СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 19.05.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
4. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.2
ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) Определение, выраженное причастным оборотом, обособляется, если стоит после определяемого слова. |
1)Все птицы: и скворцы, и синицы, и даже неуклюжие курицы — были молодцы и необыкновенные умницы. |
Б) Обобщающее слово стоит перед однородными членами, а после них предложение продолжается, поэтому после обобщающего слова ставим двоеточие, а после однородных членов – тире. |
2) Река, сжатая с обеих сторон неприступной стеной леса, пенилась, вздымала валы и стремительно катилась мимо. |
В) Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, обособляется. |
3) Они становились на цыпочки, весело клевали огурцы и перелетали со спицы на спицу. |
|
4) Стоит в разгар веселья кому-нибудь крикнуть: «Дед Кузьма идёт!», как шум вмиг стихает. |
|
5) Порыскав глазами по сцене, Ипполит увидел свисающие с потолка прямоугольники. |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами
А |
Б |
В |
|
|
|
5. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте пропусков которых должны стоять запятые.
Он сел(1) сумрачно наблюдая(2) как ввели воспитанников в парадных мундирах(3) построили(4) вызывая их(5) по списку(6) обучали кланяться почтительно(7) и изящно тому месту(8) где будет сидеть царь.
десятки за ночь. (2)Может быть, совы разыскивают добычу с помощью какого-нибудь необычного чувства? (3)Некоторые учёные считают, что совы видят инфракрасные лучи, которые излучает тело жертвы. (4)Возможно, что глаза совы улавливают невидимые для нашего зрения инфракрасные, то есть тепловые, лучи. (5)Установлено, что инфракрасные лучи представляют собой тепловое излучение всякого нагретого предмета. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
|
||||||||||||||||
|
6.Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1.ВЫМОКНУТЬ (под дождём) – написание чередующейся гласной в корне слова зависит от его лексического значения.
2.КЛЕИТ (бумажного змея) – в безударных личных окончаниях глаголов I спряжения пишется буква И.
3.(сочинение) ПРОВЕРЕНО – в краткой форме имени прилагательного пишется столько же Н, сколько в полной форме этого прилагательного.
4.БЕСЦВЕТНАЯ (жидкость) – на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.
5.НИКОГО (не встретил) – в безударном положении в отрицательных местоимениях пишется приставка НИ-.
7.Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И.
8.Раскройте скобки и запишите слово «пятьсот» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Более (пятьсот) спортсменов из разных городов России примут участие в соревнованиях по образовательной робототехникена Кубок мэра Москвы.
9. Синтаксический анализ.
Замените словосочетание «бревенчатый домик», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Прочитайте текст и выполните задание 10
– (1) Почему ты решила поступать в театральный, Джессика?
(2) Та стрельнула в бабку глазами, поёжилась, положила ложку и, глядя в пол, тихо-тихо проговорила, что хочет быть актрисой.
– (3) Ты любишь театр?
(4) Джессика совсем поникла и прошептала, что любит кино.
– (5) Какое же кино ты любишь? (6) Иностранное или отечественное?
(7) Джессика умоляюще посмотрела на Настю – спасай.
– (8) Ба, ты не смотришь кино, которые мы любим.
– (9) Вполне возможно, и все же?..
(10) Настя закатила глаза.
– (11) Мы любим настоящее кино! – закричала она. – (12) Настоящее! (13) «Низкие игры», к примеру! (14) Ты, небось, даже не слыхала!(15)«Утопия», «Баттл он Реймс», «Паук Рембрандта»!
– (16) Я «Игру престолов» сильно люблю, – еле слышно призналась Джессика.
– (17) Ну, разумеется, – не моргнув глазом согласилась бабка. – (18) Великое произведение искусства.
– (18) А ты не знаешь, и не говори! (19) Ты хоть одну серию смотрела?!
– (20) Я посмотрела две, – проинформировала Марина Тимофеевна, и обе начинающие артистки уставились на нее в изумлении. – (21) Очень много голых людей и очень много коней. (22) Я быстро заскучала.
– (23) Ещё бы! (24) Это для молодых кино! (24) Для мо-ло-дых!
– (25) И бедных, – подхватила бабка. – (26) Для молодых и бедных.
– (27) При чём тут бедность?
– (28) Джессика, чай или кофе?.. (29) Или, может быть, кипяченого молока?.. – не дождавшись ответа, Марина Тимофеевна налила гостье чаю с молоком и стала неторопливо расправлять закатанные рукава рубашки. – (30)Видители, девочки, бедный человек не может позволить себе почти ничего, только ежедневную, изнурительную, очень скучную работу за мизерное жалование. (31) У него нет возможности думать, читать, созерцать… сады Ватикана!.. (32) Ему некогда и нет сил. (33) Он должен работать и кормить детей. (34) Но человек так устроен, что не может прожить без отвлечения и развлечения. (35) Даже в сталинских лагерях была самодеятельность! (36) И зэки пели и плясали, спектакли ставили, это исторический факт.
