СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ЗНАКОМСТВО С ИНСТРУМЕНТАМИ СИМФОНИЧЕСКОГО ОРКЕСТРА (проект для детей 6-7 летнего возраста)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство с инструментами симфонического оркестра позволяет ввести ребёнка в огромный мир музыкальной классики, даёт детям  возможность соприкоснуться с высокохудожественными произведениями мирового классического музыкального наследия. Трудно переоценить объём впечатлений и эмоциональных переживаний у детей от «живого» звучания музыки. К сожалению, в нашем городе увидеть и услышать инструменты симфонического оркестра «вживую» довольно проблематично, особенно для дошкольников, у которых только формируется культура слушания музыки и поведения в концертном зале. Так возникла идея создания проекта с использованием ИКТ-технологий, позволяющих зримо воплотить  в жизнь принцип наглядности, обогатить музыкально-слуховые впечатления и представления детей.

Данный проект был разработан мною в соавторстве с учителем-логопедом О.А. Куриловой. 

Просмотр содержимого документа
«ЗНАКОМСТВО С ИНСТРУМЕНТАМИ СИМФОНИЧЕСКОГО ОРКЕСТРА (проект для детей 6-7 летнего возраста)»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 40 компенсирующего вида»

Муниципальное учреждение «Управление образования»

администрации МОГО «Ухта»







Проект

«Знакомство с инструментами симфонического оркестра»

для детей 6-7летнего возраста








Авторы проекта:

музыкальный руководитель Загоруйко Лариса Александровна,

заместитель заведующего Курилова Оксана Анатольевна







Ухта, 2015

Пояснительная записка:

Цель проекта: используя ИКТ-технологии, познакомить дошкольников с музыкальными инструментами симфонического оркестра.

Задачи:

  • развивать тембровый слух, умение определять звуковую окраску инструмента, узнавать его звучание, знать название;

  • побуждать детей давать словесную характеристику тембрам инструментов, описывать словами характер и манеру исполнения, используя музыкальную терминологию;

  • систематизировать и закрепить знания детей о музыкальных инструментах разных групп (духовые, струнные, ударные), об истории происхождения музыкальных инструментов;

  • развивать слуховое внимание и музыкальную память;

  • расширять и обобщать музыкально-слуховой опыт детей, их представления о музыкальной культуре;

  • воспитывать художественный вкус и интерес к классическим музыкальным произведениям, развивать культуру слушания симфонической музыки;

  • раскрывать творческий потенциал детей, содействовать проявлению инициативы и самостоятельности дошкольников.



Сроки реализации проекта: ноябрь 2015 – май 2016

Участники проекта: воспитанники подготовительной к школе группы № 2, музыкальный руководитель, воспитатели, родители воспитанников, воспитанники МУ ДО «ДМШ № 1» МОГО «Ухта», преподаватель класса фортепиано МУ ДО «ДМШ № 1» МОГО «Ухта».

Обоснование необходимости и актуальность проекта:

Последние десятилетия характеризуются резким падением уровня культуры в нашем обществе. Одна из причин – утрата приоритетной позиции классического искусства в важнейшие периоды формирования личности - дошкольном и школьном возрасте.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в области музыкального воспитания дошкольников определяет одну из основных задач как приобщение детей к музыкальному искусству. Это – основной фактор, влияющий на развитие музыкальных способностей, шире - на становление культурной личности. Систематическое использование классической музыки во всех возрастных группах детского сада отчасти способствует решению этой задачи: классика становится для ребёнка своеобразным «камертоном» в оценке всех последующих художественных впечатлений.

      Погружение детей в мир классической музыки  – сложный процесс, требующий от ребенка внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Необходимо воспитывать культуру слушания, формировать у детей интерес и активизировать желание слушать музыку. Знакомство с инструментами симфонического оркестра позволяет ввести ребёнка в огромный мир музыкальной классики, даёт детям возможность соприкоснуться с высокохудожественными произведениями мирового классического музыкального наследия. Трудно переоценить объём впечатлений и эмоциональных переживаний у детей от «живого» звучания музыки. К сожалению, в нашем городе увидеть и услышать инструменты симфонического оркестра «вживую» довольно проблематично, особенно для дошкольников, у которых только формируется культура слушания музыки и поведения в концертном зале. Так возникла идея создания проекта с использованием ИКТ-технологий, позволяющих зримо воплотить в жизнь принцип наглядности, обогатить музыкально-слуховые впечатления и представления детей.

















