СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 16.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-Игра «Счастливый случай» ( для 5 классов) Обобщающее повторение по теме: «План и карта».

Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного использования. Администрация сайта не проверяет возможные ошибки, которые могут встретиться в тестах.
Урок-Игра «Счастливый случай» ( для 5 классов) Обобщающее повторение по теме: «План и карта».

Список вопросов теста

Вопрос 1

 

Урок-Игра «Счастливый случай» ( для 5 классов)

Обобщающее повторение по теме: «План и карта».

 

Цели и задачи: закрепить знания о плане и географической карте, о Земле, о географических координатах; обобщить изученный материал; воспитывать умение работать в коллективе, интерес к предмету; развивать взаимопомощь, память и воображение учащихся.                                                                                                            

Форма организации: групповая, индивидуальная.

Оборудование: игровое поле, волчок, карточки с номерами вопросов, карта полушарий, карта России, плакаты, глобусы, эмблемы, портреты великих учёных; приборы измерительные (линейки, циркули, карандаши).

 

I. Оргмомент. Приветствие учащихся. Представление жюри.

II. Проверка умений и знаний.

I.Конкурс «Знакомство». Представление команды: название, защита эмблемы, девиз команды, (стихи, песни, презентация, танец и т.д.)

II.Конкурс «Разминка».

( далее игра проходит по 8 геймам-разноуровневым заданиям)

I гейм.

       Каждой команде 5 вопросов, на обдумывание 1 мин. 30 сек. Каждый правильный ответ – 5 баллов команде.

 

       Вопросы команде 1.

  1. Какой период в исследовании Земли принято называть эпохой Великих географических открытий? (период с середины XV в. до середины  XVII в.).
  2. Кем и когда был создан первый глобус? (XV в. Мартином Бехаймом).
  3. Кто совершил второе после Магеллана кругосветное путешествие? (англ. мореплаватель Френсис Дрейк 1577 – 1580 гг.).
  4. Назовите имя путешественника, первого европейского исследователя внутренних районов Центральной Азии, изучению которых он отдал 18 лет жизни (Николай Михайлович Пржевальский).

 

       Вопросы команде 2.

  1. По каким трём главным направлениям шли великие географические открытия? (южным путем – вокруг Африки, западным – через Атлантический океан, северным (водным) – вдоль северных окраин Евразии и Северной Америки).
  2. Когда и кем была написана первая книга по географии? (ІІІ в. до н. э. древнегреческий ученый Эратосфен написал книгу „Географика”. I  часть – исторически-географическая – форма и величина Земли, II часть – части света).
  3. Назовите руководителя первой научной станции на плавучем льду „Северны плюс – 1” (Д. И. Папанин).
  4. Назовите русских мореплавателей, открывших материк Антарктида (Ф. Ф. Беллинсгаузен, М. П. Лазарев).

II гейм.

       Каждому игроку 1 вопрос (1 балл), если каждый отвечает, то команда получает + 1 балл.

 

       Вопросы команде 1.

  1. Высота места над уровнем моря называется…
  2. Расстояние какой-либо точки на земной поверхности от экватора, выраженное в градусах…
  3. Линии на топографической карте (или плане), соединяющие точки земной поверхности, лежащие на одной высоте над уровнем моря…
  4. Высота, показывающая на сколько одна точка поверхности находится выше другой.
  5. Точки на земной поверхности, через которые проходит земная ось…

 

       Вопросы команде 2.

  1. Угол на местности или на карте, образуемый направлением на север и на какой-нибудь объект…
  2. Расстояние какой-либо точки на земной поверхности от начального меридиана…
  3. Прибор для определения относительной высоты места…
  4. Окружности, проведенные на глобусе параллельно экватору…
  5. Земная поверхность, изображенная на плоскости в масштабе и условных знаках…

 

III гейм.

       Заменить слова топографическими знаками. В течении 2 минут (можно на доске) – 5 баллов.

 

       Задание команде 1.

„От пристани на реке мы пошли по лугу до деревянного моста. Перешли его и пошли по шоссе. Скоро начался смешанный лес. Выйдя к линии электропередачи, мы свернули на просеку. Идти пришлось долго. Наконец лес расступился и мы вышли к озеру. Вскоре мы подошли к дому лесника – цели нашего пути”.