– (37) Ба, куда тебя понесло?! (38) Лагеря какие-то, зэки!.. (39) Что такое?!
– (40) Человек умирает от скуки на работе, и, если он еще будет умирать от скуки вне работы, вскоре трудиться станет некому. (41) Для того чтобы рабы не вымерли совсем, повелители придумали кино, которое вам так нравится! (42) Много красивых и уродливых людей, уродство отлично развлекает, пейзажи, приключения. (43) Лошади скачут. (44) Иные миры угрожают нашему миру. (45) Наш мир угрожает большой любви. (46) Можно много интересного придумать и показать красиво!..
– (47) Повелители? – переспросила Настя, нахмурившись.
– (48) Ну, конечно, – безмятежно отозвалась бабка. – (49) Те, кто повелевает вами и правит миром. (50) Они говорят вам, как любить, куда смотреть, во что одеваться и что есть. (51) Вы же не можете себе позволить жить! (52) Вы можете только смотреть придуманную жизнь. (53) В кино или в Инстаграме, там тоже всё придумано, ни слова правды. (54) А вам нравится, разумеется, потому что это… весело.
– (55) Нам – это кому?
(56) Бабка подняла брови:
– Молодым и бедным. (60) Мы же о вас говорим.
– (61) А тебе, значит, кино никакое не нужно, Интернет тоже не нужен, потому что ты богатая и старая!
– (62) Ну да, – согласилась Марина Тимофеевна, и Настя вытаращила глаза.
– (63) Да у тебя пенсия двадцать тыщ, миллионерша! – в поисках поддержки Настя оглянулась на Джессику, но вид у той был перепуганный, никакой поддержки не получилось! – (64) Ты всю жизнь в музее просидела, никем не стала, даже знакомств никаких не завела!..
– (65) Тем не менее, у меня есть всё, чтобы жить счастливо, – не дрогнув, отрезала Марина Тимофеевна. – (66) Именно жить, а не коротать время за компьютером или у телевизора.
(67) Настя, которую сильно задело упоминание каких-то там «повелителей», злилась всерьез. (68) Она свободный человек! (69) Она выросла, когда все оковы уже пали, мир стал един, у каждого человека появилось право на собственное мнение и возможность его высказать! (70) Повелители!.. (71) Да она в сто раз свободней бабки, которая, кажется, диссертацию защитила только с третьей попытки, потому что идеологически диссертация чему-то там не соответствовала!
–(72) Мы можем смотреть то, что захотим, и делать то, что считаем нужным, – начала она. – (73) В отличие от вас! (74) Вы ходили по струнке и в школьной форме!
(75) Бабка засмеялась:
– Ну, разумеется, школьная форма – символ рабства.
– (76) Вот именно, дорогая бабушка!
– (77) Форма – это просто форма, – и она снова засмеялась. – (78) У вас ведь тоже форма, только вы этого не замечаете, бедные. (79) Вы ходите в джинсах и толстовках, и они все одинаковые. (80) Да вы сейчас друг на друга посмотрите, девочки!..
– (81) Ну и что? – запальчиво сказала Настя. – (82) Ну, джинсы, ну, толстовки! (83) Нам так нравится!
– (84) Вот именно, – заключила Марина Тимофеевна. – (85) Вам нравится. (86) Кошке тоже нравятся диван и лоток, к которым ее определили хозяева. (87) Она даже не догадывается, что есть сад, трава, забор, птичка, на которую можно поохотиться, и соседская собака, которую нужно остерегаться! (88) И это жизнь, девочки! (89) А диван и лоток – рабство, хотя есть корм и поролоновая игрушечка. (90) К сожалению, массовая культура в современном мире – поролоновая игрушечка для безмозглых кошек…
(По Т.В. Устиновой*)
*Татьяна Витальевна Устинова (род. в 1968 г.) -российская писательница-прозаик, автор детективных романов, сценарист, переводчик и телеведущая.
10. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Марина Тимофеевна, бабушка Насти, всю жизнь проработала в музее.
2) Настя считала себя свободным человеком, так как могла делать то, что считала нужным.
3) По мнению Марины Тимофеевны, в современном кино или Инстаграме всё придумано, ни слова правды.
4) «Игра престолов» - любимый фильм Настиной бабушки.
5) Джессика считала, что школьная форма – это символ рабства.
11.Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм. Запишите номера ответов.
1) – Мы любим настоящее кино! – закричала она.
2) – Ну, разумеется, – не моргнув глазом, согласилась бабка.
3) Даже в сталинских лагерях была самодеятельность!
4) Вы ходили по струнке и в школьной форме!
5) Кошке тоже нравятся диван и лоток, к которым ее определили хозяева.
12. Замените просторечное слово «здо́рово» в предложении 19 стилистически нейтральным синонимом (синонимичным выражением). Запишите этот синоним.
ОПРЕДЕЛИТЕ ВИД ПРИДАТОЧНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Родные места, где я вырос, навсегда останутся в моем сердце
© 2023, Крылова Светлана Владимировна 2928