Этапы проектной деятельности:

Сроки проведения

Название мероприятия, его цели и задачи

План проведения мероприятия

Использование ИКТ

Ноябрь


  • Постановка проблемы

  • Целеполагание

  • Планирование деятельности

Подбор аудио-, видео материалов в соответствии с целями и задачами проекта на этапе планирования

Этап реализации проекта

В рамках реализации проекта предусмотрено проведение 4 мероприятий, организуемых в форме музыкальной гостиной.

Ноябрь

Музыкальная гостиная

«Что такое симфонический оркестр?»

Цель: формирование знаний о симфоническом оркестре.

Задачи:

-дать понятие «оркестр»;

-познакомить с видами оркестра;

- познакомить с расположением инструментов симфонического оркестра;

-дать понятие «дирижёр».

  • Беседа «Что такое оркестр? Кто им руководит? Какие бывают оркестры?» с мультимедийным сопровождением.

  • Просмотр мультфильма «Квартет». Союзмультфильм. 1947 г.

  • Беседа по содержанию просмотренного мультфильма

  • Просмотр видео ролика «Симфонический оркестр».

- Презентация на тему «Оркестр. Какие бывают оркестры?»

- Просмотр мультфильма «Квартет».

- Просмотр видео ролика «Симфонический оркестр».

- Информирование родителей воспитанников о начале проекта на сайте дошкольной образовательной организации, с предоставлением рекомендаций по закреплению у детей представлений о симфоническом оркестре.

- Анкетирование родителей на сайте образовательной организации с целью изучения потребности и желания сотрудничать по данному направлению.

Январь

Музыкальная гостиная «Знакомимся со струнно-смычковыми инструментами. Скрипка. Виолончель. Контрабас», организуется совместно с детской музыкальной школой № 1, г. Ухты.

Цель: ознакомление детей со струнно-смычковой группой инструментов симфонического оркестра.

Задачи:

-дать понятие о струнно-смычковых инструментах (способ звукоизвлечения);

-познакомить с тембрами, внешним видом струнно-смычковых инструментов;

-отметить черты сходства и различия.



Знакомство с каждым музыкальным инструментом организуется по следующему плану:

  • Загадки про рассматриваемый музыкальный инструмент;

  • Краткий рассказ о нём;

  • Демонстрация музыкального инструмента: исполнение воспитанниками музыкальной школы музыкальных произведений на скрипке, демонстрация игры на виолончели, контрабасе с использованием мультимедийных технологий;


Итоги работы музыкальной гостиной подводятся посредством использования музыкально-дидактических игр :

  1. «Подумай и отгадай»

Педагог читает описание музыкального инструмента, представленного на экране, и спрашивает детей о каком инструменте шла речь. После правильного ответа детей по щелчку «мыши» на экране появляется изображение инструмента.

  1. «Угадай, что звучит?»

Педагог даёт детям задание: определить при прослушивании инструмент. После правильного ответа детей по щелчку «мыши» на экране появляется изображение инструмента.



- Просмотр видео роликов «Виолончель», «Контрабас».

- Использование возможностей мультимедийной презентации при проведении музыкально-дидактических игр.

- Предоставление рекомендаций на сайте дошкольной образовательной организации по закреплению представлений у детей о скрипке, виолончели, контрабасе.

- Участие детей и родителей воспитанников в создании презентации «Знакомые незнакомцы». Задание – найти героев знакомых сказок и мультфильмов, играющих на струнно-смычковых инструментах, предоставить изображение героев на электронных носителях в ДОО.

Февраль

Музыкальная гостиная «Знакомимся с духовыми инструментами. Флейта. Гобой. Кларнет. Фагот. Труба. Тромбон. Валторна. Туба», организуется совместно с детской музыкальной школой № 1, г. Ухты.


