, что звучит?» Педагог даёт детям задание: определить при прослушивании инструмент. После правильного ответа детей по щелчку «мыши» на экране появляется изображение инструмента. | - Просмотр видео роликов «Виолончель», «Контрабас». - Использование возможностей мультимедийной презентации при проведении музыкально-дидактических игр. - Предоставление рекомендаций на сайте дошкольной образовательной организации по закреплению представлений у детей о скрипке, виолончели, контрабасе. - Участие детей и родителей воспитанников в создании презентации «Знакомые незнакомцы». Задание – найти героев знакомых сказок и мультфильмов, играющих на струнно-смычковых инструментах, предоставить изображение героев на электронных носителях в ДОО. |
Февраль | Музыкальная гостиная «Знакомимся с духовыми инструментами. Флейта. Гобой. Кларнет. Фагот. Труба. Тромбон. Валторна. Туба», организуется совместно с детской музыкальной школой № 1, г. Ухты. Цель: ознакомление детей с духовыми инструментами симфонического оркестра. Задачи: -дать понятие о деревянных и медных инструментах (способ звукоизвлечения); -познакомить с тембрами, внешним видом духовых инструментов; -отметить черты сходства и различия. | Знакомство с каждым музыкальным инструментом организуется по следующему плану: Загадки про рассматриваемый музыкальный инструмент; Краткий рассказ о нём; Демонстрация музыкального инструмента: исполнение воспитанниками музыкальной школы музыкальных произведений на флейте, демонстрация игры на фаготе, трубе, тубе с использованием мультимедийных технологий; Итоги работы музыкальной гостиной подводятся посредством использования музыкально-дидактических игр : «Подумай и отгадай» Педагог читает описание музыкального инструмента, представленного на экране, и спрашивает детей о каком инструменте шла речь. После правильного ответа детей по щелчку «мыши» на экране появляется изображение инструмента. «Угадай, что звучит?» Педагог даёт детям задание: определить при прослушивании инструмент. После правильного ответа детей по щелчку «мыши» на экране появляется изображение инструмента. | - Просмотр видео роликов «Фагот», «Труба», «Туба». - Использование возможностей мультимедийной презентации при проведении музыкально-дидактических игр. - Предоставление рекомендаций на сайте дошкольной образовательной организации по закреплению представлений у детей о духовых инструментах. - Участие детей и родителей воспитанников в создании презентации «Знакомые незнакомцы». Задание – найти героев знакомых сказок и мультфильмов, играющих на духовых инструментах, предоставить изображение героев на электронных носителях в ДОО. |
Март | Музыкальная гостиная «Знакомимся с ударными инструментами. Литавры. Колокольчики. Ксилофон. Колокола. Треугольники. Бубен. Малый барабан. Тарелки. Там-тамы. Кастаньеты» Цель: ознакомление детей с ударными инструментами симфонического оркестра. Задачи: -дать понятие об ударных инструментах (способ звукоизвлечения); -познакомить с тембрами, внешним видом ударных инструментов. | Знакомство с каждым музыкальным инструментом организуется по следующему плану: Загадки про рассматриваемый музыкальный инструмент; Краткий рассказ о нём; Демонстрация игры на литаврах, колокольчиках, ксилофоне, малом барабане, тарелках, там-тамах, кастаньетах с использованием мультимедийных технологий; Итоги работы музыкальной гостиной подводятся посредством использования музыкально-дидактических игр : «Подумай и отгадай» Педагог читает описание музыкального инструмента, представленного на экране, и спрашивает детей о каком инструменте шла речь. После правильного ответа детей по щелчку «мыши» на экране появляется изображение инструмента. «Угадай, что звучит?» Педагог даёт детям задание: определить при прослушивании инструмент. После правильного ответа детей по щелчку «мыши» на экране появляется изображение инструмента. | - Просмотр видео роликов «Литавры», «Колокольчики», «Ксилофон», «Колокола», «Малый барабан», «Тарелки», «Там-тамы», «Кастаньеты». - Использование возможностей мультимедийной презентации при проведении музыкально-дидактических игр. - Предоставление рекомендаций на сайте дошкольной образовательной организации по закреплению представлений у детей об ударных инструментах. - Участие детей и родителей воспитанников в создании презентации «Знакомые незнакомцы». Задание – найти героев знакомых сказок и мультфильмов, играющих на ударных инструментах, предоставить изображение героев на электронных носителях в ДОУ. - Участие детей и родителей воспитанников в создании брошюры «Музыкальные инструменты симфонического оркестра» с подборкой стихотворений, загадок, рассказов о музыкальных инструментах, с которыми дети познакомились в ходе каждого этапа проекта. Родителям предлагается предоставить подборку стихотворений, загадок, рассказов, сказок о музыкальных инструментах на электронных носителях в ДОО. |
