СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Домашнее задание № 3 для 11 класса (задания ЕГЭ 1-26).

Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного использования. Администрация сайта не проверяет возможные ошибки, которые могут встретиться в тестах.
Все ответы писать со строчной буквы, цифры указывать в порядке возрастания (кроме заданий 8 и 26).

Список вопросов теста

Вопрос 1

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

Трудолюбие - одно из непременных мерил достоинства человека. Однако я далёк от абсолютизации самого понятия "труженик" лишь потому, что он "простой, натуральный человек", усердно пашет землю или пасёт скот. В столкновении вечного и текущего в жизни человек-труженик интересен и важен настолько, насколько он личность, насколько богат его духовный мир, насколько сконцентрировано в нём его время. Людей трудолюбивой души словно соединяет некое братство: они всегда способны отличить один другого и понять самое важное, а если не понять, то задуматься об этом, ведь наше время даёт им столько пищи для размышлений, сколько никакое другое не давало никогда.

В условиях сегодняшнего дня, когда не только появляются технические возможности для стабильного выхода в космос, но и экономические и экологические нужды человечества властно требуют осуществления этой возможности, разжигание розни между народами, растрачивание материальных ресурсов и мозговой энергии на гонку вооружений есть самое чудовищное из преступлений против человека.   ..... человечество не научится жить в мире, оно погибнет. Атмосфера недоверия, настороженности, конфронтации есть одна из самых опасных угроз спокойной и счастливой жизни человечества.

Люди могут быть терпимы друг другу, но они не могут мыслить одинаково, оставаясь при этом людьми, сохраняя свои человеческие качества!  Человек без памяти прошлого, поставленный перед необходимостью заново определить своё место в мире, человек, лишённый исторического опыта своего народа и других народов, оказывается вне исторической перспективы и способен жить только сегодняшним днём. 

 1. Укажите верные варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста.

1) Наряду с общеупотребительной лексикой в тексте используются термины (цепочка, нужды, энергии), профессиональная лексика (человек, память, прошлое и т.д.).

2) В тексте использованы имена прилагательные в образной, экспрессивной функции - функции эпитета (трудолюбивой души, счастливой жизни, самое чудовищное из преступлений и др.).

3) Грамматическими особенностями текста является использование глаголов в форме настоящего времени (соединяют, появляются, требуют), использование отглагольных существительных со значением процесса (размышлений, разжигание, растрачивание, осуществления и др.).

4) В тексте есть восклицательное предложение в функции риторического восклицания, выражающее чёткую позицию автора в связи с социально значимой проблемой текста (Люди могут быть терпимы друг другу, но они не могут мыслить одинаково, оставаясь при этом людьми, сохраняя свои человеческие качества!)

5) Текст относится к публицистическому стилю, так как основные цели автора - воздействие на массовое сознание посредством общественно значимой информации, формирование у читателя отношения к тем или иным проблемам , выражение собственной активной жизненной позиции, убеждение читателя путём приведения доводов, аргументов, аргументов в правильности видения ситуации.

Вопрос 2

Трудолюбие - одно из непременных мерил достоинства человека. Однако я далёк от абсолютизации самого понятия "труженик" лишь потому, что он "простой, натуральный человек", усердно пашет землю или пасёт скот. В столкновении вечного и текущего в жизни человек-труженик интересен и важен настолько, насколько он личность, насколько богат его духовный мир, насколько сконцентрировано в нём его время. Людей трудолюбивой души словно соединяет некое братство: они всегда способны отличить один другого и понять самое важное, а если не понять, то задуматься об этом, ведь наше время даёт им столько пищи для размышлений, сколько никакое другое не давало никогда.

В условиях сегодняшнего дня, когда не только появляются технические возможности для стабильного выхода в космос, но и экономические и экологические нужды человечества властно требуют осуществления этой возможности, разжигание розни между народами, растрачивание материальных ресурсов и мозговой энергии на гонку вооружений есть самое чудовищное из преступлений против человека.   ..... человечество не научится жить в мире, оно погибнет. Атмосфера недоверия, настороженности, конфронтации есть одна из самых опасных угроз спокойной и счастливой жизни человечества.