Цель: ознакомление детей с духовыми инструментами симфонического оркестра.


Задачи:

-дать понятие о деревянных и медных инструментах (способ звукоизвлечения);

-познакомить с тембрами, внешним видом духовых инструментов;

-отметить черты сходства и различия.


Знакомство с каждым музыкальным инструментом организуется по следующему плану:

  • Загадки про рассматриваемый музыкальный инструмент;

  • Краткий рассказ о нём;

  • Демонстрация музыкального инструмента: исполнение воспитанниками музыкальной школы музыкальных произведений на флейте, демонстрация игры на фаготе, трубе, тубе с использованием мультимедийных технологий;


Итоги работы музыкальной гостиной подводятся посредством использования музыкально-дидактических игр :

  1. «Подумай и отгадай»

Педагог читает описание музыкального инструмента, представленного на экране, и спрашивает детей о каком инструменте шла речь. После правильного ответа детей по щелчку «мыши» на экране появляется изображение инструмента.

  1. «Угадай, что звучит?»

Педагог даёт детям задание: определить при прослушивании инструмент. После правильного ответа детей по щелчку «мыши» на экране появляется изображение инструмента.


- Просмотр видео роликов «Фагот», «Труба», «Туба».

- Использование возможностей мультимедийной презентации при проведении музыкально-дидактических игр.

- Предоставление рекомендаций на сайте дошкольной образовательной организации по закреплению представлений у детей о духовых инструментах.

- Участие детей и родителей воспитанников в создании презентации «Знакомые незнакомцы». Задание – найти героев знакомых сказок и мультфильмов, играющих на духовых инструментах, предоставить изображение героев на электронных носителях в ДОО.

Март

Музыкальная гостиная «Знакомимся с ударными инструментами. Литавры. Колокольчики. Ксилофон. Колокола. Треугольники. Бубен. Малый барабан. Тарелки. Там-тамы. Кастаньеты»

Цель: ознакомление детей с ударными инструментами симфонического оркестра.


Задачи:

-дать понятие об ударных инструментах (способ звукоизвлечения);

-познакомить с тембрами, внешним видом ударных инструментов.


Знакомство с каждым музыкальным инструментом организуется по следующему плану:

  • Загадки про рассматриваемый музыкальный инструмент;

  • Краткий рассказ о нём;

  • Демонстрация игры на литаврах, колокольчиках, ксилофоне, малом барабане, тарелках, там-тамах, кастаньетах с использованием мультимедийных технологий;


Итоги работы музыкальной гостиной подводятся посредством использования музыкально-дидактических игр :

  1. «Подумай и отгадай»

Педагог читает описание музыкального инструмента, представленного на экране, и спрашивает детей о каком инструменте шла речь. После правильного ответа детей по щелчку «мыши» на экране появляется изображение инструмента.

  1. «Угадай, что звучит?»

Педагог даёт детям задание: определить при прослушивании инструмент. После правильного ответа детей по щелчку «мыши» на экране появляется изображение инструмента.


- Просмотр видео роликов «Литавры», «Колокольчики», «Ксилофон», «Колокола», «Малый барабан», «Тарелки», «Там-тамы», «Кастаньеты».

- Использование возможностей мультимедийной презентации при проведении музыкально-дидактических игр.

- Предоставление рекомендаций на сайте дошкольной образовательной организации по закреплению представлений у детей об ударных инструментах.

- Участие детей и родителей воспитанников в создании презентации «Знакомые незнакомцы». Задание – найти героев знакомых сказок и мультфильмов, играющих на ударных инструментах, предоставить изображение героев на электронных носителях в ДОУ.

- Участие детей и родителей воспитанников в создании брошюры «Музыкальные инструменты симфонического оркестра» с подборкой стихотворений, загадок, рассказов о музыкальных инструментах, с которыми дети познакомились в ходе каждого этапа проекта. Родителям предлагается предоставить подборку стихотворений, загадок, рассказов, сказок о музыкальных инструментах на электронных носителях в ДОО.

