СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пробный вариант (тестовая часть) основного государственного экзамена 2024 года по РУССКОМУ ЯЗЫКУ. (2)

Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного использования. Администрация сайта не проверяет возможные ошибки, которые могут встретиться в тестах.
Данный тест поможет выявить уровень готовности обучающихся к сдаче выпускного экзамена по русскому языку.

Список вопросов теста

Вопрос 1

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из части сложного предложения текста.

(1)Сегодня грозной опасности подвергается биология человека, болезненную остроту приобретают и психологические проблемы. (2)С глубокой древности разрабатывались методы управления человеческим поведением. (3)В ХХ в. возникло убеждение, что возможности манипулирования человеком едва ли не безграничны: с помощью психотропных средств, массовой пропаганды можно запрограммировать человеческое поведение. (4)Вместе с тем рождается предположение, что проникнуть в ядро человеческой психики крайне трудно, а порою и просто невозможно. (5)Даже в состоянии гипноза индивид не переступает пределов ценностных предпочтений, и в глубинах своего сознания он остаётся неизменным, не поддаётся внешнему воздействию.

Варианты ответов
  • биология человека подвергается (предложение 1)
  • разрабатывались методы (предложение 2)
  • можно запрограммировать (предложение 3)
  • рождается предположение (предложение 4)
  • он остаётся неизменным (предложение 5)
Вопрос 2

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста.

(1)Сегодня грозной опасности подвергается биология человека, болезненную остроту приобретают и психологические проблемы. (2)С глубокой древности разрабатывались методы управления человеческим поведением. (3)В ХХ в. возникло убеждение, что возможности манипулирования человеком едва ли не безграничны: с помощью психотропных средств, массовой пропаганды можно запрограммировать человеческое поведение. (4)Вместе с тем рождается предположение, что проникнуть в ядро человеческой психики крайне трудно, а порою и просто невозможно. (5)Даже в состоянии гипноза индивид не переступает пределов ценностных предпочтений, и в глубинах своего сознания он остаётся неизменным, не поддаётся внешнему воздействию.

Варианты ответов
  • Предложение 1 сложное сложноподчинённое.
  • Предложение 2 односоставное определённо-личное
  • Предложение 3 содержит три грамматические основы.
  • Предложение 4 сложноподчинённое с придаточным определительным.
  • Предложение 5 сложносочинённое.
Вопрос 3

Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил.

В бессоюзном сложном предложении двоеточие ставится, если вторая часть поясняет, дополняет содержание первой части или указывает причину того, о чём говорилось в первой части.

Варианты ответов
  • Сегодня грозной опасности подвергается биология человека, болезненную остроту приобретают и психологические проблемы.
  • С глубокой древности разрабатывались методы управления человеческим поведением.
  • В ХХ в. возникло убеждение, что возможности манипулирования человеком едва ли не безграничны: с помощью психотропных средств, массовой пропаганды можно запрограммировать человеческое поведение.
  • Вместе с тем рождается предположение, что проникнуть в ядро человеческой психики крайне трудно, а порою и просто невозможно.
  • Даже в состоянии гипноза индивид не переступает пределов ценностных предпочтений, и в глубинах своего сознания он остаётся неизменным, не поддаётся внешнему воздействию.
Вопрос 4

Если однородные члены не соединены союзами и произносятся с перечислительной интонацией, между ними ставится запятая. Найдите предложение.

Варианты ответов
  • Сегодня грозной опасности подвергается биология человека, болезненную остроту приобретают и психологические проблемы.
  • С глубокой древности разрабатывались методы управления человеческим поведением.
  • В ХХ в. возникло убеждение, что возможности манипулирования человеком едва ли не безграничны: с помощью психотропных средств, массовой пропаганды можно запрограммировать человеческое поведение.
  • Вместе с тем рождается предположение, что проникнуть в ядро человеческой психики крайне трудно, а порою и просто невозможно.
  • Даже в состоянии гипноза индивид не переступает пределов ценностных предпочтений, и в глубинах своего сознания он остаётся неизменным, не поддаётся внешнему воздействию.
Вопрос 5

Между частями сложного бессоюзного предложения ставится запятая, если между его частями имеется тесная смысловая связь. Найдите предложение.

Варианты ответов
  • Сегодня грозной опасности подвергается биология человека, болезненную остроту приобретают и психологические проблемы.
  • С глубокой древности разрабатывались методы управления человеческим поведением.
  • В ХХ в. возникло убеждение, что возможности манипулирования человеком едва ли не безграничны: с помощью психотропных средств, массовой пропаганды можно запрограммировать человеческое поведение.
  • Вместе с тем рождается предположение, что проникнуть в ядро человеческой психики крайне трудно, а порою и просто невозможно.
  • Даже в состоянии гипноза индивид не переступает пределов ценностных предпочтений, и в глубинах своего сознания он остаётся неизменным, не поддаётся внешнему воздействию.
Вопрос 6

Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Для изучения русской деревянной архитектуры XVI–XVII веков (1) мы располагаем немногочисленными (2) но довольно разнообразными изобразительными источниками (3) рисунками иностранных путешественников (4) планами (5) отдельных городов и селений (6) которые составлялись при строительстве новых городов-крепостей (7) или при перестройке старых (8) а также для разбора самых сложных земельных тяжб.

Варианты ответов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
Вопрос 7

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. 