Люди могут быть терпимы друг другу, но они не могут мыслить одинаково, оставаясь при этом людьми, сохраняя свои человеческие качества!  Человек без памяти прошлого, поставленный перед необходимостью заново определить своё место в мире, человек, лишённый исторического опыта своего народа и других народов, оказывается вне исторической перспективы и способен жить только сегодняшним днём. 

Самостоятельно подберите подчинительный союз, который долен стоять на месте пропуска в одном из предложений текста. Запишите этот союз.

Вопрос 3

Трудолюбие - одно из непременных мерил достоинства человека. Однако я далёк от абсолютизации самого понятия "труженик" лишь потому, что он "простой, натуральный человек", усердно пашет землю или пасёт скот. В столкновении вечного и текущего в жизни человек-труженик интересен и важен настолько, насколько он личность, насколько богат его духовный мир, насколько сконцентрировано в нём его время. Людей трудолюбивой души словно соединяет некое братство: они всегда способны отличить один другого и понять самое важное, а если не понять, то задуматься об этом, ведь наше время даёт им столько пищи для размышлений, сколько никакое другое не давало никогда.

В условиях сегодняшнего дня, когда не только появляются технические возможности для стабильного выхода в космос, но и экономические и экологические нужды человечества властно требуют осуществления этой возможности, разжигание розни между народами, растрачивание материальных ресурсов и мозговой энергии на гонку вооружений есть самое чудовищное из преступлений против человека.   ..... человечество не научится жить в мире, оно погибнет. Атмосфера недоверия, настороженности, конфронтации есть одна из самых опасных угроз спокойной и счастливой жизни человечества.

Люди могут быть терпимы друг другу, но они не могут мыслить одинаково, оставаясь при этом людьми, сохраняя свои человеческие качества!  Человек без памяти прошлого, поставленный перед необходимостью заново определить своё место в мире, человек, лишённый исторического опыта своего народа и других народов, оказывается вне исторической перспективы и способен жить только сегодняшним днём. 

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводится значение выделенного слова. Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

СПОКОЙНОЙ - н.ф. СПОКОЙНЫЙ 

1) Находящийся в состоянии покоя, малоподвижный или неподвижный; такой, где нет большого движения, шума. Спокойное море, озеро.

2) Не испытывающий волнения, тревоги, беспокойства. Она сидела спокойная, улыбалась. Казаться спокойным. Спокоен за семью.

3) Отличающийся уравновешенным характером; не причиняющий беспокойства окружающим; тихий, смирный. С.человек. С.ребёнок. С.сосед.

4) Отличающийся ровностью, спокойствием в протекании, не связанный с беспокойством, хлопотами; ничем не нарушаемый. Спокойная старость. С.рейс. С.работа.

5) Приятный для глаза; не раздражающий, мягкий. С., глубокий цвет моря. С.рельеф местности. 

Вопрос 4

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

крАны

обОдрен

гналАсь

вероисповЕдание

прибЫв

Вопрос 5

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Толокно  это продукт, давно ПРИЗНАННЫЙ и распространённый в России.

М.Ю. Лермонтов писал РОМАНТИЧЕСКИЕ поэмы.

Капитан казался полным НЕВЕЖДОЙ в вопросах истории Отечества.

На этом небольшом предприятии за несколько лет сложился высокопрофессиональный коллектив, и в этом году он ЗАПОЛНИЛСЯ  новыми кадрами.

Ответчик долго УКЛОНЯЛСЯ от погашения долга, ссылаясь на отсутствие средств.

Вопрос 6

6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Люди в традиционной одежде  длинных меховых пальто  предлагают местные изысканные деликатесы: мёд, варенье, колбасы, сыр, настойку.