 

 

       Задание команде 2.

„Они шли, по-прежнему молча прячась в тени деревьев. Наконец вышли к просеке, которая густо заросла молодым кустарником. Они прошли еще версту. Смешанный лес перешел в редколесье. Чувствовались гнилые запахи болота. Вдруг, остановились, они стали всматриваться в землю. Перед ними была глубокая яма, на некотором отдалении виднелась другая, потом третья…”.

                                                                              („Бронзовая птица” по А. Рыбакову).

 

 

IV гейм.

       Видеовопросы: „Кто это? Что это?” (15 секунд на обдумывание предлагаемого рисунка (изображения) – 3 балла.

 

V гейм.

       Ответы знатоков на вопросы болельщиков (1 правильный ответ –  балл).

 

 

VI гейм.

       Кто быстрее определит объекты по заданным координатам (время – 5 минут, каждый правильный ответ – 1 балл).

       Задание для команды 1.

9° с. ш. 80° в. д. – (о. Шри-Ланка);

45° с. ш. 82° з. д. – (озеро Гурон);

41° с. ш. 50° в. д. – (Каспийское море);

67° ю. ш. 94° в. д. – (станция Мирный);

42° ю. ш. 145° в. д. – (о.Тасмания);

56° с. ш. 37° в. д. – (г. Москва).

       Задание для команды 2.

53° ю. ш. 70° з. д. – (Магелланов пролив);

30° с. ш. 31° в. д. – (г. Комр);

34° ю. ш. 19° в. д. – (г. Кейптаун);

0°  ш. 51° з. д. – (р. Амазонка);

40° с. ш. 15° в. д. – (влк. Везувий);

60° с. ш. 30° в. д. – (г. Санкт-Петербург).

 

VII гейм.

       Логический ряд.

       Из предложенных слов, словосочетаний составить предложение и догадаться о чем говориться (за правильный ответ –  3 балла, на обдумывание – 1 минута).

       Задание команде 1.

       Мелкий масштаб, изображение на плоскости всей Земли, изображение обобщенное, не учтена кривизна Земли, изображение в условных знаках (признаки карты).

       Задание команде 2.

       Масштаб крупный, направление север – вверх, изображение в условных знаках, вычерчены линии, соединяющие точки с одинаковой высотой – горизонтами…(признаки плана местности).

VIII гейм.

       В течение 1 мин. команде надо дать как можно больше ответов, каждый правильный ответ на вопрос – 1 балл.

 

       Вопросы команде 1.

  1. На географических картах печатается какая высота местности?
  2. Географическая долгота определяется по…
  3. До скольки градусов определяется географическая широта?
  4. От какого меридиана начинают отсчитывать географическую долготу?
  5. Какая точка имеет координаты 90° с. ш.?
  6. Столица какого государства лежит на „гринвичском” меридиане?
  7. Сколько градусов имеет дуга от экватора до южного полюса?
  8. С какой точки Земли все направления только на юг?

 

       Вопросы команде 2.

  1. Географическая широта определяется по…
  2. Линии на карте, соединяющие точки с одинаковой абсолютной высотой, называются…
  3. До скольки градусов определяется географическая долгота?
  4. От какой линии отсчитывают географическую широту?
  5. Какая точка Земли имеет координаты 0° широты, 0° долготы?
  6. Какая линия имеет координаты 0° широты?
  7. Сколько градусов имеет дуга от экватора до Северного полюса?
  8. С какой точки Земли все направления только на север?

 

Музыкальная пауза

III. Подведение итогов.

Жюри подводит предварительные итоги в конце урока (I - IV), а в это время болельщики от каждой команды получают тесты и отвечают на вопросы. Участники команды выполняют задания конкурса «Люби и охраняй природу» . По окончании всех конкурсов - музыкальная пауза

Объявление результатов. Награждение победителей. Итоги конкурса: победила команда «   …………… ».

Во время игры самые активные учащиеся получают (цветной квадратик) – дополнительные баллы. Выставление оценок.

По окончании урока учащиеся выбирают листики разного цвета и приклеивают их на доске:

Варианты ответов
  • план
  • градусная сетка
  • экватор
Сохранить у себя:

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!