Варианты ответов
  • НЕНАВИДЯЩИЙ – в суффиксе действительного причастия настоящего времени, образованного от глагола II спряжения, пишется буква Я.
  • НЕКОТОРЫЙ – в неопределённом местоимении без ударения пишется приставка НЕ-.
  • НЕУДАЧНЫЙ – имя прилагательное пишется с НЕ слитно, потому что слово не употребляется без НЕ.
  • ПОЛ-ЛИСТА – пишется через дефис, потому что после пол - стоит буква л.
  • СКОШЕННЫЙ (луг) – в полном страдательном причастии прошедшего времени совершенного вида пишется НН.
Вопрос 8

Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И.

Что пр(1)влекает нас в дикой пр(2)роде? Чем нас манят непр(3)ступные в(4)ршины, чёрные пасти пещер, пучины океана, звериные тропы, где н(5) ступала нога ч(6)ловека?

Варианты ответов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
Вопрос 9

Раскройте скобки и запишите слово «бухгалтер» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

На предприятие требуются толковые (бухгалтер).

Варианты ответов
  • бухгалтера
  • бухгалтеры
Вопрос 10

Замените словосочетание «рычаг из железа», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование.

Варианты ответов
  • рычаг с железом
  • железный рычаг
Вопрос 11

(1)Меня часто спрашивают, почему я, человек вполне сухопутный, так привязан к Севастополю, к морякам и кораблям. (2)Я говорю: – Потому что море я полюбил в детстве. (3)И сегодня мне хочется вспомнить подробности тех дней, когда я впервые ощутил тоску по Севастополю. (4)Это случилось в начале июня. (5)Я от нечего делать зашёл к Шалимовым. (6)Лёшка сердито мастерил из загнутой медной трубки и гвоздя пугач-хлопушку. (7)На меня он только глянул с хмурым равнодушием. (8)В те дни, о которых я рассказываю, он дразнил меня непонятным прозвищем Кнабель. (9)Впрочем, Лёшкины дразнилки были беззлобные, а по-настоящему злился он, если к нему лезли под руку во время важной работы. (10)Поэтому я не стал соваться и разглядывать пугач, а смирно присел на укрытую суконным одеялом койку. (11)На коричневом сукне лежала книга, на которой были разлапистые якоря, парусные корабли и слова: «С. Григорьев. Малахов курган». (12)Всё, что было связано с морем и парусами, приводило меня в волнение. (13)Книгу я тихо открыл и стал читать, как десятилетний мальчик Венька стоит на крыше своего дома и смотрит на входящую в бухту эскадру, как блестит на солнце оранжевая ребристая черепица на белых домиках. (14)Я листал страницы неслышно и сидел не шевелясь, боясь лишним движением напомнить о себе. (15)Видимо, с пугачом ладилось: Лёшка, не сказав ни слова, ушёл, а через минуту на дворе грохнуло. (16)Выстрел встряхнул меня – надо было принимать решение. (17)Попросить Лёшку, чтобы дал почитать? (18)Он может ответить «бери», а может и буркнуть «сам читаю» или «не моя». (19)Я непослушными пальцами расстегнул на животе оловянные пуговки, запихал книгу и боком скользнул на кухню. (20)Щёлкнул на двери крючком и замер с книжкой у стола… (21)Через какое-то время Лёшка задёргал дверь. – (22)Кнабель, это ты стырил книгу? – (23)Всё равно не дам, пока не дочитаю! – отчаянно сказал я, потому что расстаться с повестью о Севастополе было, казалось, выше моих сил. – (24)Ну, только выйди, – нехорошим голосом предупредил Лёшка. (25)К середине следующего дня я дочитал «Малахов курган» и, виноватый, готовый к заслуженной каре, но всё равно счастливый, понёс книгу Лёшке. (26)Лёшка встретил меня вполне миролюбиво, улыбнулся и сказал: – (27)Да ладно, у меня сейчас «Восемьдесят дней вокруг света» есть, а эту читай ещё, если охота… (28)И я читал ещё. (29)Не спеша. (30)Про Веньку и про Нахимова, про гибель кораблей, затопленных у входа в бухту, и про матросов на бастионах. (31)А ещё в книге был Севастополь. (32)Я читал о жутких непрекращающихся бомбардировках, о развалинах и пожарах, но сквозь дым военного разрушения продолжал видеть мирный и солнечный город у необозримого моря. (33)Тот, который нужен был мне…

Варианты ответов
  • Лёшка злился по-настоящему, если к нему лезли под руку во время важной работы.
  • Лёшка мастерил пугач-хлопушку.
  • Герой-рассказчик увлёкся книгой и не мог «расстаться с повестью о Севастополе», пока не дочитал её.
  • Герой-рассказчик боялся, что Лёшка в плохо дразнить его непонятным прозвищем Кнабель.
  • Лёшка не простил герою-рассказчику, что тот взял без разрешения книгу «Восемьдесят дней вокруг света»
Вопрос 12

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.

Варианты ответов
  • Я от нечего делать зашёл к Шалимовым.
  • – Всё равно не дам, пока не дочитаю! – отчаянно сказал я, потому что расстаться с повестью о Севастополе было, казалось, выше моих сил.
  • Впрочем, Лёшкины дразнилки были беззлобные, а по-настоящему злился он, если к нему лезли под руку во время важной работы.
  • Я непослушными пальцами расстегнул на животе оловянные пуговки, запихал книгу и боком скользнул на кухню.
  • Я читал о жутких непрекращающихся бомбардировках, о развалинах и пожарах, но сквозь дым военного разрушения продолжал видеть мирный и солнечный город у необозримого моря
Вопрос 13

Замените просторечное слово «стырил» в предложении 22 стилистически нейтральным синонимом (синонимичным выражением). 

Варианты ответов
  • украл
  • стащил
  • своровал
Сохранить у себя:

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!