Вопрос 7

7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

пять ЯБЛОК

пара ПОЛОТЕНЕЦ

ЛЯЖЬТЕ на спину

в ТЫСЯЧА пятьдесят первом году

звонкие КОЛОКОЛА

Вопрос 8

8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

  ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ   ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А)

нарушение связи между подлежащим и сказуемым

1)

Путники невольно залюбовались появившейся радугой на небе после дождя.

Б)

нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

2)

Картину И.И. Шишкина «Корабельную рощу» считают одной из самых величественных по замыслу картин художника.

В)

ошибка в построении предложения с однородными членами

3)

Все, кто бывал в небольших городах Италии, видел каменные мосты, заросшие плющом, обветшалые старинные мраморные фасады зданий, мерцание позолоченных куполов.

Г)

неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

4)

В журнале «Этнографическое обозрение» Д.Н.Ушаков не только опубликовал ряд статей об обычаях, но и о поверьях русских крестьян.

Д)

нарушение в построении предложения с причастным оборотом

5)

Научившись 40 тысяч лет назад добывать огонь, развитие человечества заметно ускорилось.

    6)

Вопреки мнению скептиков, есть факты, подтверждающие существование внеземных цивилизаций.

    7)

В.Г.Белинский написал около двадцати статей и рецензий, посвящённых творчеству Н.В.Гоголя.

    8)

Читая древние рукописи, можно узнать много любопытного.

    9)

Циолковский писал, что основная цель его жизни – продвинуть человечество хоть немного вперёд.

Вопрос 9

9. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

 

  1. прославлять, обоняние, загорелый
  2. властелин, покарать, сериал
  3. покоряющий, занимать, заря
  4. уплотняя (бетон), касаться, компаньон
  5. выплата, полезный, выпрямитель
Вопрос 10

10. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

1) п..дсказывать, п..никнуть, не..глядный

2) и..гнать, не..гораемый, ра..грызть

3) пр..обрел, пр..слушиваться, пр..образователь

4) раз..скать, без..сходный, по..грать

5) ра..брасывать, во..местить, во..обладать

Вопрос 11

11.В каком ряду на месте пропусков в обоих словах пишется одна и та же буква?

1.тюл..вый,  претерп..вающий

2.зате..ть, гречн..вый

3.остр..нький, бессонн..ца

4.преодол..вая, причудл..вый

5.заманч..вый, застра..вающий

Вопрос 12

12.  Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) ответ..шь, организу..мый

2) запиш..м, повер..вший

3) выключ..нный, вы́мо..те (пол)

4) хвал..щийся (успехами), ве..вший (ветерок)

5) пилотиру..щий, (дома) (они) видне..тся (вдали)

Вопрос 13

13. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Я получил в ответ ничего (НЕ)ЗНАЧАЩИЕ объяснения.

Даже (НЕ)ОБРАБОТАННЫЙ мастером камень поражал оригинальным рисунком.

В Наташином пении уже (НЕ)БЫЛО детской старательности.

Глубина идеи в романе (НЕ)РАЗРЫВНО сочетается с художественностью.

Сверху можно было рассмотреть несколько ничем (НЕ)ПРИКРЫТЫХ построек.

Вопрос 14

14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Для композитора, который способен слышать мир ТАК(ЖЕ), как художник  видеть его, музыка  это жизнь, (ТО)ЕСТЬ процесс, протекающий во времени.

В ТО(ЖЕ) время М.В. Ломоносов обращает внимание на сейсмические процессы, предполагая ТАК(ЖЕ) существование длительных волнообразных движений земной поверхности.

Притяжение между парой электронов может возникать, (НЕ)СМОТРЯ на то что они находятся далеко друг от друга, (ПО)ЭТОМУ движение электронов в паре становится согласованным.

Значение многозначного слова конкретизируется в тексте, (ПРИ)ЧЁМ некоторые слова только в определённом тексте могут обозначать одно и ТО(ЖЕ) понятие.

Ветер, не затихавший (В)ТЕЧЕНИЕ долгих дней, (ПО)НЕМНОГУ стал стихать.