Апрель | Музыкальная гостиная «Там, где музыка живёт!» Цель: закрепление знаний об инструментах симфонического оркестра, обобщение пройденного материала. Задачи: - систематизировать и закрепить знания детей о музыкальных инструментах разных групп (духовые, струнные, ударные), об истории происхождения музыкальных инструментов; -раскрывать творческий потенциал детей, содействовать проявлению инициативы и самостоятельности дошкольников; - развивать культуру слушания симфонической музыки. | Слушание симфонической музыки Ж. Бизе Увертюра к опере «Кармен». Дидактическая игра «Группы музыкальных инструментов симфонического оркестра» Педагог предлагает детям назвать поочерёдно инструменты по группам (струнные, духовые, ударные). После правильных ответов детей по щелчку «мыши» появляется изображение группы инструментов. Педагог при ознакомлении детей с оркестром демонстрирует схематичное изображение оркестра и расположение в нём музыкальных инструментов (на первом заседании музыкальной гостиной). На базе имеющихся знаний детей педагог предлагает назвать расположение инструментов в оркестре самостоятельно. Дети называют инструменты в нужном порядке, по щелчку «мыши» появляются изображения музыкальных инструментов. Выполнение пластических этюдов «Отгадай, на чём играю?» Демонстрация презентации «Знакомые незнакомцы». Презентация брошюры «Музыкальные инструменты симфонического оркестра» с подборкой стихотворений, загадок, рассказов о музыкальных инструментах. Прослушивание «Песенки об оркестре» С.Важова. | -Просмотр видеозаписи исполнения симфоническим оркестром увертюры к опере «Кармен» Ж.Бизе. - Использование возможностей мультимедийной презентации при проведении дидактических игр. -Демонстрация презентации «Знакомые незнакомцы». |
Анализ результатов и презентация проекта |
Апрель -май | Подведение итогов проекта | Продукты проекта: 1. Итоговое мероприятие – музыкальная гостиная «Там, где музыка живёт!» 2. Презентация «Знакомые незнакомцы» Тематика презентации «Где мы можем увидеть музыкальные инструменты из симфонического оркестра». 3. Брошюра «Музыкальные инструменты симфонического оркестра» с подборкой стихотворений, загадок, рассказов, сказок (в том числе, собственного сочинения) о музыкальных инструментах, с которыми дети познакомились в ходе реализации проекта. 4. Видеотека «Музыкальные инструменты симфонического оркестра». 5. Творческие работы детей с изображением музыкальных инструментов. 6. Подбор CD c записями симфонического оркестра и с записями отдельных музыкальных инструментов. 7. Презентация о ходе проекта (показ на итоговом общем родительском собрании). Анализ результатов проектной деятельности: - рефлексия – обсуждение с детьми того, чему они научились в ходе реализации проекта; какими путями достигались цели, поставленные перед участниками проекта (проводится на итоговом мероприятии); - внешняя оценка – производится посредством анкетирования родителей, обсуждения с педагогами – участниками проектной деятельности. | |
Прогнозируемые результаты реализации проекта:
Дети:
развитие познавательного интереса, расширение представлений о музыкальном искусстве в целом;
положительно-эмоциональное и осознанное отношение к классическим музыкальным произведениям;
сформированность представлений о разнообразии музыкальных инструментов симфонического оркестра;
самостоятельная классификация музыкальных инструментов симфонического оркестра на группы, различение их по тембру, внешнему виду;
обогащение активного словаря, развитие связной монологической речи;
стремление к самостоятельному поиску новой информации о музыкальных инструментах.
