Разработка фрагмента урока чтения «Выделение звука(ов) и знакомство с буквой»
Разворот страниц «Азбуки», соответствующие уроку 1-го типа: Стр. 41-42
Тема урока «Знакомство со звуками [н], [н’] и буквой Н, н».
Задачи: учить распознавать звук [н], [н’] и соответствующую букву, писать буквы Н, н, познакомить с особенностями звука [н], [н’], упражнять в осмысленном и выразительном чтении, развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, прививать читательский интерес, ответственное отношение к учебе, стремление к успеху.
Формируемые УУД: распознавать звук [н], [н’] и соответствующую букву, правильно писать буквы Н, н, владеть навыками плавного слогового чтения с буквой Н, чтения предложений и короткого текста с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания; научиться определять звонкие и глухие согласные; строить доказательные и полные ответы на вопросы учителя; применять знания, полученные на предыдущих уроках, при изучении новой темы.
План урока.
Развитие речевого аппарата.
Дыхательная гимнастика «Ветерок»
Я ветер сильный, я лечу,
Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)
Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)
Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох)
Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох)
И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот)
Ну а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками).
Речевая разминка. Как погоняют лошадь? (Но! Но! Но!)
Актуализация знаний.
Проверка домашнего задания.
Упражнения в чтении слогов.
Игра «Звуковое лото».
Постановка познавательной задачи урока.
Создание проблемной ситуации (загадки).
Постановка учебной задачи.
Сообщение темы и цели урока.
Знакомство с новыми звуками.
Рассматривание предметной картинки. Работа над значением опорных слов.
Звуко-слоговой анализ «барабан» и «конь».
Выделение нового звука [н], его характеристика.
Работа по развитию речи.
Чистоговорки. Но-но-но - клюет курица зерно.
На-на-на — вот и нет теперь зерна.
Не-не-не-вспомним завтра о зерне.
Ну-ну-ну –все отправимся к зерну.
Цы-цы-цы - вы, ребята, молодцы?
Физминутка. Артикуляционная гимнастика «Шарик».
Шарик слева, шарик справа,
Есть у нас одна забава:
В щеки дуем – чередуем,
То в одну, а то в другую.
Цель: укреплять мускулатуру щек. Развивать координацию движений и умение переключаться. Описание: ребёнок в спокойном темпе поочерёдно надувает правую и левую щёки, как бы перегоняя воздух из одной щёки в другую.
Знакомство с новой буквой. Продолжение работы по новой теме.
Выделение второго звука [н’], его характеристика.
Сопоставительный анализ выделенных звуков: отыскание общих признаков, установление различий.
Распознавание новых звуков в других словах.
Знакомство с новой буквой.
Закрепление изученного на уроке. Упражнения в чтении.
Чтение слогов на-но-ны-ну-ни и слов в столбиках.
Чтение текста. (стр. 42)
Упражнение. Найди и прочитай слова с буквой н. (стр.42)
Подведение итогов.
Задание на дом.
Рефлексия.
Выделение звука(ов)
У: на полях найдите предметную картинку. Что на ней изображено?
Д: на полях изображены две картинки – изображены барабан, конь.
У: произнесём слово хором. 3-4:
Д: барабАн, кОнь.
У: разделим слова на слоги. Произнесём его по словам, прохлопывая.
Д: ба-ра-бан / конь
У: сколько слогов в слове барабан / конь?
Д: в слове «ба-ра-бан» 3 слога / в слове «конь» 1 слог.
У: произнесём хором первый слог. 3-4:
Д: «ба» в слове барабан и «конь» в слове конь.
У: из чего состоит первый слог?
Д: в слове «барабан» слог «ба» состоит из 2 букв (если в азбуке не написаны буквы в звуковой схеме слова, можно написать их на доске дополнительно) и 2 звуков «б» - [б] согласный, звонкий, твердый, «а» - [а] гласный, безударный. В слове «конь» слог «конь» состоит из 4 букв и 3 звуков «к» - [к] согласный, глухой, твердый, «о» - [о] гласный, ударный, «н» - [н’] согласный, звонкий, сонорный мягкий. «Ь» - не образует звука.