Вопрос 15

15.  В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

Дом стоял несколько в стороне от леса; стены его тут и там были подновле(1)ы свежими лесинами, рамы окон покраше(2)ы белилами, маленькое крылечко сбоку, изукраше(3)ое резьбой, ещё пахло смолой.

Вопрос 16

16. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1. Мифологические боги и герои выделялись своими определёнными достоинствами и способностями.

2. Из древнегреческой и древнеримской мифологии вам знакомы имена и Авроры и Венеры и Аполлона.

3. На взгляд-то он хорош да зелен.

4. Древесина грецкого или маньчжурского ореха имеет коричневатые и серые цвета разнообразных оттенков.

5. Некоторые учёные трудятся над созданием новых методов лечения и я с огромным уважением отношусь к их труду.

Вопрос 17

17.  Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Немного подумав (1) Остап сложил на парапет (2) ограждавший шоссе от кипучей бездны Терека (3) запасы купленной во Владикавказе (4) колбасы и стал подниматься на скалу.

Вопрос 18

18. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

В русских лесах (1) пожалуй (2) нет дерева мощнее и красивее зелёного дуба. По словам учёных-лесоводов (3) некоторые дубы живут до тысячи лет, но (4) к сожалению (5) чистых дубрав (так издавна назывались леса, где росло много дубов) осталось теперь очень мало.

Вопрос 19

19.  Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

В сокровищнице русского искусства (1) одно из самых почётных мест принадлежит И.И. Шишкину (2) с именем (3) которого (4) связана история отечественного пейзажа второй половины XIX столетия.

Вопрос 20

20.  Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Ручной журавль всё время поглядывал в небо (1) и (2) если показывалась хищная птица (3) издавал тревожный крик (4) который куры и цыплята хорошо понимали.

Вопрос 21

21. Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

 

(1)Холм на берегу реки Чепца является одним из красивейших мест Удмуртии, с него открывается великолепный вид на окрестности: далеко внизу петляет река, к горизонту мягкими волнами поднимаются холмы, поросшие елями.

(2)До наших дней дошло множество легенд о происхождении названия этой горы, и, по преданиям, у горы Байгурезь было два названия. (3)Первое — Байгурезь, которое в переводе с удмуртского значит, «богатая гора». (4)Второе название горы — Бакгурезь, что означает «немая гора». (5)Легенда гласит, будто давным-давно у подножия горы жил богатый мельник, у которого была одна дочь. (6)Когда пришла пора выдавать девушку замуж, мельник заявил, что дочь свою отдаст только за того человека, который поднимется на гору по самому крутояру. (7)Никто из претендентов не смог покорить гордую гору, поскольку не знал о том, что у духа горы нужно попросить благословения. (8)А в одной из окрестных деревень жил юноша: ловкий, красивый, умный, но глухонемой. (9)Когда он попросил руки дочери мельника, тот указал ему на гору — юноша попросил благословения и, быстро забравшись на вершину, чудесным образом якобы обрёл дар речи.

Вопрос 22

Прочитайте текст и выполните задания 22-26. 

(1)Молодой отец строго выговаривает четырёхлетней дочке за то, что она выбежала во двор без спросу и едва не попала под машину.

 

— (2)Пожалуйста, — вполне серьёзно говорит он крохе, — можешь гулять, но поставь в известность меня или маму.

 

(3)Сие — не выдумка фельетониста, но подлинный, ненароком подслушанный разговор.

 

(4)Или серьёзно пишут в статье о работе экипажа космической станции: «Производился забор (!) проб выдыхаемого воздуха». (5)Этот забор не залетел бы в космос, если бы не стеснялись сказать попросту: космонавты брали пробы. (6)Но нет, несолидно!

 

(7)Слышишь, видишь, читаешь такое — и хочется снова и снова бить в набат, взывать, умолять, уговаривать: БЕРЕГИСЬ КАНЦЕЛЯРИТА!