Родители:
активное и заинтересованное участие в образовательном процессе;
повышение общей музыкальной культуры;
создание домашней фонотеки классической музыки, привлечение детей к совместному прослушиванию;
посещение концертов симфонической музыки, отчетных концертов ДМШ города.
Педагоги:
повышение музыкальной компетентности;
использование классической музыки в режимных моментах;
дооснащение и обогащение предметно-пространственной образовательной среды группы;
формирование интереса к использованию ИКТ-технологий, желание применять их в своей работе.
Практическая значимость проекта:
Данный проект позволяет дошкольникам в доступной, интересной форме познакомиться с инструментами симфонического оркестра (внешний вид, тембровая окраска). В ходе реализации проекта дети приобретают основы музыкально-исторических знаний, развивают слух и музыкальную память.
Реализация данного проекта возможна в различных образовательных организациях. Основными участниками этого процесса являются ребёнок, родители и педагоги, отношения которых строятся на основе сотрудничества и уважения.
Прогнозируемые риски:
1. Риск проектирования – несовершенство планирования проекта и проектных мероприятий;
2. Риск партнёрского взаимодействия – невозможность участия в проекте воспитанников детской музыкальной школы в соответствии со сроками, указанными в плане проектных мероприятий, по причине карантинов, аномально низких температур, транспортных проблем и др.
3. Риск невостребованности – отсутствие интереса у участников проекта к тематике проекта, к отдельным проектным мероприятиям.
Методическое, кадровое и материально-техническое обеспечение проекта:
Кадровое обеспечение проекта:
Должность | Кадровая обеспеченность |
Музыкальный руководитель | + |
Воспитатель | + |
Преподаватель класса фортепиано ДМШ | + |
Материально-техническое обеспечение проекта:
Обеспеченность помещениями |
Название помещения | Наличие помещения | Необходимость оборудования/переоборудования помещения |
Музыкальный зал | + | - |
Кабинет музыкального руководителя | + | - |
Обеспеченность техническими средствами обучения, медиа-, аудио- оборудованием |
Название оборудования | Наличие оборудования | Необходимость замены/ дооснащения |
Музыкальный центр | + | - |
Проектор | + | - |
Экран | + | - |
Ноутбук | + | - |
Фонотека: видеозаписи, аудиозаписи | + | - |
Библиотека тематических мультфильмов | + | + |
Компьютерные программы | + | + |
Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания |
Название | Наличие | Необходимость замены/ дооснащения |
Музыкально-дидактические игры | + | + |
Музыкальные инструменты | + | - |
Список используемой литературы и интернет-ресурсов |
Грязнова И. «В семействе струнных инструментов». - Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. - № 8/ 2010. Музыкальные инструменты. Наглядно-дидактическое пособие. – М.: Мозаика-синтез, 2005. Проектная деятельность как средство повышения познавательной активности детей дошкольного возраста. – М.: Московский центр качества образования, 2013. Авторы-составители: О.С. Докукина, П.Л. Лепе и др. Радынова О.П. «Беседы о музыкальных инструментах». Учебное пособие к программе музыкального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста «Музыкальные шедевры» (с 3-мя аудиокассетами). Радынова О.П. Музыкальное развитие детей:В2 ч. – Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997 (с 7-ю аудиокассетами). Расскажите детям о музыкальных инструментах. Наглядно-дидактическое пособие. – М.: Мозаика-синтез, 2010. Яртова Л.А. Программа «Звуки дивные оркестра». / Знакомимся с инструментами симфонического оркестра. Познавательно-развивающая музыкально-поэтическая энциклопедия для детей и взрослых. / Аудиокнига ARTDICTATIONSTUDIO АРДИС. http://eomi.ws/keyboard/. |
Степень реализации проекта:
Реализация проекта начнётся с 16.11.2015 г.
Оценка эффективности реализации проекта:
Оценка эффективность реализации проекта будет производиться по завершению проектных мероприятий. При оценке эффективности будут учитываться следующие параметры:
Уровень заинтересованности всех участников проектной деятельности (выявляется в ходе наблюдений за реализацией проекта и рефлексии на каждом подэтапе).
Эффективность педагогических действий (выявляется в ходе педагогической диагностики, анкетирования «взрослых» участников проектной деятельности).