Апрель

Музыкальная гостиная

«Там, где музыка живёт!»

Цель: закрепление знаний об инструментах симфонического оркестра, обобщение пройденного материала.

Задачи:

- систематизировать и закрепить знания детей о музыкальных инструментах разных групп (духовые, струнные, ударные), об истории происхождения музыкальных инструментов;

-раскрывать творческий потенциал детей, содействовать проявлению инициативы и самостоятельности дошкольников;

- развивать культуру слушания симфонической музыки.



  • Слушание симфонической музыки Ж. Бизе Увертюра к опере «Кармен».

  • Дидактическая игра «Группы музыкальных инструментов симфонического оркестра»

Педагог предлагает детям назвать поочерёдно инструменты по группам (струнные, духовые, ударные). После правильных ответов детей по щелчку «мыши» появляется изображение группы инструментов.

  • Дидактическая игра «Расположение музыкальных инструментов в симфоническом оркестре»

Педагог при ознакомлении детей с оркестром демонстрирует схематичное изображение оркестра и расположение в нём музыкальных инструментов (на первом заседании музыкальной гостиной).

На базе имеющихся знаний детей педагог предлагает назвать расположение инструментов в оркестре самостоятельно. Дети называют инструменты в нужном порядке, по щелчку «мыши» появляются изображения музыкальных инструментов.

  • Выполнение пластических этюдов «Отгадай, на чём играю?»

  • Демонстрация презентации «Знакомые незнакомцы».

  • Презентация брошюры «Музыкальные инструменты симфонического оркестра» с подборкой стихотворений, загадок, рассказов о музыкальных инструментах.

  • Прослушивание «Песенки об оркестре» С.Важова.


-Просмотр видеозаписи исполнения симфоническим оркестром увертюры к опере «Кармен» Ж.Бизе.

- Использование возможностей мультимедийной презентации при проведении дидактических игр.

-Демонстрация презентации «Знакомые незнакомцы».

Анализ результатов и презентация проекта

Апрель -май

Подведение итогов проекта

Продукты проекта:

1. Итоговое мероприятие – музыкальная гостиная «Там, где музыка живёт!»

2. Презентация «Знакомые незнакомцы» Тематика презентации «Где мы можем увидеть музыкальные инструменты из симфонического оркестра».

3. Брошюра «Музыкальные инструменты симфонического оркестра» с подборкой стихотворений, загадок, рассказов, сказок (в том числе, собственного сочинения) о музыкальных инструментах, с которыми дети познакомились в ходе реализации проекта.

4. Видеотека «Музыкальные инструменты симфонического оркестра».

5. Творческие работы детей с изображением музыкальных инструментов.

6. Подбор CD c записями симфонического оркестра и с записями отдельных музыкальных инструментов.

7. Презентация о ходе проекта (показ на итоговом общем родительском собрании).


Анализ результатов проектной деятельности:

- рефлексия – обсуждение с детьми того, чему они научились в ходе реализации проекта; какими путями достигались цели, поставленные перед участниками проекта (проводится на итоговом мероприятии);

- внешняя оценка – производится посредством анкетирования родителей, обсуждения с педагогами – участниками проектной деятельности.







Прогнозируемые результаты реализации проекта:

Дети:

  • развитие познавательного интереса, расширение представлений о музыкальном искусстве в целом;

  • положительно-эмоциональное и осознанное отношение к классическим музыкальным произведениям;

  • сформированность представлений о разнообразии музыкальных инструментов симфонического оркестра;

  • самостоятельная классификация музыкальных инструментов симфонического оркестра на группы, различение их по тембру, внешнему виду;

  • обогащение активного словаря, развитие связной монологической речи;

  • стремление к самостоятельному поиску новой информации о музыкальных инструментах.



Родители:

  • активное и заинтересованное участие в образовательном процессе;

  • повышение общей музыкальной культуры;

  • создание домашней фонотеки классической музыки, привлечение детей к совместному прослушиванию;

  • посещение концертов симфонической музыки, отчетных концертов ДМШ города.