 

(8)Это — самая распространённая, самая злокачественная болезнь нашей речи. (9)Когда-то редкостный знаток русского языка и чудодей слова Корней Иванович Чуковский заклеймил её точным, убийственным названием. (10)Статья его так и называлась — «Канцелярит», и прозвучала она поистине как SOS. (11)He решаюсь сказать, что то был глас вопиющего в пустыне: к счастью, есть рыцари, которые, не щадя сил, сражаются за честь Слова. (12)Но, увы, надо посмотреть правде в глаза: канцелярит не сдаётся, он наступает, ширится. (13)Это окаянный и зловредный недуг нашей речи. (14)Быстро разрастаются чужеродные, губительные клетки — постылые штампы, которые не несут ни мысли, ни чувства, ни на грош информации, а лишь забивают и угнетают живое, полезное ядро.

 

(15)Мы настолько отравлены канцеляритом, что порою начисто теряем чувство юмора. (16)И уже не в романе, а в жизни, в самой обыденной обстановке, человек вполне скромный всерьёз говорит другому: «Я выражаю вам благодарность».

 

(17)Помните, у Некрасова в Ледовитом океане лодка утлая плывёт и молодой пригожей Тане Ванька песенки поёт? (18)Хорошо поёт, собака,

Убедительно поёт...

 

(19)Да, объясняться в любви не только стихами, но и прозой надо убедительно, иначе Таня Ваньке не поверит.

 

(20)А меж тем в сотнях рассказов, романов, очерков, переводных и отечественных, разные люди по разным поводам разговаривают так, что кажется: вот-вот читатели отзовутся знаменитым громогласным «Не верю!» Константина Сергеевича Станиславского...

 

(21)В сотый раз спросим себя: кто же должен прививать людям вкус, чувство меры, бережное отношение к родному языку? (22)А заодно — и уважительное отношение к человеку, с которым разговариваешь?

 

(23)Кто, если не мы сами?!

(По Н. Галь*)

 

*Нoра Галь (настоящее имя Элеонора Гальперина; 1912—1991) — выдающийся литератор, переводчик английской и французской литературы на русский язык.

22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Возможности русского языка необъятны, и засорять его иностранными словами и жаргоном ни к чему.

2) Удивительна способность русского языка так «обкатать» чужое слово, что оно уже и чужим не кажется.

3) Официально-деловой стиль речи отличается точностью формулировок и обилием устойчивых оборотов деловой речи.

4) Слова-штампы не безвредны: они ничему не учат и ничего не сообщают; это словесный мусор, наносящий культуре и языку колоссальный вред.

5) Канцелярит—злокачественная болезнь нашей речи.

Вопрос 23

(1)Молодой отец строго выговаривает четырёхлетней дочке за то, что она выбежала во двор без спросу и едва не попала под машину.

 

— (2)Пожалуйста, — вполне серьёзно говорит он крохе, — можешь гулять, но поставь в известность меня или маму.

 

(3)Сие — не выдумка фельетониста, но подлинный, ненароком подслушанный разговор.

 

(4)Или серьёзно пишут в статье о работе экипажа космической станции: «Производился забор (!) проб выдыхаемого воздуха». (5)Этот забор не залетел бы в космос, если бы не стеснялись сказать попросту: космонавты брали пробы. (6)Но нет, несолидно!

 

(7)Слышишь, видишь, читаешь такое — и хочется снова и снова бить в набат, взывать, умолять, уговаривать: БЕРЕГИСЬ КАНЦЕЛЯРИТА!

 

(8)Это — самая распространённая, самая злокачественная болезнь нашей речи. (9)Когда-то редкостный знаток русского языка и чудодей слова Корней Иванович Чуковский заклеймил её точным, убийственным названием. (10)Статья его так и называлась — «Канцелярит», и прозвучала она поистине как SOS. (11)He решаюсь сказать, что то был глас вопиющего в пустыне: к счастью, есть рыцари, которые, не щадя сил, сражаются за честь Слова. (12)Но, увы, надо посмотреть правде в глаза: канцелярит не сдаётся, он наступает, ширится. (13)Это окаянный и зловредный недуг нашей речи. (14)Быстро разрастаются чужеродные, губительные клетки — постылые штампы, которые не несут ни мысли, ни чувства, ни на грош информации, а лишь забивают и угнетают живое, полезное ядро.

