Развитие познавательного интереса дошкольника через приобщение к основам экологического развития
«Конечно, ребенок познает мир в процессе любой своей деятельности, но именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность практикуется в установлении связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширять, но и упорядочивать свои представления о мире».
Короткова Н. А.
в связи
В связи с этим экспериментальная деятельность, наряду с игровой, является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника.
Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными
Цель нашей работы - развитие познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста через включение в процесс экспериментирования по экологическому воспитанию в повседневной и в непосредственно-образовательной деятельности.
Для достижения цели нами были поставлены следующие задачи:
Подобрать познавательный, игровой материал экологического содержания, который вызовет заинтересованность и познавательную активность детей, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Формировать основы целостного мировидения у детей через детское экспериментирование.
Способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи.
Основным методом в деятельности по экспериментированию у детей младшего дошкольного возраста, мы выбрали проведение элементарных опытов.
В группе младшего дошкольного возраста опыты используют для ознакомления детей со свойствами неживой природы.
Опыты мы использовали для установления детьми причин тех или иных явлений, связей и отношений между предметами и явлениями.
Благодаря опытам дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы, высказывают свои суждения и умозаключения. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.
Тема: «Вода»
Свою работу мы начали с экспериментов с водой. С помощью предметно-манипулятивной деятельности в режимных моментах дети убедились в том, что водой можно умываться, опускать в нее различные предметы. Что вода может литься, а может брызгать; что предметы станут чище, если помыть их водой.
На занятиях дети получили представления о том, что вода жидкая, поэтому может разливаться ; что вода не имеет цвета, но ее можно покрасить; что вода может быть теплой и холодной.
Совместно с детьми мы провели опыты с целью получить представления о том, что вода прозрачная; что прозрачная вода может стать мутной; что некоторые вещества, растворяясь, могут передавать воде свой вкус; что вода может превращаться в лед, что лед может превращаться в воду.
Тема: «Воздух»
С помощью предметно-манипулятивной деятельности дети получили представления о том, что воздух легче воды.
При проведении дидактической игры «Поймаем воздух» дети «ловили» воздух в полиэтиленовые пакеты и убедились в том, что воздух не виден, но он есть. В игре «Буря в стакане» малыши дули через соломинку в стакан с водой и увидели, что вода вымещает воздух. Играя в игру «Мой веселый звонкий мяч» дети узнали, что мячик прыгает высоко, потому что в нём много воздуха.
На организованной совместной деятельности «Лодочка плыви» , дети убедились, что предметы могут передвигаться при помощи воздуха
Тема: «Песок»
Знакомясь с данной темой, проводились различные эксперименты с песком. На прогулке дети пробовали слепить угощения для кукол из сухого и мокрого песка руками и с помощью формочек. В конце игры мы с детьми подвели итог – мокрый песок принимает любую нужную форму, а сухой нет.
С помощью дидактической игры «Следы», дети убедились, что на мокром песке остаются следы и отпечатки.
А при проведении опыта с песком детям было предложено пропустить через ситечко мокрый песок, а затем сухой – малыши пришли к выводу, что сухой песок может сыпаться.
Помимо этого мы с детьми проводили наблюдения в природе на прогулке, где было выявлено, что песок – это множество песчинок.
Проект лучок
При ознакомлении жизнью растений дети получили знания:
Для роста растений необходимы земля , вода, свет и тепло.
Всё хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души !