Педагоги:

  • повышение музыкальной компетентности;

  • использование классической музыки в режимных моментах;

  • дооснащение и обогащение предметно-пространственной образовательной среды группы;

  • формирование интереса к использованию ИКТ-технологий, желание применять их в своей работе.


Практическая значимость проекта:

Данный проект позволяет дошкольникам в доступной, интересной форме познакомиться с инструментами симфонического оркестра (внешний вид, тембровая окраска). В ходе реализации проекта дети приобретают основы музыкально-исторических знаний, развивают слух и музыкальную память.

Реализация данного проекта возможна в различных образовательных организациях. Основными участниками этого процесса являются ребёнок, родители и педагоги, отношения которых строятся на основе сотрудничества и уважения.



Прогнозируемые риски:

1. Риск проектирования – несовершенство планирования проекта и проектных мероприятий;

2. Риск партнёрского взаимодействия – невозможность участия в проекте воспитанников детской музыкальной школы в соответствии со сроками, указанными в плане проектных мероприятий, по причине карантинов, аномально низких температур, транспортных проблем и др.

3. Риск невостребованности – отсутствие интереса у участников проекта к тематике проекта, к отдельным проектным мероприятиям.


Методическое, кадровое и материально-техническое обеспечение проекта:

Кадровое обеспечение проекта:

Должность

Кадровая обеспеченность

Музыкальный руководитель

+

Воспитатель

+

Преподаватель класса фортепиано

ДМШ

+

Материально-техническое обеспечение проекта:

Обеспеченность помещениями

Название помещения

Наличие помещения

Необходимость оборудования/переоборудования помещения

Музыкальный зал

+

-

Кабинет музыкального руководителя

+

-

Обеспеченность техническими средствами обучения, медиа-, аудио- оборудованием

Название оборудования

Наличие оборудования

Необходимость замены/ дооснащения

Музыкальный центр

+

-

Проектор

+

-

Экран

+

-

Ноутбук

+

-

Фонотека:

видеозаписи,

аудиозаписи

+

-

Библиотека тематических мультфильмов

+

+

Компьютерные программы

+

+

Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания

Название

Наличие

Необходимость замены/ дооснащения

Музыкально-дидактические игры

+

+

Музыкальные инструменты

+

-

Список используемой литературы и интернет-ресурсов

  1. Грязнова И. «В семействе струнных инструментов». - Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. - № 8/ 2010.


  1. Музыкальные инструменты. Наглядно-дидактическое пособие. – М.: Мозаика-синтез, 2005.

  2. Проектная деятельность как средство повышения познавательной активности детей дошкольного возраста. – М.: Московский центр качества образования, 2013. Авторы-составители: О.С. Докукина, П.Л. Лепе и др.

  3. Радынова О.П. «Беседы о музыкальных инструментах». Учебное пособие к программе музыкального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста «Музыкальные шедевры» (с 3-мя аудиокассетами).

  4. Радынова О.П. Музыкальное развитие детей:В2 ч. – Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997 (с 7-ю аудиокассетами).

  5. Расскажите детям о музыкальных инструментах. Наглядно-дидактическое пособие. – М.: Мозаика-синтез, 2010.

  6. Яртова Л.А. Программа «Звуки дивные оркестра». / Знакомимся с инструментами симфонического оркестра. Познавательно-развивающая музыкально-поэтическая энциклопедия для детей и взрослых. / Аудиокнига ARTDICTATIONSTUDIO АРДИС.

  7. http://eomi.ws/keyboard/.



Степень реализации проекта:

Реализация проекта начнётся с 16.11.2015 г.


Оценка эффективности реализации проекта:


Оценка эффективность реализации проекта будет производиться по завершению проектных мероприятий. При оценке эффективности будут учитываться следующие параметры:

    1. Уровень заинтересованности всех участников проектной деятельности (выявляется в ходе наблюдений за реализацией проекта и рефлексии на каждом подэтапе).

    2. Эффективность педагогических действий (выявляется в ходе педагогической диагностики, анкетирования «взрослых» участников проектной деятельности).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!