 

(15)Мы настолько отравлены канцеляритом, что порою начисто теряем чувство юмора. (16)И уже не в романе, а в жизни, в самой обыденной обстановке, человек вполне скромный всерьёз говорит другому: «Я выражаю вам благодарность».

 

(17)Помните, у Некрасова в Ледовитом океане лодка утлая плывёт и молодой пригожей Тане Ванька песенки поёт? (18)Хорошо поёт, собака,

Убедительно поёт...

 

(19)Да, объясняться в любви не только стихами, но и прозой надо убедительно, иначе Таня Ваньке не поверит.

 

(20)А меж тем в сотнях рассказов, романов, очерков, переводных и отечественных, разные люди по разным поводам разговаривают так, что кажется: вот-вот читатели отзовутся знаменитым громогласным «Не верю!» Константина Сергеевича Станиславского...

 

(21)В сотый раз спросим себя: кто же должен прививать людям вкус, чувство меры, бережное отношение к родному языку? (22)А заодно — и уважительное отношение к человеку, с которым разговариваешь?

 

(23)Кто, если не мы сами?!

(По Н. Галь*)

 

*Нoра Галь (настоящее имя Элеонора Гальперина; 1912—1991) — выдающийся литератор, переводчик английской и французской литературы на русский язык.

23. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными?

1) Предложение 2 иллюстрирует содержание предложения 1.

2) Предложение 7 содержит повествование.

3) Предложение 16 подтверждает содержание предложения 15.

4) В предложении 17 содержится элемент описания.

5) В 19 предложении текста содержится повествование.

Вопрос 24

(1)Молодой отец строго выговаривает четырёхлетней дочке за то, что она выбежала во двор без спросу и едва не попала под машину.

 

— (2)Пожалуйста, — вполне серьёзно говорит он крохе, — можешь гулять, но поставь в известность меня или маму.

 

(3)Сие — не выдумка фельетониста, но подлинный, ненароком подслушанный разговор.

 

(4)Или серьёзно пишут в статье о работе экипажа космической станции: «Производился забор (!) проб выдыхаемого воздуха». (5)Этот забор не залетел бы в космос, если бы не стеснялись сказать попросту: космонавты брали пробы. (6)Но нет, несолидно!

 

(7)Слышишь, видишь, читаешь такое — и хочется снова и снова бить в набат, взывать, умолять, уговаривать: БЕРЕГИСЬ КАНЦЕЛЯРИТА!

 

(8)Это — самая распространённая, самая злокачественная болезнь нашей речи. (9)Когда-то редкостный знаток русского языка и чудодей слова Корней Иванович Чуковский заклеймил её точным, убийственным названием. (10)Статья его так и называлась — «Канцелярит», и прозвучала она поистине как SOS. (11)He решаюсь сказать, что то был глас вопиющего в пустыне: к счастью, есть рыцари, которые, не щадя сил, сражаются за честь Слова. (12)Но, увы, надо посмотреть правде в глаза: канцелярит не сдаётся, он наступает, ширится. (13)Это окаянный и зловредный недуг нашей речи. (14)Быстро разрастаются чужеродные, губительные клетки — постылые штампы, которые не несут ни мысли, ни чувства, ни на грош информации, а лишь забивают и угнетают живое, полезное ядро.

 

(15)Мы настолько отравлены канцеляритом, что порою начисто теряем чувство юмора. (16)И уже не в романе, а в жизни, в самой обыденной обстановке, человек вполне скромный всерьёз говорит другому: «Я выражаю вам благодарность».

 

(17)Помните, у Некрасова в Ледовитом океане лодка утлая плывёт и молодой пригожей Тане Ванька песенки поёт? (18)Хорошо поёт, собака,

Убедительно поёт...