У: произнесём второй слог хором. 3-4:
Д: «ра» в слове «барабан»
У: из чего состоит второй слог?
Д: в слове «барабан» слог «ра» состоит из 2 букв и 2 звуков «р» - [р] согласный, звонкий, сонорный, твердый, «а» - [а] гласный, безударный.
У: произнесем третий слог хором. 3-4:
Д: «бан» в слове «барабан»
У: из чего состоит третий слог?
Д: в слове «барабан» слог «бан» состоит из 3 букв и 3 звуков «б» - [б] согласный, звонкий, твердый, «а» - [а] гласный, ударный, «н» - [н] согласный, звонкий, сонорный, твердый.
У: на какие слои падает ударение в этих словах?
Д: в слове «барабан» ударение падает на 3 слог «бан», а в слове «конь» слог «конь» ударный.
У: рассмотрите схему слов «барабан» и «конь» под картинкой. Где находится звук, с которым мы познакомимся сегодня?
Д: в слове «барабан» звук [н] последний, а в слове «конь» звук [н’] третий.
У: давайте произнесем эти звуки и понаблюдаем, как произносятся.
Д: [н], [н’].
У: эти звуки гласные или согласные?
Д: [н] и [н’] согласные звуки.
У: как вы определили?
Д: когда мы произносим согласные звуки, воздух встречает преграду. Язык упирается в нёбо и в верхние зубы, воздух направляется в нос. Когда мы произносим гласные звуки, выдыхаемый воздух не встречает на пути никаких преград. Гласные звуки можно пропеть, а согласные нельзя.
У: закройте уши руками и произнесите звук [н] и [н’].
Д: [н], [н’]
У: какой это звук – глухой или звонкий?
Д: [н] и [н’] звонкие.
У: посмотрите на схему. Каким цветом обозначены эти звуки на схеме?
Д: на схеме слова «барабан» звук [н’] обозначен синим цветом. На схеме слова «конь» звук [н’] обозначен зеленым цветом.
У: давайте произнесем их хором и понаблюдаем – они твердые или мягкие?
Д: [н] этот звук твердый, звук [н’] мягкий.
У: кто может рассказать о звуках [н], [н’]?
Д: в слове «барабан» звук [н] – согласный, звонкий и твердый, а в слове «конь» звук [н’] – согласный, звонкий и мягкий.
Знакомство с буквой.
У: Звук [н], [н’] обозначается буквой «Н» (эн). Рассмотрим её. Из каких элементов состоит заглавная буква «Н»?
Д: заглавная буква «Н» состоит из палочек (печатная); (из двух элементов (рукописная): длинная наклонная линия с носиком вверху и петлёй внизу; длинная наклонная линия с петлёй вверху и крючком вправо внизу).
У: а строчная?
Д: также из трех палочек (печатная); (из трех элементов (рукописная): короткая наклонная линия; соединяющий «поясок»; короткая наклонная линия с крючком вправо).
У: похожи ли заглавная и строчная буквы «Н, н»?
Д: да, похожи, отличаются только размером (печатные).
У: почему букв 2 – заглавная и строчная?
Д: с заглавной буквы начинается предложение, пишутся имена людей, клички животных, названия исторических событий, некоторых праздников. Название предметов и явлений пишутся со строчной буквы.
У: рассмотрите картинки и скажите, на что похожа буква «Н» (картинки можно распечатать и показать на доске)?
Д: на сетку для игры в волейбол, на висящий гамак между деревьями, на мост.
У: кто может назвать соседей буквы «н»?
Д: соседи буквы «н» это «м» и «о».
У: научимся печатать букву «н». Сначала заглавную. Посмотрите, как это делаю я.
Отступаю от предыдущей работы 2 клетки вниз. От начала строки отступаю 2 клетки вправо. Напишите комментарий: это красная строка. Начинаем прописывать заглавную букву «Н». В средней третьей части дополнительной строки выписываем крючок (без поворота ручки на месте), опускаемся вниз по наклонной линии, влево выписываем петельку, перехлест на верхней линеечке рабочей строки, прижавшись к верхней линеечке, поворачиваем ручку и резко уходим вверх на высоту буквы, поворот на месте и прямая наклонная линия вниз, поворот на месте, крючок до середины.