 

(19)Да, объясняться в любви не только стихами, но и прозой надо убедительно, иначе Таня Ваньке не поверит.

 

(20)А меж тем в сотнях рассказов, романов, очерков, переводных и отечественных, разные люди по разным поводам разговаривают так, что кажется: вот-вот читатели отзовутся знаменитым громогласным «Не верю!» Константина Сергеевича Станиславского...

 

(21)В сотый раз спросим себя: кто же должен прививать людям вкус, чувство меры, бережное отношение к родному языку? (22)А заодно — и уважительное отношение к человеку, с которым разговариваешь?

 

(23)Кто, если не мы сами?!

(По Н. Галь*)

 

*Нoра Галь (настоящее имя Элеонора Гальперина; 1912—1991) — выдающийся литератор, переводчик английской и французской литературы на русский язык.

24. Из предложений 20-23 выпишите фразеологизм.

Вопрос 25

(1)Молодой отец строго выговаривает четырёхлетней дочке за то, что она выбежала во двор без спросу и едва не попала под машину.

 

— (2)Пожалуйста, — вполне серьёзно говорит он крохе, — можешь гулять, но поставь в известность меня или маму.

 

(3)Сие — не выдумка фельетониста, но подлинный, ненароком подслушанный разговор.

 

(4)Или серьёзно пишут в статье о работе экипажа космической станции: «Производился забор (!) проб выдыхаемого воздуха». (5)Этот забор не залетел бы в космос, если бы не стеснялись сказать попросту: космонавты брали пробы. (6)Но нет, несолидно!

 

(7)Слышишь, видишь, читаешь такое — и хочется снова и снова бить в набат, взывать, умолять, уговаривать: БЕРЕГИСЬ КАНЦЕЛЯРИТА!

 

(8)Это — самая распространённая, самая злокачественная болезнь нашей речи. (9)Когда-то редкостный знаток русского языка и чудодей слова Корней Иванович Чуковский заклеймил её точным, убийственным названием. (10)Статья его так и называлась — «Канцелярит», и прозвучала она поистине как SOS. (11)He решаюсь сказать, что то был глас вопиющего в пустыне: к счастью, есть рыцари, которые, не щадя сил, сражаются за честь Слова. (12)Но, увы, надо посмотреть правде в глаза: канцелярит не сдаётся, он наступает, ширится. (13)Это окаянный и зловредный недуг нашей речи. (14)Быстро разрастаются чужеродные, губительные клетки — постылые штампы, которые не несут ни мысли, ни чувства, ни на грош информации, а лишь забивают и угнетают живое, полезное ядро.

 

(15)Мы настолько отравлены канцеляритом, что порою начисто теряем чувство юмора. (16)И уже не в романе, а в жизни, в самой обыденной обстановке, человек вполне скромный всерьёз говорит другому: «Я выражаю вам благодарность».

 

(17)Помните, у Некрасова в Ледовитом океане лодка утлая плывёт и молодой пригожей Тане Ванька песенки поёт? (18)Хорошо поёт, собака,

Убедительно поёт...

 

(19)Да, объясняться в любви не только стихами, но и прозой надо убедительно, иначе Таня Ваньке не поверит.

 

(20)А меж тем в сотнях рассказов, романов, очерков, переводных и отечественных, разные люди по разным поводам разговаривают так, что кажется: вот-вот читатели отзовутся знаменитым громогласным «Не верю!» Константина Сергеевича Станиславского...

 

(21)В сотый раз спросим себя: кто же должен прививать людям вкус, чувство меры, бережное отношение к родному языку? (22)А заодно — и уважительное отношение к человеку, с которым разговариваешь?

 

(23)Кто, если не мы сами?!

(По Н. Галь*)

 

*Нoра Галь (настоящее имя Элеонора Гальперина; 1912—1991) — выдающийся литератор, переводчик английской и французской литературы на русский язык.

25. Среди предложений 8-14 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи притяжательного местоимения. Запишите это местоимение. 

Вопрос 26

(1)Молодой отец строго выговаривает четырёхлетней дочке за то, что она выбежала во двор без спросу и едва не попала под машину.

 

— (2)Пожалуйста, — вполне серьёзно говорит он крохе, — можешь гулять, но поставь в известность меня или маму.

 

(3)Сие — не выдумка фельетониста, но подлинный, ненароком подслушанный разговор.

 

(4)Или серьёзно пишут в статье о работе экипажа космической станции: «Производился забор (!) проб выдыхаемого воздуха». (5)Этот забор не залетел бы в космос, если бы не стеснялись сказать попросту: космонавты брали пробы. (6)Но нет, несолидно!

 

(7)Слышишь, видишь, читаешь такое — и хочется снова и снова бить в набат, взывать, умолять, уговаривать: БЕРЕГИСЬ КАНЦЕЛЯРИТА!

 

(8)Это — самая распространённая, самая злокачественная болезнь нашей речи. (9)Когда-то редкостный знаток русского языка и чудодей слова Корней Иванович Чуковский заклеймил её точным, убийственным названием. (10)Статья его так и называлась — «Канцелярит», и прозвучала она поистине как SOS. (11)He решаюсь сказать, что то был глас вопиющего в пустыне: к счастью, есть рыцари, которые, не щадя сил, сражаются за честь Слова. (12)Но, увы, надо посмотреть правде в глаза: канцелярит не сдаётся, он наступает, ширится. (13)Это окаянный и зловредный недуг нашей речи. (14)Быстро разрастаются чужеродные, губительные клетки — постылые штампы, которые не несут ни мысли, ни чувства, ни на грош информации, а лишь забивают и угнетают живое, полезное ядро.

 

(15)Мы настолько отравлены канцеляритом, что порою начисто теряем чувство юмора. (16)И уже не в романе, а в жизни, в самой обыденной обстановке, человек вполне скромный всерьёз говорит другому: «Я выражаю вам благодарность».

 

(17)Помните, у Некрасова в Ледовитом океане лодка утлая плывёт и молодой пригожей Тане Ванька песенки поёт? (18)Хорошо поёт, собака,

Убедительно поёт...

 

(19)Да, объясняться в любви не только стихами, но и прозой надо убедительно, иначе Таня Ваньке не поверит.

 

(20)А меж тем в сотнях рассказов, романов, очерков, переводных и отечественных, разные люди по разным поводам разговаривают так, что кажется: вот-вот читатели отзовутся знаменитым громогласным «Не верю!» Константина Сергеевича Станиславского...

 

(21)В сотый раз спросим себя: кто же должен прививать людям вкус, чувство меры, бережное отношение к родному языку? (22)А заодно — и уважительное отношение к человеку, с которым разговариваешь?

 

(23)Кто, если не мы сами?!

(По Н. Галь*)

26. Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

«Нора Галь известна своими блестящими переводами сокровищ мировой, прежде всего европейской, литературы на русский язык. Острое языковое чутьё переводчицы не позволяло ей смириться с распространением в нашей речи канцелярита, и, чтобы показать своё отношение к этому явлению, Н. Галь использует такие тропы, как (А)_____ (предложения 8 и 13—14), (Б)_____ («убийственный» в предложении 9, «окаянный и зловредный» в предложении 13, «постылые» в предложении 14), такие синтаксические средства выразительности, как (В)_____ (предложение 23), (Г)_____ (предложение 12), которые придают тексту эмоциональность, отражая непримиримость автора.

 

Список терминов:

1) развёрнутая метафора

2) гипербола

3) лексический повтор

4) анафора

5) эпитеты

6) сравнительный оборот

7) риторический вопрос

8) термины

9) ряд однородных членов

Запишите  ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г
Вопрос 27

26.2. Какая проблема ЕСТЬ в тексте? 

Внимательнее с формулировками!

Варианты ответов
  • проблема языка
  • проблема сохранения чистоты языка
  • проблема канцеляризмов
  • проблема объяснения в любви с помощью стихов
Сохранить у себя:

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!